КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лево- и правополушарное мышление
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ МОЗГ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ МОЗГ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
полушария. Становление мозговой организации дискурсивного мышления в рамках подросткового возраста приобретает характер резкой асимметрии в темпах развития разных полушарий. Притом, что правое полушарие овладевает новыми операциями порождения и понимания речи, развитие речевых функций левого полушария выглядит как «взрыв», интенсивный скачок, в ходе которого происходит формирование сложнейших аналитических процессов, связанных с трансформацией, компрессией, перекодировками и т.п. информации во внутренней речи. * * * Проблемы исследования нейропсихологичсской природы речевого онтогенеза пока еще далеки от окончательного решения. Дальнейшая интеграция усилий специалистов в области нейро- и возрастной психолингвистики должны прояснить природу развития мозга в процессе эволюции коммуникативной компетенции человека. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое теория эквипотенциальности? Приведите аргументы, 2. К какому возрасту завершается процесс мозговой латерализации? 3. Знаковый материал какого полушария использует ребенок в младенческом возрасте? 4. Как эволюционирует коммуникативная функция мозга в дошкольном детстве? 5. Как на развитие речевой функции мозга влияет овладение письменной речью? 6. Какое полушарие мозга больше загружается в ходе школьного 7. Как развивается дискурсивное мышление в подростковом возрасте? 8. Как развиваются левое и правое полушария в рамках школьного
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ 175 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ
Глава 7 По своему жизненному опыту читатель знает, что большинство людей для тонких и важных двигательных операций (например, для письма) использует правую руку. Таких людей по грубым подсчетам на нашей планете более 90%. Но остальные 10% - это либо левши (леворукие) - их около 9% - и амбидекстры (владеющие обеими руками одинаково) - 1%. Однако и среди правшей, и среди левшей можно по типу двигательной активности и по характеру протекания у них речемысли-тельной деятельности выделить разные группы. Так, абсолютными правшами является лишь 40-45% населения; абсолютными левшами - 5-6% (некоторые ученые считают, что полных левшей практически Профиль асимметрии выражает соотношение доминирования рук, ног, зрения и слуха. Наиболее важное соотношение моторных (здесь рука играет главную роль) и сенсорных (здесь важное значение имеет зрение и слух) факторов. По соотношению у разных людей ведущих парных органов можно создать довольно разветвленную классификацию типов. Московские нейропсихологи выделяют 27 принципиально возможных вариантов асимметрии. Более объемные типологии включают в себя четыре основных типа [Еремеева, Хризман 2000; 57]: 1) чистые правши с ведущим правой рукой, ногой, правым глазом и ухом - левополушарники; 2) праворукие с ведущим левым глазом и ухом - правополушар- 3) праворукие с несовпадающими ведущими глазом и ухом - 4) левши и амбидекстры (обычно по характеру мышления соответствуют правополушарникам). Выделение профилей функциональной асимметрии дает основание для диагностики и самодиагностики с целью выявления врожденных задатков, которые создают предпосылки для успеха или неуспеха человека в разных видах деятельности. При этом сразу нужно сказать, что проблема эта в силу ее необычайной сложности очень далека от окончательного разрешения. Очень часто определение моторных и сенсорных доминирований не соответствует типам право- или левополушарного мышления. Одно можно сказать с определенностью: по типу своего мышления люди подразделяются на левопо-лушарников и правополушарников. И, как это обычно бывает при составлении типологий, имеется смешанный, переходный тип - ам-биполушарники, у которых два типа мышления сосуществуют. Однажды автор книги стал свидетелем довольно показательного для предмета нашего повествования случая. Молодая женщина, корреспондент одной из газет, получила редакционное задание взять интервью у руководителя одной из крупных оптовых фирм. Она позвонила ему по мобильному телефону и попросила назначить встречу. - Я сейчас как раз свободен, - ответил бизнесмен, - приходите в - Как мне вас найти? - спросила журналистка. - Это очень просто: пойдете вверх по улице Горького, дойдете Обычно па лекции я спрашиваю студентов: как вы стали бы действовать на месте журналистки? Как правило, аудитория делится на две части: одни говорят: «Мы стали бы искать вывеску, на которой написано слово «Поваренок»»; другие энергично возражают и предлагают искать вывеску с изображением поваренка в колпачке. Первый путь поиска- следствие преобладания левополушарного мышления. Именно его-то и выбрала героиня моего рассказа: она дошла до улицы Челюскинцев и стала искать вывеску со словом «поваренок». Сразу, забегая вперед, скажу, что ничего удивительного в поведении моей знакомой не было: практически все пишущие журналисты - левополушарники по типу своего мышления. Однако поиски девушки не увенчались успехом, потому что бизнесмен, у которого она хотела брать интервью, был ярко выраженным правополушарником и он-то имел в виду фирменный знак - изображение головы поваренка в шапочке.
Возникло легкое коммуникативное недоразумение, которое довольно быстро разрешилось. Для самодиагностики своего нейролингвистического профиля мышления мы предлагаем читателю следующую информацию. Если вы в своем школьном детстве не испытывали трудностей на занятиях по письму и чтению, а позже - на уроках русского языка... Если вы, работая над творческой работой по литературе (сочинение), начинали, практически не задумываясь, с первой фразы, которая сама приходила в вашу голову, а затем «гнали» текст без абзацев, не зная, чем он закончится... Если план не помогал, а только мешал вам в выполнении подобного рода заданий. Если вы любите общаться не только устно, но и письменно... Но при этом: у вас отсутствует врожденный музыкальный слух, способности к танцу и живописи. У вас наблюдается то, что в бытовой психологии называется словосочетанием «пространственный кретинизм», т.е. оказавшись где-то в гостях, вы не можете найти без адреса квартиру, в которой случайно оказались. Если вам трудно понять устройств не только двигателя внутреннего сгорания, но даже - простого дверного замка... Вот если вы узнали себя в этом описании, знайте: вы принадлежите к славному сообществу левополушарников. Если вы, работая над школьным сочинением, мучались, и каждая фраза давалась вам мучительно... Если вы не могли написать первое предложение до тех пор, пока в вашем сознании не возникало последнее, а план теста вам был просто необходим... Если в своей письменной речи каждые два-три предложения вы наровите выделить в отдельный абзац... Если устная речь дается вам значительно легче, чем письменная, причем в своих рассказах вы широко используете эмоционально-междометные (ё-ё, абалдеть, да ты что и т.п.), звукоизобразительные (ба-бах, тресь, вжик, и т.п.) элементы... Но при этом: у вас врожденный музыкальный слух, способность к танцу и рисунку; вы прекрасно ориентируетесь в пространстве и легко без всякого адреса можете найти дорогу в район, где побывали хотя бы раз. Если вы хорошо разбираетесь в устройстве различных механизмов... Если это описание вам подходит, то вы относитесь к другой типологической разновидности людей - вы правополушарник (ца). Очень грубо разграничивая два представленные выше типа мышления, мы может сказать, что левополушарники тяготеют к вер-бально-логическим операциям. Их голова «набита словами», которые образуют прочные вербальные сети синтагматических ассоциаций. Именно эти сети облегчают продуцирование речи. Мышление правополушарников сильнее затрагивает эмоционально-образную сторону личности. Разделение на лево- и правополушарников часто называют делением на «мыслителей» и «художников». Левополушарники для обработки информации прибегают главным образам, к левополушарным стратегиям (о них у нас уже шла речь), правополушарники отдают предпочтение правополушарным стратегиям. Определение профиля функциональной асимметрии имеет важное педагогическое значение. Родителям необходимо знать, к какому типу принадлежит их ребенок. Лучше это сделать уже в дошкольном возрасте. Левополушарники легче в будущем могут добиваться успеха в сфере, связанной с речевой деятельностью. Как мы уже писали, практически все пишущие журналисты - левополушарники. Правополушарники лучше чувствуют себя в области образного мышления: это искусство, дизайн, операторское мастерство и т.д. Кстати сказать, наука и педагогическая деятельность дают хорошие перспективы и для лево-, и для правополушарников. Для оценки праворукости ребенка можно использовать не очень сложные тесты [Еремеева, Хризман 2000]. 1. Раздавать карты (ведущая рука та, которая раскладывает карты). 2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). 3. Отвинтить гайку, накрученную на болт. 4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая 5. Вдеть нитку в иголку (для малышей - палочку в кольцо). 6. Показать, как зажигают спичку. 7. Открыть (отвинтить) пробку на пузырьке. 8. Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой). Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Можно предположить (но только - предположить) наличие левшества. Если из 8 заданий все 8 (или хотя бы - 7) выполнены правой рукой, степень праворукости высокая. Определение нсйропсихолингвистических особенностей мышления ребенка, кроме тестовых заданий, должно опираться на наблюдения за тем, как и что говорит дошкольник. Приведем пример из книги [Еремева, Хризман 2000: 64]. «Вот девочки-близнецы. Они очень похожи, но нейропсихологические исследования показали, что Аню можно отнести к левополушарникам, а Лену - к правополу-шарникам. Представьте себе такую картину из их жизни: Лена смот- 7 Нсйропсихолингвистика
рит в окно и говорит: «Мама, смотри весна: сосульки тают, с крыш капает». Аня ее перебивает: «Какая же весна - сейчас февраль». Действительно, для левополушарницы, если февраль зимний месяц, то весны в феврале быть не может, даже если глаза говорят об ином. Для нее весна - это время года, включающее только три месяца. Для правополушарницы важнее не обозначение, а образ. Весна для нее - это, в первую очередь, явление природы (солнце, капель, ручьи), и нет ничего странного в том, что весна наступает в феврале». Характеризуя лево- и правополушарников, можно констатировать, что первым значительно легче дастся процесс обучения в вузе. Больший объем вербальной памяти позволяет легче усваивать материал учебника и лекций. Еще одно наблюдение: левополушарники - по преимуществу оптимисты, среди правополушарников значительное число пессимистов. Какой же тип лучше? Каждый хорошо по-своему. Важно понимать, что принадлежность к той или другой группе по характеру устройства мозга - это объективная реальность. Она лежит в основе структуры нашей личности, определяя наши успехи и неудачи в разных жизненных ситуациях, разных видах деятельности.
§2. Проблема левшества Как мы уже говорили, большинство людей, населяющих нашу планету - правши (90%).. Но остальные 10% - это либо левши (леворукие) - их около 9% - либо амбидекстры (владеющие обеими руками одинаково) - 1%. Данные, которые приводят ученые разных стран, могут несколько отличаться. Так, в нашей стране леворуких где-то 5-6%. В Соединенных Штатах - 13%. Думается, что дело тут не в реальных отличиях, а - в способах подсчета. К большому сожалению, у нас до сих пор иногда по старинке считают, что левшество - это что-то вроде детской болезни, которую нужно преодолеть. Забегая вперед, подчеркнем: левшество - это (как и принадлежность к типу амби-декстров) один из вариантов нормы психического и физиологического развития человека. По данным статистики среди леворуких мужчин больше, чем женщин. Еще статистическая информация. Среди выдающихся людей процент леворуких выше среднестатистического, например: Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Пабло Пикассо, Бетховен, Чарли Чаплин; левшами были многие американские президенты и т.д. Но этот процент также высок и среди деклассированных и криминальных элементов: преступников, бродяг. Есть основания утверждать, что праворукие составляли подавляющее большинство и в доисторические времена. И наскальные рисунки первобытных народов, и орудия труда эпохи палеолита, ставшие добычей археологов, позволяют констатировать главенство правой руки. Представления о том, что правая рука должна быть главной закреплено в языке и фольклоре: у представителей разных эпосов правое ассоциируется с хорошим, чистым, а левое с чем-то плохим и даже аморальным. Вспомните слова, словосочетания, пословицы: правота, правое дело, паше дело правое; и - пойти налево и т.д. Однако не следует считать, будто левшество по устройству мозга представляет собой перевернутое правшество. Пробы Вада показали, что у подавляющего большинства левшей (70%) речевые центры находятся не в правом, а в левом полушарии, у 15% - они находятся и в левом, и в правом полушариях, и только у 15% левшей руководство речью берет на себя правое полушарие. Более того, кли- 7*
нические наблюдения позволили некоторым исследователям утверждать, что доминантность полушарий у левшей менее выражена, чем у правшей, что мозг левшей недостаточно латерализован и иногда даже характеризуется чертами эквипотенциальности. Животные в своих действиях тоже могут выказывать предпочтение той или иной лапе. Однако в количественном отношении они примерно поровну делятся на праволапых и леволапых. Почему же у людей дело обстоит не так? Другой вопрос: почему не все люди одинаково праворукие? Откуда берутся левши? Для ответа на эти вопросы в разное время выдвигались разные объяснения. Так, в 19 веке популярностью пользовалась теория висцерального распределения. По мнению ее сторонников, асимметрическое расположение внутренних органов (печень, сердце и т.д.) смещает центр тяжести человеческого тела вправо от средней линии. Вследствие этого человеку легче удерживать равновесие на левой ноге, что дает свободу правой руке, которая лучше развивается. Такое представление, правда, не дает объяснения причин левшества, заставляя предположить, что у них внутренние органы устроены по-иному. Другая теория, также пользующаяся популярностью в 19 веке, главную причину видела в факторах социально-эволюционного плана: Из многих вариантов подобного объяснения наибольшую известность получила «теория щита и меча». В соответствии с ней, поскольку солдаты в сражениях стараются защищать сердце, они щит держат в левой руке, а в правой - оружие. В результате многочисленных войн и вооруженных столкновений правая рука получила лучшее развитие и стала использоваться для других видов деятельности. Эта теория даже не пытается объяснить причин появления левшества и, тем более, факта праворукости первобытных людей. Современная нейропсихология пока не имеет исчерпывающего объяснения феномена левшества. Ученые предпочитают говорить о разных причинах возникновения этого феномена, и о разных левшах. Опираясь на их исследования, можно говорить о левшах, мозговое устройство которых имеет зеркальный по сравнению с большинством людей принцип. У этих людей левшество обычно имеет генетическую детерминированность. Левшество такого типа, как правило, встречается в семьях, где хотя бы один из родителей -левша. В качестве развития генетического объяснения феномена прав-шества/левшества американским нейропсихологов М. Аннет была высказана гипотеза о том, что большинство людей обладает геном. который был назван ею фактором «правого сдвига». Если этот фактор имеет у человека, он предрасположен к правшеству, если он отсутствует, индивидуум может в зависимости от случайных причин стать либо левшой, либо правшой. Иное, более сложное объяснение природы рукости было предложено Дж. Леви и Т. Нагилаки. По мнению ученых, предпочтение той или иной руки объясняется функциями двух генов. Один ген с двумя аллеями (формами) определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевой полушарие - той, что на противоположной стороне тела, или той, что на стороне тела, где находится мозговой центр. Возможные комбинации генов и аллелей дают разные варианты правшества и левшества. Особым аспектом рассматриваемой проблемы стало исследование доминирования рук у однояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы генетически идентичны; они развиваются из одного оплодотворенного яйца, которое делится па две части в первые две недели после зачатия. Между тем статистика показывает, что среди близнецов встречается около 20% леворуких, т.е. вчетверо больше, чем обычно. Одним из многих объяснений этого явления служит феномен, получивший название «зеркального отображения». Он встречается примерно у четверти пар однояйцевых близнецов. Суть его в том, в дородовой, пренатальный период близнецы формируются по зеркальному принципу: у одного завиток волос на макушке идет по часовой стрелке, у другого - против часовой, отпечаток левого пальца одного из близнецов похож на отпечаток того же пальца на правой руке другого и т.д. Зеркальному принципу не подчиняются только внутренние органы, такие как сердце, желудок, печень и т.д. Однако в соответствии с этим принципом один из близнецов может быть правшой, другой - левшой. Другая гипотеза, объясняющая левшество у близнецов, заключается в предположении о том, что в основе леворукости лежит небольшое повреждение мозга в пренатальном периоде. Такое повреждение может возникнуть из-за стесненности во время внутриутробного развития плода. Это же, по мнению некоторых ученых, становится причиной непропорционально" высокой частотности неврологических и других заболеваний, которые наблюдаются у близнецов. Изучение левшества у близнецов привело к появлению представления о том, что леворукость является результатом «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в
процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Фактом, подтверждающим эту гипотезу, можно считать необычайно высокий процент леворуких среди умственно отсталых (20%), эпилептиков и шизофреников. По данным А.П. Чуприкова, который наследовал 200 психических больных в возрасте от 18 до 60 лет, леворукость была отмечена в 9,5% случаев, что почти в два раза выше среднестатистических показателей. Такой же процент леворуких наблюдается и среди больных хроническим алкоголизмом. Проблема левшества далека от окончательного решения, что свидетельствует о ее необычайной сложности. При анализе различных гипотез и концепций необходимо учитывать то, что среди леворуких можно выделить разные группы. Прежде всего нужно различать патологические и природно-генетические формы левшества. Как показали исследования Э.Г. Симерницкой, изменение мозговой организации речевых процессов, которые проявляются в правопо-лушарном или билатеральном представительстве, отмечается только у леворуких, имеющих признаки «семейного левшества». Мозг же тех левшей, у которых нет среди родителей (или ближайших родственников) леворуких, имеет речевые зоны в левом полушарии. По характеру своего мышления левшей можно отнести к право-полушарному типу. Так, по мнению отечественных нейропсихоло-гов, «весь мозг левши в работе больше напоминает правую половину мозга правши и меньше - левую его половину», познавательные процессы у левшей «выглядят более чувственными, опирающимися больше на сенсорную основу и меньше - на речь» [Брагина, Доброхотова 1981: 200]. Рассмотрение проблемы левшества заставляет нас указать и на педагогический аспект проблемы. Практически все нейропсихологи настойчиво подчеркивают, что психика лсворукого человека представляет собой хрупкую структуру, что леворукие плохо переносят стресс, психологическое давление, педагогическую бестактность и т.д. Опираясь на приведенные факты можно предположить, что в благоприятных условиях становления личности левши могут проявить высокие результаты в социально полезной сфере. При неблагоприятных - они больше, чем правши, уязвимы, подвержены неврозам и психопатическим расстройствам. В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман [2000] рассказывают в своей книге о том, как учительница в начальной школе заставила писать лево-рукого ребенка правой рукой, говоря, что «и медведя можно научить танцевать». Ребенок стал писать недомииирующей рукой, но когда письменная речь должна была превратиться в способ построения дискурса, когда перед ним встала необходимость письменного изложения мыслей, он стал испытывать колоссальные трудности. Учительница же обвинила его в лени и засыпала двойками... Знание нейропсихологических особенностей левшей особенно важно школьным учителям. Первое, что нужно знать любому педагогу начальной школы: ни в коем случае нельзя переучивать левору-кого ребенка. Существуют методические рекомендации министерства здравоохранения, в которых говорится о запрещении переучивания левшей и необходимости снизить требования к каллиграфической стороне их почерка. Второе: учитель должен по-особому строить свои отношения с леворуким ребенком, не давить психологически, соблюдать педагогический такт и т.п. Не соблюдение этих требований приносит вред становлению личности маленького человека.
184 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ 185 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |