Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевые функции. 1. Автоматизированная речь




1. Автоматизированная речь. Ребенка просят перечислить дни не
дели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте — в обратном
порядке); сосчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя
мамы, бабушки и т.п.

2. Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной...»:
б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;
дочка-точка, бочка-почка, коза-коса;
скороговорки.

Попросите ребенка показать на стр. 2—3 «Альбома» «мяч — меч», «кость — гроздь — гвоздь», «крыса — крыша»; части тела: бровь, ухо — рот, плечо — локоть — глаз.

Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, акту-


172 Введение в нейропсихологию детского возраста

ально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т.п.), в письме и чтении.

3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной...»:
б-м, д-л-н, г-к-х;

тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь;

половник-полковник, полковник-поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку; скороговорки.

4. Номинативные процессы. И.: «Что это такое? Как это называет
ся?» Экспериментатор просит ребенка назвать изображения из «Аль
бома» (стр. 1—3); сначала по одному, затем по два, по три; части тела,
которые он показывает у него, у себя и на картинке; любые изобра
жения, действия, качества, используя стимульный материал «Альбо
ма»; цвета и т.д.

Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т.д.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных»)
конструкций.

а) Экспериментатор просит ребенка показать (стр. 46): «бочку за
ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д.

б) Экспериментатор предлагает показать кисточку карандашом,
положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, каран
даш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

в) Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или
«Брат отца и отец брата — это одно и то же?» и т.п.

г) И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной
лето; облако под землей; над деревом трава?» Верные грам
матические конструкции обязательно должны чередоваться с
неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания. Этот
аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности
спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин.
Учитывается, насколько ребенок способен к разворачиванию соб
ственной речевой активности, или же его речь носит репродуктив
ную форму, то есть выстраивается как ответы на вопросы экспери
ментатора.


Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 173




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.