Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность органов по сертификации (их должностных лиц). 1 страница




 

В ч.2 ст.19.19. КоАП РФ регламентирована ответственность за необоснованную выдачу сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Субъектами данного правонарушения признаются органы по обязательной сертификации и их должностные лица. Мерой ответственности является конфискация предметов административного правонарушения и наложение административного штрафа:

 

на должностных лиц - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

 

на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

5. В контексте комментируемой статьи хотелось бы вкратце упомянуть и о регламентации вопросов ответственности органов по сертификации, применяемых в странах-участниках СНГ (на примере Республики Узбекистан). На территории данной республики действует Положение о порядке применения штрафных санкций за нарушение правил сертификации и причинение ущерба потребителям*, применяемое в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 28.12.1993 г. N 1006-XII "О сертификации продукции и услуг" и рядом ведомственных документов в этой области. Действие настоящего Положения распространяется на органы по сертификации, на аккредитованные испытательные лаборатории (центры), а также на субъекты хозяйственной деятельности, занимающиеся реализацией продукции, подлежащей обязательной сертификации, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. П.2.1. Положения, в частности, предусматривается, что к нарушениям правил сертификации, за которые в отношении органов по сертификации могут быть применены штрафные санкции, относятся:

________________

* Утверждено Узгосстандартом 27.10.1994, зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 10.11.1994, регистрационный N 111.

 

 

необоснованная и неправомерная выдача сертификата соответствия;

 

неправомерные действия в отношении заявителя;

 

разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну заявителя.

 

Фактами, подтверждающими эти нарушения, могут быть:

 

наличие отрицательных результатов испытаний продукции;

 

недоказанность соответствия продукции обязательным требованиям стандартов, на которые она была сертифицирована (не соблюдены программа испытаний, испытания проведены не по всем требованиям безопасности);

 

сертификат соответствия выдан на продукцию, не входящую в область аккредитации органа по сертификации;

 

сертификат соответствия выдан органом по сертификации, срок действия аттестации которого истек;

 

жалобы заявителя по вопросам возмещения ущерба, связанного с неправомерными действиями органа по сертификации.

 

За нарушение правил сертификации органы по сертификации несут ответственность в виде штрафа в размере 100% стоимости работ по сертификации (оказанных услуг). Органы по сертификации обязаны возместить в полном объеме убытки, причиненные заявителю в результате нарушения правил сертификации в порядке, установленном законодательством.

 

Основанием для применения штрафов являютсяпротоколы и документы, содержащие сведения о нарушениях требований по безопасности и правил сертификации продукции:

 

акт проверки безопасности продукции, соблюдения обязательных требований стандартов;

 

акт проверки правил сертификации;

 

вступившее в законную силу решение суда о наличии и сумме причиненного ущерба потребителю, связанного с продукцией, не отвечающей требованиям по безопасности.

 

Как видим, одним из наиболее важных нарушений правил сертификации и у нас в стране, и на территории Республики Узбекистан, считается необоснованная и неправомерная выдача сертификата соответствия на продукцию, не соответствующую установленным обязательным требованиям (технических регламентов, безопасности).

 

Комментарий к статье 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)

 

В отличие от ст.41 в данной статье Закон более конкретизировано формулирует основания для наступления ответственности аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и их экспертов. В качестве такого основания могут служить:

 

недостоверные результаты исследований (испытаний) и измерений;

 

необъективные результаты исследований (испытаний) и измерений.

 

Кроме того, Закон в рассматриваемом случае не связывает применение ответственности с наступлением последствий в виде выпуска обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, как это имеет место в ст.41.

 

Субъектами ответственности здесь могут выступать: аккредитованная испытательная лаборатория (центр) - как юридическое лицо; эксперты - как физические лица, а также руководитель аккредитованной испытательной лаборатории (центра) - как уполномоченное на подписание (утверждение) протокола испытаний должностное лицо.

 

Как и в ст.41 Закона, названные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между испытательной лабораторией (центром) и органом по сертификации. При этом следует учитывать, что эксперт не может рассматриваться как субъект ответственности по договору, если он не является стороной этого договора. В таком случае к эксперту могут быть применимы меры дисциплинарной и материальной ответственности как к работнику испытательной лаборатории (центра) в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ. Однако договор с испытательной лабораторией (центром) может быть заключен и напрямую самим заявителем (при декларировании соответствия), в случае отсутствия у него возможности своими силами провести необходимые исследования (испытания) и измерения.

