КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение нейролингвистики с другими науками
5-87604-054-1 Седов К.Ф. С28 Нейропсихолингвистика. - М.: Лабиринт, 2007. - 224 с.: ил. 15ВК 5-87604-054-1 Книга продолжает серию УЛ - учебно-научной литературы по психолингвистике. Предметом повествования на этот раз выступает мозговая организация коммуникативной компетенции человека. В доступной форме автор знакомит читателя с тем, как мозг управляет речью и мышлением человека, раскрывает тайны отличия мужского и женского мозга, показывает природу возникновения в онто- и филогенезе нейропсихологических механизмов обработки поступающей к нам информации и мн. др. Изданная в жанре пособия книга с равным успехом может использоваться как в учебном процессе, так и для самостоятельного чтения, как источник расширения и углубления знаний. Для преподавателей, аспирантов и студентов - языковедов, психологов, психолингвистов, логопедов, а также для самого широкого круга читателей. УДК 808.2-085(082) ББК 81.2Р © Седов К.Ф. © Изд-во «Лабиринт», 2007 ПРЕДИСЛОВИЕ Книга, которую читатель держит в руках, рассказывает о том, как мозг управляет наиболее важными приобретениями человеческой культуры: способностью мыслить и передавать свои мысли другим людям. Традиционно отрасль знаний, которая занимается исследованием проблем мозговой организации речевой деятельности, называется термином нейролингвистика. Это слово впервые в нашей науке появилось в начале 60-х годов прошлого уже столетия; его ввел в обиход крупный отечественный психолог и нейрофизиолог Александр Романович Лурия. С тех времен интересующая нас научная сфера вышла из стен медицинских учреждений, где ей приходилось решать задачи диагностики л коррекции речевых патологий, возникающих в результате поражения мозга. Расширяя свой исследовательский кругозор и границы, она обогатилась интереснейшими научными достижениями, которые сблизили се с другой стремительно развивающейся ныне наукой - психолингвистикой. Более того, нейролингвистика конца 20-го века органично вошла в состав ТА-науки в качестве раздела общей психолингвистики. Название научной отрасли и характер решаемых ею проблем несколько диссонирует: большинство вопросов соотношения мозговой организации и природы человеческой коммуникации в рамках нейролингвистики решается через призму психологических знаний, где языковые механизмы соотносятся с механизмами сознания, процессы протекания речи неразрывно связываются.с когнитивными процессами, которые лежат в основе мышления. А корень «псих» в названии раздела науки отсутствует. И часто первое знакомство с дисциплиной, изучающей проблему «мозг - коммуникация», несколько дезориентирует неофита: получается, что нейролингвистика - это наука о представительстве языка в мозге. Но совершенно очевидно, что исследовательский кругозор ее гораздо шире: он затрагивает проблемы психологии мышления, личности, этнопсихолингвистики и мн. др. Наконец, область науки, о которой у нас пойдет речь в книге, необходимо терминологически разграничить с получившей большую
популярность сферой неориторики, названной нейролингвистиче-ским программированием. В настоящее время появилась своего рода мода на нейролингви-стику: связь мозгового устройства и особенностей характера, мышления и т.д. становится предметом обсуждения в разного рода телепередачах; указанные проблемы широко входят в кругозор обыденного сознания непрофессионалов. Разумеется, подобный интерес вызывает потребность в появлении-книг, которые в доступной форме могут ответить на возникающие вопросы. Между тем таких книг пока еще нет: настоящее пособие представляет собой первый опыт подобного рода. Логика развития научного знания о.том, как мозг управляет механизмами речи и мышления, появление в континууме наук о человеке самостоятельной науки о коммуникативной компетенции человека - психолингвистики, практические нужды нейропедагогики, сосредоточившей свои интересы на вопросах связи процессов воспитания и обучения ребенка с особенностями строения его мозга, -все это и многое другое заставляет нас в первом учебном пособии по данной отрасли знаний предложить новый термин для ее обозначения нейропсихолингвистика. Книга выходит в серии Ч А - учебно-научной литературы по проблемам психолингвистики. Кроме настоящего, издания серия включает: Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие (5-е перер. и доп. изд.). М.: Лабиринт, 2005 (пред. изд. 1997, 1998,2001,2004). Общая психолингвистика: Хрестоматия. М.: Лабиринт, 2004. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. М.: Лабиринт, 2004. Социальная психолингвистика: Хрестоматия. М.: Лабиринт, 2007. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М., Лабиринт, 2003. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. Заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики, профессор К.Ф. Седов Глава 1 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ §1. Нейропсихолингвистика в пространстве ТА-науки Нейропсихолингвистика - слово, вынесенное в заглавие книги, которую читатель держит в руках. Еще раз заметим, что термин этот в науке о человеке не является общепринятым и используется автором книги в качестве синонима к более устоявшемуся - нсйролингвистика. Нейролингвистика - зародилась у нас и за рубежом в конце 50-х - начале 60-х годов. Она возникла в междисциплинарном пространстве, на стыке, по крайней мере, трех наук - неврологии, психологии и лингвистики. Появлению этой области знаний способствовали практические потребности афазиологии - отрасли медицины, которая занимается лечением людей, страдающих нарушениями речи при локальных поражениях головного мозга - афазиях. «Отец» российской нейролингвистики Александр Романович Лурия определял се как сферу науки, которая «изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга» [Лурия 1975: 3]. Первые достижения нейролингвистики были связаны с решением практических задач диагностики и коррекции речевых нарушений. Однако связь с психологией и лингвистикой вес больше влияли на ее стремление осознать себя самостоятельной теоретической отраслью знаний, которая имеет свои и только ей присущие предмет и методы. Мощным толчком к теоретическому самоопределению нейролингвистики стало возникновение и стремительное развитие в нашей стране еще одной молодой науки - психолингвистики. Процесс развития отечественной психолингвистики по интенсивности можно сравнить с взрывом. Самоопределение этой области знаний происходило и происходит методом вторжения в соседние научные сферы. Именно психолингвистика на первых этапах своего становления приютила нейролингвистику на своей научной территории, довольно бесцеремонно вытащив ее из области практической педагогики и медицины. К настоящему моменту нейролингвистика еще не обрела статус самостоятельной науки. Отчасти это связано с отсутствием у ведущих специалистов в этой области единства в понимании базовых для
6 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ науки параметров: разные исследователи по-разному определяют место нейролингвистики среди других наук, предмет, задачи и т.п. Кстати сказать, показателем научной незрелости рассматриваемой нами отрасли знаний следует считать и отсутствие посвященной ей учебной литературы. Один из ведущих специалистов в области отечественной нейро-лингвистики Т.В. Ахутина свое представление о ее месте в общем научной континууме иллюстрирует следующей схемой 1 [См., Ахутина 1989]. Схема 1.
Автор настоящего пособия базируется на несколько ином понимании места интересующей нас научной области в окружении других паук. Как уже было сказано во введении, область знаний, в рамках которой происходит познание закономерностей мозгового управления коммуникативной компетенцией человека, нуждается в терминологическом переименовании. И поэтому в качестве синонима к уже существующему термину нейролингвистика я предлагаю новое наименование - нейропсихолингвистика (или нейро-Ч'Л). Прежде всего, это подчеркивает мысль о том, что данная отрасль знаний должна рассматриваться как составная часть, раздел общей психолингвистики. Отечественная психолингвистика все отчетливее осознает себя самостоятельной наукой, наукой со своим и только ей свойственным предметом изучения, методами, кругом проблем и исследовательских задач, которые намечают границы, отделяющие ее от смежных сфер, которая в рамках вузовского учебного процесса предстает в виде целостной и внутренне структурированной учебно-научной отрасли1. Возникнув на магистральном направлении развития миро- ' Результатом рефлексии в указанном направлении стало появление в последнее пятилетие целого букета учебной литературы по психолингвистике [См., например: Горелов, Седов 2004; Задевская 1999; Леонтьев 1997; Фрумкина 200!; Глухов 2005]. НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 7 вой гуманитарной мысли, стимулируемая практическими нуждами психологии, педагогики (включая сюда и методику преподавания родного и иностранного языков), неориторики, медицины и т.п., психолингвистика за полувековую историю своего существования не только сумела «оттоптать» себе суверенное научное пространство, но и год за годом все настойчивее продолжает расширять пределы своей вотчины. Объектом психолингвистики следует считать языковую личность (т.е. человека в его способности к порождению и пониманию речи), а предметом - коммуникативную компетенцию, рассматриваемую в индивидуально-психологическом аспекте. Однако было бы безответственным утверждать, что к нынешнему моменту облик нашей науки имеет четкие контуры внешнего и внутреннего разграничения, что окончательно разработан и упорядочен ее категориальный и терминологический аппарат и мн. др. Действительно, в общем пространстве нашей науки многое предстает нечетко определенным и недостаточно дифференцированным. При осознании своей научной полноценности, высокого уровня влияния и практической востребованности психолингвистика демонстрирует низкий уровень саморефлексии. Подобное положение приводит к тому, что на нынешней стадии своего становления она предстает как своего рода инвариант разных психолингвистик. Правильнее даже будет сказать так: большинство психолингвистов убеждены в том, что психолингвистика - наука, но образ этой науки у каждого из них свой. Взгляд на психолингвистику «с высоты птичьего полета», как на что-то целостное и единое, выявляет массу противоречий практически по всем ключевым вопросам. Первый вопрос, который обычно возникает при определении статуса данной науки, - это вопрос о внешних рамках. Здесь намечается узкое и широкое понимание границ и целей психолингвистики: от сведения ее к задачам изучения языкового сознания (иногда -языковой способности), до включения в ее научный кругозор всех проявлений коммуникативной компетенции. Внешние пределы психолингвистики настолько размыты, что она невольно заезжает на чужую территорию, будь то когнитология, лингвистическая прагматика, социолингвистика или даже - психология и физиология. Особо остро стоит вопрос о внутреннем членении, выделении разделов, объединенных единым кругом научных проблем. Однако не следует преувеличивать степени аморфности и релятивизма в облике нашей науки. Более того, наличие разных точек зрения, противоречий и т.п. создает особую романтическую атмосферу, когда глянцевый блеск устоявшихся истин еще не способен 8 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ затмить яркого света новых научных идей. На фоне таких «пожилых» наук, какими выглядят языкознание и психология, психолингвистика смотрится юным растущим созданием, черпающим энергию для своего развития из противоборств и столкновений различных концепций. Для четкости внутреннего структурирования ЧА - науки в ее целостном континууме необходимо провести несколько уровней дифференциации, на первом из которых - выделить общую и частные психолингвистики. Общая ЧА включает в себя наиболее устоявшийся комплекс глобальных проблем и концепций, их разрешающих, которые следует считать методологической базой всех психолингвистических исследований. Цель общей ЧА - создание единой, по необходимости умозрительной, модели, объединяющей в себе фундаментальные научные представления о коммуникативной компетенции здоровой, взрослой личности. Общая психолингвистика включает в себя наиболее устоявшийся комплекс глобальных проблем и концепций, их разрешающих, которые следует считать методологической базой всех психолингви- стических исследований. Цель общей психолингвистики - создание единой, по необходимости умозрительной, модели, объединяющей в себе фундаментальные научные представления о коммуникативной компетенции здоровой, взрослой личности. К частным психолингви- стикам следует отнести те области, которые в той или иной мере тяготеют к прикладным сферам знания. Как о сформировавшейся частной психолингвистике можно говорить о социальной и возрас- тной психолингвистиках. Общая ЧА также нуждается во внутреннем структурировании. Следующим этапом дифференциации этой области психолингвистической науки будет выделение ее разделов: Ч А мышления, Ч А сознания, Ч А дискурса и нейро-Ч А (или ЧА мозга). Единым основанием для типологии здесь выступает, близость того или иного раздела к одной из смежных с психолингвистикой наук. Каждый раздел общей Ч А намечает отдельный аспект изучения общего для Ч А предмета. Так, Ч А мышления (этот раздел больше других связан с психологией) рассматривает скрытые (латентные) механизмы сознания, на которых базируются процессы порождения и понимания высказывания; Ч А сознания (она более всего тяготеет к традиционному языковедению) исследует коммуникативную компетенцию через призму языкового сознания и функционирования в нем единиц разных языковых уровней; Ч А дискурса (она развивается под влиянием теории коммуникации и речевого воздействия) ориентирована на тот
НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 9 аспект коммуникативной компетенции, который отражает особенности речевого поведения личности, воплощенного в дискурсе. Нейропсихолингвистика в свете подобного понимания предстает в виде раздела общей психолингвистики, предмет которой -мозговая организация коммуникативной компетенции человека. Приведенная ниже схема 2 иллюстрирует данное положение [Подробнее см.: Горелов, Седов 2004]. Схема 2 Структура общей психолингвистики (Ч А)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |