Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 2 страница. 14. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет прокурору право возвратить материалы для дополнительной проверки




14. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет прокурору право возвратить материалы для дополнительной проверки. В этом случае прокурор выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки, в котором он обязан указать, какие конкретно обстоятельства должны быть выяснены. При этом прокурор устанавливает срок для проведения дополнительной проверки, который не может превышать пяти суток со дня поступления данных материалов к органу дознания, следователю (дознавателю). После проведения такой проверки и при наличии повода и основания к возбуждению УД все материалы в полном объеме с новым постановлением следователя (дознавателя) о возбуждении УД вновь направляются прокурору.

15. Если прокурор отказывает в даче согласия на возбуждение УД, то постановление о возбуждении УД, вынесенное органом дознания, следователем (дознавателем), автоматически теряет юридическое значение. Поэтому его отмены в данном случае не требуется. Постановление об отказе в даче согласия на возбуждение УД, форма которого приведена в Приложении 22 к ст. 476, и все материалы к нему направляются органу дознания, следователю (дознавателю), которые о решении прокурора уведомляют заявителя и направляют ему копию постановления прокурора в течение 24 часов с момента его вынесения, разъясняя заявителю его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. При этом вынесения постановления об отказе в возбуждении УД, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 145, не требуется.

16. В случае получения согласия прокурора на возбуждение УД орган дознания, следователь (дознаватель) в тот же день уведомляет об этом заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено УД.

17. Следует иметь в виду, что в отношении некоторых категорий должностных лиц установлен особый порядок возбуждения УД. См. об этом комментарий к ст. 448.

 

Статья 147. Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения

 

1. Комментируемая статья распространяет на УД частно-публичного обвинения общий порядок возбуждения УД. Под "общим порядком" в данном случае понимается порядок, установленный ст. 146.

2. К УД частно-публичного обвинения относятся те УД, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. См. об этом комментарий к ч. 3 ст. 20. О заявлении о преступлении см. комментарий к ст. 141.

3. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет прокурору право возбудить УД и при отсутствии заявления потерпевшего.

4. Состояние потерпевшего может быть признано беспомощным вследствие как психических (признан ограниченно дееспособным, состоит на учете по поводу тяжелого психического заболевания и др.), так и физических (немота, глухота, слепота, а также наличие соматических заболеваний, сопровождающихся острыми болезненными симптомами либо являющихся хроническими) недостатков.

5. К иным причинам можно отнести зависимое положение потерпевшего. При определении зависимого положения потерпевшего от виновного и неспособности в силу этого факта защитить свои права и интересы следует исходить из того, что зависимость может быть не только служебной, но и материальной либо иной.

6. При применении положений комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что УД частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 147, вправе возбудить не только прокурор, но и с согласия прокурора следователь (дознаватель).

 

Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела

 

1. Решение об отказе в возбуждении УД принимается в случае установления одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24. В перечень субъектов, правомочных принять решение об отказе в возбуждении УД включен орган дознания.

2. Часть 1 комментируемой статьи при этом оговаривает, что отказ в возбуждении УД из-за отсутствия в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица.

3. В отличие от УПК РСФСР ч. 2 и 3 комментируемой статьи содержат гарантии против заведомо ложного доноса. При принятии решения об отказе в возбуждении УД, принятого по материалам проверки заявления гражданина или иного сообщения о преступлении, совершенном конкретным лицом, на которого указано в заявлении или ином сообщении, орган дознания, следователь (дознаватель), прокурор, принявший решение об отказе в возбуждении УД в отношении этого лица, должен дать в таком постановлении уголовно-правовую оценку действиям заявителя, сообщившего ложные сведения, поскольку заявители при подаче заявления или сообщения предупреждаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. При наличии оснований в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении, в установленном ст. 146 порядке должно быть незамедлительно принято решение о возбуждении УД.

4. Если поводом к проведению доследственной проверки послужило сообщение о преступлении, обнародованное в СМИ, то информация о принятом по результатам проверки решении об отказе в возбуждении УД подлежит обязательному опубликованию в СМИ.

5. О порядке обжалования отказа в возбуждении УД см. комментарии к ст. 124 и 125.

6. Прокурор проверяет законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении УД как по жалобам заинтересованных лиц, так и в порядке осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Часть 6 комментируемой статьи предусматривает два вида решений по постановлению, признанному прокурором незаконным и необоснованным: 1) об отмене постановления и возбуждении УД (форма постановления приведена в Приложении 23 к ст. 476); 2) об отмене постановления и возвращении материалов для дополнительной проверки (форма постановления приведена в Приложении 24 к ст. 476). Срок дополнительной проверки устанавливается прокурором в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств УД.

7. При рассмотрении жалобы прокурор действует в соответствии с требованиями, установленными ст. 124, т.е. обязан принять решение в течение трех суток со дня получения жалобы. Если же необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, решение может быть принято в срок до 10 суток, о чем заявитель должен быть извещен. См. об этом комментарий к ст. 124.

8. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом решения о незаконности или необоснованности отказа в возбуждении УД. Рассмотрев жалобу и признав доводы заявителя убедительными, суд признает отказ в возбуждении УД незаконным или необоснованным, о чем выносит соответствующее постановление. Постановление направляется прокурору, о чем уведомляется заявитель. Получив решение суда, прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении УД и при наличии соответствующих оснований возбуждает УД либо возвращает материалы для проведения дополнительной проверки.

 

Статья 149. Направление уголовного дела

 

1. Комментируемая статья содержит перечень процессуальных действий, которые обязаны осуществить прокурор, следователь (дознаватель), орган дознания после того, как постановление о возбуждении УД санкционировано прокурором.

2. Прокурор, направляя УД для производства предварительного следствия или дознания, руководствуется правилами о подследственности, установленными ст. 151, а также п. 9 ч. 2 ст. 37. При этом он вправе дать письменное указание следователю о принятии к производству УД, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 2 ч. 3 ст. 150), либо дознавателю (следователю) о производстве дознания по УД в отношении конкретного лица об иных, помимо указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150, преступлениях небольшой и средней тяжести.

3. Форма постановления следователя о принятии УД к производству приведена в Приложении 15 к ст. 476.

4. О неотложных следственных действиях см. комментарий к ст. 157.

 

Раздел VIII. Предварительное расследование

 

Глава 21. Общие условия предварительного расследования

 

Статья 150. Формы предварительного расследования

 

1. Комментируемая статья устанавливает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. При этом предварительное следствие рассматривается как обычная форма предварительного расследования, а дознание - как особая его форма, предусматривающая изъятия из обычного порядка производства предварительного расследования.

2. Основанием для такого разделения являются: 1) общественная опасность совершенного преступления, исходя из положений ст. 15 УК. Предварительное следствие проводится по всем без исключения деяниям, относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений; 2) состояние вменяемости субъекта уголовно-правовых отношений, исходя из которого УПК устанавливает обязательность производства предварительного следствия в отношении лица, совершившего запрещенное УК деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434); 3) предметная (родовая) подследственность, предусматривающая производство дознания по отдельным видам преступлений небольшой и средней тяжести (ч. 3 комментируемой статьи), и производство предварительного следствия по видам преступлений, указанным в ч. 2 ст. 151; 4) письменное указание прокурора о производстве дознания по УД об иных, кроме перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи, преступлениях небольшой и средней тяжести.

3. В качестве специального основания производства предварительного следствия ч. 4 комментируемой статьи предусматривает право прокурора на изъятие любого УД у органа дознания и передачу его следователю для производства предварительного следствия.

4. В отличие от УПК РСФСР новый УПК исключил из оснований производства предварительного следствия обязательность его проведения по всем без исключения УД о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Это решение обусловлено значительным расширением прав участников уголовного процесса, в т.ч. представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), введением обязательности участия в УД защитника, если обвиняемый (подозреваемый) является несовершеннолетним (п. 2 ч. 1 ст. 51), а также фактическим участием защитника в УД (с учетом совокупности положений ст. 46, 47, 49, 51 и 52) с момента его возбуждения.

5. Комментируемая статья в целях упрощения процедуры уголовного судопроизводства вместо существующих по УПК РСФСР двух форм дознания (дознания по УД, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознания по УД, по которым предварительное следствие не обязательно) и протокольной формы досудебной подготовки материалов, установил единую унифицированную форму дознания по всем УД о преступлениях, отнесенных к подследственности органов дознания. См. об этом комментарии к ст. 223-226.

6. Одновременно ч. 3 комментируемой статьи значительно (с 57 до 96) расширила перечень статей УК о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым предусмотрено производство предварительного расследования в форме дознания.

 

Статья 151. Подследственность

 

1. Комментируемая статья устанавливает правила определения подследственности УД. Под подследственностью понимается признак УД, позволяющий определить, какой конкретный орган правомочен произвести проверку сообщения о преступлении и осуществить предварительное расследование конкретного преступления.

2. Комментируемая статья устанавливает три основных признака подследственности УД: 1) предметный (родовой); 2) территориальный; 3) персональный (личностный).

3. Предметная (родовая) подследственность состоит в определении видов преступлений, предварительное расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия или дознания. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень таких видов преступлений.

4. В предметной (родовой) подследственности комментируемая статья в свою очередь выделяет: 1) исключительную (специальную) подследственность УД о преступлениях определенной категории, отнесенных к компетенции только конкретного органа расследования (например, убийство, доведение до самоубийства (ст. 105-110 УК) расследуются только органами прокуратуры); 2) альтернативную подследственность отдельных категорий преступлений, полномочия по расследование которых возложены одновременно на несколько органов (например, органы прокуратуры, ФСБ и ОВД могут расследовать преступления, предусмотренные ст. 205 УК; органы прокуратуры и ОВД - преступления, предусмотренные ст. 290-293 УК); 3) смешанную подследственность отдельных видов преступлений, расследование которых производит тот орган, который выявил это преступление (ч. 5 комментируемой статьи), или к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее УД (ч. 6 комментируемой статьи).

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи разграничивают подследственность между следователями и дознавателями различных правоохранительных ведомств, которым УПК предоставлено право осуществления предварительного следствия и дознания, на основе предметного (родового) признака.

6. В соответствии с п. 1 ч. 2 комментируемой статьи к подследственности следователей прокуратуры отнесены УД: 1) о преступлениях против жизни и здоровья, следствием которых явилась смерть потерпевшего; против свободы, чести и достоинства личности, связанных с похищением людей, с квалифицированными видами незаконного лишения свободы; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение равноправия граждан, неприкосновенности частной жизни, неприкосновенности жилища, тайны переписки и т.д., избирательных прав и др.); о некоторых наиболее опасных видах преступлений против общественной безопасности (терроризм, бандитизм, организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации и др.); против здоровья населения и общественной нравственности; связанных с нарушениями в экологической сфере; против основ конституционного строя и безопасности государства; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление, превышение, присвоение должностных полномочий и др.); против правосудия и порядка управления; против военной службы; о некоторых преступлениях против жизни и безопасности человечества; 2) о преступлениях, совершенных: членами СФ и депутатами ГД РФ, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатами и членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органов местного самоуправления; судьями КС РФ, ФСОЮ или судьями арбитражных судов, мировыми судьями и судьями конституционного (уставного) суда субъекта РФ; председателем, его заместителями и аудиторами Счетной палаты РФ; Уполномоченным по правам человека в РФ; Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты РФ; прокурорами, следователями; адвокатами; членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. При этом следует иметь в виду, что преступления, совершенные указанными лицами, расследуются не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания. О дознании по УД в отношении указанных лиц см. комментарий к п. 7 ч. 3 комментируемой статьи; 3) о преступлениях, совершенных в связи с исполнением своих служебных обязанностей должностными лицами ФСБ, СВР, ФСО, ОВД, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных этими лицами в расположении воинского подразделения или гарнизона. В случаях, предусмотренных п. 7 ч. 3 комментируемой статьи, предварительное расследование в форме дознания в отношении указанных лиц осуществляется следователями прокуратуры, составляя исключительную компетенцию органов прокуратуры.

7. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2, 8 и 9 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе осуществить расследование любого преступления или изъять любое УД у органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи вне зависимости от подследственности, установленной комментируемой статьей, приняв УД к своему производству. О понятии "прокурор" см. комментарий к ч. 6 ст. 37.

8. Пункт 2 ч. 2 комментируемой статьи к подследственности органов ФСБ относит УД о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, способных причинить им наиболее значительный вред (государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны); о таких видах преступлений против порядка управления, как незаконное пересечение или противоправное изменение Государственной границы РФ; об отдельных преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава) и в сфере экономической деятельности (квалифицированные виды контрабанды, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг для создания различных видов вооружений), а также против мира и безопасности человечества (производство или распространение оружия массового уничтожения и наемничество).

9. В соответствии с п. 3 ч. 2 комментируемой статьи следователи ОВД производят предварительное следствие по УД о большинстве преступлений против жизни и здоровья граждан, за исключением тех, последствием которых является смерть потерпевшего; об отдельных преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних; о большинстве преступлений с квалифицирующими признаками против собственности; о значительной группе уголовно наказуемых деяний в сфере экономической деятельности, в т.ч. о налоговых преступлениях; о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (кроме ст. 203 УК); о значительной части преступлений против общественной безопасности и общественного порядка (о терроризме, захвате заложников, об организации незаконного вооруженного формирования, о бандитизме, об организации преступного сообщества (преступной организации) и др.); о квалифицированных видах преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных веществ и устройств, наркотических средств, а также психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ; об отдельных видах экологических преступлений; о значительной части преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; о преступлениях в сфере компьютерной информации; об отдельных преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (дача и получение взятки, служебный подлог, халатность), правосудия (провокация взятки, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи) и порядка управления (подделка документов, самоуправство).

10. Комментируемая статья упорядочила подследственность отдельных видов преступлений, передав, например, от следователей прокуратуры следователям ОВД полномочия на производство предварительного следствия по УД об умышленном уничтожении или повреждении имущества путем поджога, взрыва или иным общественным способом либо повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, и, наоборот, от следователей ОВД следователям прокуратуры - по УД о насильственных действиях сексуального характера и ряде других преступлений.

11. К подследственности следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ отнесены УД о контрабанде и незаконном обороте наркотиков (ч. 2-4 ст. 188 и ч. 2-4 ст. 228 УК) и других преступлениях, предусмотренных ст. 229, ч. 2 и 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232 и ч. 2 и 3 ст. 234 УК.

12. Часть 5 комментируемой статьи к смешанной подследственности отнесла 42 состава преступления, предварительное следствие по которым может производиться следователями органа, их выявившего. Такое решение законодателя направлено на то, чтобы: 1) активизировать работу по выявлению латентных преступлений и 2) обеспечить завершение расследования преступлений данной категории следователями органа предварительного следствия, их выявившего, а не передавать УД о таких преступлениях по подследственности в другой орган расследования, что приводило на практике к длительным срокам предварительного следствия и иным нарушениям прав и свобод человека и гражданина.

13. Часть 6 комментируемой статьи сохранила действовавшее в соответствии с УПК РСФСР правило определения подследственности, предусматривающее, что предварительное следствие по УД о преступлениях, предусмотренных отдельными статьями УК (их перечень приведен в ч. 6 ст. 151 УПК), производится следователями того органа расследования, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено основное УД.

14. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает правило определения подследственности при соединении в одном производстве УД, подследственных разным органам предварительного расследования. Суть его - наделение прокурора полномочиями по принятию решения в таких случаях в рамках подследственности, установленной комментируемой статьей. Данное правило позволяет разрешить правовую коллизию, которая существовала на основе конкуренции норм, содержавшихся в ст. 126 и 211 УПК РСФСР, на протяжении десятилетий, порождая ошибки в следственно-судебной практике.

15. ФЗ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ прокурор наделен полномочием разрешать споры о подследственности. Это правомочие прокурор реализует с соблюдением подследственности, установленной комментируемой статьей. В тех случаях, когда относительно подследственности существует правовой пробел, прокурор определяет ее самостоятельно.

16. Территориальный признак дает возможность разграничить подследственность между одноименными органами предварительного расследования в зависимости от территории, на которую распространяется их юрисдикция. См. об этом комментарий к ст. 152.

17. Персональный (личностный) признак позволяет определить подследственность с учетом конкретных признаков субъекта преступления (должностного положения, профессиональной деятельности, отношения к воинской службе, состояния здоровья и ряда других перечисленных в УПК обстоятельств). Персональный (личностный) признак определяет подследственность УД о преступлениях, совершенных лицами, указанными в п. "б" и "в" ч. 2 комментируемой статьи.

18. Часть 3 комментируемой статьи разграничивает подследственность при производстве дознания. При этом п. 1, 2, 7 и 8 комментируемой части, в исключение из общего правила о производстве дознания дознавателями, допускают его производство следователями. Исключение, предусмотренное п. 1 и 2, имеет целью смягчить предстоящую структурную перестройку указанных органов. Исключение, предусмотренное п. 7, обусловлено тем, что преступления, совершенные лицами, указанными в пп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, расследуются только органами прокуратуры. Прокурор наделен полномочием разрешать споры о подследственности.

 

Статья 152. Место производства предварительного расследования

 

1. Комментируемая статья устанавливает территориальный признак подследственности, на основе которого разграничивается компетенция между органами предварительного следствия (дознания) в зависимости от места совершения уголовно наказуемого деяния.

2. В качестве общего правила ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что предварительное расследование производится по месту совершения преступления. Под "местом совершения преступления" понимается не только территория административно-территориального образования (территория города, района), но и иная территория (поселок, иной населенный пункт), на которую распространяются полномочия соответствующего органа предварительного следствия (дознания).

3. Комментируемая статья устанавливает три исключения из общего правила определения подследственности: 1) когда преступление начато в одном месте, а окончено в другом, то его расследование производится по месту окончания преступления независимо от того, где наступили общественно опасные последствия (ч. 2 комментируемой статьи); 2) когда преступления совершены в разных местах, то предварительное расследование должно производиться по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Об этом должно быть принято решение прокурором (ч. 3 комментируемой статьи); 3) для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может быть осуществлено по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 комментируемой статьи).

4. Распределение УД между следователями (дознавателями) одного органа предварительного расследования производится с учетом: 1) правила "кто выезжает на место совершения преступления и возбуждает УД, тот его и расследует"; 2) специализации (например, по расследованию убийств, преступлений в сфере экономической деятельности или о незаконном обороте наркотиков); 3) сложности или объема расследования, общественной значимости преступления (многоэпизодное УД).

5. В случае, когда место совершения преступления установить не представляется возможным, то предварительное расследование производится по месту непосредственного обнаружения преступления или по месту наступления последствий уголовно наказуемого деяния.

6. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что должен делать следователь (дознаватель), если установит, что УД ему не подследственно: 1) он обязан сначала произвести неотложные СД; 2) передать УД прокурору для направления его по подследственности (форма постановления приведена в Приложении 17 к ст. 476).

7. Часть 1 комментируемой статьи регулирует также порядок производства СД и розыскных действий вне места производства предварительного расследования (например, на территории другого субъекта РФ). В этом случае следователь вправе: 1) произвести эти действия лично путем выезда в соответствующий субъект РФ, 2) направить следователю или органу дознания соответствующее поручение об их производстве (форма поручения приведена в Приложении 45 к ст. 476). В случае необходимости производства выемки, обыска и других СД, которые производятся с согласия суда или прокурора, к поручению прилагается соответствующий процессуальный акт органа расследования.

8. Представление документов, справок, характеристик осуществляется, как правило, по непосредственному запросу органа расследования, направляемому в организации и учреждения, где эти документы могут находиться.

9. Для исполнения отдельного поручения в ч. 1 комментируемой статьи устанавливает срок не более 10 суток. Однако в случаях большого объема подлежащих выполнению СД и розыскных действий срок исполнения отдельного поручения по согласованию с инициатором запроса может быть увеличен.

 

Статья 153. Соединение уголовных дел

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок соединения УД, указывая при этом на возможность, а не на обязательность соединения УД в одно производство.

2. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривают основания соединения УД.

3. В отличие от УПК РСФСР комментируемая статья допускает соединение УД не только в отношении обвиняемого, но также и лица, подозреваемого в совершении преступления.

4. Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность соединения УД в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим УД (ст. 316 УК устанавливает ответственность только за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений).

5. Часть 2 комментируемой статьи в отличие от УПК РСФСР ввела новое основание для соединения в одно производство УД, предусмотрев, что это допускается и в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним и тем же лицом или группой лиц. Например, в ходе расследования по УД, возбужденному по фактам сбыта поддельных денег (ст. 186 УК), на основании заключения СЭ установлено, что все денежные знаки изготовлены с помощью одного и того же типографского оборудования.

6. Представляется целесообразным соединение в одном производстве УД и в случаях совершения преступлений разными лицами (например, об организации либо содержании притонов для потребления наркотических веществ - ст. 232 УК, об их сбыте - ст. 228 УК или о склонении к потреблению наркотических средств в данном притоне - ст. 230 УК).

7. Соединение в одно производство заявления по УД частного обвинения с рассмотрением встречного заявления допускается на основании постановления мирового судьи до начала судебного следствия. См. об этом комментарий к ч. 3 ст. 321.

8. В отличие от УПК РСФСР ч. 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями по соединению УД только прокурора. Форма постановления прокурора приведена в Приложении 47 к ст. 476. Для этого следователь (дознаватель) должен обратиться с соответствующим ходатайством к прокурору, изложив в нем основание и мотивы для принятия такого решения. Передача права на соединение УД от следователя (дознавателя) к прокурору обусловлена концептуальными положениями нового УПК об обязательности процедур контроля со стороны прокурора или суда за принятием должностными лицами органа предварительного расследования процессуальных решений, затрагивающих основные права и свободы человека и гражданина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.