Стр. 77 [61]. (Последний абзац: устарелость наив- ного отношения богатых и бедных: „si le riche 1е savait!" ****).
Стр. 79—85 [62—67]. (Все эти 7 страниц целиком крайне интересны. Это § 2: «Тайна спекулятивной конструк- ции» — критика спекулятивной философии с извест- ным примером „плода" — der Frucht — критика, прямо направленная и против Гегеля. Тут же крайне интересное замечание, что Гегель „очень часто" внутри спекулятивного изложения дает действительное изложение, захватывающее самый предмет — die S а с h е selbst.)
Стр. 92, 93 [71, 72] — отрывочные замечания
против Degradierung der Sinnlichkeit *****.
Стр. 101 [76]. «Он» (Szeliga) «не способен... видеть, что промышленность и торговля создают совершенно иного рода универсальные царства, чем хриcтиан-
* — да будет позволено так сказать. Ред.
* * — «маршал» вместо «кузнец». Ред.
*** — наоборот. Ред.
**** — «если бы богатый это знал». Ред.
••••• — принижения чувственности, Ред.
ство и мораль, семейное счастье и мещанское бла- гополучие».
Стр. 102 [77]. (Конец 1-ого абзаца — ядовитые замеча- ния о значении нотариусов в современном обще- стве... «Нотариус — это светский духовник. Он — пуританин по профессии, а «честность», говорит Шекспир, «не пуританка» 7. Он в то же время свод- ник для всевозможных целей, заправила буржуаз- ных интриг и козней».)
Стр. 110 [82—83]. Другой пример высмеивания абст- рактной спекуляции: „конструкция" того, как человек становится господином над зверями; „зверь" (das Tier) как абстракция превращается из льва в мопса и т. д.
Стр. 111 [83]. Характерное место по поводу Евгения Сю 8: из лицемерия пред bourgeoisie он морально идеализирует гризетку, минуя ее отношение к браку, ее „наивную" связь с etudiant или ouvrier *. «Именно в рамках этой связи она» (grisetle) «обра- зует истинно человеческий контраст по отношению к лицемерной, черствой и себялюбивой супруге буржуа и ко всему кругу буржуазии, т. е. ко всему официальному обществу».
Стр. 117 [87]. „Масса" XVI и XIX веков была различна „von vorn herein" **.
Стр. 118—121 [88-90]. Этот пассус (в VI главе: «Абсо- лютная критическая критика, или критическая критика в лице г-на Бруно». 1) Первый поход абсо- лютной критики, а) «Дух» и «масса») крайне важен: критика того взгляда, будто история была неудачна вследствие интереса к ней массы и рас- четов на массу, которая довольствовалась „поверх- ностным" пониманием „идеи".
«Если поэтому абсолютная критика действительно что-нибудь осуждает за «поверхностность», так это именно всю прежнюю историю вообще, дела и идеи которой были идеями и делами «масс». Она отвергает
* — студентом или рабочим. Ред, ** — «с самого начала», Ред.
массовую историю и на ее место намерена поставить критическую историю (см. статьи г-на Жюля Фаухера о злободневных вопросах английской жизни 9)» (119) [88—89].
NB
««Идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса». С другой стороны, нетрудно понять, что всякий массовый, добива- ющийся исторического признания «интерес», когда он впервые появляется на мировой сцене, далеко выходит в «идее» или «представлении», за свои действительные границы и легко смешивает себя с человеческим интересом вообще. Эта иллюзия образует то, что Фурье называет тоном каждой исторической эпохи» (119) [89] — иллюстрация этого на примере французской революции (119—120) и: известные слова (120 in fine *) [90]:
NB
«Вместе с основательностью исторического дей- ствия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является». До какой степени доходила у Бауэра резкость деле- ния на Geist и Masse **, видно из такой фразы, на которую Маркс нападает: «в массе, а не в чем-либо дру- гом, следует искать истинного врага духа»10 (121) [90]. Маркс отвечает на это, что враги прогресса — полу- чившие самостоятельное существование (verselbstandig- ten) продукты самоунижения массы, но продукты не идеальные, а материальные, внешним образом су- ществующие. Уже газета Loustalot 11 в 1789 г. имела девизом:
Les grands ne nous paraissent grands Que parce que nous sommes a genoux. Levons-nous! ***
А чтобы подняться (122) [90] — говорит Маркс — недостаточно сделать это в мысли, в идее,
* — в конце. Рев. ** — дух и массу. Ред. *** — Великие кажутся нам великими лишь потому, Что мы сами стоим на коленях. Поднимемся! Ред.
«А между тем абсолютная критика научилась из гегелевской «Феноменологии»12, по крайней мере, одному искусству — превращать реальные, объективные, вне меня существующие цепи в исключительно идеальные, исключительно субъективные, исключительно во мне существующие цепи и поэтому все внешние, чувствен- ные битвы превращать в битвы чистых идей» (122) [90].
Этим можно доказать — язвит Маркс — престаби- лированную* гармонию критической критики и цен- зуры, выставить цензора не полицейским палачом (Poli- zeischerge), а моим собственным персонифицированным чувством такта и меры.
Носясь с своим „Geist", абсолютная критика не иссле- дует, нет ли фразы, самообмана, дряблости (Kernlosig- keit) в его воздушных (windigen) претензиях.
«Точно так же обстоит дело и с «прогрессом». Вопреки претензиям «прогресса», постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения. Не догадываясь, что категория «прогресса» лишена всякого содержания и абстрактна, абсолютная критика настолько глубоко- мысленна, что признает «прогресс» абсолютным для того, чтобы в целях объяснения регресса можно было под- ставить «личного противника» прогресса, массу» (123— 124) [91].
«Все коммунистические и социалистические писатели исходили из наблюдения, что, с одной стороны, даже самым благоприятным образом обставленные блестящие деяния видимо остаются без блестящих результатов и вырождаются в тривиальности; с другой же стороны, что всякий прогресс духа был до сих пор прогрессом в ущерб массе человечества, которая попадала во все более и более бесчеловечное положение. Они объявили поэтому «прогресс» (см. Фурье) неудовлетворительной абстрактной фразой; они догадывались (см., в числе других, Оуэна) о существовании основного порока циви- лизованного мира; они подвергли поэтому действитель- ные основы современного общества беспощадной кри- тике. Этой коммунистической критике с самого же
— предустановленную. Ред.
начала соответствовало на практике движение широкой массы, в ущерб которой происходило до сих пор истори- ческое развитие. Нужно быть знакомым с тягой к науке, с жаждой знания, с нравственной энергией и неутоми- мым стремлением к саморазвитию у французских и английских рабочих, чтобы составить себе представле- ние о человеческом благородстве этого движения» (124— 125) [92].
«Какое огромное преимущество перед коммунистиче- скими писателями — избавить себя от исследования источников духовной пустоты, лености мысли, поверх- ностности и самодовольства и, открыв в этих качествах противоположность духа, прогресса, заняться их мо- ральным посрамлением!» (125) [93].
«Отношение «духа и массы» имеет, однако, еще и другой, скрытый смысл, который вполне раскроется в дальнейшем ходе рассуждений. Мы здесь его только наметим. Открытое г-ном Бруно отношение «духа» и «массы» на самом деле есть не что иное, как критически- карикатурное завершение гегелевского понимания исто- рии, которое, в свою очередь, есть не что иное, как спе- кулятивное выражение христианско-германской догмы о противоположности духа и материи, бога и мира. В пределах истории, в пределах самого человечества этой противоположности придается то выражение, что немногие избранные индивидуумы, в качестве актив- ного духа, противостоят остальному человечеству как неодухотворенной массе, как материи» (126) [93].
И Маркс указывает, что Geschichtsauffassung * Гегеля предполагает абстрактный и абсолютный дух, носите- лем коего является масса. Параллельно с доктриной Гегеля развивалось во Франции учение доктринеров13 (126), которые провозглашали суверенность разума в противоположность суверенности народа, чтобы ис- ключить массу и господствовать одним (allein).
Гегель «виновен в двоякой половинчатости» (127) [94]: 1) объявляя философию бытием абсолютного духа, он не объявляет этим духом философского индивидуума;
* — понимание истории. Ред.
2) абсолютный дух он только по видимости (nur zum Schein) делаег творцом истории, только post festum *, только в сознании.
Bruno устраняет эту половинчатость: критику он объявляет абсолютным духом и — творцом истории на
деле.
«На одной стороне стоит масса как пассивный, неоду- хотворенный, неисторический, материальный элемент истории; на другой стороне — дух, критика, г-н Бруно и компания как элемент активный, от которого исходит всякое историческое действие. Дело преобразования об- щества сводится к мозговой деятельности критической критики» (128) [94-95].
Как 1-ый пример „походов абсолютной критики против массы" Маркс приводит отношение Бр. Бауэра к Ju- denfrage — причем ссылается на опровержение Бауэра в „Deutsch-Französische Jahrbücher"14.
«Одна из главных задач абсолютной критики состоит прежде всего в том, чтобы дать всем вопросам совре- менности правильную постановку. А именно, она не от- вечает на действительные вопросы, а подсовывает совершенно другие вопросы... Так, она извратила и «ев- рейский вопрос» в таком духе, что ей уже не было на- добности заниматься исследованием политической эман- сипации, составляющей содержание этого вопроса, и она могла, напротив, удовольствоваться критикой еврей- ской религии и описанием христианско-германского государства.
Подобно всем прочим оригинальным проявлениям абсолютной критики, и этот метод представляет собой повторение спекулятивного фокуса. Спекулятивная фи- лософия, особенно гегелевская философия, считала необ- ходимым переводить все вопросы из формы здравого человеческого рассудка в форму спекулятивного разума и превращать действительный вопрос в спекулятивный, чтобы суметь ответить на него. Извратив мои вопросы и вложив мне в уста свои собственные вопросы, напо- добие того как это делает катехизис, спекулятивная
*— задним числом. Ред.
философия могла, конечно, как и катехизис, на каждый из моих вопросов иметь в запасе готовый ответ» (134— 135) [99].
В написанном Энгельсом § 2а (... ««Критика» и «Фейер- бах». Осуждение философии»...) — стр. 138—142 [101— 104] — находим горячие похвалы Фейербаху. По поводу нападок „критики" на философию, противопоставления ей (философии) действительного богатства человеческих отношений, „необъятного содержания истории", „зна- чения человека" и пр. и пр. вплоть до фразы: „тайна системы открыта" — Энгельс говорит:
«Но кто же открыл тайну «системы»? Фейербах. Кто уничтожил диалектику понятий — эту войну богов, знакомую одним только философам? Фейербах. Кто по- ставил на место старой рухляди, в том числе и на место «бесконечного самосознания» — не «значение человека» — как будто человек имеет еще какое-то другое значение, чем то, что он человек! — а самого «человека»? Фейербах и только Фейербах. Он сделал еще больше. Он давно уничтожил те категории, которыми теперь швыряется «критика»: «действительное богатство человеческих от- ношений, необъятное содержание истории, борьбу исто- рии, борьбу массы с духом» и т. д. и т. д.
После того как человек познан как сущность, как базис всей человеческой деятельности и всех человече- ских отношений, одна только «критика» способна изоб- ретать новые категории и превращать самого человека, как она это и делает, снова в некую категорию и в прин- цип целого ряда категорий. Этим, правда, она вступает на единственный путь спасения, какой еще оставался в распоряжении растревоженной и преследуемой тео- логической нечеловечности. История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек, действительный, живой человек — вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность
преследующего свои цели человека. Если абсолютная критика после гениальных открытий Фейербаха позво- ляет себе еще заниматься восстановлением для нас всего старого хлама в новом виде»... (139—140) [102] и т. д. — то-де одного этого факта достаточно, чтобы оценить критическую наивность etc.
И затем по поводу противоположения духа „материи" (критика назвала массу — „материей") Энгельс говорит:
«Итак, разве абсолютная критика не является во- истину христианско-германской? После того как старая противоположность спиритуализма и материализма во всех направлениях исчерпала себя в борьбе и раз навсегда преодолена Фейербахом, «критика» снова пре- вращает ее, и притом в самой отвратительной форме, в основную догму и доставляет победу «христианско- германскому духу»» (141) [103].
По поводу слов Бауэра: «В той мере, в какой евреи продвинулись теперь в сфере теории, они действи- тельно эмансипированы; в той мере, в какой они хотят быть свободными, они свободны» 15, Маркс говорит:
«Это положение дает возможность сразу же измерить ту критическую бездну, которая отделяет массовый, земной коммунизм и социализм от абсолютного социа- лизма. Первое же положение земного социализма от- вергает эмансипацию исключительно в сфере теории как иллюзию и требует для действительной свободы, кроме идеалистической «воли», еще весьма осязатель- ных, весьма материальных условий. Как низко по сравнению со святой критикой стоит «масса», — масса, которая считает материальные, практические пере- вороты необходимыми даже для того, чтобы завоевать время и средства, нужные хотя бы только для занятия «теорией»!» (142) [104].
Дальнейшее (стр. 143—167 [104—120]) — самая скучная, невероятно придирчивая критика „Литератур- ной Газеты", какой-то подстрочный комментарий „раз- носящего" типа. Ровно ничего интересного.
Конец §-фа (b) Еврейский вопрос № И. 142—185 [104-131]) _ стр. 167—185 [120—131] дают интересный
ответ Маркса Бауэру на его защиту своей книги „Juden- frage", раскритикованной в „Deutsch-Franzosische Jahr- bucket' (Маркс на них все время ссылается). Маркс резко и рельефно подчеркивает здесь основные прин- ципы всего своего мировоззрения.
„Религиозные вопросы дня имеют теперь обществен- ное значение" — это было уже указано в „Deutsch- Franzosische Jahrbucher". Там было характеризовано „действительное положение евреев в современном бур- жуазном обществе". „Г-н Бауэр объясняет действитель- ного еврея из еврейской религии вместо того, чгобы объяснить тайну еврейской религии из действительного еврея" (167 — 168) [120-121].
Г-н Бауэр не подозревает, „что действительное свет- ское еврейство, а потому и религиозное еврейство по- стоянно порождается теперешней буржуазной жизнью и находит свое высшее развитие в денежной системе".
В „Deutsch-Französische Jahrbücher" было указано, что развитие еврейства надо искать «в торговой и промышленной практике», — что практическое еврей- ства есть «завершенная практика самого христианского мира» (169) [121].
«Доказано было, что задача преодоления еврейской сущности на самом деле есть задача упразднения еврейского духа буржуазного общества, бесчеловечно- сти современной жизненной практики, кульминацион- ным пунктом которой является денежная система» (169) [122].
Требуя свободы, — еврей требует тем самым того, что отнюдь не противоречит политической свободе (172) [123—124] — речь идет о политической свободе.
«Г-ну Бауэру было показано, что распадение человека на нерелигиозного гражданина государства и религиоз- ное частное лицо отнюдь не противоречит политической эмансипации».
Сейчас же вслед за предыдущим:
«Ему было показано, что, подобно тому как госу- дарство эмансипируется от религии, эмансипируясь от государственной религии и предоставляя религию самой себе в пределах гражданского общества, точно так же
и отдельный человек политически эмансипируется от ре- лигии, относясь к ней уже не как к публичному, а как к своему частному делу. Наконец, было показано, что террористическое отношение французской революции к религии далеко не опровергает этого взгляда, а, на- против, подтверждает его» (172) [124].
Евреи хотят allgemeine Menschenrechte *.
«В „Deutsch-Französische Jahrbücher" доказывалось г-ну Бауэру, что эта «свободная человечность» и ее «признание» суть не что иное, как признание эгоисти- ческого гражданского индивидуума и необузданного дви- жения духовных и материальных элементов, образу- ющих содержание жизненного положения этого инди- видуума, содержание современной гражданской жизни; что поэтому права человека не освобождают человека от религии, а только предоставляют ему свободу рели- гии; что они не освобождают его от собственности, а предоставляют ему свободу собственности, не освобож- дают его от грязной погони за наживой, а только предоставляют ему свободу промысла.
Ему было показано, что признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством. А именно, подобно тому как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно так же современное государство имеет своей естественной основой граждан- ское общество, равно как и человека гражданского общества, т. е. независимого человека, связанного с дру- гим человеком только узами частного интереса и бессо- знательной естественной необходимости, раба своего промысла и своей собственной, а равно и чужой своеко- рыстной потребности. Современное государство при- знало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека16» (175) [125—126].
„Еврей имеет тем большее право на признание своей „свободной человечности"", «что «свободное буржуазное
— всеобщих прав человека, Ред.
общество» носит насквозь коммерческий, еврейский характер, и еврей наперед уже является его необходи- мым членом».
Что „права человека" не прирождены, а исторически возникли, это знал уже Гегель (176) [126].
Указывая на противоречия конституционализма, „критика" не обобщает их (fasst nicht den allgemeinen Widerspruch des Constitutionalismus *) (177—178) [127]. Если бы она сделала это, она бы пришла от конститу- ционной монархии к демократическому представитель- ному государству, к законченному современному госу- дарству (178) [127].
Промышленная деятельность не уничтожается уни- чтожением привилегий (цехов, корпораций etc.), а, напротив, еще сильнее развивается. Земельная собст- венность не уничтожается уничтожением привилегий землевладения, «напротив, только после уничтожения привилегий земельной собственности начинается ее универсальное движение путем свободного парцелли- рования и свободного отчуждения» (180) [129].
Торговля не уничтожается уничтожением торговых привилегий, а становится лишь тогда поистине свобод- ной торговлей, так и религия: «точно таким же образом и религия развертывается во всей своей практической универсальности лишь там, где нет никакой привиле- гированной религии (вспомним о Североамериканских Штатах)».
... «Именно рабство буржуазного общества по своей видимости есть величайшая свобода»... (181) [129].
Прекращению (Auflösung) (182) [130] политического бытия религии (уничтожение государственной церкви), собственности (уничтожение избирательного ценза) и т. д. — соответствует их «могучая жизнь, которая отныне беспрепятственно подчиняется своим собствен- ным законам и развертывается во всю ширь».
Анархия — есть закон эмансипированного от приви- легий буржуазного общества (182—183) [130].
— не понимает общего противоречия конституционализма. Ред,
... С) КРИТИЧЕСКОЕ СРАЖЕНИЕ С ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
««Идеи, — цитует Маркс Бауэра, — порожденные французской революцией, не выводили, однако, за пределы того порядка, который она хотела насильст- венно ниспровергнуть».
Идеи никогда не могут выводить за пределы старого мирового порядка: во всех случаях они могут выводить только за пределы идей старого мирового порядка. Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуще- ствления идей требуются люди, которые должны упо- требить практическую силу» (186) [132].
французская революция породила идеи коммунизма (Бабёф), которые при последовательной разработке содержали идею нового Weltzustands *.
По поводу слов Бауэра, что государство должно сдерживать отдельные эгоистические атомы, Маркс говорит (188—189) [133—134], что члены буржуазного общества собственно вовсе не атомы, а только вообра- жают себя таковыми, ибо они не довлеют себе, как атомы, а зависят от других людей, их потребности еже- часно ставят их в эту зависимость.
«Таким образом, естественная необходимость, свой- ства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они ни выступали, интерес, — вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая, а гра- жданская жизнь... Только политическое суеверие спо- собно еще воображать в наше время, что государство должно скреплять гражданскую жизнь, между тем как в действительности, наоборот, гражданская жизнь скрепляет государство» (189) [134].
Робеспьер, С. -Жюст и их партия погибли потому, что смешали античное, реалистически-демократическое общество, основанное на рабстве, с современным спи- ритуалистически-демократическим представительным государством, основанным на буржуазном обществе. Перед казнью С. -Жюст указал на таблицу (Tabelle
*- мирового порядка, Ред,
афишу? висящую) прав человека и сказал: „C'est pour- tant moi qui ai fait cela" *. «Именно на этой доске про- возглашались права человека, который в такой же мере не может быть человеком античной республики, в какой его экономические и промышленные отношения не яв- ляются античными» (192) [136].
18 брюмера 17 добычей Наполеона было не револю- ционное движение, а либеральная буржуазия. После падения Робеспьера, при Директории начинается про- заическое осуществление буржуазного общества: Sturm und Drang ** торговых предприятий, сутолока (Таи- mel) новой буржуазной жизни; «действительное «про- свещение французской земли, феодальная структура которой была разбита молотом революции и которую многочисленные новые собственники, в первых порывах лихорадочной деятельности, подвергли теперь всесто- ронней обработке; первые движения освободившейся промышленности, — таковы некоторые из проявлений жизни только что народившегося буржуазного обще- ства» (192—193) [136-137].
VI ГЛАВА. АБСОЛЮТНАЯ КРИТИЧЕСКАЯ КРИТИКА, ИЛИ КРИТИЧЕСКАЯ КРИТИКА В ЛИЦЕ г-на БРУНО
...3) третий поход абсолютной критики...
й) критическое сражение
с французским материализмом
(195—211) [138-148]
Эта глава (§ d в 3 части VI главы) — одна из самых
ограничиваюсь кратким конспектом содержания.
ценных в книге. Тут совершенно нет подстрочной кри- тики, а сплошь положительное изложение. Это — крат- кий очерк истории французского материализма. Выпи- сывать здесь надо бы всю главу сплошь, а потому я
* — «А все-таки создал это я», Ред, ** — буря и на т иск. Ред.
Французское Просвещение XVIII века и француз- ский материализм есть не только борьба против суще- ствующих политических учреждений, но и столь же открытая борьба против метафизики XVII века, именно против метафизики Декарта, Мальбранша, Спи- нозы и Лейбница. «Философия была противопоставлена метафизике, подобно тому как Фейербах при своем первом решительном выступлении против Гегеля про- тивопоставил трезвую философию пьяной спекуляции» (196) [139].
Метафизика XVII века, побитая материализмом
XVIII века, пережила победоносную и содержатель- ную (gehaltvolle) реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой философии
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление