Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. количества ДНК». Наконец, раз все живые организмы смертны, то и сама смерть объявляется одним из самых эффективных способов вы­живания1




количества ДНК». Наконец, раз все живые организмы смертны, то и сама смерть объявляется одним из самых эффективных способов вы­живания...1

Эволюционное учение ничего не предсказывает 2. Оно лишь за­дает исследователям способ интерпретации реальности в рамках есте­ственнонаучного мировоззрения, отказываясь — ив этом великая за­слуга Дарвина — от бытовавшего ранее предположения о божественном плане сотворения всего многообразия живых существ. Во многих слу­чаях оценка связи тех или иных свойств организмов с приспособленно­стью оказывается достаточно плодотворной. Однако любые конкрет­ные объяснения всё время сохраняют отпечаток непроверяемости. Ш. Перро, не подозревая об этом, пародировал в «Красной Шапочке» принятый в эволюционизме стиль обоснования: большие уши нужны жи­вотным, чтобы лучше слышать, а крепкие зубы — чтобы лучше ку­шать. А если у них нет больших ушей и крепких зубов — значит, они могут без них обойтись.

Попробуем порассуждать о возникновении сознания в духе тео­рии эволюции. Если у животных есть психика и сознание — значит, пси­хика и сознание являются эволюционным приобретением приспособи­тельного значения. Если же у них нет психики и сознания, значит, они им не нужны. Поскольку у животных есть психика, а у человека есть созна­ние, следовательно, животные не смогут выжить без психики, а челове­ку для выживания уже и психики недостаточно — ему нужно ещё и сознание. Примерно так рассуждают функционалисты. Но такой под­ход никоим образом не может разрешить проблему сознания. Это утвер­ждение принципиально важно, поэтому его стоит рассмотреть подроб­нее вне зависимости от обсуждаемого исторического контекста.

Начнем с логического анализа. Если выживают только те живот­ные, которые приспособлены, то, соответственно, те, кто не приспособ­лен, не выживает. Если животное приспособлено к среде без всякой психики и сознания, то ему, по этой логике, ни психика, ни сознание не нужны. Если же животное биологически не приспособлено к среде, то оно не выживет: уж коли не хватает собственных, изначально присущих врожденных возможностей для того, чтобы выжить, то весьма загадочно, [окончание cтраницы 161]

___________________________

1См. Аллахвердов В. М. Ук. соч., с. 251-267.

2Об этом пишут не только критики синтетической теории эволюции (типа А- А. Любишева и С. В. Мейена), но и её сторонники. Вот, например, мнение М. Рью-за: «Эволюционная теория ни в принципе, ни на практике не может быть опровергну-та, и, наоборот, нельзя найти подлинных фактических данных для её подтверждения» — см. РыозМ. Философия биологии. М., 1977, с. 176.


Раздел второй

как не способное выжить животное может не только выжить, но и поро­дить психику, сознание, социальные отношения и т. п. Если же предпо­ложить, что психика и сознание генетически заложены в человеке для выживания, то тогда сознание оказывается (вкупе с другими социальны­ми качествами) чисто биологическим приобретением. Даже если это весьма сомнительное утверждение принять, мы всё равно столкнемся с головоломками. Прежде всего: что это за социальное, которое генети­чески предопределено? Наконец, если оставаться в рамках естествен­нонаучного мировоззрения, то врожденными могут быть только какие-то физиологические механизмы, а ссылка на эти механизмы, как мы помним, не решает проблему осознанности.

Фактически для непосредственного решения задачи жизнеобес­печения сознание не только не нужно — оно может мешать, нарушая спасительный автоматизм организма. Как пишет В. Франкл, происхо­дит что-то неладное, когда сознание пытается регулировать действия, которые обычно осуществляются автоматически1. Известно, что люди, попав в катастрофу, чаще погибают не от реального физического воз­действия, а от ужаса, охватывающего их сознание. Наоборот, в бес­сознательном состоянии — например, в состоянии «естественного сомнам­булизма» (лунатизма) — больные могут без всякого страха показывать чудеса эквилибристики, недоступные им при полном сознании («в трез­вом уме и здравой памяти»), — ходить по карнизам крыш, вскарабки­ваться по веревке на башню и т. п.2

Думаю, каждый человек неоднократно переживал чувство изу­мления, сталкиваясь с автоматизмами собственного организма. Я, на­пример, хорошо помню несколько таких случаев в своей жизни. Так, од­нажды в горах мне пришлось переходить бурную речку по довольно широкому дереву, положенному над ней в качестве мостика. Если бы это дерево лежало на земле, я бы, конечно, прошел по нему без каких-либо проблем. Но осознание опасности привело к тому, что я — не­опытный горный турист — потерял равновесие (далее мы ещё будем специально рассматривать причины подобных ошибочных действий). Сам момент падения не осознавал. Лишь помню, как велико было моё удивление, когда я обнаружил, что не свалился в реку, а повис над ней, [окончание cтраницы 162]

________________________

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с. 267.

2См., например, Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1987, с. 176-182. Он пи­
шет: «Во время естественного сомнамбулизма человек приобретает свойства, которых
он не имел в нормальном состоянии, он становится сильным, ловким, хорошим гимнас­
том, совершенно подобно своим человекообразным предкам». Для Мечникова сомнам­
булы — живые автоматы, у которых сознательная воля временно нарушена.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.