Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. Статья 133 устанавливает ответственность для наемников




1. Статья 133 устанавливает ответственность для наемников. Международ­
но-правовой основой для национального уголовно-правового запрета наемничес­
тва служат положения статьей 47 Дополнительного протокола I 1977 г., которая
определяет, что наемник не имеет права на статус комбатанта или военноплен­
ного, т.е. он не является законным участником вооруженной борьбы и не имеет
права принимать непосредственное участие в военных действиях.

В международных вооруженных конфликтах для обозначения лиц, участву­ющих в военных действиях, используется термин «комбатант». В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты — это «лица, вхо­дящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме ме­дицинского и духовного персонала...)» и имеющие «право принимать непосред­ственное участие в военных действиях». Определение понятия «вооруженные силы», являющегося одной из составляющих термина «комбатант», содержится в пункте 1 статьи 43 Дополнительного протокола I.

В целях усиления защиты гражданского населения основной нормой являет­ся обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, вхо­дящие в состав вооруженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения». Но и в таких си­туациях комбатанты должны открыто носить свое оружие:

а) во время каждого военного столкновения;

б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертыва­
ния в боевые порядки, предшествующие началу нападения, в котором они долж­
ны принять участие (п. 3 ст. 44 Дополнительного протокола I).

Важность статуса комбатанта заключается в том, что он позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных дей­ствиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных прото­колов к ним 1977 г. либо не имеющими законных оснований на участие в во­енных действиях — наемниками.

2.Действия, определяемые в статье 133 как наемничество, выражаются в
фактическом участии на территории иностранного государства в вооруженных
конфликтах или военных действиях лица, не признаваемого международным пра­
вом законным участником вооруженной борьбы (комбатантом).

3.Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Субъект сознает, что он незаконно участвует в вооруженном конфликте, военных
действиях, и желает этого. Обязательный признак этого преступления — наличие
цели: получение материального вознаграждения.

Мотив данного преступления корыстный, однако это не исключает наличия одновременно и других мотивов поведения (например, религиозная или этничес­кая нетерпимость, политические пристрастия, авантюризм).


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 133

4. Наемника как специального субъекта данного преступления характеризует наличие следующих признаков:

1) он не входит в состав вооруженных сил воюющих сторон;

2) является участником вооруженного конфликта или военных действий, име­
ющих место на территории иностранного государства;

3) получает либо ему обещано материальное вознаграждение за участие в
вооруженном конфликте или военных действиях;

4) действует без уполномочия государства, гражданином которого является
или на территории которого постоянно проживает.

Лицо считается не входящим в состав вооруженных сил воюющих сторон тогда, когда оно не поступило или не было призвано на военную службу в со­ответствии с национальным законодательством государства — участника воору­женного конфликта.

Участником вооруженного конфликта, военных действий, происходящих на территории иностранного государства, является лицо, которое фактически участву­ет в военных действиях, включая управление ими или их всестороннее обеспече­ние (например, тыловое), в пределах государственной территории иностранного государства (см. также п. 3 коммент. к ст. 132).

О получении наемником материального вознаграждения за участие в воору­женном конфликте, военных действиях могут свидетельствовать документы, под­тверждающие выплату денежных средств ему непосредственно (денежные ведо­мости, расписки и т.п.), перечисление этих средств на банковские счета, откры­тые на имя наемника в государстве, на территории которого происходит воору­женный конфликт или ведутся военные действия, либо государстве, граждани­ном которого он является или постоянно проживает, или ином государстве по выбору наемника, получение материального вознаграждения в иной форме (вещи, недвижимое имущество и т.п.). Подтверждением того, что наемник должен полу­чить материальное вознаграждение, является заключение в любой форме согла­шения об участии лица в военных действиях за определенное материальное вознаграждение.

Лицо считается участвующим в вооруженном конфликте, военных действи­ях без уполномочия государства, гражданином которого оно является или на территории которого постоянно проживает, будучи апатридом (лицом без граж­данства) в случае отсутствия документов, подтверждающих его полномочия по оказанию помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров, по обучению войск, обслуживанию боевой техники и вооружения, организации и ведению военных действий вооруженными силами государства, являющегося стороной в вооруженном конфликте, или указывающих на его принадлежность к вооруженным силам другого государства, также участвующего в данном воору­женном конфликте.

Указанные признаки специального субъекта преступления должны иметься в совокупности. В противном случае лицо не может быть привлечено к ответ­ственности по статье 133.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 134

Вышеперечисленные признаки позволяют проводить различие между наемни­ком и другими категориями лиц, которые правомерно принимают участие в воо­руженном конфликте, военных действиях на территории иностранного государ­ства,— добровольцы, военные советники и специалисты.

Доброволец — это лицо из числа иностранных граждан (подданных), кото­рое добровольно поступило на постоянной или временной основе в вооружен­ные силы одной из воюющих сторон, независимо от того, оформлено ли это индивидуальным контрактом (Французский иностранный легион, испанский легион «Терсио») или происходит на основе соглашения, заключенного госу­дарственными органами их государства (например, непальские гурки, проходя­щие военную службу в Индии, Великобритании, швейцарские гвардейцы в Ва­тикане).

В соответствии со статьей VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.1 отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить на службу одного из воюющих». Кроме того, в пункте «б» статьи XVII данной Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет ста­тус лица нейтрального государства.

Вступление в армию воюющего государства гражданина другого государства признается нормами современного международного права. Добровольчество ши­роко применялось во время войны между республиканцами и франкистами в 1936—1939 гг. и других вооруженных конфликтах.

Военные советник или специалист — военнослужащий одного государства, который в соответствии с международным договором направляется в другое го­сударство для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовке во­енных кадров, обучении войск, обслуживании боевой техники и вооружения, а иногда и для помощи в организации и ведении боевых действий.

5. Совершение наемником в период вооруженного конфликта иных преступле­
ний влечет ответственность по статье 133 и соответствующим статьям Особенной
части УК. Например, включение лица на началах наемничества в незаконные воору­
женные формирования, действующие в период вооруженного конфликта немежду­
народного характера, влечет ответственность по совокупности статей 133 и 287.

6. Данное преступление является оконченным с момента начала осуществле­
ния лицом действий по участию в вооруженном конфликте, военных действий на
территории иностранного государства.

Статья 134. Применение оружия массового поражения

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным до­говором Республики Беларусь,—

1 Международное право. Ведение военных действий: Сб. Гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1999. С. 225-231.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 134

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.