Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическое вступление. мыслит, не исчезнут. Каждый человек переживает их по-своему




мыслит, не исчезнут. Каждый человек переживает их по-своему. Тем не менее, они не могут быть ни логически обоснованы, ни с достаточной точностью выражены в словах.

• Мистическая истина существует лишь для того, кто нашел ее, и
непостижима ни для кого другого, поэтому нельзя проверить правиль­
ность найденной мистической истины. По мнению мистиков, для того
чтобы узреть Истину, нужна специальная тренировка сознания. Но нет
объективного критерия, с помощью которого можно определить, что
сознание в результате тренировки достигло нужного состояния.

• Практика не может напрямую свидетельствовать об истинности
теории. Практические результаты получаются или не получаются,
вообще говоря, независимо от того, истинна или нет лежащая в её осно­
ве теория.

• Практические технологии, говорящие, как надо действовать в той
или иной конкретной ситуации, не отвечают на вопрос, почему так надо
действовать. В этом отношении любая практика напоминает магию, а
потому глубоко мистична. Мы действуем именно так, а не иначе, потому
что такое действие для нас самоочевидно.

• Только логика позволяет понять принципиальную простоту и единообразие природы психического. Отказ от логики невозможен. Он равносилен отказу от использования естественного языка.

• Однако логика никогда не может логически обосновать сама себя. В итоге мы никогда не сможем как высказать всё, что знаем, так и узнать всего того, что сказали.

• Хотя естественнонаучная теория не может непосредственно
использоваться на практике, но она предлагает и ученому-практику, и
экспериментатору увидеть реальность под неожиданным углом зрения
и, вследствие этого, найти новые способы взаимодействия с этой
реальностью. Теория не проверяется на практике, практика не вытекает
из теории. Но теория и практика всё же связаны между собой — они
вдохновляют друг друга на поиск новых идей.

• Проблема первоначал и конечных целей не является естественно­
научной. Нельзя экспериментально исследовать, что было до того, как
всё началось, и что будет после того, как всё закончится. Поэтому
некорректен — в рамках естественной науки — вопрос о первоначалах
души. Понимание границ естественной науки не означает слабости
естественнонаучного метода.

• Естественные науки не могут доказательно отрицать существо­
вание сверхъестественного, но полагают, что о таинственном и
сверхъестественном нельзя говорить на языке естественной науки, а
потому о мистическом можно только молчать. Они не признают его
как факт науки и не считают возможным изучать сверхъестественное
научными методами. [окончание cтраницы 117]


Раздел первый

• При построении естественнонаучной теории стоит опираться на ряд методологических принципов: идеализации, простоты, рациональ­ности, независимой проверяемости, соответствия и пр. Нарушение этих принципов при построении теории не означает, что теорию надо отбросить как неверную, но говорит о методологической дефектности теории и тем самым направляет исследователей на поиск другой теории.

• Особой опасностью для теории является её защита с помощью последовательно наращиваемых дополнительных допущений (горопизи-рование).

• Чем оригинальнее естественнонаучная теория (и чем при этом лучше она проверена!), тем она более эвристична для разработки новых эффективных методов практической деятельности. Только теория даёт более-менее надёжные оценки эффективности практической деятельности.

• Естественнонаучное познание парадоксально: научное открытие
открывает изумлённому от неожиданности учёному то, что он заранее
знает; обоснование является необходимым элементом науки, но само
по себе оно не обосновывает; естественнонаучное знание наиболее
достоверно, но оно заведомо неверно и т. д.

• Парадоксы естественнонаучного познания тесно связаны с парадоксами сознания. Психологическая теория, призванная разрешить проблему сознания, обязана объяснить закономерности процесса научного познания.

• Гуманитарные науки используют сходные методологические
принципы с естественными науками. Однако они ищут не истину, а
«единство смысла» тех текстов и явлений, которые рассматривают.

• В гуманитарных науках есть идеалы, но нет идеализированных объектов. Идеалы предопределены желаниями, а идеализация — логическими построениями и опытной проверкой.

• Главные критерии выбора одного из многих возможных смыслов
определяются в гуманитарной науке соотнесением с существующей
традицией и с теми идеалами и ценностями, которые принимаются в
данный момент научным сообществом.

• Новые идеи в гуманитарной науке не обязательно должны соответ­
ствовать
ранее созданным идеям. Но исследователь обязан продемон­
стрировать знание существовавших до него концепций, и в случае отказа от
этих концепций дать правдоподобное истолкование собственных взглядов.

• Естественнонаучными методами можно изучать неосознаваемую
работу сознания. Но содержание сознания, сформированное в процессе
этой работы, во многом остаётся прерогативой гуманитарного знания.

• Современные руководства по экспериментальной психологии —
это сводка не связанных между собой данных: отдельно по восприятию,
отдельно по памяти, отдельно по личности, отдельно по социальному
взаимодействию и т. д. [окончание cтраницы 118]


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.