КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарии
Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга (различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии). Аграмматизм - нарушение понимания и употребления грамматических средств языка. Аграфия (дисграфия) - невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение (дисграфия) процессов письма. Аксон - большой отросток нейрона, который связывает его с другими нейронами, мышцами или железами. Алания - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алексия (дислексия) - невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия). Амнестический - связанный с нарушением памяти. Антиципация - предвосхищение, способность человека предвидеть развитие событии, их результат Апраксин - расстройство предметного действия при сохранности составляющих его процессов мышления и сознания. Афазия - речевая патология, возникшая в результате локального повреждения головного мозга. Афемия - то же, что и афазия. Термин был предложен П. Брока, но не получил распространения. Афферентация - поток нервных импульсов, поступающих от рецепторов в нервную систему. Афферентный - чувствительный, центростремительный, приносящий нервный импульс к центральной нервной системе. Брока зона - центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. Вернике зона - центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария Внутренняя речь - стадия порождения высказывания, в рамках которой происходит разворачивание замысла в связный и целостный текст; здесь осуществляется перекодирование первичной записи замысла с универсального предметного кода на код национального языка. Гемисферэктомия - операция по полному или частичному удалению одного из полушарий мозга. Гендерная идентичность - внутреннее ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Гнозис - предметное восприятие. Дендриты - малые нервные отростки нейрона, которые получают сигналы и передают импульсы клетке. Депрессия - состояние глубокого всеобъемлющего уныния и безнадежности, сопровождающееся апатией и чувством собственной ничтожности. Деривация - недостаточное удовлетворение основных потребностей. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дихотическое прослушивание - экспериментальная процедура, при которой испытуемому на одно ухо подается одно сообщение, а на другое ухо - другое. Как правило, испытуемый может воспринять только одно из сообщений, игнорируя другое. Задний мозг - часть головного мозга, располагающаяся над спинным мозгом и включающая в себя мост, продолговатый мозг и мозжечок. Комиссуротомия - операция, включающая в себя полное или частичное рассечение мозолистого тела. Контрлатеральный контроль - особенность нервной системы позвоночных (и в том числе - людей), заключающаяся в том, что движение правой половины тела контролирует левое полушарие, а движение левой - правое. Литерализация - асимметрия, функциональная специализация левого и правого полушарий головного мозга. Логопедия - социальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания. Мозговые полушария - две полукруглые структуры, составляющие основную часть переднего мозга млекопитающих и служащие основным координирующим центром нервной системы. Мозолистое тело - пучок нервных волокон (комиссур), соединяющее левое и правое полушария мозга. Нейропсихолингеистика - раздел общей психолингвистики, который исследует мозговую природу коммуникативной компетенции человека. Нейрон - нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). - Нейропсихология - раздел психологии, изучающий связь психических процессов с системами головного мозга.
Онтогенез - индивидуальное развитие организма от его зарождения до смерти. Передний мозг - основная часть мозга млекопитающих, включающая в себя большие полушария, таламус и гипоталамус. Периферическая нервная система - часть нервной системы, включающая в себя черепные и спинные нервы, выходящие соответственно из черепа и позвоночника. Праксис - предметное действие. Промежуточный мозг - часть заднего мозга, располагающаяся непосредственно над спинным. Участвует в контроле дыхания, кровообращения, равновесия и защитных рефлексов (кашель, чихание и др.). Протоязык - первичная дословесная система коммуникации ребенка, состоящая из протознаков (жестов, мимических проявлений, неречевых вокализаций, манипуляций с предметами и т.д.). Профили функциональной асимметрии - преобладание левой или правой части в совместном функционировании парных органов. Психолингвистика - наука, изучающая коммуникативную компетенцию человека в индивидуально-психологическом аспекте. Ретикулярная формация - особое нервное образование, которое находится в стволовых отделах головного мозга и выполняет функцию механизма, регулирующего состояние мозговой коры (регуляцию тонуса коры и состояние бодрствования). Синестезия - со-ощущение, универсальный механизм восприятия, при котором при отражении каких-либо фактов и явлений реальности в сознании человека происходит перенос модальностей одних ощущений на другие. Средний мозг - часть головного мозга, располагающаяся между задним и передним мозгом, принимающая участие в регуляции: активации, «сон-бодрствование», слуховой и зрительной ориентации. Таламус - участок нижней части переднего мозга, выполняющий роль основного центра интеграции сенсорной информации. Универсальный предметный код - особый язык интеллекта, использующий знаковый материал образов, схем, фреймов, который обходится без элементов национального языка; на нем осуществляются глубинные базовые операции мышления. Установка - достаточно сильная рационально-оценочная и эмоциональная диспозиция, которая влияет на процесс антиципации (предвосхищение) протекании сенсорных и интеллектуальных процессов. Как правило, действие установки реализуется на бессознательном уровне. Филогенез - историческое видо-родовое развитие организмов. Фонема - минимальная звуковая единица языка, служащая для образования и различения его значимых единиц (слов, морфем). Центральная нервная система - система, включающая в себя головной и спинной мозг. Шизофрения - группа тяжелых психических заболеваний, характеризующихся следующими признаками: расстройствами мышления, аутизмом, неадекватными эмоциями, галлюцинациями и иллюзиями. Эквипотенциальности теория (теория прогрессивной латерализа-ции функций полушарий) - концепция развития функциональной асимметрии мозга в онтогенезе, согласно которой в раннем детстве оба полушария головного мозга в равной мере участвуют в осуществлении речевой деятельности. Эфферентный - двигательный, выносящий, центробежный; передающий нервный импульс от мозга к периферии.
Список литературы 1. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 2. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. 3. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976. 4. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы; Сенсорные системы и асимметрия полушарий. Л., 1985. 5. Бахтин М.М. (Под маской) Фрейдизм. Формальный метод в литерату- 6. Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. М., 1996-2005. 7. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964. 8. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и 9. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.; Воронеж, 10. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947 11. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Асимметрия мозга и пол. СПб., 1997. 12. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 13. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные работы по общему языкознанию: В 14. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии челове- 15. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., 1997. 16. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005. 17. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971. 18. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло- 19. Винарская Е.Н., Кузнецов С.Н. Нейролингвистика // Лингвистический 20. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982. 21. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. 22. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982-1984. 23. Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие. Меха- 24. Глезсрман Т.Е. Мозговые дисфункции у детей М., 1983. 25. Глезерман Т.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления 26. Глейтман Г. и др. Основы психологии. СПб., 2001. 27. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М., 2005.
28. Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. М., 2004. 29. Горелов И. Н. Вопросы теории речевой деятельности (Психолинг- 30. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М., 2003. 31. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2004. 32. Горошко Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол: Аналити- 33. Деглин В.Д., Балонов Л.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная 34. Деглин В.Д., Балонов Л.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная 35. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. 36. Джексон Дж. X. Избранные работы по афазии. СПб., 1996. 37. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М,, 1994. 38. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психо- 39. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. 40. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 41. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. 42. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. Избранные труды. М., 1998. 43. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974. 44. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999. 45. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986. 46. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.; Воронеж, 47. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 48. Иванов В.В. Нейролингвистика // Биологические и кибернетические 49. Иванов В.В. Нейросемиотика устной речи и функциональная асиммет- 50. Иванов В.В. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых сис- 51. ИсенинаЕ.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. 52. Каплан Г.И., СэдокДж. Клиническая психиатрия: В 2 т. М., 1998. Т. 1,2. 53. Кауфман Д.А. Об особенностях межполушарного взаимодействия при 54. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и не
55. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов н/Д., 56. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный 57. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное по 58. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 59. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого 60. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. 61. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997. 62. Логопедия. М., 1995. Кн.1. 63. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М., 1947. 64. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 65. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 66. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 67. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 2001. 68. Мосидзе В.М. и др. Расщепленный мозг. Тбилиси, 1972. 69. Мосидзе В.М. и др. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси, 1977. 70. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991. 71. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М., 72. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.. 73. Пенфильд В.И., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1954. 74. Петрова Т.Е. Особенности построения текста в аспекте функциональ 75. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994. 76. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М., 1993.
77. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воро- 78. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975. 79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
80. Савельев С.В. Изменчивость мозга // Хрестоматия по анатомии цен 81. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989. 82. Сахарный Л.В. Человек и текст; две грамматики текста // Человек - 83. Седов К. Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компе 84. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.,!980. 85. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. 86. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. 87. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999. 88. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1967. 89. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и при- 90. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983. 91. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной систе- 92. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. 93. ФрумкинаР.М. Психолингвистика. М.,2001. 94. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование по магии и религии. М., 1986. 95. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. 96. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и актив- 97. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их реше- 98. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях 99. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.
100. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. 101. Черниговская Т.В. Речевая деятельность в условиях преходящего уг- 102. Черниговская Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функции: фи- 103. Черниговская Т.В., Балонов Л.Я. Билингвизм и функциональная асим- 104. Черниговская Т.В., Деглин В.Л. Метафорическое и силлогическое 105. Черниговская Т.Е., Деглин В.Л. Проблема внутреннего диалогизма 106. Черниговская Т.В., Деглин В.Л., Меншуткин В.В. Функциональная 107. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семан- 108. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте 109. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 110. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воро-
111. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985. 112. Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. М., 1996. 113. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985. 114. Basser L.S. Hemiplegia of early onset and the faculty of speech with special reference to the effects of hemispherectomy // Brain. 1962. V.85. 115. Chomsky N. Aspects of the theory of Sintax. Cambrige: M.I.Т. Рress, 1965. 116. Gazzaniga M.S. The Bisected Brain. New York, 1970. 117. Gazzaniga M.S., LeDoux J.E. The Integrated Mind. N. У., 1978. 118. Kimura D. Spatial Localization in Left and Right Vizual Fields // Canadian J. of Psyhology. - 1969. – Vol.23. - Р.445-458. 119. Kimura D., Archibald Y. Motor Functions of The Left Hemisphere // Brain.1974. Vol.97. Р.337-350. 120. Kimura D. Sex difference in cerebral organization for speech and praxis // Cап. J. Psichol. 1983. Vol.37. 121. Kinsbourne M. The Ontogeny of Cerebral Dominance // Developmental Psycholinguistics and Communication Disorders. N. Y., 1975. 122. Landsdell H. A Sex Difference in Effect of Temporal Lobe Neurosurgery on design preference // Nature. Vol. 194. 123. Lenneberg E.H. Biological Foundations of Language. New York, 1967. 124. Levy J. Psihobiological implication of bilateral assimetry // Hemispheric function of the human brain. London, 1974. 125. Moscovich М. The development of lateralization of language functions and its relation of cognitive and linguistic development: a review and some theoretical speculations // Language development and neurological theory. N. Y., 126. Pinker S. Sprachinstinkt. Wie der Geist der Sprache bildet. Munchen, 1996. 127. Sperry R.W. Brain bisection and consciousness // Brain and Conscious Experience. N.Y., 1966. 128. Sperry R.W. Lateral specialization of cerebral function in the surgically separated hemispheres // The Psychology of Thinking. NY, 1973. 129. Susanuma S., Fujimura O. Kana and Kanji processing in Japanese aphatics. – Brain and language. 1975. Vol.1. (12). 130. Wada J., Davis A. Fundamental Natural of Infants Brain Assimetry // Canadian J. Of Neurological Sciences. 1977. Vol.4. 131. Zaidel E. Technique for Presenting Lateralized Visual Input With Prolonged Exposure // Vision Research. 1975. №5.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 Глава 1. НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 5 §1. Место нейропсихолингвистики в пространстве Ч' А-науки. 5 §2. Нейрофизиологическис механизмы деятельности мозга 11 §3. Методы нейропсихолипгвистики 22 Вопросы для самоконтроля 27 Глава 2. ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 28 §1. Предыстория: зарождение афазиологии 28 §2. Истоки отечественной нейропсихолингвистики 36 Вопросы для самоконтроля 44 Глава 3. НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ 45 §1. Основы нейропсихологической концепции 45 §2. Система мозговых нарушений речи 52 §3. Структура языка и строение мозга 56 §4. Патология речевой деятельности 60 Вопросы для самоконтроля 67 Глава 4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 68 §1. Расщепленный мозг (исследования американских нейропсихологов) 68 терапии (исследования отечественных ученых) 77 информации 83 §4. Право- и левополушарная грамматики 90 Вопросы для самоконтроля 103 Глава 5. РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 104 § I. Полная модель порождения речи 104 §2. Порождение речи в разных коммуникативных условиях 113 §3. Смысловое восприятие речи 118 §4. Антиципация в протекании речевого мышления 125 Вопросы для самоконтроля 132
Глава 6. МОЗГ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 133 §1. Латерализация функций полушарий мозга в онтогенезе 133 §2. Дословесный этап эволюции речи и формирование мозга 138 §3. Развитие мозга и овладение языком 144 §4. Мозг и речевое развитие школьника 160 Вопросы для самоконтроля 173 Глава 7. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И 174 §1. Лево- и правополушарное мышление 174 §2. Проблема левшества 179 §3. Гендер в свете нейропсихолингвистики 184 §4. Мозг, речь и аномалии психического развития 188 . Вопросы для самоконтроля 192 Глава 8. МОЗГ И ПРОБЛЕМЫ ФИЛОГЕНЕЗА 193 §2. Нейропсихолингвисткка и культурология 201 Вопросы для самоконтроля 207 Заключение 208 Глоссарий 210 Список литературы 214 Седов Константин Федорович
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |