Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цвет в композиции костюма




Теория цвета. Знание о цвете занимало умы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо да Винчи, изучая теорию цветовых сочетаний, счи­тал, что основных цветов только пять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составил символический цветоряд, который обозначал: белый — свет, желтый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь.

Древние инки использовали свои обозначения цветов, обожествляя их: бе­лый — мир, красный — богатство, желтый — золото, зеленый — маис, мали­новый — война, синий — религия.

Древнегреческий ученый и философ Аристотель вывел свои цветовые обо­значения: белый — воздух, желтый — огонь, черный — земля, а цвета фиоле­товый и малиновый называл великолепными.

Английский математик и астроном И.Ньютон, занимаясь теорией цветовых сочетаний, попытался построить цветовой аналог музыкальным гармониям. Он составил цветоряд, привязав его к семи музыкальным нотам: до — красный, ре — оранжевый, ми — желтый, фа — зеленый, соль — голубой, ля — синий, си — фиолетовый. Свои выводы он построил на длине световых волн спект­ральных цветов. Ньютон открыл, что призма разлагает луч солнца на цвета радуги, т.е. цвета спектра, которые, в свою очередь, при воссоединении обра­зуют белый цвет. Красный и синий цвета он назвал однородными, простыми.

Современник Ньютона X. Гюйгенс выдвинул волновую теорию света, ут­верждая, что цвета — это волны эфира различной длины и различной частоты колебания. Английский ученый Т. Юнг также выдвинул волновую теорию све­та, сформулировал принцип интерференции, высказал идею поперечности световых волн, объяснил аккомодацию глаза, разработал теорию цветового зрения, вычислил для каждого цвета длину волны: самая длинная волна у красно-малинового цвета, а самая короткая — у фиолетового.

Систематическое и научное изучение цвета началось с XIX в. и связано с именами Гете, Гельмгольца, Оствальда и др. В их трудах были предприняты попытки определить принципы цветовой гармонии, явления контраста, опти­ческого смешения цветов. Много внимания уделяли теории цвета художники-

импрессионисты: Ж. Сера, А. Сислей, П. Синьяк. В XX в. с интересными цввостается постоянным в базовых ве- Желтый

выми теориями выступили: В.Кандинский, П.Клее, С.Делоне, П.Мондр1 Свой вклад в колористику внесли русские художники (М.Матюшин, П.] чаловский, Н.Крымов, А.Волков).

Красный
Зеленый

Современное понимание теории цвета связано с квантовой теорией се из которой следует, что наиболее возбужденные электроны излучают фиа товые цвета спектра, а наименее возбужденные — красные.

Синий Рис. 3.24. Цветовой круг насыщенных цве­товых сочетаний, образованный двумя контрастными парами цветов

Теория цвета не может обойтись без помощи научного цветоведения. мецкий физик В. Оствальд при создании в 1917г. своей системы цветов тался расположить цвета в трехмерном пространстве. Он предложил объел цветовое тело в виде двух конусов, имеющих общее основание (рис. 3.23| Вертикальная ось, проходящая через два конуса, располагает на себе ахрс

тические цвета от белого до черного. Если провести вертикальное сечение!Изучение цвета в композиции кос-рез вершины этого сложного геометрического тела, то в сечении получшна начинается с ахроматических цве- ромб, по обе стороны которого по вертикали «черно-белой» оси располагаю. Для того чтобы изучить форму,

ся два треугольника, содержащие дополнительные друг к другу цвета, котойуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к осно-
называются «чистыми тонами» (рис. 3.23, б). По сторонам ромба располагай» моделирования костюма, необходимо сначала просмотреть его в черно-
цвета, содержащие постоянное количество белого или черного цвета. При прой графике. Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают
ведении горизонтального сечения объемного тела получим располагающиеформой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, затем пере­
общем горизонтальном основании два конуса чистых насыщенных цветет к разработкам ахроматических композиций с добавлением серого цвета,
которые и будут образовывать «цветовой круг» (рис. 3.24). В художественной практике часто используются трехтоновые композиции,

Система Оствальда представляет интерес для художников, интересующЩхшщие из черного и белого цветов и их сочетаний разной светлоты. В соче-
ся эффектами смешения белой, черной и цветных красок для подбора гарЦиях из трех тонов и более идет светлотное смягчение контраста белого и
ничных сочетаний. Кроме того, он составил цветовой атлас, в котором пррного, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета, что приво-
ставил 24 спектральных цвета с восемью ступенями по светлоте и насыщенй" к компромиссу между контрастными ахроматическими цветами. Ступенча-
сти для каждого цвета. К градации по светлоте — это постепенное, различимое глазом насыщение

Цвет как средство композиции костюма. Смена модных цветовых сочетаШого черным или черного белым цветом. В профессиональной среде такой происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент од«ем называется «растяжка цвета». Она отличается от приема достижения не-

Белый
Белый

иетного перехода от белого цвета к черному тем, что разница градации каж-й светлоты четко выделяется. Для того чтобы растяжка цвета была постепен-й, в ней должно быть не меньше пяти градаций, например черный, темно-рый, серый, светло-серый, белый.

Черный
Черный

Растяжка цвета дает навыки в работе с ограниченной гаммой цветов. Допу-им, глаз может различать семь градаций чистого серого, а если в каждую адацию растяжки добавить чуть-чуть другого цвета, то можно получить ог-Чшое количество тонких сочетаний «разного серого», а если глаз сможет их уличить, значит эти тонкие сочетания мы можем и воспроизвести. с'Таким образом, работа с растяжками цвета вырабатывает определенную чофессиональную культуру цвета. При использовании растяжек белого и чер-го цветов интересные результаты получаются с применением эффекта конт-ста внутри формы и «краевого контраста», при котором белый и черный ста расположены в виде контуров, линий, обводок. Можно добиться эффек-«свечения», или «горения», белого цвета, окружив мотив концентрически-[ растяжками серого, постепенно доходящего до черного цвета.


Рис. 3.23. Объемное цветовое тело В.Оствальда: а — общий вид; б — вертикальное сечение


Безразмерная величина, используемая для количественной оценки различия между зритель-ми (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями.


 


Следующим этапом в изучении тонких цветовых сочетаний является при-«„•••:енне так называемой ограниченной гаммы, когда к белому и черному цве-глм лобавляется только один любой другой цвет, например коричневый. Ко­рн •••еных цветов на самом деле много: марс коричневый, сепия, красная охра. ц: колодный, кофе с молоком, красное дерево, цвет дуба, цвет корицы. Ко-ричновые цвета всех оттенков часто встречаются в одежде. Это цвет натураль-к.>;• кожи, замши, меха. Коричневые цвета привлекают своей практичностью. в*.;можностью сочетания с любым другим цветом и хорошо подходят к цвет}

». жн человека.

Т.'.ким образом, включая в исследование цвета в костюме соотношения бе­ло: о. черного, оттенков серого и множества оттенков коричневого, мы полу-ч^ем практически неограниченную палитру тончайших цветовых сочетаний. которые прекрасно взаимодействуют между собой. Это подтверждают распис­ное и набивные ткани народов Африки — ткани, в которых гармония строит->; -: на трех цветах: белом, коричневом и черном. С точки зрения использования ограниченной гаммы изысканны отличающиеся неброской красотой народ­нее костюмы Бретани (Франция), где издавна сочетали в одежде только чер-нки. коричневый и серый цвета, дополняя их фантастическими накрахмален­ными белыми головными уборами.

Кроме ахроматических существуют хроматические цвета, которые характе-Г'-п>ются насыщенностью, тоном, светлотой.

Насыщенность — это предельность, другими словами, это степень наличия чистого пигмента в цвете. Например, насыщенный красный значит «очень крас­ны и •>.

Цветовой тон — это, во-первых, качество цвета, благодаря которому дан-••:>:и цвет отличается от другого цвета (например, красный отличается от сине-г-м; во-вторых, общий тон светотеневой или цветовой строй произведения, * е. тон — это наличие в одном цвете примесей другого цвета, что характери-з>ет отличие одного цвета от другого. Например, в красном с малиновым от­тенком присутствует какая-то незначительная доля синего цвета, а в красном с оранжевым оттенком — доля желтого цвета. Таким образом, по тону эти

красные цвета разные.

Светлота хроматических цветов — это степень их разбеления. Сильно разбе­ленные цвета малой насыщенности называются «пастельными» (от цветных мелков «пастель»). Гармония пастельных цветов достигается наличием в каж-лом цвете белого цвета, который все нивелирует, сглаживает.

Цветовая гармония пастельных цветов — это цветовое равновесие, при ко­тором ни один цвет не выделяется. Цветовое равновесие характерно и для гар­монии, которая называется «разное черное». В этом случае присутствие черно­го в насыщенных цветах также нивелирует яркость, создает едва различимые, почти черные, но цветные сочетания. Таким образом, можно сказать, что со­четания пастельных цветов — это светлая гамма, а «разное черное» — темная

гамма.

Цветовая гамма — ряд гармонически взаимбсвязанных оттенков цвета (теп­лая, холодная, светлая, темная и т.д.). Можно сказать, что гамма — это ряд лветов, имеющих общие цветовые особенности. Например, зеленая гамма может включать в себя все оттенки зеленого: изумрудную зелень, травяной

еленый, ярко-зеленый, бутылочный, цвет яблока, морскую волну, бирюзо-ш и т.д.

В теории гармоничных цветовых сочетаний рассматриваются различные за­кономерности. Существуют гармонии спектральных чистых цветов, которые располагаются в жестком порядке. Это цвета радуги: красный —оранжевый— желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Чтобы запомнить этот по­рядок, придумано много шутливых скороговорок: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» или «Как однажды Жак — звонарь головой сломал фонарь», где первые буквы слов — первые буквы названий цветов.

Гармонии цветового круга. Гармония — соразмерность частей, слияние раз-[ личных компонентов объекта в единое органичное целое. Одна из цветовых | гармоний — это гармония цветового круга. Цветовой круг строится на контра­рных парах (красный —зеленый, желтый — синий) или на четырех основных [цветах, которые находятся на концах диаметров круга (см. рис. 3.24). Кроме того, между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого). Если цветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то каждой четверти будет соответствовать своя гармония род­ственных цветов, которые находятся внутри этой четверти.

Первая четверть (верхняя правая) цветового круга содержит цвета от жел­того до красного пигмента через теплый желтый, оранжевый и красно-оран­жевый.

Вторая четверть (нижняя правая) цветового круга включает в себя цвета от красного до синего пигмента через холодный красный, фиолетовый и сине-фиолетовый.

Третья четверть (нижняя левая) цветового круга содержит цвета от синего до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морской волны, холодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы.

Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе род­ственные цвета от зеленого до желтого пигмента через теплый зеленый, зеле­но-желтый и желто-зеленый.

Каждая четверть круга содержит гармоничные сочетания родственных цве­тов, а если взять цветовые сочетания от желтого до синего (т. е. правую полови­ну цветового круга), то получим гармонии родственно-контрастных сочетаний цветов.

Сочетания родственных цветов — это сравнительно сдержанная уравнове­шенная спокойная колористическая гамма, особенно когда нет резких свет-лотных противопоставлений.

Родственно-контрастные цветовые сочетания — сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они характеризуются яркой цветовой активностью вследствие контраста. Использование родственно-контрастных цветов дает бо­лее яркую картину, так как теплые желто-красные родственные цвета допол­няются холодными красно-сине-фиолетовыми. Например, если две левые чет­верти цветового круга объединить, то получим родственно-контрастные соче­тания цветов, где встречаются и теплая, и холодная гаммы зеленого цвета.

Теперь рассмотрим верхнюю и нижнюю половины цветового круга. Верхняя половина соответствует теплой, а нижняя — холодной гамме цветов. Так как

95

ць,.-товой круг построен на двух контрастных парах, которые находятся друг! против лруга (красный— зеленый, желтый —синий), то существуют гармонии контрастных цветов. И если проводить диаметры через центр круга, например о: красных до зеленых цветов, то каждому оттенку красного цвета будет соот­ветствовать определенный оттенок зеленого цвета, причем ясно видно, како-м;- красному соответствует какой зеленый. Но такой цветовой круг не учитыва­ет сложных и многообразных сочетаний цветов с белым и черным цветами. Г.с::и к каждому основному цвету крута прибавлять белый цвет в определенной "ро-орции, то получатся внутренние концентрические крути разбеленных цве-тч>н. сходящиеся к центру цветового круга. Если к каждому основному цвету кр>: а прибавлять черный цвет с постепенным увеличением его доли, то полу-члтся внешние концентрические круги зачерненных теневых цветов, уходя-:.:;!;.• в пространство.

В графических работах приходится вводить черный цвет и собственно белый. От.(того композиция только выигрывает, приобретает выразительность.

В текстильных композициях существует одна закономерность: чем больше цнста отличаются один от другого, тем труднее получить цветовую гармонию, т с цветовое равновесие, при котором нет преобладания какого-то одного цвета. По;тому в цветовых композициях очень важен размер цветовых пятен. Если одно::венжое пятно больше остальных, то оно преобладает по цвету, выделяется с рели всех цветов, и гармонии не достигается. Равновесие достигается при сле-.:> чпцих условиях:

равного количества пятен основных цветов;

равной светлоты в разбеленных сочетаниях;

равной насыщенности ярких цветов.

Таким образом, гармонии цветовых сочетаний — это совокупность комби­наций цветов с учетом насыщенности, светлоты и тона, они зависят от эсте­тических взглядов общества в разные периоды времени.

Гармоничность является одним из наиболее широко употребляемых поня­тии в теории цвета.

Гармония состоит из пяти основополагающих компонентов:

1) повторяемость целого в частях — выделение ведущего цвета и повторе­
ние его в разбеленных сочетаниях и затем смешивание с другими цветами. Но
лот основной цвет остается ведущим;

2) соподчиненность частей с целым — объединение частей на основе их
рапичия при выделении главного, второстепенного, дополнительного;

3) соразмерность частей в целом — оптимальное пропорциональное отно­
шение элементов цветовой гаммы;

4) уравновешенность частей — гармония контрастов, т.е. усиление каждого
цвета при взаимодействии;

5) принцип единства — целостность всей структуры.

По количеству основных цветов композиции могут быть:

одноцветными (но со множеством оттенков одного цвета);

двухцветными (сочетание дополнительных, близких к ним или смежных цветов);

трехцветными (сочетание цветов, расположенных на равных расстояниях л руг от друга в цветовом круге или смежных цветов);

многоцветными (сочетания цветов, образующих общую тональность цвета).

В работе художника, дизайнера интуиция, помноженная на знание, решает | очень многие психологические задачи, связанные с цветом: создание иллю­зий, фактуры, пространства и светотени, создание эмоционального фона для •осприятия, которое является первым этапом освоения предметно-простран­ственной среды обитания человека.

Цвет можно подразделить на несколько категорий:

содержательную — смысл, значение, самостоятельное содержание незави­симы от формы. Содержательность — это миф, символ, аллегория, образ, знак;

физическую — пространство, масса, свет;

эстетическую — прекрасное, безобразное.

Все эти категории в каждом произведении, объекте дизайна существуют не смешиваясь.

Семантика цвета. Семантику цвета (от греч. зетапИкоз — обозначающий) можно определить как значение цвета.

Характерные особенности цветовой семантики — это многозначность и амбивалентность*. Другими словами, семантика цвета — это многозначность и двойственность.

Каждый цвет включает в себя множество понятий. Значение каждого цвета может быть как позитивным, так и негативным, т. е. может соотноситься как с понятиями добра, так и зла.

Понятие «семантика цвета» возникло из аналогии и ассоциации с предме­том, воспринимаемым визуально, например красное солнце, красная кровь, красный цветок. Кроме того, существует связь с ассоциациями беспредметны­ми: слуховыми, вкусовыми, эмоциональными, символическими.

В искусстве символ (от греч. $утЪо\оп — знак, опознавательная примета) — это характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленнос­ти, выражения им некоторой художественной идеи.

Говоря о цвете, мы встречаемся с такими понятиями, как цветовые симво­лы, например небо — синее, кровь — красная; цветовые аллегории, например скука зеленая, желтая пресса, желтая карточка, белый билет; цветовой знак, например голубые береты, белые воротнички.

Когда мы обращаемся к исследованию цвета, то выясняется, что его воз­действие на нашу жизнь намного глубже, чем это представляется на первый взгляд. В сознании человека закреплялись выработанные тысячелетиями опре­деленные цветовые ассоциации с реальными жизненными явлениями. Счита­ется, что близкие и выступающие цвета — красный, оранжевый, желтый; да­лекие и отступающие цвета — синий, фиолетовый, зеленый; легкие цвета — светло-голубой, светло-желтый; тяжелые цвета — черный, коричневый, ма­линовый, лиловый.

Из экспериментов, которые проводились в ленинградской лаборатории при Акаде­мии художеств СССР, были получены интересные результаты, которые были предназ­начены для предполагаемого строительства Дворца Советов:

цвет влияет на форму;

* Двойственность переживания (от лат. атЬо — оба и VаIеп^^а — сила), когда один и тот же объект вызывает противоположные чувства.

9:еометрические формы, окрашенные в холодные цвета, воспринимаются как огра-иснные;

теплые цвета способствуют восприятию форм как округлых;

:;нет может «вытягивать» форму по горизонтали или вертикали;

::ри взаимодействии цвета и звука низким звукам соответствует темно-красный _:-к-т. а высоким — желтый, синий, зеленый цвета.

Расстояние, с которого глаз человека начинает воспринимать цвет и фор-м>. называется порогом видимости. Это расстояние, с которого начинает вос­приниматься пятно площадью 1 см2. С большого расстояния наиболее заметны трапеция и треугольник, меньше всего заметен прямоугольник.

Древние живописцы, расписывая храмы, учитывали восприятие с больших расстояний и в зависимости от этого вносили поправки в свои монументаль­ные произведения.

Обладать цветовым зрением — это значит иметь возможность получать и перерабатывать большое количество информации о внешней среде. Способ­ность видеть цвет имеет для нас очень большое значение в эстетическом плане. Цвет как источник эстетического наслаждения стоит в одном ряду с музыкой, "нтературой и искусством, а они являются продуктом деятельности необычай­но развитого мозга, который обладает до конца не исследованными резервны­ми возможностями. Реализация этих возможностей ведет к появлению слож­ной культуры, которая считается высочайшим достижением человечества.

Наряду с человеком способностью воспринимать в цвете образы окружаю­щего мира обладают и животные. Цветовое зрение развито у тех животных, ко­торые по условиям своего существования и поведения нуждаются в хорошем зрении. У ночных земноводных цветовое зрение или очень слабое, или отсут­ствует вообще. Все рыбы и птицы обладают очень развитым цветовым зрением. Рыбам оно необходимо потому, что в сумерках водной стихии разница в цвете становится жизненно важной. Птицы во время полета очень быстро перемеща­ются и при этом высматривают себе пищу и охотятся с большой высоты.

Человек с нормальным цветовым зрением может воспроизвести видимые оттенки светового пятна любого цвета с помощью подходящей смеси трех ос­новных цветов: красного, зеленого и синего. На этих предпосылках основана трехцветная теория зрения (теория Юнга—Гельмгольца), которая получила наибольшее признание. Любой воспринимаемый нами цвет — продукт работы Vозга. Неудивительно, что разные люди по-разному видят краски, неодинако­во ощущают гармоничность или диссонансность их сочетаний. Даже среди ху­дожников одни больше преуспевают в изображении форм, а другие лучше ч) вствуют цветовую живопись. История живописи сохранила нам имена выда­ющихся колористов — Веласкеса, Тициана, Веронезе, Рафаэля.

 

-••„•ометрические формы, окрашенные в холодные цвета, воспринимаются как огра-нсг-г-ые:

"сплые цвета способствуют восприятию форм как округлых;

.:нет может «вытягивать» форму по горизонтали или вертикали;

::ри взаимодействии цвета и звука низким звукам соответствует темно-красный цгст. а высоким — желтый, синий, зеленый цвета.

Расстояние, с которого глаз человека начинает воспринимать цвет и фор-м>. называется порогом видимости. Это расстояние, с которого начинает вос­приниматься пятно площадью 1 см2. С большого расстояния наиболее заметны ттл:::еиия и треугольник, меньше всего заметен прямоугольник.

Древние живописцы, расписывая храмы, учитывали восприятие с больших расстояний и в зависимости от этого вносили поправки в свои монументаль­нее произведения.

ОСхтадать цветовым зрением — это значит иметь возможность получать и перерабатывать большое количество информации о внешней среде. Способ­ность видеть цвет имеет для нас очень большое значение в эстетическом плане. Цвет как источник эстетического наслаждения стоит в одном ряду с музыкой, литературой и искусством, а они являются продуктом деятельности необычай­но развитого мозга, который обладает до конца не исследованными резервны­ми возможностями. Реализация этих возможностей ведет к появлению слож­ной культуры, которая считается высочайшим достижением человечества.

Наряду с человеком способностью воспринимать в цвете образы окружаю­щего мира обладают и животные. Цветовое зрение развито у тех животных, ко­торые по условиям своего существования и поведения нуждаются в хорошем 1рении. У ночных земноводных цветовое зрение или очень слабое, или отсут­ствует вообще. Все рыбы и птицы обладают очень развитым цветовым зрением. Рыбам оно необходимо потому, что в сумерках водной стихии разница в цвете становится жизненно важной. Птицы во время полета очень быстро перемеща­ются и при этом высматривают себе пищу и охотятся с большой высоты.

Человек с нормальным цветовым зрением может воспроизвести видимые оттенки светового пятна любого цвета с помощью подходящей смеси трех ос­новных цветов: красного, зеленого и синего. На этих предпосылках основана гр-ехаветная теория зрения (теория Юнга—Гельмгольца), которая получила наибольшее признание. Любой воспринимаемый нами цвет — продукт работы мозга. Неудивительно, что разные люди по-разному видят краски, неодинако­во ощущают гармоничность или диссонансность их сочетаний. Даже среди ху­дожников одни больше преуспевают в изображении форм, а другие лучше ч> вствуют цветовую живопись. История живописи сохранила нам имена выда­ющихся колористов — Веласкеса, Тициана, Веронезе, Рафаэля.

Систематизация цвета. На практике дизайнеры постоянно сталкиваются с недостаточной информированностью в области измерения и систематизации цвета. Систематизация цвета является одним из направлений науки о цвете. Системное расположение цветов должно помочь понять закономерности цве­товых сочетаний, что необходимо для определения цветовой структуры объек­тов дизайна.

Для художников, архитекторов и дизайнеров создаются специальные карты или атласы цветовых сочетаний, которые подбираются определенным образом.

Каждый образец или выкраска цвета характеризуется такими свойствами, как тон, насыщенность и светлота. Цветные атласы в основном ограничиваются набором цветов, соответствующих конкретной области применения. Напри­мер, «Атлас системы Манзелла» насчитывает 1200 цветовых сочетаний, из которых на практике применяется только около 30. Хорошим примером набора цветов для специалистов служат карты, выпускаемые Королевским обществом садоводов. Этот набор состоит из 800 цветных поверхностей, которые подобра­ны для распознавания цветов и их окраски. Новейший Британский стандарт 1972 г. состоит из 86 образцов, сгруппированных таким образом, чтобы дизай­нер смог легко подобрать нужную ему цветовую комбинацию.

Специально для дизайнеров выпущены следующие цветовые атласы:

«Атлас Хессельгрена» — шведская система естественных цветов;

японские атласы «Хрома космос 5000» и «Хроматон 707»;

каталог «Регистр цветов лакокрасочных материалов» КАЬ (Германия), ко­торый широко используется в международной практике для заказа любого цвета в любой области;

«Атлас системы Манзелла» — образцовый в мировом масштабе, на нем основаны обозначения, система наименований и выбор цветов американских, японских и британских стандартов на цвета стройматериалов;

«Система Евроколор», в которой охвачены все цветовые сочетания, приме­няемые в любой области.

В разных странах существуют институты, центры цвета, которые способ­ствуют централизации и распространению информации о цветовых прогнозах. Например, в 1967 г. создана Международная ассоциация цвета (1п1егпа1;юпа1 Со1ог А88ос1а1юп), которая объединяет национальные организации по цвету Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Индии, Италии, Испании, Канады, Китая, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Герма­нии, Швеции, Швейцарии и Японии. Раз в три года проходят конгрессы Меж­дународной ассоциации цвета, на которых представляются доклады по самым разным проблемам цвета.

Ежегодно дома моды предлагают в одежде цветовую гамму сезона, новый свежий доминирующий цвет. Сейчас мода очень демократична и не оказывает предпочтений какому-то одному цвету. Появляются новые цвета: цвет металла, серебра, золота, ста­рой бронзы, мыльных пузырей, много блестящих поверхностей, светящихся «кислот­ных» цветов.

Каждый дизайнер имеет свою стратегическую концепцию цвета в одежде. Напри­мер, японский дизайнер И.Мияке в своих коллекциях использует только яркие «ра­достные цвета», он считает, что цвет одежды должен вызывать положительные эмо­ции, доставлять людям радость. Большим колористическим даром обладает француз­ский кутюрье К.Лакруа, который в своих моделях изощренно применяет неожидан­ные многоцветные сочетания тканей, рисунков и фактур. Японка Р. Кавакубо — пред­ставитель деконструктивизма в дизайне одежды — подчеркивает новизну острой формы своих моделей черным, серым и белым цветами, а японский дизайнер К.Ямамото поразил в начале 1980-х гг. Париж коллекциями, в которых были модели только черного цвета.

Делалось множество попыток выявить закономерности развития модной цветовой гаммы. Смена модных тенденций в области цвета в целом соответ-

 

ггь.ст циклам развития модной формы костюма: новая форма (новые силуэ-ъг' объемы, пропорции), как правило, появляется в черном цвете, а уходя-оая форма разрабатывается в сложной гамме, преобладают оттеночные реше-*и-:::вета. В целом модная цветовая гамма («теплая» или «холодная») актуаль­на примерно столько же времени, сколько и ведущая базовая форма. Однако тро: иодирование цвета в костюме основано не только на изучении динамики»1~;!7ия модной формы, но и на исследовании цветового восприятия и цве-•ов-.ч предпочтений людей, принадлежащих к разным возрастным группам, штирые проводятся под эгидой Международной ассоциации цвета. На основе гп'к исследований строятся прогнозы цветовых предпочтений, которые и ре-аи:;. К1тся впоследствии в виде модных тенденций.

Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать (юрм;. эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, трн.мть ей оттенок грусти или трагичности.

Цветовые предпочтения потребителей. Цвет изделий является сложным сти-л.-оу для зрительной системы человека. В пределах зрительного восприятия цвет од >:лиет разную эмоциональную реакцию у каждого человека. Эмоциональное Юх:систвие цвета связано с физиологическим воздействием и ассоциациями, тр;'с>:иими этому цвету. Например, красный цвет обладает большей силой воз­ки, тния. чем голубой. Красный цвет возбуждает нервную систему и активизи-пс: у ышечную силу. Синий цвет оказывает тормозящее действие. Теплые цвета 1в.-к-отся цветами экстраверсии (обращенные наружу), синие, фиолетовые, зе­ки-» с — цветами пассивной интроверсии (обращенные внутрь).

Японский исследователь цвета Х.Тидзиива сделал вывод, что у молодежи ^•иГчч-. чем у людей старшего поколения, развито чувство социальной общ­их т к. она менее привержена традициям и обычаям, поэтому не придержи-вст'ся цветовых ассоциаций, ей свойственна непосредственная реакция на 1В<г:

Испытания, проведенные Американским бюро стандартов, показали, что 1вс: о восприимчивость меняется с возрастом и состоянием здоровья. Положи-тльные эмоции увеличивают чувствительность глаза к красно-желтой части гп-с^трл. Отрицательные эмоции повышают чувствительность глаза к сине-зеле-«ои ч.;сти спектра.

Исследования в области цвета применительно к потребностям человека юк.:>оли. что при выборе цвета любой вещи, предназначенной для человека, •еооходимо учитывать его цветовые предпочтения. Так, дети в возрасте до од-ю;ч шла независимо от расы и места проживания предпочитают одинаковые 1ВСТЛ красный, оранжевый, желтый. Среди подростков и взрослых цвета по ЖХ.-Н популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, фасный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

Закономерная картина цветовых предпочтений может временно видоизме-огться под влиянием моды. Модный цвет нужен не только для одежды. Мод-ши цвет связан с костюмом, интерьером, бытовыми предметами и архитек->тч>н Мода на определенный цвет зарождается исподволь, предварительно юя-ияются незначительные признаки того или иного модного цвета.

Японские специалисты отмечают, что колористический облик промышленной про-[>».:;,(и колеблется в зависимости от изменений общественного вкуса. Систематичес-

0'


кий учет и анализ тенденций цветовых предпочтений позволяют предвидеть их разви­тие. Специальные системы тестов по цвету выявляют соотношение изменений цвето­вых предпочтений определенных групп людей (колористов и обычных потребителей). В то же время японские специалисты относятся весьма критически к тенденциям пред­почтительности цветов, считая, что среда может стать слишком активной по цвету. Может даже возникнуть нежелательный эффект от противного.

При всей общности представлений о красивых и некрасивых цветах даже у дизайнеров, занимающихся проектированием изделий, нет единства представ­лений о цвете этих изделий. Что приобретает покупатель, в каком количестве и по какой цене — это проблемы, превращающие производство и сбыт продук­ции в своего рода рискованную операцию. Данные статистики о наиболее по­пулярных цветах для товаров широкого потребления не дают исчерпывающего ответа на все вопросы, но ценность этого исследования заключается в том, что оно отражает жизненный опыт и мировосприятие человека. Если, например, рассматривать самые популярные у японцев цвета 30 товаров широкого по­требления отдельно по тонам, то станет ясно, что чистые и пастельные цвета будут занимать 60 % всех цветов.

Уже известно, что различным цветам приписывают различные значения. Встают вопросы: могут ли изменения цвета влиять на систему оценок этого предмета? Не будут ли выглядеть товары, окрашенные в яркие цвета, более дешевыми, чем товары, окрашенные в пастельные сочетания?

Потребитель воспринимает цвет как характерную черту либо самого товара, либо его упаковки. Здесь очень важно правильно выбрать фирменный стиль всей продукции.

Проблема цветового предпочтения является весьма актуальной с точки зре­ния достижения оптимального цветового ассортимента товаров народного по­требления и предъявляет повышенные требования к цвету в процессе проек­тирования продуктов дизайна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.