КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детской апперцепции тест 5 страница
-К-
КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (California Psychological Inventory, CP) — опросник личностный, разработан в 1956г. под руководством X. Гоуха. Предназначен для оценки личностных характеристик и «предсказания того, что люди будут говорить и делать в специфическом контексте». К. п. о. содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений: — При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно — неверно. — Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно. — Самое важное для меня — долг перед соотечественниками. Верно — неверно. — Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно. Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 13 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение оценок профильных по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы опросника объединены X. Гоухом в четыре группы: I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В группу входит 6 шкал: 1) доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминированию индивидов,способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции; 2) способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства, как честолюбие и самоуверенность, которые позволяют достичь определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют; 3) общительности — предназначена для дифференциации людей с коммуникативным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов; 4) социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, с тем отличием, что человек, имеющий высокие оценки по этой шкале, не просто любит находиться в обществе других людей, а использует их для своей выгоды, манипулирует ими; 5) самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе; 6) чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности. II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу входят 6 шкал: 1. ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность; 2. социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности асоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индивида; 3. самоконтроля — направлена на определение степени принятия и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения; 4. толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость; 5. хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие; 6. обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых. III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: 1. достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку,требованиям; 2. достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; 3. интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки. IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы: 1. психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим; 2. гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; 3. женственности — определяет «маскулинность» и «феминность» интересов. Из общего набора шкал К. п. о. три используются как шкалы контрольные: шкала «чувства благополучия» (Wb) позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в «худшем свете», шкала хорошего впечатления (G i) диагностирует склонность к социально положительным ответам (см. Установки на ответ), и шкала обычности (Gт) служит для идентификации случайных ответов. Формулировка, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась в основном по эмпирическому критерию: задания опросника группировались в отдельные шкалы на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п. (см. Контрастные группы). При этом К. п. о. создавался на основе Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), a на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно К. п. о. рассматривался автором как «открытый для дополнения» исследовательский метод. В результате многочисленных исследований X. Гоух (1960) пришел к заключению, что «основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте». Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии (см. Регрессионный анализ) для получения взвешенных комбинаций показателей К. п. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. п. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. В то же время К. п. о. не лишен определенных недостатков. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. п. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его популярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности. Помимо основных шкал К. п. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. В 1987г. издан пересмотренный вариант К. п. о. Добавлены две основные шкалы (независимости и эмпатии) и три т. н. векторные. Векторные (или структурные) шкалы образуют «каркас» кубической модели интерперсонального функционирования, измеряемого такими факторами, как «вовлеченность», «нормопринятие» и «осуществление». Эти шкалы генерируют 28 разных видов интерперсональной ориентации путем определения 4 типов личности (альфа, бета, гамма и дельта) и семи уровней, отражающих самоактуализацию. В этом варианте опросника используются 462 задания, из которых 194 заимствованы из MMPI. Сообщается о достаточно высоких показателях надежности и валидности CPI-R. Работа по адаптации и рестандарти-зации К. п. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19-24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал. КАРТИНЫ АРАНЖИРОВКИ ТЕСТ (Picture Arrangement Test, PAT) — проективная методика исследования личности. Опубликована С. Томкинсом в 1957г. Стимульный материал К. а. т. составляют 25 стандартных планшетов, на каждом из которых три рисунка, изображающих некоторые действия (акты поведения) человека. Обследуемому предлагают расположить рисунки в той последовательности, которая представляется ему наиболее логичной, а затем — рассказать историю, сюжетно объединяющую изображения. С. Томкинс стремился в К. а. т. объединить принципы проективного подхода к исследованию личности с традиционно психометрической (количественной) ориентацией. Интерпретация вербального материала, полученного в ходе обследования, осуществляется примерно так же, как в тематической апперцепции тесте. Учет особенностей расположения рисунков сходен с таковым в субтесте «последовательные картинки» теста Д. Векслера (см. Векслера измерения интеллекта шкалы). Данные о валидности и надежности К. а. т. нуждаются в уточнении, однако позволяют использовать его для дифференциации клинических групп. Разработаны количественные показатели, характеризующие частоту определенных расположений рисунков при разных психических заболеваниях. К. а. т. может применяться для группового обследования. Сведений об использовании в СНГ нет. «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» — опросник-анкета для оценки качества жизни (физическое, психическое и социальное благополучие) больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Разработан А. Г. Гладковым, В. П. Зайцевым, Д. М. Ароновым, М. Г. Шарфнадель в 1982 г. Оценивается отношение больного к следующим переменам в его жизни (реальным или возможным): необходимости лечиться; необходимости ограничения физических усилий, умственной работы, поездок в общественном транспорте, избегания ситуаций, ведущих к эмоциональному напряжению; изменению взаимоотношений больного в связи с его заболеванием с близкими, друзьями и сослуживцами, уменьшению контактов с ними; необходимости изменений в трудовой деятельности, понижению в зарплате и в должности; необходимости ограничений в сфере досуга, занятиях физкультурой и спортом, ведении домашнего хозяйства, питании, половой жизни, к запрету на курение. Испытуемому предлагают выразить свое отношение к каждому из указанных последствий заболевания, выбрав один из предлагаемых ответов: 1) «очень переживаю»; 2) «мне это неприятно»; 3) «отношусь безразлично»; 4) «рад этому». При анализе ответов каждому из них присваивается определенный балл: -2, -1, 0 и 1 соответственно. Сумма этих баллов позволяет судить о показателе качества жизни. Степень снижения качества жизни определяется количеством факторов, вызывающих у больного отрицательное эмоциональное отношение, а также его интенсивностью. Валидность текущая определялась по методу контрастных групп. Получены достоверные различия при обследовании с помощью К. ж. 17 инвалидов III и II групп и 77 больных с восстановленной трудоспособностью; при обследовании 59 больных инфарктом миокарда, занимающихся интенсивными физическими тренировками, и 35 больных, не участвующих в тренировках; при обследовании больных инфарктом миокарда и гипертонической болезнью. В последнем случае было выявлено, что в этих группах больных источники неприятных переживаний не совпадают (например, к таким источникам относят необходимость ограничения трудовой деятельности 13,3% больных гипертонической болезнью и 31,9% больных инфарктом миокарда; достоверность различий на уровне р < 0,05). Валидность конструктная исследовалась на выборке из 63 больных инфарктом миокарда с применением К. ж. и MMPI (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Показано, что у 26 человек с более низкими показателями К. ж. (-4 и меньше) значения MMPI по 1, 2, 7, 8 шкалам достоверно выше, чем у больных с относительно более высоким показателем качества жизни. Стандартизация методики проводилась на 124 больных, которые перенесли инфаркт миокарда от 6 до 24 месяцев назад, и 30 больных, страдающих гипертонической болезнью IБ — IIА стадии (мужчины, средний возраст 48,2 года). К. ж. рекомендуется использовать при психологических обследованиях больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. КЕЛЛИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ТЕХНИКА (Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Г. Келли в 1955г. Понятие индивидуальной системы конструктов относится к системе отношений и установок человека к миру. Согласно Г. Келли, «конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения...» (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Г. Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов» (там же, с. 35). Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую провести различные процедуры латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Несмотря на внешнее сходство некоторых процедур, общую направленность на выявление «личностных смыслов» и принадлежность к методам экспериментальной психосемантики, К. р. р. т. радикально отличается от метода семантического дифференциала. В технике, предложенной Ч. Осгудом, используются заданные извне конструкты, в то время как К. р. р. т. направлена на выявление «собственных», индивидуальных, создаваемых непосредственно в ходе обследования конструктов. В отличие от семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается «диапазоном применимости». Принцип «диапазона применимости» является вторым (вместе с принципом биполярности) фундаментальным принципом К. р. р. т., подчеркивающим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов (элементов). Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности). Репертуарно-матричные методики являются перспективным направлением развития современной психосемантики и психодиагностики. В советской психологии репертуарно-матричные методики являлись объектом широких теоретических и экспериментальных исследований (П.Н.Козлова, 1975; В. И. Похилько, 1987; В. В. Столин, 1983). Сегодня такие методики широко распространены в психодиагностических исследованиях, чему способствовало широкое внедрение компьютеров в психологические исследования. КЛИНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПРОСНИК (Clinical Analysis Questionnaire, CAQ) — опросник личностный. Относится к группе опросников факторных. Направлен на исследование личностных факторов как в клинических условиях, так и обычной популяции подростков и взрослых (от 16 лет). Предложен С. Круг в 1980 г. К. а. о. оценивает два набора переменных. К первому относятся 16 факторов опросника Р. Кэттелла (см. «Шестнадцать личностных, факторов» опросник). Ко второму набору относятся следующие 12 клинических факторов:
D1. Ипохондрия D2. Суицидальная депрессия D3. Тревожность D4. Тревожная депрессия D5. Вялая депрессия D6. Чувство вины и обида D7. Тоска и замкнутость Ра. Паранойя Pp. Психопатичеекая девиация Sc. Шизофрения As. Астения Ps. Психологическая неадекватность
В первой части опросника содержится 120 заданий, направленных на измерение известных личностных факторов Р. Кэттелла вместе с 8 дополнительными заданиями по фактору интеллекта (фактор «Б»). Во второй части содержится 144 задания. За исключением шкалы «Б», задания представляют собой утверждения, предполагающие выбор одного из трех ответов: «верно», «не уверен», «неверно». Время обследования — 2 часа, однако для депрессивных испытуемых время для ответов на вопросы может быть продлено. Имеются нормы для мужчин и женщин. Наиболее интересной в практическом и теоретическом смысле является оригинальная вторая часть К. а. о., поскольку в ней оцениваются 12 факторов личностных отклонений, выделенных в свое время Р. Кэттеллом (1973) и не нашедших реализации в других тестах. Эти факторы были получены из трех источников: путем анализа текстов по психиатрии с выделением описаний разных вариантов аномального поведения; клинического подтверждения выделенных вариантов; факторного анализа данных 16 PF и ММРI (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Оценка факторов методики 16 PF в К. а. о. является не вполне адекватной, поскольку на каждый фактор приходится только 8 заданий. По этой причине шкалы К. а. о. являются недостаточно надежными для индивидуального обследования. Это отчасти признает и разработчик, который рекомендует в тех случаях, когда имеется такая возможность, применять опросник 16 PF вместо первой части К. а. о. Надежность второй части К. а. о., по мнению П. Клайна, достаточна для индивидуальных клинических обследований. Доказательства валидности второй части опросника неубедительны. В руководстве к опроснику представлены данные обследования небольших по численности клинических групп. Имеются сведения об анализе валидности факторной К. а. о., подтверждающие факторную структуру теста. Сведений об использовании в СНГ нет.
КОДИРОВАНИЕ ОЦЕНОК ТЕСТОВЫХ — элемент процедуры обработки данных психодиагностического обследования. Применяется в многопараметровых тестовых батареях, опросниках личностных, других методиках, предусматривающих представление результата в виде оценок профильных. К. о. т. дает возможность более экономного и краткого описания совокупности оценок шкальных, профиля шкал, а также более четкой и быстрой разбивки материала на клинически (или характерологически) сходные группы. К. о. т. способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей. Формализация комплексных тестовых оценок является важным элементом создания банка данных и автоматизированной обработки данных обследования (см. Психодиагностика компьютерная). Примером К. о. т. может служить процедура шифровки данных Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Код MMPI представляет собой обозначение профиля с последовательным перечислением шкал (начиная с самых «высоких») с использованием их порядкового обозначения для шкал клинических и буквенного — для шкал контрольных. Существует несколько вариантов К. о. т. профиля MMPI. Наиболее детальным является метод Г. Уэлша. Определение кода осуществляется в несколько этапов: 1. Все клинические шкалы перечисляются с использованием их цифрового обозначения слева направо в таком порядке, чтобы на первом месте находилась шкала, которая является в данном профиле ведущим пиком, а затем — остальные по мере снижения (рис. 32).
Рис.32. Кодирование «профиля личности» Миннесотского многоаспектного личностного опросника по Г. Уэлшу 2. Обозначается высота шкал профиля в зависимости от выраженности результата в Т-баллах (см. Оценки шкальные). Результат поотдельным шкалам выражается следующим образом:
Результат по шкале Соответствующее обозначение 120 Т и выше (!!) 110-119Т (!) 100-109Т (**) 90-99 Т (*) 80-89 Т (‘’) 70-79 Т (') 60-69 Т (-) 50-59 Т (/) 40-49 Т (:) 30-39 Т (= /)
Используя эти обозначения, можно отделить шкалы, расположенные в различных сигмах графика (сигмы разделяют на профиле десятки стандартных делений Т). Если между шкалами 2 и более сигм, то следует перечислить пропущенные сигмы. Напр., если 2-я шкала находится выше 90 Т, а следующая 3-я — между 80 и 70, то следует записать 2’’3’ и т. д. 3. Шкалы, расположенные на одном уровне, записываются согласно порядковому номеру и подчеркиваются одной линией. Если разница показателей шкал в Т единицах не превышает одного балла, то они также подчеркиваются, однако первой из них становится расположенная выше, независимо от порядкового номера (21 — если 2-я имеет результат 68 Т, а 1-я —67 Т). 4. Шкалы достоверности перечисляются начиная с наиболее высоко расположенной, между ними ставятся обозначения сигм. Кроме описанного метода К. о. т. существует процедура, предложенная С. Хатуэем, при которой шкалы, расположенные между 46 и 54 Т, не записываются совсем, шкалы выше 70 Т отделяются знаком (’), а те, что расположены ниже 46 Т — знаком (-). Контрольные шкалы (без шкалы «?») пишутся в порядке их расположения на графике в числовом выражении (в сырых баллах). При этом если результат по шкале превышает критические значения (см. Шкалы контрольные), перед обозначением шкалы ставится косой крест, чтобы обратить внимание на недостоверность профиля. Напр., х 6: 20: 8. Приведенный на рис. 32 профиль, закодированный по С. Хатуэю, выглядит следующим образом: 234187’ — 93: 12: 13. Приведенные способы в соответствующей модификации могут быть перенесены на шифровку данных других методик, напр, тестов интеллекта. Приемы кодирования применимы в тех случаях, когда результаты отдельных субтестов выражаются в единых шкалах измерительных. КОЛУМБУС (The Columbus) — проективная методика исследования личности. Предназначена для работы с обследуемым в возрасте от 7 до 20 лет. Разработана М. Ланживельд в 1976 г. в качестве альтернативы детской апперцепции тесту. Материал теста представляет собой 24 картины, из них 3 цветные и 21 черно-белая; только две из них (№ 17, 19) предназначены специально для тестирования лиц женского пола, остальные можно использовать для всех обследуемых. Нумерация картин не определяет последовательность их предъявления. Количество и конкретный набор варьируются в зависимости от возраста и целей исследования. Задача испытуемого традиционна для такого типа методик — составление рассказа по картине. Предлагается феноменологическая интерпретация полученного при помощи К. материала. Анализируются следующие аспекты: I. Общие категории: 1) эффективность-эмоциональность; 2) особенности материала (сложный/примитивный); 3) структура, форма изложения (а) логическая, историческая, анекдотическая, сентиментальная и др.), (б) недостаточная упорядоченность материала; 4) качество изложения (ясное/смутное, изощренное/простое). П. Личностные проблемы: 1) отношение к настоящему; 2) отношение к себе, к другим, к миру объектов; 3) отношение к будущему. Подчеркивается прогностическая направленность методики. С ее помощью предлагается изучать отношения ребенка в семье и с ровесниками, особенности его развития и взросления. Сведений об использовании в СНГ не имеется. КОМРЕЯ ЛИЧНОСТНЫЕ ШКАЛЫ (Comrey Personality Scales, CPS) — опросник личностный, относится к группе опросников факторных. Предложен А. Комреем в 1970 г. Общее количество вопросов—180, ответы даются по 7-балльной шкале. К. л. ш. включают 8 личностных шкал и две шкалы контрольные. К личностным относятся шкалы: — Доверия—скрытности; — Дисциплинированности—недостатка контроля; — Социального конформизма—непокорности; — Активности—недостатка энергии; — Эмоциональной стабильности—невротизма; — Женственности—мужественности; — Эмпатии—эгоцентризма; — Экстраверсии—интроверсии. Для контроля используются: шкала, оценивающая логичность ответов, и шкала, определяющая выраженность установки на социально одобряемые ответы. Имеются нормы, рассчитанные на выборке 365 мужчин и 362 женщин, с учетом половых различий. Возрастные границы — 16-60 лет. Шкалы А. Комрея представляют интерес, поскольку при их создании автор исходил из предположения о том, что имеющиеся к моменту разработки факторно-аналитические тесты (см. Объективные шкалы) недостаточно эффективны из-за представленности в них наборов разнородных факторов. При факторизации методики низкая надежность отдельных элементов неблагоприятно влияет на данные факторного анализа. Для устранения этого А. Комрей разместил факторно и семантически сходные вопросы в группы — факторизованные гомогенные области вопросов (factored homogeneous item dimensions, FHID). Такие группы выступают скорей как переменные, а не элементы, подверженные факторному анализу. В каждую гомогенную область попало по 4 вопроса; каждой личностной шкале соответствовало 5 гомогенных областей вопросов. Надежность частей теста личностных шкал составляет 0,90 (за исключением шкалы мужественности, где этот показатель равен 0,87). Е. Хатварт (1978) считает К. л. ш. одним из наиболее удачно факторизованных тестов. Использование 7-балльной шкалы также повышает надежность методики. При анализе факторной валидности К. л. ш. была обнаружена определенная близость между факторами А. Комрея и факторами второго порядка опросника 16 PF (см. «Шестнадцать личностных факторов» опросник). П. Ноллер с соавт. (1987) проанализировал факторы, выделенные А. Комреем, Р. Кэттеллом и Г. Айзенком (см. Айзенка личностные опросники) в совокупности. Обнаружено 7 общих факторов и подтверждена валидность т. н. «Большой пятерки» факторов. По мнению П. Клайна, К. л. ш. достаточно надежны на уровне факторов второго порядка и хорошо оценивают базовые измерения личности — экстраверсию и тревожность. Данных об использовании в СНГ не имеется. КОНТАМИНАЦИЯ КРИТЕРИЯ -комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах психодиагностического обследования испытуемого на субъективное отношение к нему со стороны других лиц. Так, если педагогу становится известно, что данный учащийся недостаточно успешно справился с тестом достижений по отдельному предмету (что чаще всего свидетельствует о недостаточном овладении лишь некоторыми разделами программы), это может соответствующим образом сказаться на субъективной оценке дальнейшей учебной деятельности ученика как в области измеряемых учебных достижений, так и в более широкой оценке успеваемости и поведения ученика. Влияние К. к. будет тем более выраженным, чем больший авторитет имеет данная методика среди пользователей результатами обследования, чем большей валидностью очевидной она обладает. Существенную роль в проявлении К. к. играет совпадение ожиданий и мнений, сформировавшихся по тем или иным причинам у других лиц в отношении общих способностей, успешности учебной или профессиональной деятельности тестируемого с результатом тестового обследования. Явление К. к. может играть негативную роль в любых сферах психологической диагностики. Его наличие подчеркивает необходимость соблюдения норм этики в психодиагностических обследованиях. В более частном виде явление К.к. рассматривается при определении валидности критериальной методик с помощью сравнения результатов теста и экспертных оценок изучаемой деятельности. При этом знание результата испытуемого по тесту сказывается на оценке его успехов в реальной деятельности. Поэтому обязательным требованием процедуры выявления валидности критериальной является отсутствие у экспертов информации о результатах обследования. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод система тизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии. В методическом аспекте К. а. находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве К. а. наиболее часто используется в психологической диагностике. В психологии метод, близкий к К. а., применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование К. а. в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особым достоинством К. а. является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных. Конкретные направления применения К. а. включают: 1) анализ результатов проективных, методик исследования личности; 2) изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; 3) анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании; 4) изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым экспертным оценкам; 5) анализ объективной информации о личности; 6) анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |