КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание как логический механизм. текста. Вот примеры воспроизведения испытуемых: «Лодка не слась, подхваченная бурным потоком, как будто ни она
текста. Вот примеры воспроизведения испытуемых: «Лодка не слась, подхваченная бурным потоком, как будто ни она, ни пасса жиры не имели веса. В лодке сидели мальчики, они смотрели на проносящиеся мимо деревья. Река то спускалась с горы бурным потоком, то, выйдя на равнину, текла медленно, и мальчики, не успев осмотреться, вновь попадали в бурный поток»; «... Ребята были изумлены течением реки. Она как бы подбрасывала их вверх, а потом с вершины этой падала опять вниз»; «... их кидало из стороны в сторону и поднимало то вверх, то вниз» 1. Сформулируем вывод. Испытуемые, дабы избавиться от противоречия, которое не осознают: а) вносят в текст искажения (так появляется равнина, по которой течёт река); б) придают тексту не буквальное, а иное, в т. ч. метафорическое, значение («их как бы подбрасывало вверх»); в) вносят в текст дополнительные противоречия («их поднимало... вниз»); наконец, г) просто вытесняют противоречие из сознания, ограничиваясь красочным описанием спуска по реке и переживаниями героев. Вносившие такие изменения испытуемые потом, как правило, смогли, по просьбе экспериментатора, найти противоречия в тексте. Иначе говоря, они были чувствительны к этому противоречию. Работа сознания услужливо обеспечивала при восприятии текста лишённую противоречий очевидность и устраняла возможную двусмысленность. Те же испытуемые, которые легко пересказывали противоречивый текст без искажений, чаще всего позднее вообще не смогли найти содержательных ошибок в тексте даже при прямом указании экспериментатора. •Я с детства знал наизусть строки из «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, описывающих бой героя поэмы с барсом. И никогда не замечал (до знакомства с комментарием И. Сельвинского) противоречивость этого текста. Вчитайтесь в текст: Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лёг, Играя, навзничь на песок. То был пустыни вечный гость — Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, [окончание cтраницы 321] __________________ 1«Искусственный интеллект» и психология. М., 1976, с. 176-205.
Раздел четвертый Мотая ласково хвостом, На полный месяц, и на нём Шерсть отливала серебром. ...И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон; Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилёг, И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил... Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек... Он застонал, как человек, И опрокинулся. Лермонтов описал очень своеобразного барса. Мало того, что его шерсть отливала серебром (как, вероятно, должно быть у снежного барса, живущего исключительно в Гималаях). Мало того, что он появился в горах Кавказа прямёхонько из какой-то неведомой близлежащей пустыни (в которой он, тем не менее, не живёт, а — оксюморон! — вечно гостит). Но как барс при этом себя ведёт?! Я зачитывал эти строки сотням студентам и спрашивал: видят ли они что-либо странное в этом тексте? Ни один студент (а все они знакомы с «Мцыри» хотя бы по школьной программе) не заметил, что поведение барса удивительно. Барс ведёт себя то как дикая кошка (прыжок, прилёг, скачок), то самым неподобающим кошке образом: воет жалобно, как волк; встаёт на дыбы, как лошадь или медведь; стонет, как человек; сердито роет лапой песок (т. е. бьёт копытом?); весело визжит и грызёт кость, ласково мотая хвостом, как щенок...1 Не замеченные в детстве несуразнос ти текста остаются не обнаруженными и спустя годы. Если попросить студентов пересказать текст своими словами по памяти, то, как правило, многие странности исчезают: нет упоминания о пустыне, барс уже не встаёт на дыбы, не воет жалобно и т. д. [окончание cтраницы 322] _______________________ 1В следующем томе мы специально обсудим, почему подобные противоречивые тексты часто встречаются в художественной литературе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |