Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 6 страница. 3. Анализ комментируемой статьи позволяет выделить три вида следственного эксперимента: 1) воспроизведение действий




3. Анализ комментируемой статьи позволяет выделить три вида следственного эксперимента: 1) воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события (путем реконструкции); 2) совершение необходимых опытных действий; 3) смешанный вид - сочетание реконструкции с совершением необходимых опытных действий.

4. Следственный эксперимент может проводиться как с целью проверки имеющихся сведений о возможности совершать определенные действия, слышать и наблюдать какое-либо событие, так и для выяснения механизма его происхождения или следообразования.

5. Результаты следственного эксперимента независимо от того, являются ли они положительными или отрицательными, имеют равное доказательственное значение.

6. При проведении следственного эксперимента с участием обвиняемого (подозреваемого) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 53 может присутствовать защитник.

7. Для обеспечения достоверности выводов, к которым приводят опытные действия, необходимо, чтобы: 1) условия, в которых проводится следственный эксперимент, были максимально приближены к тем, в которых происходило проверяемое событие; 2) были обеспечены надлежащая полнота и точность воспроизведения самих действий, выполняемых иногда многократно, с соответствующими вариациями, а также правильность оценки их результатов.

8. Особенностью следственного эксперимента является то, что для восприятия его результатов, отражаемых в протоколе, не применяются специальные познания (иначе следует назначать СЭ). При исследовании обстоятельств происшедшего события следственный эксперимент может производиться с целью: 1) определения возможности восприятия каких-либо фактов; совершения определенных действий; наступления какого-либо события; 2) выявления последовательности происшедшего события; механизма образования следов.

9. Полученные в следственном эксперименте результаты свидетельствуют только о том, что исследуемое событие или явление могло (или не могло) протекать в заданных условиях следственного эксперимента. Эти результаты должны рассматриваться в совокупности с другими материалами УД.

10. Следует иметь в виду, что проведение грамотно спланированного и подготовленного следственного эксперимента во многих случаях расследования преступлений позволяет избежать необходимости назначения СЭ. Это, в свою очередь позволяет существенно сократить сроки расследования.

11. Следственный эксперимент не может проводиться в тех случаях, когда при этом возникает опасность для здоровья участвующих в нем лиц. Кроме того, необходимо учитывать, что его производство не должно сопровождаться причинением ущерба чужому имуществу, нарушением общественной безопасности, а также норм нравственности.

12. При проведении следственного эксперимента присутствуют понятые. Более двух понятых рекомендуется приглашать, когда следственный эксперимент сложен, многоэпизоден или должен выполняться на обширной территории.

13. Участниками следственного эксперимента могут быть свидетели, потерпевшие, обвиняемые (подозреваемые). Функции участников следственного эксперимента определяются следователем (дознавателем) в зависимости от его цели и содержания. В случае необходимости к участию в следственном эксперименте привлекаются педагог, специалист, переводчик, а также лица, выполняющие вспомогательные действия (конвой, сотрудники милиции и др.). Следователь (дознаватель) должен разъяснить всем участникам их права и обязанности при проведении следственного эксперимента.

14. Важно заранее установить, когда и где состоится следственный эксперимент, с участием кого он будет проводиться, какие обстоятельства того или иного события надлежит воспроизвести, какие опытные действия понадобится совершить. Следователь (дознаватель) определяет, кто обеспечит следственный эксперимент материально-техническими средствами, на чей счет нужно отнести расходы по выполнению этого СД. Обвиняемого (подозреваемого), свидетеля, потерпевшего, равно как и других лиц, следователь (дознаватель) привлекает к участию в следственном эксперименте, руководствуясь обстоятельствами конкретного случая.

15. При необходимости следователь (дознаватель) согласовывает с соответствующими гражданами или должностными лицами предприятий, учреждений и организаций место и время производства следственного эксперимента.

16. Порядок проведения следственного эксперимента заключается в том, что по прибытии на место следователь (дознаватель) в присутствии понятых и других участников осматривает его, после чего с учетом данных осмотра разъясняет присутствующим его цели. Участники следственного эксперимента, понятые, специалисты, свидетели и другие лица занимают указанные следователем (дознавателем) места, каждому определяется конкретная задача и средства ее выполнения. При этом следователь (дознаватель) лично руководит как подготовительными мероприятиями, так и самим ходом следственного эксперимента.

17. Воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств проверяемого события, совершение опытных действий участники начинают по указанию следователя (дознавателя). При этом он сам и соответствующие исполнители производят измерения, составляют планы, схемы. В необходимых случаях следственный эксперимент и его результаты фиксируются с помощью кино-, видеосъемки, фотографирования, звукозаписи.

18. Как свидетельствует следственная практика, в целях получения более точных и объективных результатов следственный эксперимент целесообразно проводить не менее трех раз с составлением отдельного протокола по каждому из них и отражением условий их проведения.

19. Ход и результаты следственного эксперимента фиксируются в протоколе. Он оформляется во время или непосредственно после окончания следственного эксперимента в соответствии с правилами ст. 166 и 167. В протоколе кроме обычных сведений нужно указать, с участием и в присутствии кого производился следственный эксперимент, его цель, подлежащие проверке доказательства, место и условия, в которых он происходил, ход эксперимента, т.е. операции, выполненные его участниками при подготовке и воспроизведении обстоятельств проверяемого события, а также при совершении опытных действий. Особо подробно описываются результаты следственного эксперимента. Отмечаются факты использования аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, фотографирования, составления планов, схем и т.д. Фиксируются заявления и замечания, сделанные в ходе следственного эксперимента его участниками. Форма протокола приведена в Приложении 107 к ст. 476.

 

Глава 25. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров

 

Статья 182. Основания и порядок производства обыска

 

1. Новый УПК объединил нормы, регулирующие особенности производства обыска, в одну комментируемую статью.

2. Следует иметь в виду, что на производство обыска распространяются общие правила производства СД. См. об этом комментарий к ст. 164.

3. Основанием для производства обыска является наличие достаточных данных, позволяющих предположить нахождение в определенном месте объектов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, которые могут иметь значение для УД, т.е. для производства обыска (в отличие от выемки) не требуется точного знания объекта, подлежащего изъятию, или места его нахождения. Достаточные данные должны содержаться в процессуальных документах, фиксирующих сведения, полученные из источников, указанных в ч. 2 ст. 74. Оценка этих данных должна предшествовать принятию решения о производстве обыска.

4. Обыск может быть произведен только после возбуждения УД, в любой момент расследования, сразу же после появления оснований к этому, что нередко имеет первостепенное значение для его эффективности.

5. Форма постановления следователя о производстве обыска (не в жилище) приведена в Приложении 77 к ст. 476.

6. Форма постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище приведена в Приложении 81 к ст. 476. Более подробно о судебном порядке получения разрешения на производство обыска в жилище см. комментарий к ст. 165.

7. Следует иметь в виду, что в случае, не терпящем отлагательства, следователь может произвести обыск в жилище без судебного решения. К числу обстоятельств, не терпящих отлагательства производства обыска, относятся, случаи, когда: 1) фактические основания к производству обыска возникли внезапно при производстве других СД (например, осмотра, выемки); 2) неотложность обыска диктуется обстановкой только что совершенного преступления; 3) неотложное производство обыска необходимо для пресечения дальнейшей преступной деятельности; 4) поступили сведения о том, что лицо, в распоряжении которого находятся существенные для УД объекты, принимает меры к их уничтожению; 5) малейшее промедление с обыском может повлечь уничтожение или сокрытие искомых объектов либо по иным причинам сделает их недоступными для следователя. Важно учитывать, что в случаях, не терпящих отлагательства, следователь должен вынести постановление, в котором должны быть указаны не только время и место проведения действия, мотивы к производству обыска, но и обоснование его проведения без получения судебного решения.

8. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что следователь вправе производить любые поиски, если обследование помещения или хранилища не сопряжено с их повреждением или разрушением. В тех случаях, когда владелец добровольно отказывается открыть помещение или хранилище, которое вскрыть без причинения повреждений невозможно, необходимо с целью оказания помощи при вскрытии помещений и хранилищ привлечь специалистов, чтобы по возможности избежать повреждений имущества.

9. При производстве обыска в помещении, занимаемом двумя или несколькими семьями, следователь (дознаватель) вправе подвергнуть обыску не только помещение, занимаемое гражданином, в отношении которого вынесено постановление о производстве обыска, но и места общего пользования, чтобы лишить граждан, проживающих в других комнатах, возможности оказать помощь обыскиваемому в сокрытии объектов, интересующих следствие.

10. В случае получения информации о сокрытии похищенного или других предметов соседом гражданина, у которого производится обыск, следователь (дознаватель) вправе принять решение об обыске помещения, в котором укрываются искомые объекты, в связи с наличием обстоятельств, не терпящих отлагательства.

11. К мерам, которые должен предпринять следователь (дознаватель) в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи, для обеспечения тайны частной жизни лица, в помещении которого производится обыск, следует отнести обязанность следователя (дознавателя) предупредить понятых, специалиста и других лиц, присутствующих при производстве обыска, об уголовной ответственности по ст. 310 УК за разглашение данных предварительного расследования.

12. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает, что при проведении обыска подлежат изъятию обнаруженные предметы и документы, изъятые из оборота. К числу "запрещенных к обращению" относятся предметы, которые приобретаются только по особым разрешениям, а также предметы, за изготовление, хранение и сбыт которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие яды и др.).

13. Часть 10 комментируемой статьи обязывает следователя (дознавателя) предъявлять все обнаруженные и изъятые в ходе обыска предметы, документы и ценности понятым и другим лицам, присутствующим при его производстве. Если эти предметы, документы и ценности имеют отношение к расследуемому УД, они осматриваются, упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. См. об этом комментарий к ст. 177.

14. В отличие от УПК РСФСР ч. 11 комментируемой статьи возлагает на следователя (дознавателя) обязанность обеспечить участие при производстве обыска в жилище того лица, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетнего члена его семьи. Кроме того, право присутствовать при производстве обыска предоставляется защитнику и адвокату лица, в помещении которого производится обыск. Указанное право не зависит от волеизъявления следователя.

15. О составлении протокола обыска см. комментарии к ст. 166 и 167. Форма протокола приведена в Приложении 80 к ст. 476.

16. В протоколе обыска следует отметить, были ли в ходе обыска предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, и о принятых в связи с этим мерах.

 

Статья 183. Основания и порядок производства выемки

 

1. Комментируемая статья в отличие от УПК РСФСР объединяет нормы, предусматривающие особенности производства выемки.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что выемка производится при соблюдении двух условий: 1) необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для УД; 2) если точно известно, где и у кого они находятся.

3. Порядок производства выемки в целом идентичен порядку производства обыска. Вместе с тем для производства следователем (дознавателем) выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, необходима санкция прокурора.

4. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения. См. о судебном порядке получения разрешения на производство выемки в жилище комментарий к ст. 165.

5. Принудительная выемка подлежащих изъятию предметов и документов производится лишь в случае отказа добровольно выдать их по предложению следователя (дознавателя), сделанному до начала СД. При этом допускается возможность применения мер (в т.ч. и физических), направленных на преодоление сопротивления лица, препятствующего производству данного СД.

 

Статья 184. Личный обыск

 

1. Комментируемая статья регулирует порядок производства личного обыска обвиняемого (подозреваемого) и других лиц в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для УД.

2. Комментируемая статья различает порядок проведения этого СД в зависимости от процессуального статуса обыскиваемого лица, а также места и цели проведения этого СД.

3. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что личный обыск производится только на основании судебного решения. См. об этом комментарий к п. 6 ч. 2 ст. 29. Исключением из общего правила являются случаи, когда производство личного обыска не терпит отлагательства. См. об этом комментарий к ч. 5 ст. 165. В этом случае личный обыск может быть произведен на основании постановления следователя (дознавателя) без получения судебного решения.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ряд исключений из указанных правил, в соответствии с которыми личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления следователя (дознавателя) на его производство: 1) при задержании лица; 2) заключении задержанного под стражу; 3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором на основании постановления следователя (дознавателя) производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для УД.

5. Не требуется постановления следователя (дознавателя) и на производство личного обыска лица при его нахождении в жилище, в котором производится обыск на основании судебного решения или постановления следователя (дознавателя), вынесенного в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 182 и ч. 5 ст. 165.

6. При производстве личного обыска участие понятых является обязательным.

7. При производстве личного обыска обследованию могут быть подвергнуты одежда, обувь и тело обыскиваемого. В последнем случае для производства личного обыска в качестве специалиста может быть привлечен врач. Досмотру подлежат вещи и документы, изъятые у лица, подвергнутого обыску.

8. В процессе проведения личного обыска должна быть обеспечена безопасность обыскиваемого лица. При этом не допускаются насилие, пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение.

 

Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка

 

1. Комментируемая статья воспроизводит закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право каждого гражданина на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения. Конституция СССР (ст. 56) и Конституция РСФСР (ст. 54) также закрепляли принцип тайны переписки, однако механизм его реализации в УПК РСФСР (ст. 174) через вынесение следователем (дознавателем) соответствующего постановления, санкционированного прокурором, на практике приводил к ограничению прав и свобод гражданина.

2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка - два самостоятельных СД. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления заключается в запрещении доставлять корреспонденцию определенному лицу с тем, чтобы исключить для него в интересах следствия возможность обмениваться информацией. Выемка и осмотр почтово-телеграфных отправлений имеют своей целью установление данных, способствующих выявлению лиц, совершивших преступления, установлению места, где скрываются обвиняемые (подозреваемые) или скрыты орудия преступления, похищенное и т.д.

3. Хотя УПК не содержит перечня лиц, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест, однако, исходя из положений ст. 23 Конституции РФ, данное СД может производиться в первую очередь в отношении обвиняемого (подозреваемого) и лиц, непосредственно обменивающихся с ним корреспонденцией.

4. Арест может быть наложен как на входящие, так и на исходящие почтово-телеграфные отправления.

5. Аресту, осмотру и выемке могут подвергаться любые почтово-телеграфные отправления, в т.ч. бандероли, посылки, письма (простые, ценные, заказные), открытки, телеграммы, радиограммы и т.д.

6. О судебном порядке получения разрешения на наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку см. комментарий к ст. 165.

7. Форма постановления следователя (дознавателя) о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки приведена в Приложении 87 к ст. 476.

8. Срок, на который накладывается арест на почтово-телеграфные отправления, не может превышать срока предварительного следствия по УД, по которому вынесено данное судебное решение.

9. В случае, когда во время осмотра почтово-телеграфных отправлений следователь (дознаватель) по каким-либо основаниям не производит ее выемку, то в протоколе он должен указать, какие почтово-телеграфные отправления были осмотрены, либо полностью или частично воспроизвести текст осмотренных почтово-телеграфных отправлений или снять их копию.

10. Следователь (дознаватель) в ходе осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений обязан сохранять тайну их содержания.

11. В случае направления следователем отдельного поручения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку к поручению должно быть приложено соответствующее судебное решение.

 

Статья 186. Контроль и запись переговоров

 

1. Комментируемая статья основывается на ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину неприкосновенность частной жизни путем предоставления ему права на тайну телефонных переговоров, ограничение которого возможно только на основании судебного решения.

2. Контроль и запись телефонных и иных переговоров - новое СД, появившееся в УПК сравнительно недавно (см. ФЗ от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ).

3. О порядке получения разрешения суда на производство данного СД см. комментарий к ст. 165.

4. Под "контролем и записью иных переговоров" следует понимать, например, применение прослушивающих устройств в служебном помещении, съем информации с применением технических средств через оконное стекло офиса и т.д.

5. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает два обязательных условия для ограничения права гражданина на тайну телефонных и иных переговоров: 1) определение круга лиц, в отношении которых может производиться данное СД; 2) только по УД о тяжких и особо тяжких преступлениях.

6. Часть 2 комментируемой статьи содержит исключение из правила о производстве данного СД только по УД о тяжких и особо тяжких преступлениях, а именно при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц. О понятиях "близкий родственник", "родственник", "близкое лицо" см. комментарий к п. 4, 37 и 3 ст. 5.

7. Форма постановления следователя (дознавателя) о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров приведена в Приложении 89 ст. 476.

8. По смыслу ч. 5 комментируемой статьи суд может разрешить производство контроля и записи переговоров на срок до шести месяцев. При этом умалчивается, возможно ли продление данного срока. Из смысла ч. 5 следует, что этот срок во всяком случае не может быть дольше срока предварительного расследования. Его продление должно производиться путем повторения всей процедуры, установленной комментируемой статьей.

9. Под "соответствующим органом", которому направляется для исполнения решение о производстве данного СД, следует понимать оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, таможенных органов, СВР, МЮ РФ (ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

10. Части 7 и 8 комментируемой статьи устанавливают правила осмотра, прослушивания и приобщения к материалам УД фонограммы.

 

Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний

 

Статья 187. Место и время допроса

 

1. Комментируемая статья устанавливает общие условия производства допроса, которые состоят в том, что: 1) допрос проводится по месту производства предварительного следствия; 2) следователь (дознаватель) вправе изменить место допроса; 3) допрос не может длиться непрерывно более четырех часов.

2. О месте производства предварительного следствия см. комментарий к ст. 152.

3. Под "местом нахождения допрашиваемого" в ч. 1 комментируемой статьи понимается место жительства, работы или иное место нахождения допрашиваемого.

4. По нашему мнению, следователь (дознаватель) может признать необходимым производство допроса в месте нахождения допрашиваемого, когда: 1) необходимо допросить лицо сразу же после окончания обыска или иного СД; 2) допрашиваемый затрудняется в изложении деталей события вне места, где оно произошло; 3) состояние здоровья допрашиваемого исключает возможность его явки по вызову; 4) нежелательна преждевременная огласка факта вызова лица на допрос; 5) лицо находится под стражей по другому УД и т.д. В случае производства допроса вне места производства следствия желательно приобщение к материалам УД документа, свидетельствующего о целесообразности принятия такого решения (например, справка врача о состоянии здоровья допрашиваемого).

5. Допрос по месту работы или жительства целесообразно проводить, например, в тех случаях, когда: 1) несколько свидетелей работают или живут в одном месте; нежелательна преждевременная огласка факта вызова лица на допрос; 2) явка в место производства следствия затруднена по семейным (необходимость присмотра за больным и т.д.) или иным обстоятельствам; 3) допрос лица не терпит отлагательства. Если лицо находится стражей по другому УД, то его допрос также может быть произведен по месту его нахождения.

6. Иногда у следователя (дознавателя) возникает необходимость в допросе свидетеля, который проживает на территории другого субъекта РФ. В таких случаях он может направить в соответствующий орган предварительного следствия отдельное поручение о допросе такого свидетеля. См. об этом комментарий к ст. 152.

7. Часть 3 комментируемой статьи обязывает следователя (дознавателя) в случае, если допрос планируется проводить длительное время (более четырех часов), предусматривать возможность предоставления перерыва не менее чем на один час с тем, чтобы допрашиваемые и присутствующие на допросе лица могли отдохнуть и принять пищу. Однако общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов (ч. 3 ст. 187).

8. Если по состоянию здоровья допрашиваемое лицо не в состоянии давать показания в течение 4 часов, продолжительность допроса должен определить врач, составив об этом соответствующее заключение (ч. 4).

 

Статья 188. Порядок вызова на допрос

 

1. По общему правилу, установленному ч. 1 комментируемой статьи, свидетель и потерпевший вызываются на допрос повесткой.

2. Перечень минимальных сведений, которые должна содержать повестка, указан в ч. 1 комментируемой статьи и является исчерпывающим. УПК не требует, чтобы в повестке излагались какие-либо данные об УД. В то же время это не исключает возможности указать в ней отдельные сведения справочного характера. Например, если вызываются на допрос свидетели или потерпевшие, то в повестке можно указать номер УД и фамилию лица, по обвинению которого оно расследуется, и т.д.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило вручения повестки тому лицу, которое вызывается на допрос. Повестка вручается ему лично под расписку или передается с помощью средств связи (например, телефонограммой, телеграммой или с помощью факсимильной связи и т.д.). И только в случае его временного отсутствия повестка вручается иным лицам, на которых при этом возлагается обязанность передать повестку вызываемому на допрос лицу. В случае невыполнения этой обязанности на лицо, обязанное передать повестку, может быть наложено денежное взыскание. См. об этом комментарии к ст. 117 и 118.

4. Если лицо отбывает наказание в месте лишения свободы или содержится под стражей по другому УД, оно вызывается на допрос через администрацию места лишения свободы или места содержания под стражей.

5. Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части, в которой служит.

6. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает особый порядок вызова на допрос несовершеннолетнего. Он вызывается через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Однако в случаях, когда по обстоятельствам УД следователь (дознаватель) считает необходимым вызвать лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, в ином порядке (в том числе из тактических соображений), он может это сделать по своему усмотрению (ч. 4 ст. 188). Такими обстоятельствами, по нашему мнению, могут быть обоснованные предположения следователя (дознавателя) о возможном отрицательном влиянии родителей или других законных представителей на правдивость показаний несовершеннолетнего. Предположения следователя (дознавателя) становятся тем более вероятными, когда эти показания касаются виновности родителей или иных законных представителей, их причастности к расследуемому преступлению, причастности к нему других родственников, близких, друзей, знакомых.

7. Если необходимо, чтобы законный представитель, проживающий совместно с несовершеннолетним, присутствовал при его допросе, в повестку включается указание о его явке одновременно с несовершеннолетним.

8. Часть 3 комментируемой статьи обязывает лицо, вызываемое на допрос, явиться в строго назначенный срок. В случаях, когда это лицо не может прибыть в назначенный срок, оно должно заранее уведомить следователя (дознавателя) о причинах неявки.

9. К уважительным причинам неявки, по нашему мнению, можно отнести, например, болезнь лица, вызываемого на допрос, несвоевременное получение им повестки, иные обстоятельства, фактически лишившие его возможности, помимо его воли прибыть в назначенный срок к следователю, и т.д.

10. О мерах процессуального принуждения, которые могут быть применены к лицу в случае его неявки по вызову следователя, см. комментарий к ст. 111.

 

Статья 189. Общие правила проведения допроса

 

1. Комментируемая статья устанавливает общие правила проведения допроса, независимо от процессуального статуса допрашиваемого. К ним относятся: 1) обязанность следователя (дознавателя) до начала допроса удостовериться в личности допрашиваемого, разъяснить ему права (ответственность), порядок производства допроса; 2) обязанность следователя (дознавателя) в случае возникновения у него сомнений, владеет ли допрашиваемый языком, на котором ведется производство по УД, выяснить, на каком языке он желает давать показания и нуждается ли в помощи переводчика; 3) запрет, адресованный следователю (дознавателю), задавать наводящие вопросы в ходе допроса; 4) право допрашиваемого пользоваться в ходе допроса документами и записями.

2. Решая вопрос о необходимости проведения допроса, следователь (дознаватель) определяет время выполнения данного СД. При этом он обязан соблюдать требование УПК о запрете его производства в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. О случаях, не терпящих отлагательства, см. комментарий к ст. 176.

3. Если следователь (дознаватель) сомневается в том, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по УД, то он должен выяснить, на каком языке это лицо желает давать показания. Кроме того, он решает вопрос о необходимости приглашения для участия в данном СД переводчика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.