КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий 1 страница
1. Статья 136 предусматривает ответственность за ряд серьезных и иных на Статья 136 устанавливает уголовную ответственность за 17 альтернативных деяний. 2. Применение средств и методов ведения войны, которые могут считаться Данный принцип международного гуманитарного права явился правовой основой, на которой базируются конкретные нормы ряда международных договоров, запрещающих применение средств и методов ведения военных действий, участницей которых является Республика Беларусь. 3. Под средствами ведения войны понимают вооружение, боевую технику и РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136 женными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны — порядок и способы использования средств ведения войны.. В соответствии с международными договорами к средствам и методам ведения войны, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, относятся: —пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом —оружие, основное действие которого заключается в нанесении поврежде —мины, мины-ловушки и другие устройства, использование которых запре —зажигательное оружие, использование которого запрещается при наличии —лазерное оружие, специально предназначенное для использования в бое С субъективной стороны деяние, образующее данный состав преступления, характеризуется прямым умыслом. (См. п. 4 коммент. к ст. 134.) Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента совершения действий, названных в диспозиции пункта 2 статьи 136. Наступление тех или иных тяжких последствий не обязательно. 4. Умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В основе данной уголовно-правовой нормы лежит ряд положений международного гуманитарного права, запрещающих причинение ущерба природной среде в ходе военных действий (п. 3 ст. 35, ст. 55 Дополнительного протокола I, а также Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1976 г.). Объективная сторона данного преступления выражается в применении таких средств и методов ведения военных действий, которые причиняют обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Это ведение так называемой «геофизической войны», содержание которой составляют действия по изменению погодных, климатических условий, способных вызывать землетрясения, цунами и т.п. (запрещено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г.), или ведение «экологической войны», связанной с серьезным нарушением природного равновесия, необходимого для выживания человека и всех живых организмов, РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136 последствия которого могут сказываться длительный период времени (запрещается Дополнительным протоколом I). Примером умышленного причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде может служить применение дефолиантов. Под природной средой понимается естественная или измененная человеком среда его обитания и деятельности, включающая литосферу, гидросферу, почвы, растительный и животный мир, атмосферу и околоземное космическое пространство. Под обширным, долговременным и серьезным ущербом природной среде понимаются последствия деяния, связанные с нарушением природного равновесия, необходимого для выживания человека, вследствие применения определенных средств и методов ведения военных действий, затрагивающие обширные по площади участки природной среды и носящие длительный временной характер. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. В соответствии с частью 2 статьи 42 умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, предусмотренное пунктом 2 статьи 136, является специальной нормой и не требует квалификации по статьям главы 26. Умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде находится в тесной связи со статьей 131, предусматривающей уголовную ответственность за экоцид. Разграничение этих преступлений производится по времени их совершения. Если в пункте 2 статьи 136 речь идет об умышленном причинении в период вооруженного конфликта обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, то в статье 131 — об умышленных действиях, способных вызвать экологическую катастрофу, совершаемых в мирное время. Преступление следует признавать оконченным с момента причинения природной среде обширного, долговременного и серьезного ущерба. 5. Нападение на обладающие с защитной целью отличительными эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца персонал, строения, оборудование, транспортные формирования и транспортные средства выражается в действиях по уничтожению или выведению из строя лиц и объектов, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права в связи с оказанием в период вооруженного конфликта помощи раненым и больным, потерпевшим кораблекрушение и обозначенных для визуального распознавания эмблемой Красного Креста или Красного Полумесяца. Вышеуказанные действия влекут уголовную ответственность по пункту 3 статьи 136 только в том случае, если они совершаются в отношении персонала, строений, оборудования, транспортных формирований и транспортных средств, которые имеют право в соответствии с Женевскими конвенциями, Дополнительными протоколами к ним, другими международно-правовыми документами и национальными нормативными правовыми актами на обозначение с защитной целью отличительными эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца. Круг таких пользователей эмблемами строго ограничен международным гуманитарным РАЗДЕЛ VI. Глава 18 Статья 136 правом (см. ст.ст.38—44 первой Женевской конвенции, ст.ст.41—43 второй Женевской конвенции, ст.ст. 18—22 четвертой Женевской конвенции, ст.ст. 8, 9, 12, 18 Дополнительного протокола I) и принятым в соответствии с ним национальным законодательством. Например, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца» от 12 мая 2000 г.1 эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца «в качестве защитного знака используется для обозначения в период вооруженного конфликта медицинского и духовного персонала, медицинских формирований, санитарно-транспортных средств и медицинского имущества, пользующихся специальной защитой в соответствии с Конвенциями и Протоколами I, II в связи с оказанием помощи раненым и больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение». Эмблема Красного Креста представляет собой изображенный на белом поле красный крест, состоящий из двух прямых линий (горизонтальной и вертикальной) одинаковой длины и одинаковой ширины, пересекающихся в центре под прямым углом и не доходящих до края этого поля (ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь -«Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца»). Эмблема Красного Полумесяца представляет собой изображенный на белом поле красный полумесяц произвольной конфигурации и направленности, не доходящий до края этого поля (ч. 2 ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца»). Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца, которая используется в качестве защитного знака в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца», должна «быть по возможности крупного размера, для того чтобы обеспечить ее визуальное распознавание с максимально большого расстояния». Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Нападение на обладающий отличительными эмблемами Красного Креста или Красного Полумесяца персонал, который непосредственно принимает участие в боевых действиях, не влечет уголовной ответственности по пункту 3 статьи 136, поскольку данные лица в подобном случае вероломно используют эмблему и лишаются защиты со стороны международного гуманитарного права, предусмотренной для этой категории лиц. Вместе с тем при квалификации подобных действий следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Дополнительного протокола I «не рассматриваются как действия, наносящие ущерб противнику. a) наличие у персонала медицинских формирований легкого личного ору b) охрана медицинских формирований караулами, часовыми или конвоем; НРПА. 2000. № 49, 2/157.
сов, изъятых у больных и раненых и еще не переданных соответствующим службам; d) нахождение в медицинских формированиях военнослужащих или других комбатантов по соображениям медицинского характера». Преступление, предусмотренное пунктом 3 статьи 136, следует признавать оконченным с момента начала нападения на обладающие с защитной целью отличительными эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца персонал, строения, оборудование, транспортные формирования и транспортные средства. 6. Использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий. Пунктом 1 статьи 54 Дополнительного протокола I «запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны». Содержание данного общего международно-правового запрета на использование голода как метода ведения войны раскрывается в пункте 2 названной статьи, согласно которому «запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения специально с целью не допустить их использования гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования...» Данное деяние выражается в действиях (бездействии) по использованию средств ведения войны, которые приводят к возникновению голода среди гражданского населения, либо в непринятии мер по предотвращению голода среди гражданского населения в случаях, когда такие меры должны быть приняты в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Под голодом понимается состояние организма человека, вызванное отсутствием или недостатком пищи или ее компонентов, необходимых для его нормального функционирования. По смыслу комментируемой статьи УК данное состояние должно быть характерным для значительной части или всего гражданского населения, подвергающегося воздействию одной из сторон вооруженного конфликта, использующей для возникновения голода соответствующие способы ведения войны: уничтожение или повреждение посредством применения оружия или иных средств хранилищ продуктов питания, кормов, сооружений для снабжения населения питьевой водой, загрязнение или отравление источников питьевой воды, уничтожение посевов сельскохозяйственных культур, скота, продовольствия, доставляемого гражданскому населению в ходе операций по оказанию помощи в соответствии со статьей 70 Дополнительного протокола I, непринятие мер по обеспечению продовольствием гражданского населения на оккупированной территории в соответствии со статьей 55 четвертой Женевской конвенции, статьей 69 Дополнительного протокола I и т.д. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Действия по уничтожению продовольствия, используемого исключительно для обеспечения потребностей личного состава вооруженных сил, либо направ- РАЗДЕЛ VI. Глава 18____________________________________________ Статья 136 ленные на ограничение продовольственного обеспечения комбатантов, не влекут уголовную ответственность по пункту 4 статьи 136. В том случае, если голод среди гражданского населения используется с целью планомерного уничтожения, полностью или частично, какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, данные действия подлежат квалификации по статье 127. Преступление следует признавать оконченным с момента возникновения голода среди гражданского населения вследствие использования определенных средств ведения войны или непринятия мер по его предотвращению в случаях, определяемых международным гуманитарным правом. 7. Вербовка детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, в вооруженные Объективная сторона данного преступления выражается в совершении следующих действий: вербовке детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, в вооруженные силы; разрешении им принимать участие в военных действиях. В смысле пункта 5 статьи 136 под вербовкой в вооруженные силы понимаются действия по найму лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, для добровольного поступления в вооруженные силы или по осуществлению их призыва на военную службу. При этом для квалификации данного преступления не имеет значения, осуществляется ли вербовка в кадровые воинские или партизанские формирования. Под разрешением принимать участие в военных действиях понимаются действия (бездействие), создающие условия, при которых дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, могут непосредственно выполнять задачи в бою или по всестороннему обеспечению боевых действий. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. 8. Произвольное и производимое в большом масштабе разрушение или присвое 1 Права человека: Сб. междунар.-правовых док. / Сост. В.В. Щербов. С. 137—152. РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136 бе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, серьезным нарушением международного гуманитарного права. С объективной стороны данное преступление выражается в совершении следующих действий: произвольного и производимого в большом масштабе разрушения имущества; произвольного и производимого в большом масштабе присвоения имущества. Под разрушением понимается прекращение физического существования имущества в связи с приведением его в полную негодность под воздействием применения определенных средств и методов ведения военных действий, в силу которого оно теряет способность функционировать по своему назначению и не подлежит восстановлению. Присвоение выражается в удержании (невозвращении) имущества, находящегося в собственности лиц, пользующихся во время военных действий международной защитой, или неприятельского государства. В статье 53 четвертой Женевской конвенции заложено общее правило, согласно которому «всякое уничтожение движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается». В международном гуманитарном праве также содержатся нормы, детализирующие запрет на уничтожение различных категорий имущества и ограничивающие право на его реквизицию и конфискацию. Примером военной необходимости могут служить действия по применению с учетом требований норм международного гуманитарного права в ходе боя оружия и боевой техники, не запрещенных международно-правовыми нормами, для выполнения определенной боевой задачи, поставленной воинскому подразделению, части или соединению. Обязательным признаком объективной стороны преступления является указание на большой масштаб разрушения и присвоения имущества. Поскольку это понятие законодателем не раскрыто, данный признак следует применять с учетом фактических обстоятельств исходя из объема и значимости разрушаемого или присваиваемого имущества. Признак произвольности разрушения и присвоения имущества означает, что данные действия производятся по усмотрению виновного без учета положений международного гуманитарного права и задач, решаемых в ходе военных действий. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Преступление следует признавать оконченным с момента, когда производимые разрушения или присвоение имущества достигают больших масштабов. 9. Превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения. Данная уголовно-правовая норма основана на положениях международного гуманитарного права, запрещающих сторонам вооруженного конфликта подвергать необороняемые местности нападению какими бы то ни было средствами (п. 1 ст. 59 Дополнительного протокола I) и распространять свои военные опе- РАЗДЕЛ VI. Глава 18____________________________________________ Статья 136 рации на зоны, которым они по соглашению предоставили статус демилитаризованных зон, если такое распространение противоречит положениям этого соглашения (п. 1 ст. 60 Дополнительного протокола I). С объективной стороны данное преступление выражается в нападении на: необороняемую местность; демилитаризованную зону. Преступление может совершаться только во время международного вооруженного конфликта. В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Дополнительного протокола I под необороняемой местностью понимается объявленный сторонами вооруженного конфликта «любой населенный пункт, находящийся в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее, который открыт для оккупации его противной стороной», и отвечающий следующим условиям: «а) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы; b) стационарные военные установки или сооружения не должны использо c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий; d) не должны предприниматься никакие действия в поддержку военных опе Кроме того, согласно пункту 5 названной статьи «стороны, находящиеся в конфликте, могут согласиться на объявление местностей необороняемыми, даже если такие местности не отвечают условиям пункта 2. В таком соглашении должно даваться возможно более точное определение и описание пределов необороняемой местности; при необходимости в нем могут быть предусмотрены методы контроля». В соответствии с пунктами 2 и 3 Дополнительного протокола I демилитаризованная зона — это любая зона, созданная на основе ясно выраженного соглашения, «которое может быть заключено в устной или письменной форме либо непосредственно, либо через посредничество Державы-покровительницы или любой беспристрастной гуманитарной организации и может представлять собой взаимные и согласующиеся заявления», и отвечающая следующим условиям: «а) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы; b) стационарные военные установки или сооружения не должны использо c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий; d) всякая деятельность, связанная с военными усилиями, должна быть прекра При квалификации данного преступления необходимо учитывать, что в отличие от необороняемой местности, которая может объявляться как посредством одностороннего заявления, так и путем соглашения, демилитаризованной зоне предоставляется соответствующий статус только исключительно по соглашению сторон. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Преступление считается оконченным с момента начала нападения на необороняемые местности и демилитаризованные зоны. РАЗДЕЛ VI. Глава 18 Статья 136 10. Превращение в объект нападения либо уничтожение или хищение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой, а равно совершение в отношении этих ценностей актов вандализма при отсутствии военной необходимости. В основе этой уголовно-правовой нормы лежат положения международного гуманитарного права, регулирующие защиту культурных ценностей в период вооруженного конфликта. Прежде всего, речь идет о Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.1, Втором протоколе к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. от 26 марта 1999 г.2, а также статье 53 Дополнительного протокола I. В основе криминализации на национальном уровне данного деяния лежат положения подпунктов с), d) и е) пункта 1 статьи 15 Второго протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. от 26 марта 1999 г. С объективной стороны данное деяние выражается в: 1) превращении в объект нападения культурных ценностей, находящихся под 2) уничтожении в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся 3) хищении в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под 4) совершении в отношении этих ценностей актов вандализма. Обязательным признаком этого преступления является наличие предмета преступления — культурные ценности. Культурными ценностями согласно статье 1 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. считаются «независимо от их происхождения и владельца: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение б) здания, главным и действенным назначением которых является сохране 1 См. Действующее международное право: В 3 т. Сост. Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчикова. 2 См. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия (Конвенции, Протоколы, РАЗДЕЛ VI. Глава 18 Статья 136 в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей». Требование нахождения под защитой культурных ценностей означает, что вышеперечисленные культурные ценности должны быть взяты под защиту, которая предусматривает охрану культурных ценностей в мирное время (их соответствие требованиям ст. 3 Гаагской конвенции 1954 г. и ст. 5 Второго протокола 1999 г.) и их уважение в период вооруженного конфликта (соответствие требованиям ст. 4 Гаагской конвенции 1954 г., ст.ст. 6—9 Второго протокола 1999 г.). При этом следует учитывать, что система защиты культурных ценностей, предусмотренная Гаагской конвенцией 1954 г., включает в себя: защиту, основывающуюся на наличии международных обязательств по охране культурных ценностей в мирное время и их уважении в период вооруженного конфликта (I уровень, определяемый главой I данного международного договора), специальную защиту (II уровень, определяемый главой II Гаагской конвенции 1954 г.). Второй протокол 1999 г., не изменяя принципа построения двухуровневой системы защиты культурных ценностей, закрепленного в Гаагской конвенции 1954 г., существенно дополнил и модифицировал ее положения в целях повышения эффект тивности защищенности культурных ценностей. Так, согласно Гаагской конвенции 1954 г. и Второму протоколу к ней 1999 г. обязательство уважать культурные ценности в период вооруженного конфликта не является абсолютным и обусловлено требованием «военной необходимости». Вместе с тем, если пункт 2 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 г. допускает возможность отступления от этого обязательства в любом случае, когда военная необходимость настоятельно потребует такого решения, то Второй протокол 1999 г. определяет в статье 6 конкретные условия, в которых допустимо такое отступление. Кроме того, во Втором протоколе 1999 г. содержатся нормы, устанавливающие «усиленную защиту» культурных ценностей в период вооруженного конфликта, которая призвана заменить реально не функционирующий механизм специальной защиты. Это следует из содержания пункта Ь) статьи 4 Второго протокола, согласно которому применение главы 3 данного Протокола, регулирующей вопросы усиленной защиты, не наносит ущерба для применения положений главы II Гаагской конвенции 1954 г., «за исключением того, что между Сторонами настоящего Протокола или между Стороной и государством, которое соглашается и применяет настоящий Протокол в соответствии с пунктом 2 статьи 3, когда культурным ценностям были предоставлены как специальная защита, так и усиленная защита, применяются лишь положения об усиленной защите». Уничтожение культурных ценностей ~ это такое физическое воздействие на культурные ценности, в результате которого они полностью прекращают свое существование или приводятся в полную негодность, а также теряют способность функционировать по своему назначению и не подлежат восстановлению. В смысле пункта 8 статьи 136 хищение является умышленным противоправным безвозмездным завладением культурными ценностями, находящимися под защитой, а равно приобретением права на них с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |