Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как логический механизм. Для примера. Группе из 24 студентов технического вуза чуть расширенный фрагмент данного текста зачитывали дважды; пос­ ле каждого предъявления испытуемые




Для примера. Группе из 24 студентов технического вуза чуть расширенный фрагмент данного текста зачитывали дважды; пос­ ле каждого предъявления испытуемые записывали всё, что запом­нили. Вот полученные данные (далее в скобках первое число — процент испытуемых, дословно или близко к тексту воспроиз­ведших соответствующий отрывок после первого предъявления, второе число — то же, но после второго предъявления)1: фрагменты поведения, типичного для кошки,одним прыж­ком (8; 42), потом прилёг (12; 46), кинулся на грудь (42; 67), пер­ вый бешеный скачок (46; 58), лёг навзничь (50; 67); фрагменты нетипичного поведения - мотая ласково хвостом (0; 0), про­тяжный, -жалобный, как стон (4; 21), весело визжал (8; 29), встал на дыбы (21; 42), сердито лапой рыл песок (33; 58). Типичное поведение вспоминается почти в 2,5 раза чаще при первом предъявлении и почти в 2 раза — при втором. А какие показатель­ ные замены делают испытуемые! Например, жалобный вой транс­формируется в рык. А в том месте, где барс должен вставать на дыбы, он, по воспоминаниям некоторых студентов, «выгнулся», «изогнулся» и пр. Оксюморон вечный гость почти не воспроиз­водим (8; 25), но зато появлялись варианты: «частый гость», «вла­дыка пустыни», «король пустыни». Сама пустыня более-менее воспроизводится только после второго предъявления (12; 42). Сравните с воспроизведением чащи (75; 88) или песка (50; 71). Стилистическая ошибка самого Лермонтова часто исправляется (один испытуемый прямо пишет: «и на нём, на барсе, шерсть от­ливала серебром», многие ограничиваются пересказом: «Под лун­ным светом шерсть переливалась серебром»). Конструкцию «и на нём» без пояснений не воспроизводит почти никто (8; 8).

Итак, механизм сознания действительно пытается избавиться от любого противоречия в поверхностном содержании сознания: сгладить это противоречие или даже вытеснить его с поверхности сознания. С этим законом тесно связана серия исследований Л. Фестингера, кото­рая как раз и была направлена на то, чтобы продемонстрировать упор­ное стремление испытуемых сглаживать противоречивость (несогласо-ванность) двух «знаний» о ситуации или о себе без осознания самого факma наличия противоречия. Поэтому обсуждаемый закон и назван законом Фрейда-Фестингера. В соответствии с теорией Фестингера, ло­гическая несогласованность информации, её несоответствие прошлому [окончание cтраницы 323]

____________________________

1Я благодарен М. Аллахвердову за помощь в обработке данных этого эксперимента.


 

Раздел четвертый

опыту и т. п. (Фестингер ввёл термин для обозначения такой несогласо­ванности — когнитивный диссонанс) побуждают индивида искать си­туации, в которых диссонанс ослабляется, и избегать ситуаций, в кото­рых он увеличивается. Таким образом, Фестингер первым целена­правленно изучал работу сознания по сглаживанию противоречий («дис­сонансов»). Эта концепция была подтверждена остроумнейшими экс­периментами автора и его последователей.

• Типичным противоречием в экспериментальных исследованиях когнитивного диссонанса было противоречие между знанием «я — хороший» и «я могу показаться другим плохим, так как я ответственен за плохой поступок». Например, экспериментатор под благовидным предлогом просит испытуемого солгать друго­му испытуемому («подставному», обычно на самом деле помощ­нику экспериментатора) или совершить иной поступок, противо­речащий их убеждениям или желаниям: проявить не оправдан­ную ситуацией агрессию, отказаться от еды или питья в состоянии голода или жажды и т. п. Результат: после совершения такого по­ступка человек находит дополнительное оправдание собственно­му деянию, даже не отдавая себе отчёт в поиске оправдания.

Пример: классический эксперимент Л. Фестингера, выпол­ненный им совместно с Дж. Карлсмит. Студенты в течение часа должны были (основное задание) закручивать длинный ряд гаек на четверть оборота ключа каждую, а затем, вернувшись к началу ряда, проделать эту же процедуру ещё раз, затем — ещё раз и т. д. По окончании экспериментатор убеждал каждого студента в на­учных целях и за дополнительную плату расписать выполненную работу как чрезвычайно интересную и приятную молодой жен­щине, якобы ожидающей своей очереди на участие в эксперимен­те. Одни студенты получили за эту ложь двадцать долларов, дру­гие — только доллар. Затем все студенты отвечали на вопросы о том, как им понравилось основное задание. Те, кто получил за ложь двадцать долларов, оценили его как скучное (оно и было скучным). Те же студенты, которые не смогли сгладить внут­реннее неудовольствие от собственной лжи хотя бы наличием достаточного денежного вознаграждения, были склонны неосо­знанно изменить своё впечатление от работы. Студенты, полу­чившие за ложь доллар, оценили работу как доставившую им удовольствие! А отсюда уже как бы следовало, что они на са­мом деле не так уж и сильно солгали. [окончание cтраницы 324]



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.