 

В Положении о порядке применения штрафных санкций за нарушение правил сертификации и причинение ущерба потребителям, о котором мы упоминали в ст.41, в качестве оснований для применения штрафных санкций в отношении аккредитованных испытательных лабораторий (центров) выступают:

 

представление в органы по сертификации недостоверных результатов испытаний продукции, повлекших необоснованную выдачу сертификата соответствия;

 

представление в орган по сертификации результатов испытаний продукции для целей ее сертификации, когда срок действия аттестата аккредитации лаборатории (центра) истек, приостановлен или аннулирован.

 

Полагаем, что применительно к основаниям, регламентированным настоящей статьей, указанное выше последнее основание уместно рассматривать в общем контексте недостоверности результатов исследований (испытаний) и измерений. Неправильно оформленные протоколы испытаний, в частности, подписанные после окончания действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), могут быть опротестованы и аннулированы, а выдача сертификата соответствия на основании этих протоколов может быть признана как необоснованная.

 

За представление недостоверных результатов испытаний продукции ч.2 ст.19.19 КоАП РФ в отношении юридических и должностных лиц предусматриваются те же меры ответственности, что и за необоснованную выдачу сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Что касается мер уголовной ответственности, то их применение возможно, если в совершенных действиях имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст.201 УК РФ: использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

 

Однако наступление уголовной ответственности по ст.201 УК РФ последует только в том случае, если будет доказано, что недостоверные результаты испытаний продукции были выданы именно:

 

в целях извлечения выгод и преимуществ (например, для руководителя аккредитованной испытательной лаборатории или иных предусмотренных им лиц);

 

или с целью причинения вреда другим лицам.

 

При этом также необходимо, чтобы в результате подобных деяний был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Кроме того, нужно будет доказать, что такой вред последовал именно вследствие выдачи недостоверных результатов испытания продукции.

 

В результате выдачи недостоверных результатов испытаний (исследований) также может быть причинен имущественный ущерб заявителю, взыскание которого осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

 

ГЛАВА VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ И ДОКУМЕНТАХ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

 

Комментарий к статье 43. Информация о документах по стандартизации

 

1-2. Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования разработки, до принятия стандарта. Это достигается:

 

публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

 

публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;

 

единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.

 

Доступность пользователей к информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах и общероссийских классификаторах обеспечивает Ростехрегулирование посредством официального опубликования такой информации, а также самих текстов указанных документов.

 

Опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов предусматривает:

 

опубликование текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов;

 

опубликование внесенных в национальные стандарты и общероссийские классификаторы изменений, дополнений и поправок;

 

опубликование уведомлений об утверждении национальных стандартов и информации о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене;

 

опубликование информации о перечнях действующих национальных стандартов, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

 

Официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется на государственном языке Российской Федерации (см. комментарий к п.3 ст.14 ). Конкретный порядок и условия опубликования указанных документов в настоящее время определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 г. N 594.

 

Положением предусматривается, что официальному опубликованию подлежат:

 

1) Тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов. Они публикуются в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет.

 

2) Уведомления об утверждении национальных стандартов, информация о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, тексты изменений, дополнений и поправок, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов. Их публикация осуществляется ежемесячно в печатном издании Ростехрегулирования - информационном указателе "Национальные стандарты", а также на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет.

 

3) Перечень действующих национальных стандартов. Публикуется ежегодно в информационном указателе "Национальные стандарты".

 

4) Перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Данная категория документов подлежит опубликованию в печатном издании Ростехрегулирования "Вестник технического регулирования". Кроме того, на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет.

 

Таким образом, официальная публикация национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется в двух основных формах: на бумажном носителе - печатных изданиях (книгах брошюрах, сборниках) и в электронном виде - посредством размещения на официальном сайте Ростехрегулирования. Положением предусмотрено, что по решению Ростехрегулирования допускается не издавать типографским способом национальные стандарты и общероссийские классификаторы, объем которых превышает 30 учетно-издательских листов или количество ежегодно вносимых в которые изменений, дополнений и поправок превышает 2 процента общего объема стандарта или классификатора.

 

Доступ к текстам национальных стандартов, размещенным на сайте Ростехрегулирования в сети Интернет, является свободным и бесплатным для всех категорий пользователей. Подобное положение получило свое официально закрепление сравнительно недавно - с момента принятия Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 962. Долгое время на официальном сайте Ростехрегулирования размещалась лишь информация об утверждении новых национальных стандартов, а также изменений и дополнений к ним. Эта информация сопровождалась ссылками на сайты организаций, подведомственные Ростехрегулированию, у которых можно было приобрести тексты стандартов на платной основе.

 

Одним из поводов к принятию названного Постановления Правительства РФ явилось Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2006 по делу N 2-583/06. Данным определением суд признал, что указанных действий Ростехрегулирования недостаточно для того, чтобы считать исполненной его обязанность по официальному опубликованию текстов национальных стандартов, поскольку фактическая возможность ознакомления с этими текстами на официальном сайте Ростехрегулирования отсутствовала. Суд обязал Ростехрегулирование обеспечить официальное опубликование текстов национальных стандартов, а также общероссийских классификаторов в информационной системе общего пользования - на его официальном сайте в сети Интернет.

 

Однако здесь следует отметить, что Ростехрегулирование обеспечивает опубликование не всего массива действующих в настоящее время национальных стандартов и общероссийских классификаторов, а лишь вновь принимаемых документов, относящихся к этой категории, а также дополнений и изменений к ним. Тексты национальных стандартов, опубликованные на сайте Ростехрегулирования, предназначены для ознакомления и не подлежат копированию, тиражированию и дальнейшему распространению. Пользователь, желающий получить доступ к текстам национальных стандартов, должен принять условия предлагаемого ему лицензионного соглашения, подтверждая тем самым, что он согласен с установленными правилами пользования информацией. Согласившись с условиями лицензионного соглашения, пользователь должен пройти регистрацию на указанном сайте, после подтверждения которой, он на законных основаниях получает необходимый бесплатный доступ и может ознакомиться с текстами национальных стандартов.

 

В соответствии с установленной компетенцией Ростехрегулирование также:

 

определяет в предусмотренном законодательством РФ порядке организации, выполняющие на договорной основе изготовление тиража национальных стандартов и общероссийских классификаторов и его распространение;

 

определяет при утверждении национальных стандартов и общероссийских классификаторов срок их официального опубликования;

 

устанавливает правила распространения официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов.

 

На титульном листе и первой странице текста национальных стандартов и общероссийских классификаторов, официально публикуемых в печатных изданиях и на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет, помещается надпись "Издание официальное". Копии официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов, полученные из информационной системы общего пользования в электронно-цифровой форме, могут быть при необходимости признаны официальными публикациями при наличии электронной цифровой подписи должностного лица, уполномоченного на то в установленном порядке Ростехрегулированием.

 

Комментарий к статье 44. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов

 

1. Положениями комментируемой части статьи определяется перечень документов, составляющих Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, который представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом. В этот перечень входят:

 

1) Технические регламенты*, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством РФ.

________________

* Прим.: в состав данного фонда входят технические регламенты, утвержденные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

 

2) Документы национальной системы стандартизации. В том числе: национальные стандарты, своды правил, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Кроме того: нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждению соответствия, принятые Госстандартом РФ и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу настоящего Закона (на период до их отмены).

 

3) Международные (региональные) стандарты.

 

4) Национальные стандарты иностранных государств.

 

5) Информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

 

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом определяются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 N 500.

 

В соответствии с указанным Положением Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования. Основой создания Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов являются государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, а также национальные стандарты зарубежных стран.

 

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается и ведется Ростехрегулированием, которое взаимодействует при ведении указанного фонда с федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, общественными объединениями, международными и зарубежными организациями по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия.

 

Ростехрегулирование организует:

 

комплектование федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов соответствующими документами;

 

централизованный учет (регистрацию) и хранение документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также их своевременную актуализацию;

 

депозитарное хранение в течение 10 лет отмененных (утративших силу) документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, подлежащих передаче на государственное архивное хранение;

 

обмен документами по стандартизации с международными (региональными) и национальными органами по стандартизации иностранных государств;

 

заключение договоров с международными (региональными) и национальными органами по стандартизации иностранных государств о предоставлении права на распространение международных (региональных) стандартов и национальных стандартов иностранных государств на территории Российской Федерации;

 

предоставление пользователям информации о документах федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, документов этого фонда и их копий (на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме).

 

В целях обеспечения выполнения вышеуказанных функций Ростехрегулирование вправе заключать контракты (договоры) на отдельные виды работ со специализированными организациями, отвечающими соответствующим требованиям. Организационно-методические основы выполнения таких работ устанавливаются Ростехрегулированием.

 

Федеральные органы исполнительной власти создают информационные фонды принимаемых ими документов в сфере технического регулирования, в том числе нормативных правовых актов, актов рекомендательного характера, стандартов отраслей (на период до их отмены) и других документов. Порядок создания и ведения информационного фонда федерального органа исполнительной власти, а также пользования находящимися в нем документами устанавливается этим органом.

 

Технические регламенты и необходимые для их применения документы, международные (региональные) стандарты и национальные стандарты иностранных государств, хранятся в федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме. Документы национальной системы стандартизации хранятся в федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в подлинниках до истечения срока их депозитарного хранения в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме. Информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения хранится в электронно-цифровой форме.

 

К документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.Создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того - за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и физических лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации и документов, на основе договоров и в порядке, устанавливаемом Минпромэнерго РФ по согласованию с Минфином РФ.

 

2. В целях обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии, в Российской Федерации создается и функционирует Единая информационная система по техническому регулированию.

 

Настоящая система является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии. В нее также входит справочная служба, обеспечивающая выполнение положений Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия. Передача информации из единой информационной системы по техническому регулированию может осуществляться путем использования информационно-телекоммуникационных сетей.

 

Создание и функционирование единой информационной системы по техническому регулированию обеспечивается Ростехрегулированием, взаимодействующим при этом с федеральными органами исполнительной власти, в порядке и на условиях которые установлены Правительством РФ в вышеупомянутом Постановлении от 15.08.2003 г. N 500.

 

Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает:

 

1) Формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним. В том числе к документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и другим документам по техническому регулированию, за исключением случаев, когда доступ к этим ресурсам и документам ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны.

 

2) Опубликование в установленном порядке в электронно-цифровой форме:

 

уведомлений о разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и о завершении их публичного обсуждения;

 

проектов федеральных законов о технических регламентах, принятых Государственной Думой ФС РФ в первом чтении, и поправок к ним после окончания срока подачи этих поправок;

 

проектов Постановлений Правительства РФ о технических регламентах;

 

заключений экспертных комиссий по техническому регулированию;

 

уведомлений об утверждении национальных стандартов, а также национальных стандартов, проектов сводов правил и утвержденных сводов правил, перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, программы разработки национальных стандартов.

 

3) Выполнение положений Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.

 

4) Предоставление следующих видов продукции и услуг:

 

информации о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;

 

документов и копий документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме;

 

информационной продукция и услуг, создаваемых на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

 

Федеральные органы исполнительной власти представляют свои информационные ресурсы или информацию о них в единую информационную систему по техническому регулированию по формам, устанавливаемым Ростехрегулированием. Базы и банки данных, входящие в состав единой информационной системы по техническому регулированию, регистрируются в установленном порядке в Государственном регистре баз данных.

 

3. Помимо Постановления Правительства РФ от 15.08.2003 N 500 в настоящее время действуют рекомендации по стандартизации Р 50.1.057-2006, в которых регламентируются вопросы комплектования Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, учета поступающих в него документов, их хранения и ведения, регистрации переводов международных и национальных стандартов, а также порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг.

 

Настоящими Рекомендациями конкретизировано, что непосредственное создание и ведение Федерального фонда осуществляет ФГУП "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "Стандартинформ") (см. приказ Ростехрегулирования от 05.09.2005 N 1141 ). В комментируемой части статьи хотелось бы обратить внимание на два наиболее интересных аспекта, изложенных в данных Рекомендациях: условиях предоставления пользователям информационной продукции и услуг и порядке информационного обеспечения в рамках Соглашений ВТО (по техническим барьерам в торговле и по применению санитарных и фитосанитарных мер).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.