Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактильные и соматогностические функции




Восприятие

Пространственный праксис

Проба Хэда. И: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (экспериментатор касается правой руки ребенка) правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (касание) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (при этом экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб: правая рука касается правого (левого уха), ребро ладони лежит на переносице, кисти рук сложены перпендикулярно друг другу в разных вариантах и т.д.

После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

*

1. Локализация прикосновения

а) И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся».
Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, экспериментатор
просит показать, до какого места он дотронулся. В данном случае важ
но оценить точность локализации прикосновения и сравнить успеш
ность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

б) И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Да
лее как в пункте а. (Экспериментатор прикасается только к рукам.)

в) Проба Тойбера. Экспериментатор несколько раз одновремен
но прикасается к двум местам на теле ребенка (например, к обеим
рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае
важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на
выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

2. Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовал (написал) у тебя на
руке?» Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то
на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или
цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

3. Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я до
тронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"» («Альбом»,
стр. 34). Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор до-



Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 165

трагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

4. Называние частей тела. И.: «Назови часть тела, до которой я
дотронусь». Экспериментатор прикасается к различным частям тела
ребенка и просит его называть их. Данная часть исследования направ
лена на оценку не только соматогнозиса, но и номинативного уровня
схемы тела.

Помимо этого, при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексия не только фигур, но и букв, цифр, сложных по начертанию (например, 7); тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. д.

5. Проба Сегена. Широко известный тест «Доска Сегена» ис
пользуется в модифицированном варианте, который предусматрива
ет 4 этапа: 1 — свободный режим выполнения теста; 2 — ощупыва
ние фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо только
одной (правой или левой) рукой; 3 — левая рука «опознает» фигур
ку, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая вклады
вает фигурку в гнездо; 4 — обратный этапу 3: правая рука манипу
лирует с фигурками, левая — с гнездами на доске.

Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.