КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий 2 страница
полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники (см. коммент. кч.1 примеч. к гл. 24). Обязательным признаком уничтожения и хищения культурных ценностей, находящихся под защитой, является указание на их крупный масштаб. Поскольку это понятие законодателем не раскрыто, то этот признак следует применять с учетом фактических обстоятельств, исходя из охвата преступным посягательством культурных ценностей, находящихся под защитой, размера ущерба, причиняемого данным преступлением. Совершение в отношении культурных ценностей актов вандализма выражается в их осквернении или повреждении. Осквернение культурных ценностей заключается в учинении на них различных надписей, в том числе нецензурного характера, их загрязнении. Под повреждением культурных ценностей понимается изменение их состояния, приводящее к неполной утрате их целостности либо иных свойств. В смысле пункта 8 статьи 136 действия виновного признаются совершенными при отсутствии военной необходимости, если они выходят за пределы допустимого в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 г. и подпунктами а) и с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. нарушения обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю необходимость. Согласно подпункту а) статьи 6 Второго протокола 1999 г. «нарушение обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю военную необходимость, упоминаемую в пункте 2 статьи 4 Конвенции, может допускаться только тогда, когда: (i) эти культурные ценности по своему назначению превращены в военный объект; (и) нет никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в результате совершения враждебного акта против этого объекта». Согласно подпункту с) названной статьи «решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальону или большей численности или меньшими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе». При этом следует учитывать, что в случае нападения, основанного на решении, принятом в соответствии с подпунктом а), когда это позволяют обстоятельства, должно направляться действенное предварительное предупреждение (п. d) ст. 6 Второго протокола 1999 г.), а равно соблюдаться меры предосторожности в ходе нападения, предусмотренные статьей 7 Второго протокола 1999 г. Данный состав преступления синтезирует признаки составов преступлений, предусмотренных другими статьями Особенной части в качестве самостоятельных преступлений (например, предусмотренных гл. 24; ст.ст. 341, 344 и 346). Преступление считается оконченным с момента начала нападения на культурные ценности, находящиеся под защитой, или с момента, когда их уничтожение или хищение достигают крупных масштабов, либо с момента причинения ущерба этим культурным ценностям действиями, составляющими акт вандализма. РАЗДЕЛУ!. Глава 18 Статья 136 Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект сознает, что превращает в объект нападения либо уничтожает или похищает в крупных масштабах культурные ценности, находящиеся под защитой, а равно совершает в отношении этих ценностей акты вандализма при отсутствии военной необходимости, и желает этого. Мотивами преступления являются месть, корысть, стремление достичь военного превосходства, нанести материальный и моральный вред противнику и т.п. Превращение в объект нападения либо уничтожение или хищение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой, а равно совершение в отношении этих ценностей актов вандализма при отсутствии военной необходимости, предусмотренные пунктом 8 статьи 136, являются специальной нормой, устанавливающей ответственность за совершение в период вооруженного конфликта вышеуказанных действий в отношении культурных ценностей, находящихся под защитой. В соответствии с частью 2 статьи 42 данные действия виновного не требуют квалификации по статьям 205—212, 344, 346 и ответственность наступает по пункту 8 статьи 136. Равным образом не требуют квалификации по пункту 6 статьи 136 действия по прекращению физического существования культурных ценностей или их удержание (невозвращение). Действия лица, связанные с превращением в объект нападения на культурные ценности или их уничтожением и со ссылкой на военную необходимость, не влекут уголовную ответственность по пункту 8 статьи 136, если они соответствуют требованиям подпунктов а), с) и d) статьи 6, статьи 7 Второго протокола 1999 г. 11. Использование культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегающих к ним мест для поддержания военных действий при отсутствии военной необходимости. В основе данной уголовно-правовой нормы лежат положения международного гуманитарного права об иммунитете культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой. В соответствии со статьей 12 Второго протокола 1999 г. стороны конфликта должны обеспечивать иммунитет культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, воздерживаясь от любого использования данных ценностей или непосредственно прилегающих мест для поддержки военных действий. Данное преступление криминализировано на национальном уровне на основе подпункта Ь) пункта 1 статьи 15 Второго протокола 1999 г. Данное деяние выражается в действиях по использованию культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегающих к ним мест для поддержания военных действий с нарушением норм международного гуманитарного права. Согласно пункту 3 статьи 8 Гаагской конвенции 1954 г. культурные ценности считаются используемыми в военных целях, если их «используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом» либо если «осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или производству военных материалов». Кроме того, подпункт Ь) пункта 1 статьи 13 Второго протокола 1999 г. в контексте утраты усиленной защиты культурных цен- РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136 ностей формулирует еще один признак их использования для поддержания военных действий — «если такие ценности по своему использованию становятся военным объектом». Обязательным признаком этого преступления является наличие предмета преступления — культурные ценности, находящиеся под усиленной защитой. Культурными ценностями, находящимися под усиленной защитой, признаются культурные ценности, отвечающие условиям, предусмотренным статьей 10 Второго протокола 1999 г. и которым предоставлена усиленная защита в соответствии со статьей 11 данного международно-правового акта. Согласно статье 10 Второго протокола 1999 г. культурные ценности могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают следующим трем условиям: «(а) они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества; (b) они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежа (c) они не используются для военных целей или прикрытия военных объек В соответствии со статьей 11 Второго протокола усиленная защита предоставляется культурным ценностям Комитетом по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта с момента их включения в Список всемирного наследия, находящегося под усиленной защитой. При этом следует учитывать, что в исключительных случаях данный Комитет может предоставить культурной ценности усиленную защиту даже если она не соответствует критерию, предусмотренному подпунктом Ь) статьи 10 Второго протокола при условии, что запрашивающее данную защиту государство обращается с просьбой о предоставлении международной помощи в соответствии со статьей 32 (п. 8 ст. 11 Второго протокола 1999 г.). Кроме того, при условии соответствия культурной ценности положениям подпунктов а) и с) статьи 10 Комитет в период вооруженного конфликта может предоставить культурной ценности временную усиленную защиту (п. 9 ст. 11 Второго протокола 1999 г.). Под непосредственно прилегающими к культурным ценностям, находящимися под усиленной защитой, местами понимаются примыкающие, граничащие с местом нахождения подобной культурной ценности сооружения, участки местности и т.п., а также их части, воздействие военных действий на которые может причинить ущерб физической целостности этой ценности. В смысле пункта 81 статьи 136 действия виновного признаются совершенными при отсутствии военной необходимости, если они выходят за пределы допустимого в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 г. и подпунктами Ь) и с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. нарушения обязательства не использовать культурные ценности в целях, которые могут поставить их под угрозу разрушения или ущерба, со ссылкой на крайнюю необходимость. Так, РАЗДЕЛУ!. Глава 18____________________________________________ Статья 136 согласно подпункту с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. «нарушение обязательства не использовать культурные ценности в целях, которые могут поставить их под угрозу разрушения или ущерба, со ссылкой на крайнюю необходимость, упоминаемую в пункте 2 статьи 4 Конвенции, может допускаться только тогда, когда нет возможности выбрать между таким использованием и другим возможным методом для получения равноценного военного преимущества». Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект сознает, что использует культурные ценности, находящиеся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегающие к ним места для поддержания военных действий при отсутствии военной необходимости, и желает этого. Мотивами преступления являются стремление достичь военного превосходства, ложно понятые интересы военного характера и т.п. Действия лица, связанные с использованием культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегающих к ним мест для поддержания военных действий со ссылкой на военную необходимость, не влекут уголовную ответственность по по пункту 81 статьи 136, если они соответствуют требованиям подпунктов Ь) и с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. Не подлежат квалификации по пункту 81 статьи 136 действия по вооруженной охране культурных ценностей либо обеспечению охраны общественного порядка лицом, наделенным в установленном порядке соответствующими полномочиями, поскольку культурные ценности «не считаются используемыми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспечение общественного порядка» (п. 4 ст. 8 Гаагской конвенции 1954 г.). 12. Нарушение соглашений о перемирии, приостановлении военных действий или местных соглашений, заключенных с целью вывоза, обмена или перевозки раненых и умерших, оставленных на поле сражения. В основе криминализации на национальном уровне данного деяния лежат международно-правовые нормы, содержащиеся в статье 15 первой Женевской конвенции и развивающие принципиальное положение международного гуманитарного права о защите раненых и больных, не принимающих или прекративших принимать участие в военных действиях. Так, в соответствии с абзацем первым названной статьи «во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению». Для решения этой важнейшей обязанности, которая должна выполняться, как только позволят обстоятельства, в соответствии со статьей 15 первой Женевской конвенции воюющие стороны могут заключать соглашения о перемирии, прекращении огня или местные соглашения. С объективной стороны данное преступление выражается в нарушении: соглашений о перемирии; соглашений о приостановлении военных действий; местных соглашений. Все эти соглашения являются формальным выражением такого РАЗДЕЛ VI. Глава 18 Статья 136 вида приостановки или прекращения военных действий, как перемирие и могут заключаться как в устной, так и в письменной форме. Обязательной характеристикой всех перечисленных соглашений, имеющей уголовно-правовое значение, является то, что они заключаются с целью вывоза, обмена или перевозки раненых и умерших, оставленных на поле сражения. Остальные цели указанных выше соглашений значения для квалификации комментируемого деяния не имеют. Нарушение соглашений может совершаться различными способами: например, обстрел лиц, осуществляющих подбор, транспортировку раненых и больных, трупов, оставленных на поле боя; использование местного соглашения о вывозе раненых и погибших с поля боя вопреки его условиям для развертывания подразделения в боевые порядки и нанесения огневого поражения противнику и т.п. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Преступление считается оконченным с момента начала нарушения условий соглашения. 13. Совершение нападения на гражданское население или отдельных граждан Данное преступление выражается в действиях по использованию средств и методов ведения военных действий для уничтожения или выведения из строя как отдельных гражданских лиц, так гражданского населения в целом. Запрет на совершение подобного нападения является абсолютным, за исключением случаев, когда гражданское лицо индивидуально или в составе группы (подразделения) принимает участие в военных действиях. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. В случаях, когда нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц сопряжено с совершением иных деяний, предусмотренных УК (например, причинение тяжких телесных повреждений), квалификация содеянного осуществляется по правилам совокупности преступлений. Преступление, предусмотренное пунктом 10 статьи 136, следует признавать оконченным с момента начала нападения на гражданское лицо или группу гражданских лиц независимо от наступления последствий подобного нападения. 14. Совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего граж РАЗДЕЛ VI.Глава 18___________________________________________ Статья 136 чрезмерный ущерб гражданским объектам. В статье 48 Дополнительного протокола I содержится принцип, предусматривающий, что воюющие стороны «должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов». Данный принцип конкретизируется в пункте 4 статьи 51 Дополнительного протокола I, согласно которому нападения неизбирательного характера на гражданское население запрещаются. С объективной стороны данное преступление выражается в совершении действий, которые обладают признаками, закрепленными в пункте 4 статьи 51 Дополнительного протокола I. К нападениям неизбирательного характера относятся: «а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; b) нападения, при которых применяются методы или средства ведения во c) нападения, при которых применяются методы или средства ведения во Под гражданскими объектами понимаются все объекты, которые не являются военными в смысле определения пункта 2 статьи 52 Дополнительного протокола I: «военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный J вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или ней- трализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество». Обязательным признаком объективной стороны преступления является указание на чрезмерность возможных потерь среди гражданских лиц либо ущерба, ко- i торый может быть причинен гражданским объектам. Поскольку эти понятия законодателем не раскрыты, то следует исходить из того, что по смыслу пункта 11 статьи 136 объем предполагаемых потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам, который может быть причинен при совершении нападения неизбирательного характера, должен быть явно не соразмерен тому военному преимуществу, которое предполагается получить в результате конкретного нападения. i Обязательным признаком субъективной стороны этого преступления являет- ся указание на заведомость для виновного последствий, которые может повлечь совершение нападения неизбирательного характера,— чрезмерные потери среди ! гражданских лиц либо причинение чрезмерного ущерба гражданским объектам. Следует разграничивать совершение нападения неизбирательного характера, t предусмотренного пунктами 10 и И статьи 136. Разграничение производится по направленности умысла. Деяние квалифицируется по пункту 11 статьи 136, если действия, связанные с применением средств и методов войны, хотя и были направлены против комбатантов или военных объектов, но виновный сознавал, что РАЗДЕЛ VI. Глава 18 Статья 136 своими действиями он повлечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо причинит чрезмерный ущерб гражданским объектам. Если же виновный сознавал, что он применяет средства и методы ведения военных действий для уничтожения или выведения из строя как отдельных гражданских лиц, так и гражданского населения в целом, то содеянное подлежит квалификации по пункту 10 статьи 136. Преступление следует признавать оконченным независимо от наступления последствий в виде чрезмерных потерь среди гражданских лиц либо причинения чрезмерного ущерба гражданским объектам. 15. Совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда заведомо известно, что такое нападение повлечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо причинит чрезмерный ущерб гражданским объектам. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Дополнительного протокола I «установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Другие военные объекты, размещенные в этих установках или сооружениях или поблизости от них, не должны становится объектом нападения, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установок или сооружений и последующие тяжелые потери среди гражданского населения». (О признаке чрезмерности возможных потерь среди гражданских лиц либо ущерба, который может быть причинен гражданским объектам см. коммент. к п. 11 ст. 136.) Кроме того, при определении чрезмерности следует учитывать такие объективные факторы, как близость населенных пунктов, концентрация гражданского населения, рельеф местности и т.п. Способы, с помощью которых осуществляется нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы, могут быть различными: бомбардировка с использованием авиационных средств поражения, нанесение ракетно-артиллерий-ских ударов, уничтожение или разрушение путем подрыва фугасов и т.д. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. В том случае, если установки и сооружения, содержащие опасные силы, используются для существенной и непосредственной поддержки военных действий и нападение на них является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку и не влечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо не создает условий для причинения чрезмерного ущерба гражданским объектам, подобные действия не влекут уголовной ответственности по пункту 11 статьи 136. При квалификации этих действий следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 56 Дополнительного протокола I защита, предоставляемая установкам и сооружениям, содержащим опасные силы, прекращается: «а) в отношении плотин и дамб только в том случае, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136 для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку; b) в отношении атомных электростанций только в том случае, если они вы c) в отношении других военных объектов, размещенных в этих установках 16. Совершение нападения на лицо, заведомо для виновного прекратившее принимать непосредственное участие в военных действиях. Ряд положений международного гуманитарного права содержит гарантии лицам, которые прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Дополнительного протокола I «запрещается подвергать нападению лицо, которое признано или при данных обстоятельствах следует признать лицом, вышедшим из строя». Согласно пункту 1 статьи 42 «ни одно лицо, покидающее летательный аппарат, терпящий бедствие, не подвергается нападению в течение своего спуска на землю». Аналогичным образом статья 12 второй Женевской конвенции запрещает любое посягательство на жизнь личного состава вооруженных сил и прочих лиц, которые, находясь в море, вулут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, независимо от обстоятельств, при которых это произошло. Согласно пункту 2 статьи 41 Дополнительного протокола I лицо считается прекратившим принимать непосредственное участие в военных действиях, если оно: «а) находится во власти противной стороны; b) ясно выражает намерение сдаться в плен; или c) находится без сознания или каким-либо другим образом выведено из строя Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Признак заведомости означает, что виновному известны условия, при которых лицо считается прекратившим принимать непосредственное участие в военных действиях, и он сознает, что его действия по использованию оружия и других средств ведения войны, направленные на конкретное лицо, явно не соответствуют требованиям норм уголовного закона и международного гуманитарного права в этой части. Нападение на лиц, являющихся военнослужащими воздушно-десантных подразделений, в ходе их десантирования с летательных аппаратов не влечет уголовной ответственности по пункту 13 статьи 136. РАЗДЕЛ VI. Глава 18 Статья 136 Совершение нападения на лицо, заведомо для виновного прекратившее принимать непосредственное участие в военных действиях, сопряженное, например, с причинением тяжкого телесного повреждения или повлекшее смерть данного лица, квалифицируется по правилам совокупности преступлений. 17. Перемещение части собственного гражданского населения на оккупируемую Под оккупируемой территорией понимается территория одного государства (или ее часть), которая временно занята вооруженными силами другого государства и на которой установлена власть военной администрации оккупирующего государства. Для того чтобы в юридическом смысле территория считалась оккупированной, необходимо наличие определенных условий, сформулированных в статье 42 Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны, прилагаемого к IV Гаагской конвенции 1907 г.: территория должна «действительно находиться во власти неприятельской армии», причем режим оккупации будет распространяться «лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность». Подобное перемещение связано прежде всего с закреплением господства оккупирующего государства над оккупированной территорией, превышающим допустимые международным правом пределы (например, перемещение собственного гражданского населения с целью создания условий для последующей аннексии оккупированной территории или вытеснения гражданского населения оккупированного государства с места постоянного проживания). В связи с этим при квалификации преступления следует исходить из того, что достаточно перемещения и незначительного количества гражданских лиц оккупирующего государства для того, чтобы нанести вред охраняемым международным правом отношениям. Данное преступление может быть совершено только в период международного вооруженного конфликта. С субъективной стороны деяние, образующее состав данного преступления, характеризуется прямым умыслом. Преступление считается оконченным с того момента, когда часть гражданского населения оккупирующего государства фактически перемещена на оккупируемую территорию, независимо от наступления общественно опасных последствий подобного перемещения. 18. Неоправданная задержка репатриации военнопленных и гражданских лиц. РАЗДЕЛ VI. Глава 18____________________________________________ Статья 136 ны в состояние, допускающее их перевозку», а также согласно статье 118 названной Конвенции тотчас же по прекращении военных действий освободить и репатриировать военнопленных. Аналогичные по смыслу нормы содержатся и в четвертой Женевской конвенции. Так, например, статья 132 предусматривает, чпго «всякое интернированное лицо будет освобождено Державой, во власти которой оно находится, как только прекратится действие причин, обусловивших его интернирование». Преступление выражается в действиях (бездействии), препятствующих репатриации военнопленных и гражданских лиц без наличия уважительных и основанных на международном гуманитарном праве причин, оправдывающих задержку. В смысле статьи 136 под репатриацией понимается возвращение в страну гражданства (подданства), постоянного проживания или происхождения военнопленных или гражданских лиц, которые находились на территории другого государства по причинам, связанным с вооруженным конфликтом (военный плен, интернирование), либо гражданских лиц, которые пожелали покинуть территорию этого государства в начале или во время вооруженного конфликта. Репатриация военнопленных или их отдельных категорий является обязательной, за исключением особых случаев, определяемых статьей 109 третьей Женевской конвенции (тяжелобольные и тяжелораненые военнопленные, не желающие быть репатриированными).
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |