КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозг, речь и аномалии психического развития
Нейропсихолингвистика расширяет свои границы, заезжая на территорию соседних наук. К их числу следует отнести психиатрию. Особой проблемой сейчас становится мозговая природа различных отклонений от нормы психического развития. Так например, внимание психиатров и неврологов давно привлекает речь больных шизофренией. При этом приходится констатировать, что проблема эта далека от окончательного решения. Данные, полученные отечественными и зарубежными нейропсихолога-ми, часто вступают в противоречие, которые обусловлены разными методологическими базами, концептуальными установками ученых. Среди множества интерпретаций нарушений речевого поведения при шизофрении заслуживает идея возникновения шизофренического процесса в результате изменения нейронных механизмов головного мозга. Однако в осмыслении зависимости процесса протекания болезни от характера мозговых нарушений можно обнаружить существенные разногласия. Так, одни авторы связывают шизофреническое нарушение с патологией левого полушария. Другие, наоборот, утверждают, что причиной заболевания становится изначальное недоразвитие правого полушария, которое приводит к гиперфункции левого, когда оно берет на себя функции правого полушария, тем самым нарушая свои собственные функции. В самом общем виде речь при шизофрении описывается как разорванная, бессвязная, аграмматичная, непонятная, усложненная. При этом заболевании нарушается вероятностная организация речи, которая связана с повреждением механизм опоры на прошлый речевой опыт. Отсюда резкие отклонения от привычных стандартов речевой деятельности. Так, при классификации предметов больной может объединить в одну группу шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату, давая при этом следующее объяснение: «Мебель. Это -группа выметающих плохое из жизни. Лопата - эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством» [Зейгарник 1986: 2.10]. Высказывания шизофреника приобретает причудливый, вычурный характер: увеличивается и усложняется структура предложения, появляются длинные периоды, которые строятся по ассоциативному принципу. Больной не может удержаться на одной теме и постоянно соскальзывает на побочные. Нарушения речи при шизофрении продуктивнее всего описывать в системе категорий лингвистики текста (дискурсивной лингвистики). Связь дискурса с реальностью ослаб-
ляется, говорящий замыкается на себя, его речь делается эгоцентричной, не понятной по своему содержанию окружающим. Больной мало заботится о том, чтобы его поняли. При этом в его высказываниях возникает подобие «словесного салата». В построении текста у больного отсутствует установка на слушателя или читателя (прагматический потенциал), это речь для самого себя, обращенная к самому себе. Нарушения в построений смысловой и формальной структуры дискурса обусловлены главным образом этой прагмалингви-стической особенностью. Примеры речи больных шизофренией: «Здоровье - это существительное среднего рода, единственного числа, относится к категории страхования». Вместо объяснения значения слова больной дает его грамматическую характеристику (типично Левополушарная стратегия) потом по ассоциации (страхование здоровья) перепрыгивает на другое слово. Другой пример. Толкуя слово рот, больной, во-первых, воспринимает его как род и дает следующую дефиницию: «Роды бывают разные: акушерские, медицинские, и даже в пожилом возрасте в разных родах войск». Здесь вообще очень трудно выделить логику: говорящий соскальзывает с одного на другое. Контроль со стороны правого полушария нарушен. Все это приводит к затрудненности а, подчас, -невозможности использовать язык как средство общения. Если при афазиях частичное разрушение структуры речи все же позволяет осуществлять коммуникацию, то при шизофрении, несмотря на правильность грамматических структур, взаимопонимание резко нарушается. Исследования речи шизофреников касаются главным образом процесса продуцирования дискурса. Гораздо меньше изучены особенности смыслового восприятия. Так например, установлены трудности в понимании идиоматических оборотов, пословиц, поговорок. При сопоставлении восприятия больными речевой и мимической экспрессии выявлено, что в целом больные этим заболеванием менее точно, чем здоровые люди определяют эмоциональное состояние собеседника. При этом успешнее интерпретируется гнев, хуже - тревога и пониженное настроение, печаль, апатия, тревога. Данные, полученные в исследованиях отечественных нейролингвистов петербургской школы, свидетельствуют о том, что при угнетении одного из полушарий не только нарушаются функции подавленного полушария, но и облегчается деятельность другого полушария, на которое не проводилось воздействие тока. Иными словами, при нормальной работе обоих полушарий они уравновешивают друг
друга, тем самым, создавая своего рода энергетический баланс. В том же случае, когда одно из полушарий временно «выходит из строя», другое как бы «освобождается из-под гнета соседа» и начинает работать более активно, т.е. демонстрирует гиперактивацию [Балонов, Деглин 1976]. При этом речь больных с подавленным правым полушарием очень напоминает речь больных при шизофрении [Балонов, Деглин, Черниговская 1985]. Это позволило Д.А. Кауфману выдвинуть гипотезу о том, что шизофрения вызывается угнетением правого полушария, которое связано с непосредственным восприятием внешнего мира [1978]. Условно говоря, речь левого полушария, высвобожденная из-под контроля правого полушария, - в большей мере и есть речь шизофреника. Другое нарушение психической нормы - маниакально-депрессивный психоз. Это заболевание характеризуется эндогенным патологическим изменением эмоционального состояния при отсутствии интеллектуального снижения. Нужно заметить, что расстройства эмоционального состояния в форме депрессии или мании могут рассматриваться не в рамках маниакально-депрессивного психоза, а в рамках заболеваний другого происхождения. Так называемые «депрессивные больные» могут объединяться в одну группу, независимо от диагноза. «У больных с депрессивным настроением отмечаются снижение энергичности и интереса к жизни, чувство вины, они испытывают трудность при необходимости сосредоточиться, теряют аппетит и высказывают мысли о смерти или о самоубийстве. Другие признаки и симптомы включают изменения уровня активности, когнитивных способностей, речи и вегетативных функций, например, сна, аппетита, сексуальной активности и других биологических ритмов. Эти расстройства практически всегда выражаются в нарушении межличностных и социальных отношений, а также профессиональной деятельности» [Каплан, Сэдок 1998 Т.1: 315]. Наблюдения показывают, что речь больных, находящихся в состоянии эндогенной депрессии, не имеет ярких отличительных характеристик, подобных тем, которые характеризуют иные психопатические заболевания. Это связано, главным образом, с тем, что депрессивные состояния протекают в эмоциональной сфере, почти не затрагивая мышления и речи. Распределение психологических функций между полушариями позволяет предположить, что депрессивные состояния как-то связаны с деятельностью правого полушария мозга. Эта гипотеза подтверждается клиническими наблюдениями американских психиат- ров, практикующих в качестве лечебной процедуры электросудорж-ную терапию. Результаты исследований показали, что терапевтический эффект ЭСТ более эффективен при депрессии в том случае, если электроды прикладывались к правому, а не левому полушарию [Спрингер, Дейч 1983: 186]. Нейропсихологи довольно часто наблюдают то, что больные с поражениями правого полушария, как правило, не выражают отрицательного отношения к своему недугу, проявляя беспечность и беззаботность; при диаметрально же противоположном повреждении мозга, когда поражено левое полушарие, люди часто впадают в состояние тяжелой депрессии, а в отдельных случаях у них возникает «реакция катастрофы». Полушарные различия в отношении к эмоциональной сфере выявляет и тест Вада: после введения наркотического вещества в правую артерию (когда работает только левое полушарие) больной впадает в состояние радости, эйфории; инъекция того же вещества в левую артерию (когда работает только правое полушарие) вызывает депрессивное состояние с чувством вины, никчемности, отчаяния и безнадежности [Костандов 1983; 107-109]. С достаточной долей достоверности можно утверждать, что правое полушарие в большей степени связано с руководством эмоциональной сферой жизни человека, чем левое. Поскольку же патологические расстройства настроения (и прежде всего - депрессия) проявляются в форме изменений в эмоциональной сфере, можно предположить, что этот •тип расстройства является следствием нарушения межполушарного баланса, в котором подавленность левого полушария вызывает нежелательную активность правого.
192 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ Вопросы для самоконтроля 1. Что такое профиль функциональной асимметрии? 2. В чем отличия между лево- и правополушарным мышлением? 3. Каковы причины возникновения левшества? 4. В чем отличия между устройством мужского и женского моз- 5. Какие нарушения в работе мозга сопровождают такие рас- Глава 8 МОЗГ И ПРОБЛЕМЫ ФИЛОГЕНЕЗА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |