Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейрофизиология




Языкознание

 

  Ч А сознания  
  Ч А дискурса Общая Ч А   Ч А мыш­ления
  Нейро-Ч А  

Важно понимать, что мозг человека отражает не столько струк­туру языка, сколько способность личности к коммуникации, обще­нию. А в рамках этой способности, коммуникативной компетенции язык и сознание, речь и мышление, слово и образ, вербальные и не­вербальные знаковые компоненты сосуществуют, перетекают друг в друга. Коммуникативная компетенция как функция мозга обслужи­вает сложные механизмы и процессы порождения и понимания речи в самых разных социально значимых ситуациях социального взаи­модействия людей. Именно эти процессы и механизмы изучает пси­холингвистика. Поэтому психолингвистика органично включает в себя проблемы нейролингвистики (психолингвистики мозга) как одного из аспектов индивидуально-психологического исследования важнейшей человеческой ипостаси: способности говорить и мыс­лить.

 

10 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

Направления и школы, которые сформировались в современной отечественной нейролингвистике, отчасти соотносятся с направле­ниями психолингвистики.

Раньше всего в российской психолингвистике сложилась школа, которую уместно будет назвать школой Выготского-Леонтьева. Ее создатель - Алексей Алексеевич Леонтьев по праву считается «отцом» отечественной психолингвистики. Созданное им научное объединение базировалось главным образом на достижениях отече­ственной психологии и, прежде всего, на концептуальных положе­ниях, разработанных «моцартом психологии» Львом Семеновичем Выготским и его учениками и соратниками (А. Р. Лурия, А. Н. Леон­тьевым и др.). В основу психолингвистики тогда была положена теория деятельности, потому отечественный вариант психолингви­стики на ранних стадиях ее формирования стали именовать тео­рией речевой деятельности. На первых порах - в 60-е -70-е годы - она практически полностью определяла круг проблем и теоретических достижений в изучении индивидуально-психических особенностей языковой личности. Школа Леонтьева-Выготского сливается с направлением в нейролингвистике, которое тоже можно обозначить как Московская школа (наиболее яркий ее представитель - Татьяна Васильевна Ахутина). Однако наряду со школой Выгот­ского в отечественной психолингвистике возникли и иные научные объединения. К числу наиболее авторитетных исследовательских группировок можно отнести круг ученых, развивавших идеи талант­ливого психолога и психолингвиста Николая Ивановича Жинкина. Его идеи наиболее полно и последовательно развил один из наибо­лее ярких отечественных психолингвистов «первой волны» Илья Наумович Горелов [1987, 2003], поэтому это научное направление можно назвать школой Горелова-Жинкина. Особую роль в форми­ровании нейропсихолингвистики сыграли достижения Петербург­ской школы Ч'А, создателем которой следует считать Леонида Вольфовича Сахарного. Именно в здесь произошло соединение дос­тижений Петербургской иейролингвистики (школы Л.Я. Балонова и В.Л. Деглина) с концептуальными положениями Ч А -науки. Именно в Петербурге комплекс интересующих нас наук всегда рассматри­вался в связке «нейро- +психолингвистика». И термин нейропсихолингвистика более всего подходит для обозначения именно этой научной школы. В настоящее время ею руководит Татьяна Влади­мировна Черниговская

 

НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 11

 

§2. Нейрофизиологические механизмы деятельности мозга

Первая составляющая сложного слова нейропсихолингвистика «нейро-» прочно связывает рассматриваемую нами научную отрасль с мощной ветвью древа наук о человеке, которая получила название нейронаука. Ее составляющими стали нейробиология, нейрофизио­логия, нейропсихология и т.п. Связь нейролингвистики с нейронаукой заставляет нас обратиться к рассмотрению тех физиологических механизмов, которые обеспечивают речевую деятельность.

Как известно, физиологической основой протекания всех пси­хических процессов выступает нервная система. Она так устроена, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, внеш­нюю среду, соединять их, управлять разными моторными (двигательными) и сенсорными процессами. Нервная информацион­ная система нашего тела - это очень сложное устройство, которое, однако, состоит из блоков. Структурной и функциональной едини­цей мозга является нервная клетка - нейрон. Тела нервных клеток образуют серое вещество мозга, а их отростки, из которых форми­руются проводящие пути и нервы, - белое вещество. Воздействие раздражителей на нервные окончания (рецепторы) трансформиру­ется нейронами в электрохимические процессы. Это - общее прави­ло для любого из органов чувств и для любых сигналов, поступаю­щих извне в нервную систему живого существа: все воздействия внешнего и внутреннего мира «написаны» языком электрохимиче­ских процессов. Эти процессы могут отражать события разного уровня: например, электрическую активность отдельных нервных клеток, определенных мозговых структур, всего мозга или даже от­дельных ионных каналов (микроскопических пор мембраны нейро­нов).

Нервные клетки могут иметь один большой отросток -аксон и много малых -дендритов. По функциональным характери­стикам эти отростки различны. Аксоны проводят электрические раз­ряды быстрее (со скоростью до 1,5 м/с) и дальше (до 1,5 метра), чем дендриты. Контакт нейронов друг с другом происходит в синап­сах- специализированных структурах. Синапсы могут быть элек­трическими и химическими. В электрическом синапсе мембраны нервных клеток соприкасаются через специализированный субстрат, улучшающий проведение импульса. В химических синапсах переда­ча сигналов происходит при помощи химического посредника - не-

 

 

12 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ
НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ


 


йромедиатора. Нейромедиатор выделяется из пресинаптического окончания под влиянием импульсов, пришедших от пресинаптиче­ского нейрона.

Нейрон. Образование синапса

1 - тело нервной клетки

2 - ядро нервной клетки

3 - аксон

4 - дендрит

5 - синапс

Рисунок 1.

Нервная система человека состоит из двух разделов: централь­ного и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) включает головной и спинной мозг.

Головной мозг - главное средоточие психической жизни чело-] века. Кстати, это представление не всегда было самоочевидным. Ве­ликий Аристотель, например, считал, что вместилищем души явля­ется сердце, а в мозге, по его мнению, вообще нет крови. Заблужде­ние древнегреческого философа легко опровергает простой опыт, проделанный в 19 веке итальянским физиологом Анджело Моссо. Он уравновесил спокойно лежачего человека на специальных веса так, чтобы центр тяжести приходился где-то в районе поясницы. После этого испытуемому предложили решать арифметические за дачи. Тут же равновесие на весах было нарушено: верхняя часть ту­ловища стала перевешивать. Этот несложный эксперимент доказы­вает, что умственная работа вызывает прилив крови к мозгу, кото­рый, собственно и является физиологической основой высших пси­хических процессов.

Внешне наш мозг больше всего напоминает миску холодной манной или овсяной каши! Трудно представить, как столь заурядно-


 

го вида объект умудряется совершать чудеса, на которые, как мы знаем, он способен. Однако при ближайшем рассмотрении оказыва­ется, что он имеет гораздо более сложное строение и замысловатую организацию. Большая покрытая извилинами (и более всего похожая на овсянку) часть мозга, расположенная сверху, называется собст­венно головным (или большим) мозгом. Он четко делится посередине на правое и левое полушария и, более условно, в передне-заднем направлении — на лобную долю и три остальные: височную, темен­ную и затылочную. Еще дальше и несколько книзу расположен не­большой и округлый мозжечок, чем-то похожий на пару клубков шерсти. Глубоко внутри мозга, как бы укрытый им, находится целый ряд любопытных и сложных на вид структур: варолиев мост и про­долговатый мозг, которые вместе с ретикулярной формацией — об­ластью, к которой мы обратимся позднее — составляют ствол мозга, а также таламус, гипоталамус, гиппокамп, мозолистое тело и еще много других, странных как по виду, так и по названиям, частей.

 

Спинной мозг

Рисунок 2.

Мозг человека состоит из 1012 нервных клеток. Обычная нерв­ная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток и передает ее сотням и тысячам.

Головной мозг состоит из заднего, среднего и пе­реднего мозга.

 

14 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

В основании заднего мозга располагается продолговатый мозг, который является непосредственным продолжением спинного. Про­долговатый мозг контролирует многие базовые биологические функции организма: деятельность сердечно-сосудистой и дыхатель­ных систем, протекание важных для жизнедеятельности рефлексов (глотание, кашель, чихание и др.), помогает поддерживать равнове­сие и т.п.

Важнейшая составляющая заднего мозга - мозжечок, который контролирует состояние равновесия и практически все виды движений. Эта область мозга «программирует» координацию многочисленных отдельных движений, которые составляют один двигательный акт, будь то игра в теннис или работа с плотницкими инструментами.

Средний мозг управляет формированием слуховых и зритель­ных стимулов. Он также осуществляет преобразование простых движений, порождаемых задним мозгом, в более сложные действия.

На территории среднего мозга находятся тала м ус и ги­поталамус. Эти образования составляют основу важнейшей мозговой структуры, которая называется лимбической системой. Систему эту иногда называют «животным мозгом», поскольку се части и функции сближают нас с другими млекопитающими, кото­рые обитают на нашей планете. Лимбическая система располагается выше ствола мозга, но ниже коры. Она отвечает за функционирова­ние важнейшего элемента психической структуры человека, кото­рый называют словом эмоции.

Эмоции - это особый класс психических процессов и состоя­ний, которые находят выражение в виде непосредственного пережи­вания значимость для жизнедеятельности индивида действующих на него явлений и ситуаций. Это феномены психики, которые у челове­ка связаны с удовлетворением потребностей. Эмоциональная сфера - одно из древнейших приобретений эволюции. Она есть у самых примитивных живых существ: у червей, моллюсков, тараканов. Есть предположения о наличии эмоций у растений. Однако лимбическая система есть только у высокоразвитых животных. У человека ду­мающий и обучающийся мозг связан с лимбической системой.

Именно с этой сферой жизнедеятельности связаны таламус и гипоталамус.

Таламус представляет собой соединение пары яйцеподобных образований. В таламических полях и ядрах происходит переключе­ние почти всей информации, входящей в передний мозг и выходя­щей из него. Это сенсорный пульт управления мозгом: он получает импульсы от сенсорных нейронов и направляет ее в высшие отделы


 

 

НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

мозга; кроме этого он получает сигналы от высших участков мозга, которые направляет к мозжечку и продолговатому мозгу.

Гипоталамус - важная структура лимбической системы. Гипо-таломические поля и ядра служат передаточными станциями для внутренних регуляторных систем. Они контролируют химический состав крови и принимают инструкции от других частей мозга. Мысли о сексе (в коре головного мозга) стимулируют гипоталамус, и он начинает вырабатывать гормоны.

Американские нейрохирурги ввели в область гипоталамуса тон­кие электроды, с помощью которых подавался слабый электриче­ский ток. Крыса испытывала интенсивное чувственное наслаждение. Был сделан вывод о том, что именно в области гипоталамуса нахо­дится «центр удовольствия». При помощи провода электроды со­единили с педалью, которая была размещена в клетке, где находи­лась подопытная крыса. Как только крыса обнаруживала связь педа­ли и подачи тока, она начинала интенсивно нажимать на педаль, са­ма стимулируя «центр наслаждения». При этом она забывала про пищу, доводя себя до полного изнеможения. Более того, крысы, уча­стницы подобных экспериментов, готовы были делать все, чтобы получить эту стимуляцию: они перебегали участок пола, через кото­рый пропускался ток, терпя ради удовольствия боль. Подобные цен­тры удовольствия в гипоталамусе и вокруг него были позже найдены и у других животных, в том числе у золотых рыбок, обезьян, дель­финов.

Опыты с крысами позволили сделать осторожное предположе­ние о том, что подобные центры есть и у человека. Нейрохирурги попытались использовать сходные процедуры для успокоения ду­шевнобольных. Пациенты проявляли признаки удовлетворения, но, в отличие от крыс, стимуляция не лишала их контроля за поведением. Некоторые психиатры считают, что расстройства, вызванные упот­реблением наркотиков, алкоголя, булимия (объедание) и т.п. могут быть обусловлены синдромом дефицита удовольствия - генетически обусловленным дефицитом удовлетворенности и благополучия в естественных мозговых системах.

Эмоциональная жизнь человека многообразна, потому что лим­бическая система у нас связана с корой больших полушарий перед­него мозга. Именно поэтому мы можем испытывать сильный гнев при осознании несправедливость, или стыдиться при мысли о том, что наше поведение не соответствует принятым нормам и стереотипам.

Передний мозг включает в себя все, что располагается над Средним. У рептилий, амфибий и большинства рыб передний мозг

16 НЕИРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

имеет примерно такие же размеры, как задний и средний. Млекопи­тающие, прежде всего - приматы, обладают значительно большим передним мозгом. Передний мозг человека настолько велик, что он окружает практически весь средний и часть заднего мозга. Именно деятельность коры переднего головного мозга и подкорковых струк­тур, входящих в него, управляет высшими психическими функция­ми, такими как память, мышление, речь.

Передний мозг представлен двумя большими полушариями, плотно прилегающими друг к другу внутри черепной коробки как братья близнецы. Они соединены несколькими пучками нервных волокон - мозолистым телом, которое служит каналом связи между ними. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела и сенсорными функциями осуществляется по так называемому контрлатеральному (перекрестному) принципу: левое полу­шарие контролирует правую сторону тела, правое -левую сторону.

80% всего мозга составляет его кора. При этом она - лишь его участок толщиной 2-3 мм. Эта поразительная особенность коры де­лает возможным существование множества ее извилин. Если разгла­дить все извилины коры человеческого мозга, то она заняла бы пло­щадь порядка 2500 кв. см. Чтобы вместить эту структуру в развернутом виде, понадобилась бы голова нестандартных размеров. Но к счастью, она умещается в обычном черепе в упакованном, сжатом виде.

Некоторые извилины представляют собой очень глубокие бо­розды. Самая глубокая, продольная борозда разделяет правое и ле­вое полушария. Другие борозды отграничивают несколько больших участков в каждом полушарии, которые называются долями. Суще­ствуют четыре таких доли; их названия соответствуют названию близлежащих костей черепа: лобная, теменная, височная и затылоч­ная. В каждой области мозга локализованы определенные функции. Так, например, затылочная отвечает за зрение, височная - за слух, теменная - реакцию на сенсорные стимулы и управление движения­ми, лобная координирует функции других областей коры.

Части коры, ведающие движениями, были впервые обнаружены при изучении параличей у больных с локальными повреждениями мозга или инсультами. В каждом из больших полушарий имеется полоска коры, связанная с двигательной функцией (рисунок 3). На рисунке 4 можно увидеть, какие участки этой области отвечают за разные моторные функции.


 


 

НЕИРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 17

Рисунок 3. Моторный гомункул

Рисунок 4. На рисунке показаны участки двигательной

коры, стимуляция которых приводит к сокращению определенных групп мышц.

 

 

18НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

19 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ


 



(Бедро Нога Туловище 1 Колено

Эксперименты нейрофизиологов выявили наличие в коре мозга и сенсорных зон. Первичная соматосенсорная зона расположена в теменной доле каждого полушария и является центром приема ин­формации от рецепторов кожи (рисунок 5).

Рисунок 5.

На рисунке 6 изображен «Сенсомоторный гомункул», позво­ляющий соотнести моторные функции мозга с его сенсорными функциями.

Лобные доли играют большую роль в обслуживании эмоцио­нальной сферы жизни человека. Изменение в этой области могут повлиять на личность человека в целом, его характер. Об этом сви- детельствует случай, произошедший в 1848 году с 25-летним амери­канским рабочим Фенеасом Гейджем (он работал мастером на же- лезнодорожной стройке). В результате взрыва металлический стер-жень длиной около метра и весом более 5 кг пробил его череп. При этом напрочь была снесена левая лобная доля его мозга. Гейдж вы- жил, однако характер его существенно изменился. Если до ранения он был симпатичным, веселым трудолюбивым парнем, то после вы- здоровления он стал беспокойным, крикливым, раздражительным, грубым и импульсивным.


Рисунок 6.

Одним из показателей нервной системы человека является ее изменчивость [См.: Савельев 1998]. Это, в частности, характерно и для головного мозга. Он различается у мужчин и женщин, у пред­ставителей разных рас, этнических групп и даже - членов одной се­мьи.

Средний мозг новорожденного составляет примерно 350 г., у взрослого мужчины - 1400 г., у женщины - 1250 г.

Вес мозга у представителей разных рас отличается. Так средний вес у европеоида - 1375г.;

У монголоида - 1332 г.;


20 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

у негроида- 1244 г.;

у австролоида - 1185 г.

Максимального веса мозг у обитателей Европы и Америки обычно достигает к возрасту между 18 и 30 годами. Интересно, что у японцев это период от 30 до 40 годами.

Масса головного мозга непостоянна. Она меняется в течении всей жизни человека. В течение детства мозг растет, увеличивается его объем и вес. Между 20 и 50 годами масса остается постоянной, после 50 лет начинает постепенно уменьшаться. Это уменьшение составляет примерно 30 г. на каждые десять лет последующей жиз- ни.

Изменения мозга зависят как от внутренних (генетических) про грамм его эволюции, так и от внешних факторов воздействия. При- мером тому могут служить опыты нейропсихолога Розенцвейга, проведенные с лабораторными крысами. Две группы крыс прожили свою крысиную жизнь в разных условиях. Одних проходила таким образом, что они участвовали в разных опытах, где им нужно было преодолевать препятствия, добывать корм, избегать воздействия тока и т.п. Это была жизнь, насыщенная событиями, жизнь, в про­должение которой крысы были вынуждены в поисках «хлеба насущ­ного» напрягать все ресурсы своей психики. Другая группа под­опытных прожила свою крысиную жизнь без забот и тревог, в сыто­сти, холе и полном бездействии. Когда жизнь и тех и других была завершена, выяснилось, что испытуемые первого типа, чья жизнь прошла в «обогащенных» лабораторных условиях, отличаются большим весом мозга и большей толщиной коры больших полуша­рий, чем их сородичи, которые жили в холе и неге.

Вывод, который можно сделать из опытов американского ней­ропсихолога, созвучен четверостишию Н. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь. Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь...

Центральная нервная система связана с телом посредством нервных волокон (нервов), которые передают импульсы как к головному и спинному мозгу, так и от них. Черепные нервы и нервы, вы­ходящие из спинного мозга, то есть все нервы, находящиеся за пре­делами ЦНС, называются периферической нервной системой. Она, в свою очередь, состоит из соматической и вегетативной частей.


 

 

НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

Анатомические различия между этими двумя частями перифериче­ской нервной системы определяются различием их функций. Сома­тическая часть контролирует скелетную мускулатуру и информацию от органов чувств; вегетативная (висцеральная, автономная) - пере­дает информацию о внутренних органах и регулирует их деятель­ность (включая сердце, легкие, кровеносные сосуды, пищеваритель­ную систему, половые органы и т.д.).

Нервы, передающие информацию от органов чувств к ЦНС, на­зывают афферентными. Нервы, передающие импульсы от ЦНС к эффекторам (мышцам и железам), называются эффе­рентным.

Нервная система приводит деятельность организма в соответст­вие с требованиями внутренней среды и внешними условиями оби­тания. Психика человека есть продукт деятельности его мозга. Мозг, совместная деятельность его клеток, становятся физиологической основой высших психических функций, и в том числе - основой его сознания. Речевая функция - прерогатива только и сугубо деятель­ности человеческого мозга. Задачи изучения ее нейрофизиологиче­ской природы далеки от окончательного решения. Для раскрытия тайн мозгового устройства коммуникативной компетенции учеными создан особый инструментарий, о котором у нас пойдет речь в сле­дующем разделе главы.


 

22 НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ

3. Методы нейропсихолингвистики

Нейропсихолингвистика активно использует методы нейронаук прежде всего - нейропсихологии. Рассмотрим наиболее распростра- ненные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.