XIX века. Гегель гениально соединил ее со всей мета- физикой и немецким идеализмом и основал ein meta- physisches Universalreich *. За этим опять последовало «наступление на спекулятивную метафизику и на вся- кую метафизику вообще. Она будет навсегда побеждена материализмом, достигшим теперь благодаря работе самой спекуляции своего завершения и совпадающим с гуманизмом. А подобно тому как Фейербах явился вы- разителем материализма, совпадающего с гуманизмом, в теоретической области, французский и английский социализм и коммунизм явились выразителями этого материализма в практической области» (196—197) [139].
Есть два направления французского материализма: 1) от Декарта, 2) от Локка. Последнее mundet direkt in den Socialismus ** (197) [139].
Первое, механический материализм, превращается в французское естествознание.
Декарт в своей физике объявляет материю един- ственной субстанцией. Механический французский ма- териализм берет физику Декарта и откидывает его метафизику.
«Врач Леруа кладет начало этой школе, в лице врача Кабаниса она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром».
* — метафизическое универсальное царство. Ред. ** — ведет прямо к социализму. Ред.
Декарт был еще жив, когда Leroy перенес механиче- скую конструкцию животного на человека, объявил душу modus' ом тела, а идеи — механическими движе- ниями (198) [140]. Leroy думал даже, что Декарт скрыл свое истинное мнение. Декарт протестовал.
В конце XVIII века Кабанис закончил картезиан- ский материализм в книге „Rapports du physique et du morale de l'homme" 18.
Метафизика XVII века с самого начала ее имела антагониста в материализме. Декарт — Гассенди, вос- становитель эпикурейского материализма 19, в Англии— Гоббс.
Вольтер (199) [140] заметил, что индифферентность французов XVIII века к иезуитским и прочим спорам вызвана не столько философией, сколько финансовыми спекуляциями Law. Теоретическое движение к мате- риализму объясняется из практической Gestaltung * тогдашней французской жизни. Материалистической практике соответствовали материалистические теории.
Метафизика XVII века (Декарт, Лейбниц) была еще связана с положительным (positivem) содержанием. Она делала открытия в математике, физике и пр. В XVIII веке позитивные науки отделились и метафи- зика war fad geworden **.
В год смерти Мальбранша родились Гельвеций и Кондильяк (199—200) [141].
Теоретически подорвал метафизику XVII века Pierre Bayle — своим оружием скептицизма 20. Он опровергал главным образом Спинозу и Лейбница. Он провозгла- сил атеистическое общество. Он был „последним ме- тафизиком в смысле XVII века и первым философом в смысле XVIII века" (200—201) [142] — слова одного французского писателя.
К этому отрицательному опровержению нужна была позитивная, антиметафизичная система. Ее дал Локк.
Материализм — сын Великобритании. Уже ее схо- ластик Duns Scotus спрашивал себя: «не способна ли
* — организации. Рев. ** — стала плоской. Рев,
материя мыслить?». Он был номиналист. Номинализм есть вообще первое выражение материализма 21.
Настоящий родоначальник английского материализ- ма _ Бэкон. («Первым и самым важным из прирож- денных свойств материи является движение, — не только как механическое и математическое движение, но еще больше как стремление, как жизненный дух, как напря- жение, как мука (Qual)... материи» — 202 [142].)
«У Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всесторон- него развития. Материя улыбается своим поэтически- чувственным блеском всему человеку».
У Гоббса материализм становится односторонним, menschenfeindlich, mechanisch *. Гоббс систематизи- ровал Бэкона, но не развил (begrundet) ближе его основной принцип: происхождение знаний и идей из мира чувств (Sinnenwelt) — стр. 203 [143].
Как Гоббс уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма, так Collins, Dodwell, Co- ward, Hartley, Priestley etc. уничтожили последние теологические границы локкова сенсуализма 22.
Кондилъяк направил сенсуализм Локка против ме- тафизики XVII века, он опубликовал опровержение систем Декарта, Спинозы, Лейбница и Мальбранша 23.
У Гельвеция (который тоже исходит от Локка) ма- териализм получает собственно французский харак- тер.
Lamettrie — соединение картезианского и англий- ского материализма.
Robinet — стоит больше всего в связи с метафизикой.
«Как картезианский материализм вливается в есте- ствознание в собственном смысле слова, так другое на- правление французского материализма вливается непо- средственно в социализм и коммунизм» (206) [145].
Из посылок материализма ничего нет легче выве- сти социализм (переустройство чувственного мира, —
*— враждебным человеку, механическим. Ред.
связать частный и общий интерес — разрушить антисо- циальные Geburtsstatten * преступления и пр.).
Фурье исходит непосредственно из учения француз- ских материалистов. Бабуеисты были грубыми, нераз- витыми материалистами 24. Бентам основывает свою си- стему на морали Гельвеция, а Оуэн исходит из системы Бентама для обоснования английского коммунизма. Кабе из Англии приносит во Францию коммунистиче- ские идеи (popularste wenn auch flachste** предста- витель коммунизма) 208 [146]. „Более научны" Dezamy, Gay и др., которые развивают учение материализма как реального гуманизма.
На стр. 209—211 [147—148] Маркс дает в примеча- нии (петит в 2 страницы) выписки из Helvetius, Hol- bach и Bentham, чтобы доказать связь материализма XVIII века с английским и французским коммуниз- мом XIX.
Из дальнейших §§-фов стоит отметить следующее место:
«Спор между Штраусом и Бауэром о субстанции и самосознании есть спор в пределах гегелевской спеку- ляции. В системе Гегеля существуют три элемента: спинозовская субстанция, фихтееское самосознание и гегелевское необходимо-противоречивое единство обоих элементов — абсолютный дух. Первый элемент есть метафизически переряженная природа в ее оторван- ности от человека, второй — метафизически переря- женный дух в его оторванности от природы, третий — метафизически переряженное единство обоих факторов, действительный человек и действительный человеческий род» (220) [154], и следующий абзац с оценкой Фейер- баха:
«Штраус и Бауэр оба вполне последовательно при- менили систему Гегеля к теологии. Первый взял за точку отправления спинозизм, второй — фихтеанство. Оба критиковали Гегеля, поскольку у Гегеля каждый
• — источники. Рев. '* — самый популярный, хотя и самый поверхностный. Ред.
из указанных двух элементов искажен вторжением другого, между тем как они довели каждый из этих элементов до его одностороннего и, стало быть, после- довательного развития. — В своей критике оба выходят поэтому за пределы философии Гегеля, но вместе с тем оба продолжают оставаться в пределах его спекуляции, и каждый из них оказывается представителем лишь одной стороны его системы. Только Фейербах завершает и критикует Гегеля, отправляясь от гегелевской точки зрения. Сведя метафизический абсолютный дух к «дей- ствительному человеку на основе природы-», Фейербах завершил критику религии и в то же время мастерски наметил основные черты критики гегелевской спекуля- ции и, тем самым, всякой метафизики вообще» (220— 221) [154].
Маркс высмеивает бауэрову „теорию самосознания" за ее идеализм (софизмы абсолютного идеализма — 222 [155]), указывает, что это — перефразировка Гегеля, цитует его „Феноменологию" и критические замечания Фейербаха (из „Philosophie der Zukunft"28, стр. 35, о том, что философия отрицает — negiert — „матери- ально чувственное", как теология отрицает „отравлен- ную первородным грехом природу").
Следующая глава (VII) начинается опять рядом скучнейшей, придирчивой критики [1), страницы 228—235 [159-164] ]. В § 2а — есть интересное место.
Маркс приводит из „Литературной Газеты" письмо одного „представителя массы", когорый требует изуче- ния действительности, естествознания, индустрии (236) [164] и который за это был обруган „критикой":
«Или (!) Вы думаете», — восклицали „критики" про- тив этого представителя массы, — «что познание исто- рической действительности уже закончено? Или (!) Вам известен хоть один исторический период, который был бы действительно уже познан?»
«Или критическая критика полагает», — отвечает Маркс, — «что она дошла хотя бы только до начала познания исторической действительности, исключив из
No-ta
be-
ne
исторического движения теоретическое и практическое отношение человека к природе, естествознание и про- мышленность? Или она думает, что действительно по- знала какой бы то ни было исторический период, не познав, например, промышленности этого периода, непосредственного способа производства самой жизни? Правда, спиритуалистическая, теологическая критиче- ская критика знакома — знакома, по крайней мере, в своем воображении — лишь с политическими, литера- турными и теологическими громкими деяниями истории. Подобно тому как она отделяет мышление от чувств, душу от тела, себя самое от мира, точно так же она отрывает историю от естествознания и промышленно- сти, усматривая материнское лоно истории не в грубо- материалъном производстве на земле, а в туманных облачных образованиях на небе» (238) [165—166].
Критика обозвала этого представителя массы — mas- senhafter Materialist * (239) [166].
Вся VII глава 228—257 [159—178], кроме приведен-
«У французов и англичан критика не есть какая-то абстрактная, потусторонняя личность, стоящая вне человечества; она — действительная человеческая дея- тельность индивидуумов, являющихся активными чле- нами общества, которые, как люди, страдают, чувствуют, мысляг и действуют. Поэтому их критика в то же время проникнута практикой, их коммунизм есть такой со- циализм, в котором они указывают практические, ося- зательные мероприятия, в котором находит себе вы- ражение не только их мышление, но еще больше и их практическая деятельность; их критика является поэтому живой, действительной критикой существую- щего общества, познанием причин «упадка»» (244) [169].
ных мест, содержит только самые невероятные придирки, передразниванье, ловлю противоречий самого мелкого свойства, высмеивание всяких глупостей в „Ли- тературной Газете" и пр.
* — массовидным материалистом, Ред,
В главе VIII (258—333 [179-228]) — мы имеем § о „кри- тическом превращении мясника в собаку" — и дальше о Fleur de Marie Евгения Сю (должно быть ро- ман под этим заглавием или один из героев какого- либо романа 26) с некоторыми „радикальными", но безын- тересными замечаньицами Маркса. Отметить стоит разве только стр. 2 8 5 X [196—197] — пара замечаний о геге- левой теории наказания, стр. 2 9 6 [203—204] против защиты Евгением Сю одиночной тюрьмы (Cellular- system).
((По-видимому, Маркс восстает здесь против того поверхностного социализма, который пропагандиро- вался Евгением Сю и который, по-видимому, был защищаем в „Литературной Газете".))
Маркс, например, высмеивает Сю за идею награждать добродетель государством, так же, как наказывается порок (стр. 300—301 [207] даже таблица сравнительная justice criminelle и justice vertueuse! *).
3 0 7 [211]: Но иногда Гегель в своей „Феноменоло- гии" дает — вопреки своей теории — действительную характеристику человеческих отношений.
3 09 [212]: Благотворительность как Spiel** бога- тых (3 0 9—310) [212-213].
312—313 [214]: Цитаты из Ф у р ь е о принижении
женщины, очень рельефные 27 contra умеренных поже- ланий „критики" и Рудольфа, — героя у Евгения
Сю?
«По Гегелю, наказание есть приговор, который преступник произносит над самим собой. Ганс прост- раннее развил эту теорию. У Гегеля эта теория является спекулятивным покрывалом древнего jus talionis ***, ко- торое Кант развил как единственную правовую теорию
* — уголовной юстиции и добродетельной юстиции! Ред, ** — забава. Ред. *** — право тождественною возмездия, Ред,
наказания. У Гегеля самоосуждение преступника остается только «идеей», спекулятивным истолкованием ходячих эмпирических уголовных наказаний. Поэтому выбор формы наказания он предоставляет каждой дан- ной ступени развития государства, т. е. он оставляет наказание таким, каким оно существует. Именно в этом он является большим критиком, чем его критический подголосок. Такая теория наказания, которая в пре- ступнике признает в то же время человека, может это делать только в абстракции, в воображении, именно потому, что наказание, принуждение противоречат че- ловеческому образу действий. Кроме того практическое осуществление такой теории оказалось бы невозмож- ным. Место абстрактного закона занял бы чисто субъек- тивный произвол, ибо от усмотрения официальных «почтенных и благопристойных» особ зависело бы, как в каждом отдельном случае сообразовать наказание с индивидуальностью преступника. Уже Платон пони- мал, что закон должен быть односторонним и должен абстрагироваться от индивидуальности. Напротив, при человеческих отношениях наказание действительно будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой. Никому не придет в го- лову убеждать его в том, что внешнее насилие, произве- денное над ним другими, есть насилие, произведенное им самим над собой. В других людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того нака- зания, которое он сам наложил на себя, т. е. отноше- ние будет прямо-таки противоположным» (285—286) [196-197].
«Тайну этой» (305) [209] (выше была цитата из „Anek- dota" 28) «бауэровской смелости составляет гегелевская «Феноменология». Так как Гегель в «Феноменологии» на место человека ставит самосознание, то самая разнооб- разная человеческая действительность выступает здесь только как определенная форма самосознания, как определенность самосознания. Но голая определенность самосознания есть «чистая категория», голая «мысль», которую я поэтому могу упразднить в «чистом» мышле-
нии и преодолеть путем чистого мышления. В «Феноме- нологии» Гегеля оставляются незатронутыми матери- альные, чувственные, предметные основы различных отчужденных форм человеческого самосознания, и вся разрушительная работа имела своим результатом самую консервативную философию Sic! *, потому что подоб- ная точка зрения воображает, что она преодолела предметный, чувственно-действительный мир, коль скоро она превратила его в «мыслительную вещь», в чистую определенность самосознания и теперь может ставшего эфирным противника растворить в «эфире чистого мышления». Поэтому «Феноменология» вполне последовательно кончает тем, что она на место всей человеческой действительности ставит «абсолютное зна- ние», — знание потому, что это есть единственный способ существования самосознания, а самосознание рассмат- ривается как единственный способ существования чело- века, — абсолютное же знание потому, что самосозна- ние знает только само себя и не стеснено больше никаким предметным миром. Человека Гегель делает человеком самосознания, вместо того чтобы самосознание сделать самосознанием человека, — действительного человека, т. е. живущего в действительном, предметном мире и им обусловленного. Гегель ставит мир на голову и по этой причине и может преодолеть в голове все пределы, что, конечно, нисколько не мешает тому, что они продол- жают существовать для дурной чувственности, для действительного человека. Кроме того для него неиз- бежно является пределом все то, что свидетельствует об ограниченности всеобщего самосознания, — всякая чувственность, действительность, индивидуальность лю- дей и их мира. Вся «Феноменология» имеет своей целью доказать, что самосознание есть единственная и всеобъ- емлющая реальность»... (306) [210].
... «Наконец, само собой понятно, что если «Феноме- нология» Гегеля, вопреки своему спекулятивному пер- вородному греху, дает по многим пунктам элементы дей- ствительной характеристики человеческих отношений,
* — так! Ред.
то г-н Бруно и компания, наоборот, дают лишь бес- содержательную карикатуру»... (307) [211].
«Тем самым Рудольф бессознательно высказал давно открытую тайну, что сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования, должна существовать для удовлетворения их себялюбия, для щекотания их тщеславия, для развлечения.
Многочисленные благотворительные союзы в Гер- мании, многочисленные благотворительные общества во Франции, многочисленные благотворительные дон- кихотские предприятия в Англии, концерты, балы, спектакли, обеды в пользу бедных, даже сбор пожерт- вований для потерпевших от несчастных случаев, — все это не имеет никакого иного смысла» (309—310) [212].
И Маркс цитует из Евгения Сю:
«Ах, мадам! недостаточно танцевать в пользу этих бедных поляков... будем филантропами до конца... пойдемте теперь ужинать в пользу бедных!» (310) [213].
На стр. 312—313 цитаты из Фурье (адюльтер — хороший тон, — детоубийство обольщенными — пороч- ный круг... «Степень эмансипации женщины есть есте- ственное мерило общей эмансипации»... (312) [214]. Цивилизация превращает всякий порок из простого в сложный, двусмысленный, лицемерный) и Маркс при- бавляет:
«Совершенно излишне противопоставлять рассужде- ниям Рудольфа мастерскую характеристику брака, данную Фурье, равно как и произведения материали- стической фракции французского коммунизма» (313) [214].
Стр. 313 [215] u. ff. против политико-экономических прожектов Евгения Сю и Рудольфа (должно быть герой романа Сю?), прожектов об ассоциации богатых и бедных и организации труда (что должно сделать государство) etc., — например, еще Armenbank |7) —
Ь) «Банк для бедных», стр. 314—318 [215—217] | = без % ссуды безработным. Маркс берет цифры проекта и показывает их мизерность сравнительно с нуждой. И по идее-де Armenbank ничем не лучше Sparkassen *... то есть beruht die Einrichtung ** банка на «фантасти- ческом представлении, что достаточно изменить рас- пределение вознаграждения за труд для того, чтобы рабочий мог прожить в течение всего года» (316— 317) [217].
В § с 318—320 [218—219] «Образцовое хозяйство в Бук- вален разносится восхваленный „критикой" прожект Рудольфа, рисующего образцовое хозяйство: Маркс объявляет утопией его, ибо на 1 француза в среднем приходится лишь 1/4 фунта мяса в день, только 93 frs. годового дохода etc., работают в прожекте вдвое больше обыкновенного etc. etc. ((Неинтересно.))
320 [219]: «Чудесное средство, при помощи которого Рудольф осуществляет все свои спасительные деяния и чудесные исцеления, заключается не в его красивых словах, а в его наличных деньгах. Таковы моралисты, говорит Фурье. Нужно быть миллионером, чтобы иметь возможность подражать их героям.
Мораль — этo „Impuissance, mise en action" 29. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение. А Рудольф даже не возвышается до точки зрения самостоятельной мо- рали, которая, по крайней мере, покоится на сознании человеческого достоинства. Его мораль, напротив, по- коится на сознании человеческой слабости. Он — пред- ставитель теологической морали» (320—321) [219].
... «Как в действительности все различия все более и более сливаются в различие между бедными и бога- тыми, так в идее все аристократические различия превращаются в противоположность между добром и злом. Это различение есть последняя форма, придавае- мая аристократом своим предрассудкам»... (323—324) [221].
... «Каждому из движений своей души Рудольф при- писывает бесконечную важность. Он поэтому постоянно наблюдает и оценивает их...» (Примеры). «Этот высоко- поставленный господин походит на деятелей «Молодой Англии», которые тоже хотят реформировать мир, совершают благородные подвиги и подвержены подоб- ным же истерическим припадкам»... (326) [223].
Не имеет ли в виду здесь Маркс английских филантропов-тори, проводивших 10-часовой билль? 30
КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ» 31
Написано не ранее 1909 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
Л. ФЕЙЕРБАХ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ,
Т. 8, 1851.
«ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»32
Фейербах
не понял
революции
48 г.
8°. R. 807 Предисловие помечено 1. I. 51, —Фейер- бах говорит здесь о причинах своего неуча- стия в революции 48 г. с ее «постыдным, безрезультатным концом» (VII) * [492] **. Революция 48 г. не имела Orts- und Zeit- sinn ***, конституционалисты ждали свободы от слова des Herrn****, респуб- ликанцы (VII—VIII) [492] — от своего по- желания («стоило только пожелать респу- блику, чтобы ее тем самым вызвать к жизни»)... (VIII) [492].
«Если революция вспыхнет вновь и я приму в ней деятельное участие, тогда вы можете... быть уверены, что эта револю- ция победоносная, что пришел день страш- ного суда над монархией и иерархией» (VII) [491].
Sic!!
1 лекция (1—11) [493-502]. Стр. 2 [494]: «Довольно с нас как фило- софского, так и политического идеа- лизма; мы хотим теперь быть поли- тическими материалистами».
* L. Feuerbach. Sammtliche Werke, Bd. 8, Leipzig, 1851. Ред. ** - Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. II, М., 1955 Ред.
*** — чувства места и времени. Ред. **** — господина. Ред.
„iiber-
spanntes"
долой!
„чувствен- ность" у Фейербаха
3—4 [495—496] — Почему Фейербах уеди- нился в деревне: разрыв с «миром, верующим в бога», стр. 4 (Z. 7 v. и. *) (ср. стр. 3 in f. **) — жить с „при- родой" (5) [496], ablegen все „uber- spannten" *** представления. 7—11 [498—502] Фейербах дает очерк своих сочинений (7—9 [498—500]: „Исто- рия новой философии") (9—11 [500—502] „Спиноза", „Лейбниц") 33. 2 лекция (12—20) [503-510]. 12—14 [503-504] — „Бепль" („Bayle"). 15 [505-506]: S i п п l i с hk е it **** у меня значит «истинное, не надуманное и искусственное, а действительно су- ществующее единство материального и духовного, оно у меня поэтому то же, что действительность».
Sirmlich не только Magen, но и Kopf ***** (15) [505]. (16—20 [506—510]: Фейербах, сочинение о бессмертии 34, пересказ).
3 лекция (21—30) [510-518]. Мне возражали на „Сущность христианства" 35, что у меня человек ни от чего не зависит, «возражали против этого моего мнимого обожествления человека» (24) [513]. «Существо, которое человек считает себе предшест- вующим,... есть не что иное, как природа, а не ваш бог» (25) [513-514].
«Бессознательное существо природы есть по-моему существо вечное, не имеющее происхождения, первое существо, но первое по времени, а не по рангу, физи- чески, но не морально первое существо»... (27) [515].
В моем отрицании заключается и утверждение... «Конечно, вывод из моего учения тот, что бога нет»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление