Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слухо-речевая память




Память

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» (стр. 30) и
чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки». Копирование выпол
няется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой.
Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования у
детей до 5—6 лет.

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы для детей с
6 лет. Перед ребенком кладется (стр. 31) фигура Тейлора и (ниже)
чистый лист. И.: «Нарисуй такую же фигуру». Для фиксации стратегии
копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, кото
рые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку
цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома» не допускается; мани
пуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. Экспе
риментатор воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает
отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица (стр. 32) другой рукой.

3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагает
ся правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом» (стр. 34).


Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 169

4. Копирование изображений с поворотом на 180 градусов. Экспериментатор и ребенок сидят друг против друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного «человечка» (стр. 34). И.: «Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: «А теперь у своего я обвожу руку; где эта рука у твоего?» Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (стр. 34). И.: «А теперь точно также переверни к себе эту фигурку».

Эталоны для исследования слухо-речевой памяти представлены на стр. 44 («Две группы по три слова» и «Шесть слов») и на стр. 47—49 («Галка и голуби» и т.д.). Ясно, что экспериментатор должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

1. «Две группы по три слова». (Тест на запоминание двух конкури
рующих групп, то есть исследование влияния гомогенной интерфе
ренции.) И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет.
«Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет.

Затем экспериментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?»

При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. После этого дается интерферирующее задание (3—5 минут), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; с детьми после 10 лет серийный счет «100 минус 7» и т.д. По окончании выполнения этого задания, на этот раз уже не предъявляя слов, ребенка просят повторить, какие слова были в первой и во второй группах.

Прочность слухо-речевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, произведены замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

2. «Шесть слов». И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарай
ся их запомнить в том же порядке. Слушай. Рыба, печать, дрова, рука,


170 Введение в нейропсихологию детского возраста

дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется до четырех раз. После чего дается интерферирующее задание (3—5 минут), например, воспроизведение таблицы умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (стр. 29), попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д. Далее, уже не предъявляя слова, экспериментатор спрашивает: «Какие слова ты запоминал?» Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

3. «Рассказ» (стр. 47—49). И.: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а
ты постарайся его пересказать как можно точнее». Экспериментатор
рассказывает один из предложенных в «Альбоме» рассказов. Ребенок
повторяет его. При неполном пересказе обязательны наводящие воп
росы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ре
бенка.

4. Пиктограмма (стр. 44).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.