Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендер в свете нейропсихолингвистики




Первые открытия мозговой организации коммуникативной компетенции были сделаны, главным образом, на основе изучения мужского мозга. Большой фонд такого рода наблюдений обычно накапливался во время войн: пулевые и осколочные ранения в голо­ву часто влекли за собой речевые расстройства - афазии. А объекта­ми, если так можно выразиться, наблюдений были военнослужащие - солдаты и офицеры. Мужской мозг стал главным предметом ис­следования. Однако по мере развития пейролингвистики стали появ­ляться и накапливаться факты, свидетельствующие о том, что рече­вые способности у женщин и мужчин несколько отличаются.

Общеизвестно, например, что девочки начинают раньше гово­рить и в младших классах школы легче осваивают языковые предме­ты: письмо и чтение. Среди детей, испытывающих трудности в ов­ладении грамотой, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. Кроме того, установлено, что в среднем вербальные возможности женщин (в тенденции) выше возможностей мужчин, но зато женщи­ны уступают им в отношении математических и «пространствен­ных» способностей. Различия невелики, и они не проявляются все­гда: можно, например, встретить болтливых мужчин и молчаливых женщин. Но в тенденции, на уровне средних показателей их можно выявить.

Другие наблюдения показывают, что афазия у мужчин возника­ет в три раза чаще, чем у женщин. Если мужчина и женщина попа­дают в автомобильную аварию и получают повреждение речевых зон мозга (например, зоны Брока), то 90% мужчин утрачивают спо­собность к речепорождению, и только 30% женщин. У остальных 70% речь сохраняется (!!!).

Одним из первых, кто обратил внимание на различия в мозго­вом устройстве мужчин и женщин, был, американский пейропсихо-лог Герберт Лэнсделл. Свои наблюдения он сделал, наблюдая боль­ных эпилепсией, подвергшихся операционному вмешательству в мозг. Для того чтобы уменьшить интенсивность приступа болезни, у эпилептиков хирургическим путем удалялась часть височной доли на одной стороне мозга. Предшествующие открытия функциональ­ных особенностей мозга позволяли предположить, что в том случае, когда подобная операция будет проведена на левом полушарии, следствием будет речевое нарушение, когда же удаление части моз­говой ткани будет произведено в левом полушарии, должна нару-


шиться пространственная ориентация. Так и было, но только приме­нительно к пациентам-мужчинам. К удивлению Лэнсделла у женщин в большинстве случаев вообще не наблюдалось никаких изменений в поведении.

Эти данные позволили предположить, что в женском мозге есть.физиологические механизмы, которые позволяют компенсировать утрату зрительно-пространственных и вербальных способностей. Так возникла гипотеза о билатеральном устройстве женского мозга. Её суть в том, что у женщин вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих полушариях, тогда как у мужчин они распределены более строго: вербальные - в левом, пространственные - в правом.

Половые различия в проявлениях функциональной асимметрии мозга обнаруживаются.уже в детском возрасте. Американские ней­ропсихологии провели серию экспериментов с детьми в возрасте от 6 до 13 лет (всего 200 человек). Задание состояло в следующем. Ис­пытуемый одновременно разными руками ощупывал два различных предмета, скрытых от его зрительного восприятия. После десятисе-кундного ощупывания фигур, конфигурация которых никак не свя­зана с реальными предметами, ребенок должен был выбрать эти фи­гуры из шести, представленных на его обозрение. У мальчиков пока­затели для левой руки были значительно лучше, чем для правой; у девочек показатели для обеих рук не различались.

Итак, с достаточной степенью смелости можно утверждать, что функциональные отличия между мужским и женским мозгом суще­ствуют. Если это так, то в чем причина возникновения тендерного своеобразия структуры мозга? Одно из объяснений, высказанное Дебора Вейбер, заключается в том, что женщины обычно достигают раньше физической зрелости. По мнению американской исследова­тельницы, скорость созревания индивида может быть связана с раз­личиями в вербальных и пространственных способностях. Люди, рано достигающие зрелости, обладают лучшими вербальными спо­собностями; те же, кто созревает поздно, лучше справляются с вы­полнением пространственных заданий. Кроме того, у рано взрос­леющих наблюдается меньшая латерализация мозга, чем у тех, кто взрослеет поздно.

Другая точка зрения, которую высказал Норманн Гершвинд, объясняет различия межполушарной организации мозга мужчин и женщин особенностями пренатального роста полушарий. Во внут­риутробном периоде развития организма на формирование мозговой структуры влияет тестостерон, мужской гормон. Его высокое

 

186 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ

держание на этой стадии замедляет рост левого полушария у муж-ского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если левом полушарии замедляется процесс миграции нейронов к мес-там их окончательной локализации, то появляется вероятность воз-никновения леворукости, которая, как мы уже говорили, гораздо чаще встречается именно у мужчин.

Джерре Леви высказала предположение, что в основе гендерных различий мозгового устройства лежат эволюционные факторы. В ходе человеческой истории, на ранних стадиях ее становления, муж-чина выполнял роль охотника, воина. Он постоянно совершал пере-мещения в пространстве, руководил переселением племени. Те из мужчин, кто обладал хорошими зрительно-пространственными спобностями, имели преимущество в ходе естественного отбора. Социальная роль женщин предопределяла развитие навыков, связанных с воспитанием детей, ведение внутреннего хозяйства, где социальная чувствительность, умение строить коммуникативные контакты имели большое значение.

Рассмотрение гендерных отличий в свете проблем нейропсихолингвстики выводит нас к серьезным педагогическим проблемам, мы уже говорили о том, что в начальной школе легче и лучше учатся девочки. Среди мальчиков много двоечников и «трудных» пей. Но если мужчинам, добившимся выдающихся результатов в искусстве, литературе, политике, науке, задать вопрос о том, как они учились в школе, выяснится, что мало кто из них был отличником. В чем причина такого несоответствия?

Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развиты физически, они же обычно демонстрируют более высокий уровень языковой компетенции. Они «забивают» мальчиках в ответах на уроках. Однако, как правило, ответы эти более однообразны и стереотипны. Среди мальчиков вариантов индивидуальности гораздо больше. Мальчишки мыслят более нестандартно, но их внутренний мир часто скрыт, т.к. он не может пока еще предстать в словах, дискурсах.

В качестве иллюстрации отличий в женском и мужском мышлении приведем пример из книги нейропсихологов В.Д. Еремеевой и П. Хризман: «... детей на занятии спросили, для чего можно ис-пользовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности - конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки, и началось... Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а ещё са-рай»... Наконец, тема строительства исчерпана.


 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ

Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы - для тяжести». Новая версия. Опять лес рук девочек и самые разные предположения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять под­хватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей, И опять мальчики: «Можно их бросать, как снаряды» и т.д.» [Еремеева, Хризман 2001: 24].

Графологи говорят, о том, что существуют отличия в женском и мужском почерках. Женский почерк более правильный, красивый, стандартный. Почерк мужчин чаще неправильный, размашистый, индивидуально-оригинальный.

В школьной педагогике общеизвестным считается то, что де­вочки превосходят мальчиков в выполнении вербальных заданий. Но, если в качестве критерия тендерного различия взять не мотор­ную реализацию дискурса, которая составляет, как мы помним, фи­нальную стадию процесса порождения высказывания, а весь процесс речевой деятельности, то окажется, что глубинные стадии речевого мышления у мальчиков (а позже - мужчин) развиты лучше. Та сто­рона речи, которая связана с поиском нового решения, стилистиче­ски разнообразного оформления замысла, лучше представлена у представителей сильного пола. На элементарном уровне она прояв­ляется даже в решении кроссвордов.

Педагогической проблемой становится не только то, что маль­чики и девочки в речевом, интеллектуальном и эмоциональном от­ношении отличаются друг от друга, а то, что воспитанием в нашей стране главным образом занимаются женщины - мамы, учителя, воспитатели. Приведем еще одну цитату из книги В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман. «Взрослые должны учитывать особенности эмоцио­нальной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительни­цам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами дру­гие. (...) Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и пережи­вают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа» [Там же: 34-35].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.