Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как логический механизм. • В исследовании Ф. Зимбардо экспериментатор рассказывал сол­датам о новых требованиях к армии, о необходимости готовить себя к трудным испытаниям




• В исследовании Ф. Зимбардо экспериментатор рассказывал сол­датам о новых требованиях к армии, о необходимости готовить себя к трудным испытаниям, об альтернативных источниках пищи для выживания в экстремальных условиях и предлагал доброволь­но, в целях тренировки, съесть несколько жареных кузнечиков. В одной группе экспериментатор вёл себя так, чтобы понравиться солдатам: был вежлив, доброжелателен и пр. («привлекательный» лектор). В другой группе он разговаривал холодно, раздражённо, грубо обрывал ассистента и другими подобными способами вы­зывал неприязнь аудитории («неприятный» лектор). Примерно половина испытуемых и в той, и в другой группах согласились съесть кузнечиков. Дважды — за несколько дней до эксперимен­ та и спустя некоторое время после поедания кузнечиков — изме­рялась привлекательность 10 видов пищи, включая упомянутых кузнечиков. Оказалось: только 5% испытуемых, согласившихся на просьбу «привлекательного» лектора, оценили жареных кузне­чиков как более вкусных, чем они оценивали до эксперимента; в группе, перед которой выступал «неприятный» лектор, вкус куз­нечиков «улучшился» у 55% испытуемых. Интерпретация опирает­ ся на представление, что участник эксперимента должен был объяснить самому себе, зачем съел еду, которая ему заведомо не нравится. Он не был обязан её есть — половина участников отказалась, и это не привело ни к каким отрицательным последстви­ям. Зачем же съел? В одном случае было подставлено достаточ­ное оправдание, которое у многих снимало противоречие: хоро­ший человек попросил, а чего не сделаешь ради хорошего челове­ка! Но зачем съел, если попросил нехороший человек? Неосознаваемая работа сознания подготавливает ответ по край­ней мере для некоторых испытуемых: съел, потому что кузнечик на самом деле вкуснее, чем я думал. Вот это изменение вкусовой оценки и является, по мнению исследователей, проявлением сгла­живания когнитивного диссонанса. Стоит обратить внимание: оценка того, насколько вкусна пища, осознаётся непосредствен­но и обычно (за исключением дегустаторов и гурманов) осуще­ствляется без какой-либо специальной деятельности сознания. Тем не менее, для того чтобы избавиться от противоречия, происхо­дит изменение этой субъективно очевидной оценки!1.

________________________________________

1Описание этих и многих других исследований см. в кн.: Трусов В. П. Социаль-но-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980, с. 22-62; Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998, с. 190-255.


 

Раздел четвертый

3. Фрейд, говоря о вытеснении, особо подчёркивал, что вытесня­ются из сознания не только явные противоречия, но и скрытые дву­смысленности. Действительно, можно привести огромное количество ис­следований, демонстрирующих, что человек стремится к однозначности и к уходу не только от явных, но и от неосознаваемых противоречий.

• Дж. Бэгби на короткое время показывал испытуемым через сте­
реоскоп диапозитивы так, что каждый глаз видел разное изображе­
ние. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали сразу
два изображения: одно — типичное для американской культуры (игра
в бейсбол, девушка-блондинка и т. д.), а другое — типичное для мек­
сиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и т. п.). Со­
ответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру ос­
новных масс, структуре и распределению света и теней. Хотя неко­
торые испытуемые замечали, что им предъявлено две картины,
большинство осознавало, что видит только одну — ту, которая им
была больше знакома, которая типична для их опыта '.

Похожее исследование провел К. Изард с соавторами. Испы­туемые были разбиты на две группы. С одной группой эксперимен­таторы обращались тепло и сердечно, а со второй — холодно и фор­мально, вызывая у них негативные чувства. Исследователи отобрали также фотографии людей, явно выражающих положительные или, наоборот, отрицательные эмоции. Эти фотографии, как и в исследо­вании Дж. Бэгби, показывались испытуемым через стереоскоп. Ис­пытуемые видели каждый тип фотографий равное число раз каж­ дым глазом. Результаты, таким образом, не зависели от доминирова­ния левого или правого глаза. Оказалось, что испытуемые первой группы чаще сообщали о том, что видят на фотографии счастливое выражение лица, чем испытуемые второй группы, которые, наобо­рот, чаще характеризовали выражение лица на предъявленной фото­графии как злобное или хмурое 2. В этом исследовании также прояв­ляется тенденция испытуемых не замечать одного из двух изобра­жений, одновременно предъявленных на разные глаза.

• В эксперименте А. Джадсона и К. Кофера испытуемый решал стан­
дартную интеллектуальную задачу: определить, какое из четырёх
предъявленных слов не имеет отношения к трём другим. Тонкость
эксперимента состояла в том, что задача имела два равновероятных
решения. Например, предъявляются слова «прибавить», «вычесть»,[окончание cтраницы 326]

_____________________

1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 96.

2 Изард К. Психология эмоций. СПб, 1999, с. 85-86.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.