Во втором разделе тома сгруппированы ленинские заметки о книгах, статьях и рецензиях на работы по
Философии и естествознанию за 1903—1916 годы, яв- ляющиеся существенным дополнением наших знаний о занятиях Ленина проблемами философии. Эти за- метки интересны не только тем, что они расширяют наше представление о круге философской и естественно- научной литературы, которая была в поле зрения Ленина в эти годы; в них содержится ряд важных по- ложений, в частности, по философским вопросам есте- ствознания, критике буржуазной философии и т. п.
В «Философских тетрадях» Ленин рассматривает естествознание как важнейшую область человеческого познания, указывает на зависимость его развития от практики, техники, на диалектический характер этого развития. «Всему познанию человека вообще, — пишет он, — свойственна диалектика. А естествознание пока- зывает нам... объективную природу в тех же ее каче- ствах, превращение отдельного в общее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаимную связь противоположностей» (стр. 321). В сложном процессе познания закономерностей природы, объясняет Ленин, кроются истоки их идеалистического истолкования. Касаясь отказа некоторых естествоиспытателей от ма- териализма, он указывает на связь этого явления с быстрым развитием естествознания: «Чтобы свобод- нее двигаться в этом новом, еще темном, гипотетиче- ском, — пишет он, — долой „материализм", долой „свя- зывающие" старые идеи („молекула"), назовем по-но- вому (биоген), чтобы вольнее искать новых знаний! NB. К вопросу об источниках и живых побудительных мотивах современного „идеализма" в физике и естество- знании вообще» (стр. 354). Идеалистическая интер- претация естественнонаучных открытий связана, по Ленину, также с незнанием естествоиспытателями диа- лектики, с их непониманием современного, диалекти- ческого материализма. «У естествоиспытателей, — заме- чает он, — узко понятие превращения и нет понимания диалектики», необходимой для овладения «искусством оперировать с понятиями» (стр. 236). Кроме общей ха- рактеристики развития естественнонаучного познания, Ленин останавливается и на отдельных его проблемах:
бесконечности материи, сущности пространства и вре- мени, значении математических абстракций, роли сим- волов в математике и других.
В последний раздел тома вошли отрывки из книг И. Дицгена, Г. В. Плеханова, В. М. Шулятикова, А. Рея, Ю. М. Стеклова и статьи А. М. Деборина с замечаниями и пометками В. И. Ленина. Ленинские замечания важны не только для оценки того или иного автора, в них затронут широкий круг проблем диалек- тического и исторического материализма, истории фи- лософии, философских вопросов естествознания, науч- ного атеизма.
В настоящем томе впервые публикуются замечания Ленина на полях и в тексте книги И. Дицгена «Мел- кие философские работы», в основном сделанные им в 1908 году при работе над книгой «Материализм и эмпириокритицизм», где значительная часть их была использована. Ленин высоко оценивает партийность философа-самоучки, самостоятельно пришедшего к диа- лектическому материализму, его понимание предмета философии, теории отражения, борьбу против рели- гии и идеалистической философии и т. п. Останавли- вается Ленин и на ошибках Дицгена, на его путанице в философских понятиях, причиной которой было отсут- ствие достаточного философского образования и некри- тическое использование терминологии своих философ- ских противников. Несмотря на эти «частные ошибки в изложении диалектического материализма» (Сочи- нения, 5 изд., том 18, стр. 360), Ленин видел в Дицгене философского единомышленника и использовал его работы в борьбе против махистов.
По-иному оценивает Ленин книгу В. М. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской фило- софии», написанную под известным влиянием А. Богда- нова. В замечаниях на этой книге Ленин резко крити- кует вульгарный, примитивный материализм автора, исказившего историческое развитие философской мысли в Западной Европе, отвергает его смешение различных, хотя и близких друг к другу, философских направле- ний, сведение всей буржуазной философии к апологии
капитализма «без анализа сути» (настоящий том, стр 472) и т н. Ленинские замечания на книге Шуля- тикова имеют важное значение для борьбы против вуль- гаризации исторического материализма и истории фило-
софии. В замечаниях на книге А. Рея «Современная философия» Ленин продолжает критику позитивистских взглядов автора, данную в книге «Материализм и эмпириокритицизм», отмечая вместе с тем, что при рассмотрении ряда конкретных вопросов естествознания Рей становится на позицию «стыдливого материализма» и даже приближается «к диалектическому материализму» (см., например, стр. 517 и 515).
Значительный интерес представляют замечания Ленина на книгах Г. В. Плеханова и Ю. М. Стеклова о Чернышевском. Они свидетельствуют о том большом внимании, которое Ленин уделял истории русской общественной мысли, в частности, истории русской фи- лософии, как высоко ценил ее передовые, материали- стические традиции. Ленин подчеркивает революцион- ный демократизм и материализм Чернышевского, его решительную борьбу против либерализма, за крестьян- скую революцию. Сравнивая книгу Плеханова 1909 года с положенной в ее основу его работой о Чернышевском 1899 года, Ленин показывает, как меньшевистские взгляды автора приводят к неверной оценке классового содержания деятельности Чернышевского. «Из-за тео- ретического различия идеалистического и материали- стического взгляда на историю Плеханов просмотрел практически-политическое и классовое различие либе- рала и демократа» (стр. 562).
Сопоставление ленинских замечаний на книгах Пле- ханова и Стеклова позволяет отметить отрицательное отношение Ленина к двум противоположным тенден- циям в оценке великого русского революционера-де- мократа: сближению Чернышевского с либерализмом и затушевыванию его революционно-демократических идей (Плеханов в книге 1909 г.) и стремлению в из- вестной мере стереть грань между взглядами Черны- шевского и марксизмом (Стеклов).
* *
*
Ленинские рукописи, по которым публикуются ма- териалы настоящего тома, написаны на русском, не- мецком, французском и, отчасти, английском языках; в тексте встречаются также несколько названий латин- ских и итальянских книг, латинских и древнегреческих слов и выражений. Слова в рукописях, которые Ленин писал как заметки для себя и в таком виде, конечно, не предназначал для публикации, написаны часто сокращенно, иногда — неразборчиво, чем объясняется различная расшифровка некоторых из них в различных изданиях. В целях максимального приближения к ле- нинской рукописи иностранные термины и выражения, кроме общеизвестных, перемежающиеся с русским текстом, написанные на полях или связанные с контек- стом дальнейшего изложения, даны в томе на языке оригинала с подстрочным переводом, если они не пере- ведены в тексте Лениным. Текст цитат отделяется от вставленных автором слов кавычками, причем ленин- ские переводы оформлены кавычками в виде запятых („"), а редакционные — обычными издательскими кавыч- ками («»). После сделанных Лениным отсылок на стра- ницы цитируемых книг, которые заключены в круглые скобки, в квадратных скобках петитом указаны стра- ницы последнего русского издания этих книг.
Все выделения текста автором воспроизведены посред- ством шрифтов: слова или части слов, подчеркнутые одной волнистой или прямой тонкой линией, набраны курсивом; двумя — курсивом вразрядку; тремя — прямым полужирным шрифтом и т. д.
Текст настоящего издания вновь сверен с рукопи- сями Ленина, а редакционные переводы — с первоисточ- никами. В конце тома даны примечания, указатели литературы, цитируемой и упоминаемой В. И. Лениным, имен и предметный указатель.
Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС
I
КОНСПЕКТЫ И ФРАГМЕНТЫ
КОНСПЕКТ КНИГИ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО»1
Написано не ранее 25 апреля (7 мая) — не позднее 7 (19) сентября 1895 г.
Впервые напечатано в 1930 э. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, ИЛИ КРИТИКА КРИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ2
ПРОТИВ БРУНО БАУЭРА И КОМПАНИИ
ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА И КАРЛА МАРКСА
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
(И. РЮТТЕН) 1845
Маленькая книжечка, формата в восьмушку писчего листа, состоит из предисловия (стр. III—IV) * [7—8]** (подпись: Париж, сентябрь 1844), оглавления (V— VIII стр.) [646—648] и текста (стр. 1—335) [9—230], раз- деленного на 9 глав (Kapitel). Главы I, II, III написаны Энгельсом, главы V, VIII и IX — Марксом, главы IV, VI и VII — обоими, причем, однако, каждый особо подписывал написанный им § или абзац главы, снаб- женный особым заголовком. Все эти заголовки — сати- рические до „критического превращения мясника в со- баку" включительно (так озаглавлен § 1 главы VIII-ой). Энгельсу принадлежат страницы 1—17 [9—21] (I, II, III главы и § 1 и 2 в главе IV), 138—142 [101—104] (§ 2а в VI главе), 240—245 [167-170] (§ 2Ь в VII главе):
т.
е..
страниц
из
335.
Первые главы — сплошная критика слога (в с я (!) I глава, стр. 1—5 [9-11]) „Литературной Газеты" \\"Allge-
meine Literatur-Zeitung" von Bruno Bauer — предисло- вие говорит, что против ее первых 8 выпусков и на- правляется критика Маркса и Энгельса]], критика ео извращений истории (глава II, стр. 5—12 [12—17], специально английской истории), критика ее тем
* F. Engels und К. Marx. Die heilige Familie, Oder Kritik der kritischen Kritik. Frankfurt a. M., 1845. Ред.
** К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 2. Ред.
(глава III, 13—14 [18—19], высмеивание Grundlichkeit * изложения какого-то спора г-на Nauwerk'a с берлин- ским философским факультетом 3), критика рассуждений о любви (глава IV, 3, — Маркс), критика изложения Прудона в „Литературной Газете" (IV, 4, — Proudhon, стр. 22 [25] u. ff. bis ** 74 [59] 4. В начале тут масса по- правок перевода: смешали-де formule et signification ***, перевели justice — Gerechtigkeit вместо Rechtspraxis etc. ****). За этой критикой перевода (Маркс назы- вает это — Charakterisierende Ubersetzung № I, II u. s. w. *****) следует Kritische Randglosse № I u. s. w. ******, где Маркс защищает Прудона от крити- ков „Литературной Газеты", противопоставляя спеку- ляции свои явно социалистические идеи.
Тон Маркса по отношению к Прудону очень хвалеб- ный (хотя есть небольшие оговорки, например ссылка на „Umrisse zu einer Kritik der Nationalokonomie" Энгельса в „Deutsch-Franzosische Jahrbucher" 5).
Маркс подходит здесь от гегелевой философии к социализму: переход наблюдается явственно — видно, чем уже овладел Маркс и как он переходит к новому кругу идей.
«Политическая экономия, принимающая отношения частной собственности за человеческие и разумные, непрерывно впадает в противоречие со своей основной предпосылкой — частной собственностью, в противо- речие, подобное тому, в которое впадает теолог, когда он, постоянно истолковывая религиозные представления на человеческий лад, тем самым беспрестанно грешит против своей основной предпосылки — сверхчеловеч- ности религии. Так в политической экономии заработ- ная плата вначале выступает как причитающаяся труду пропорциональная доля в продукте. Заработная плата и прибыль на капитал стоят друг к другу в самых
* — основательности. Ред. * * — und folgende bis — и следующие до. Ред. *** — формулу и значение. Ред. * * * * — справедливость вместо юридической практики и т. д. Ред. ***** — характеризующий перевод № I, II и т. д. Ред, ****** — критический комментарий К I а I. д. Ред,
дружественных, взаимно благоприятствующих, по ви- димости в самых что ни на есть человечных отношениях. Впоследствии же оказывается, что отношения эти — самые наивраждебные, что заработная плата находится в обратном отношении к прибыли на капитал. Стои- мости сначала дается по видимости разумное определе- ние: она определяется издержками производства вещи и общественной полезностью последней. Впоследствии же оказывается, что стоимость есть чисто случайное определение, не стоящее ни в каком отношении ни к из- держкам производства, ни к общественной полезности. Величина заработной платы определяется сначала как результат свободного соглашения между свободным рабочим и свободным капиталистом. Впоследствии же оказывается, что рабочий вынужден согласиться на определение заработной платы капиталистом, послед- ний же вынужден держать заработную плату на воз- можно более низком уровне. Место свободы договари- вающейся Parthei *» [именно так пишется это слово в данной книге] «заняло принуждение. Таким же обра-
зом обстоит дело с торговлей и со всеми прочими эко- номическими отношениями. Иногда сами экономисты чувствуют эти противоречия, и раскрытие этих проти- воречий составляет главное содержание ведущейся между экономистами борьбы. Но в тех случаях, когда эти противоречия так или иначе осознаются экономи- стами, последние сами нападают на частную собствен- ность в какой-нибудь из ее частных форм, обвиняя те или иные частные формы ее в фальсификации разумной самой по себе, именно в их представлении, заработной платы, разумной самой по себе стоимости, разумной самой по себе торговли. Так, Адам Смит нападает иногда на капиталистов, Дестют де Траси — на банкиров, Симонд де Сисмонди — на фабричную систему, Ри- кардо — на земельную собственность, почти все новей- шие экономисты — на непромышленных капиталистов, в лице которых частная собственность выступает толь- ко как потребитель.
— партии, стороны. Ред.
Таким образом, экономисты иногда в виде исключе- ния отстаивают видимость человечного в экономических отношениях — особенно тогда, - когда они нападают на какое-нибудь специальное злоупотребление, — но чаще всего они берут эти отношения как раз в их явно выраженном отличии от человечного, в их строго эко- номическом смысле. Не сознавая этого противоречия и шатаясь из стороны в сторону, они не выходят за его пределы.
Прудон раз навсегда положил конец этой бессозна- тельности. Он отнесся серьезно к человечной видимости экономических отношений и резко противопоставил ей их бесчеловечную действительность. Он заставил их в действительности быть тем, чем они являются в их собственном представлении о себе, или, вернее, он заставил их отказаться от этого представления о себе и признать свою действительную бесчеловечность. Он поэтому вполне последовательно изобразил в качестве фактора, фальсифицирующего экономические отноше- ния, не тот или иной вид частной собственности в от- дельности, как это делали остальные экономисты, а частную собственность просто, в ее всеобщности. Он сделал все, что может сделать критика политической экономии, оставаясь на политико-экономической точке зрения» (36—39) [34-36].
* — точке зрения. Ред,
Упрек Эдгара (Edgar — из „Литературной Газеты"), что Прудон делает „божество" из „справедливости", Маркс отодвигает тем, что-де сочинение Прудона 1840-го года не стоит на „штандпункте * немецкого раз- вития 1844 года" (39) [36], что это общий грех французов, что надо припомнить и прудоновскую ссылку на отри- цание, осуществляющее справедливость, — ссылку, по- зволяющую отделаться и от этого абсолюта в истории (um auch dieses Absoluten in der Geschichte uberhoben zu sein — в конце 39 стр.). «Если Прудон не доходит до этого последовательного вывода, то этим он обязан тому печальному обстоятельству, что он родился фран- цузом, а не немцем» (39—40) [36].
Далее следует Критический комментарий № II (40-46) [37—41], очень рельефно выдвигающий почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата.
«Существующая до сих пор политическая эконо- мия отправляясь от факта богатства, создаваемого движением частной собственности якобы для народов, приходила к апологии частной собственности. Прудон отправляется от противоположного факта, софистически завуалированного в политической экономии, от факта бедности, создаваемой движением частной собствен- ности, и приходит к выводам, отрицающим частную собственность. Первая критика частной собственности исходит, естественно, из того факта, в котором полная противоречий сущность частной собственности прояв- ляется в самой осязательной, самой кричащей, непо- средственно самой возмутительной для человеческого чувства форме, из факта бедности, нищеты» (41) [37].
«Пролетариат и богатство — это противоположности. Как таковые они образуют некоторое единое целое. Они оба порождены миром частной собственности. Весь вопрос в том, какое определенное положение каждый из этих двух элементов занимает в рамках антагонизма. Недо- статочно объявить их двумя сторонами единого целого.
Частная собственность как частная собственность, как богатство, вынуждена сохранять свое собственное суще- ствование, а тем самым и существование своей проти- воположности — пролетариата. Это — положительная сторона антагонизма, удовлетворенная в себе самой частная собственность.
Напротив, пролетариат как пролетариат вынужден упразднить самого себя, а тем самым и обусловли- вающую его противоположность — частную собствен- ность, — делающую его пролетариатом. Это — отрица- тельная сторона антагонизма, его беспокойство внутри него самого, упраздненная и упраздняющая себя част- ная собственность.
Имущий класс и класс пролетариата представляют одно и то же человеческое самоотчуждение. Но первый класс чувствует себя в этом самоотчуждении удовлет-
воренным и утвержденным, воспринимает отчуждение как свидетельство своего собственного могущества и обла- дает в нем видимостью человеческого существования. Второй же класс чувствует себя в этом отчуждении унич- тоженным, видит в нем свое бессилие и действительность нечеловеческого существования. Класс этот, употребляя выражение Гегеля, есть в рамках отверженности возму- щение против этой отверженности, возмущение, которое в этом классе необходимо вызывается противоречием между его человеческой природой и его жизненным положением, являющимся откровенным, решительным и всеобъемлющим отрицанием этой самой природы.
Таким образом, в пределах всего антагонизма част- ный собственник представляет собой консервативную сторону, пролетарий — разрушительную. От первого исходит действие, направленное на сохранение анта- гонизма, от второго — действие, направленное на его уничтожение.
Правда, частная собственность в своем экономиче- ском движении сама толкает себя к своему собственному упразднению, но она делает это только путем незави- сящего от нее, бессознательного, против ее воли про- исходящего и природой самого объекта обусловленного развития, только путем порождения пролетариата как пролетариата, — этой нищеты, сознающей свою духов- ную и физическую нищету, этой обесчеловеченности, сознающей свою обесчеловеченность и потому самое себя упраздняющей. Пролетариат приводит в исполне- ние приговор, который частная собственность, порождая пролетариат, выносит себе самой, точно так же как он приводит в исполнение приговор, который наемный труд выносит самому себе, производя чужое богатство и собственную нищету. Одержав победу, пролетариат никоим образом не становится абсолютной стороной общества, ибо он одерживает победу, только упраздняя самого себя и свою противоположность. С победой проле- тариата исчезает как сам пролетариат, так и обусловли- вающая его противоположность—частная собственность.
Если социалистические писатели признают за про- летариатом эту всемирно-историческую роль, то это
никоим образом не происходит от того, что они, как уверяет нас критическая критика, считают пролетариев богами. Скорее наоборот. Так как в оформившемся пролетариате практически закончено отвлечение от всего человеческого, даже от видимости человеческого; так как в жизненных условиях пролетариата все жиз- ненные условия современного общества достигли высшей точки бесчеловечности; так как в пролетариате человек потерял самого себя, однако вместе с тем не только обрел теоретическое сознание этой потери, но и непо- средственно вынужден к возмущению против этой бес- человечности велением неотвратимой, не поддающейся уже никакому прикрашиванию, абсолютно властной нужды, этого практического выражения необходимо- сти, — именно поэтому пролетариат может и должен сам себя освободить. Но он не может освободить себя, не уничтожив своих собственных жизненных условий. Он не может уничтожить своих собственных жизнен- ных условий, не уничтожив всех бесчеловечных жиз- ненных условий современного общества, сконцентриро- ванных в его собственном положении. Он не напрасно проходит суровую, но закаляющую школу труда. Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле, и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказы- ваются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества. Нет надобности распространяться здесь о том, что значительная часть английского и французского пролетариата уже сознает свою историческую задачу и постоянно работает над тем, чтобы довести это сознание До полной ясности» (42—45) [38—40].
КРИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ №3
«Г-ну Эдгару должно быть известно, что г-н Бруно Бауэр положил в основу всех своих рассуждений бесконечное самосознание» и принцип этот рассматри-вал
как творческий принцип даже евангелий, своей беско- нечной бессознательностью, - казалось бы, прямо про- тиворечащих бесконечному самосознанию. Точно так же Прудон рассматривает равенство как творческий прин- цип прямо противоречащей ему частной собственности. Если г-н Эдгар на минуту сравнит французское равен- ство с немецким самосознанием, он найдет, что по- следний принцип выражает по-немецки, т. е. в формах абстрактного мышления, то, что первый выражает по-французски, т. е. на языке политики и мыслящего созерцания. Самосознание есть равенство человека с самим собой в сфере чистого мышления. Равенство есть осознание человеком самого себя в сфере практики, т. е. осознание человеком другого человека как равного себе и отношение человека к другому человеку как к равному. Равенство есть французское выражение для обозначения единства человеческой сущности, для обозначения родового сознания и родового поведения человека, практического тождества человека с челове- ком, т. е. для обозначения общественного, или чело- веческого, отношения человека к человеку. Поэтому, подобно тому как разрушительная критика в Германии, прежде чем дойти, в лице Фейербаха, до рассмотре- ния действительного человека, старалась разделаться со всем определенным и существующим при помощи принципа самосознания, — подобно этому разрушитель- ная критика во Франции старалась достигнуть того же при помощи принципа равенства» (48—49) [42—43].
«Мнение, что философия есть абстрактное выражение существующего положения вещей, принадлежит, по своему происхождению, не господину Эдгару, а Фейер- баху, который впервые охарактеризовал философию как спекулятивную и мистическую эмпирию и доказал это» (49—50) [43].
««Мы снова и снова возвращаемся к тому же... Прудон пишет в интересах пролетариев» *. Да, его побуждает писать не интерес самодовлеющей крити- ки, не абстрактный, искусственно созданный интерес,
• Это Марксова цитата из Эдгара.
а массовый, действительный, исторический интерес, — такой интерес, который ведет дальше простой критики, интерес который приведет к кризису. Прудон не только пишет в интересах пролетариев: он сам пролетарии, ouvrier* Его произведение есть научный манифест французского пролетариата и имеет поэтому совер- шенно иное историческое значение, нежели литера- турная стряпня какого-нибудь критического критика» (52—53) [45].
«Желание Прудона упразднить неимение и старую форму имения вполне тождественно с его желанием упразднить практически отчужденное отношение чело- века к своей предметной сущности, упразднить поли- тико-экономическое выражение человеческого самоотчу- ждения. Но так как его критика политической экономии все еще остается во власти предпосылок политической экономии, то обратное завоевание предметного мира само еще выступает у Прудона в политико-экономиче- ской форме владения.
Критическая критика заставляет Прудона противо- поставлять неимению — имение; Прудон же, напротив, противопоставляет старой форме имения — частной собственности — владение. Он объявляет владение «об- щественной функцией». В функции же «интерес» напра- влен не на то, чтобы «исключить» другого, а на то, чтобы приложить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа.
Прудону не удалось дать этой своей мысли соответ- ствующее ей развернутое выражение. Представление о «равном владении» есть политико-экономическое, сле- довательно — все еще отчужденное выражение того положения, что предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека, есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку. Прудон преодолевает политико- экономическое отчуждение в пределах политико-эконо-
II
мического отчуждения» (54—55) [46-47]
— Рабочий. Ред,
Это место характерно в высшей степени, ибо пока- зывает, как Маркс подходит к основной идее всей своей „системы", sit venia verbo*, — именно к идее общест- венных отношений производства.
Как мелочь, отметим, что на стр. 64 [52] Маркс по- свящает 5 строк тому, что „критическая критика" пере- водит marechal — „Marschall" вместо,. Hufschmied" **. Очень интересны стр. 65—67 [53—55] (Маркс подходит к теории трудовой стоимости); стр. 70—71 [56—57] (ответ Маркса Эдгару на упрек, что Прудон путает, говоря, что рабочий не может выкупить своего про- дукта), 71—72 и 72—73 [57—58] (мечтательный, идеали- стический, „эфирный" (atherisch) социализм — и „мас- совидный" социализм и коммунизм).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление