Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение композиции. Первобытные художники ничего не знали о композиции




КОСТЮМА

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Первобытные художники ничего не знали о композиции. В своих наскаль­ных рисунках, как правило со сценами охоты, они помещали мотивы изобра­жения один за другим или располагали их сверху и снизу, соблюдая ритуаль-1Ыс каноны охоты. С течением времени художники древнего мира стали под-•ечать некоторые закономерности, по которым строится композиция изобра-«ния. Их представления сводились к идее симметрии, являвшейся ключом к динству природы. Смена дня и ночи, времен года, особенности развития ра-тительного и животного мира указывали на общую закономерность в виде (ерколичности во времени или в пространстве. Греческие художники и архи-еьгоры уже использовали ритмические построения в архитектуре храмов и сльефов. В своей монографии «Композиция в живописи» известный искусст- овсл М. В.Алпатов замечает, что, «подражая отдельным принципам строения рганической и неорганической природы и последовательно развивая их, че- овек делает композицию основой художественного творчества, средством вы-ожсния своего отношения к действительности».

В период Средневековья появилась композиция, основанная на орнамен-альном решении со сложными, изощренно запутанными пластическими по-тросниями, с использованием ритмических повторов.

В люху раннего Возрождения композиционные задачи были решены в юн> ментальных фресках Джотто и Мазаччо, где были показаны ритмичес- мс сочетания масс. Художники периода высокого Возрождения в своем твор-ествс стали применять законы зрительного восприятия, учитывающие осо-ен мости человеческого зрения. Леонардо да Винчи называл глаз «окном уи:и". считая, что он воспринимает природу вещей такими, какими они •ляются в действительности. В это время плоскость строится горизонтально, а которой разворачивается объемно-пространственное изображение с ли­шен горизонта.

Таким образом, в основу композиции картинной плоскости вносятся зако-:ы перспективы. В итоге художники эпохи Возрождения добились иллюзии ашюпланового пространства, причем композиция приобрела черты струк-урной взаимосвязи частей и целого, кроме того, они особое внимание уделя-и передаче динамики в композиции. Многими древними философами были апнсаны целые трактаты о законах композиции в живописи и архитектуре. 1аиболее интересное произведение, дошедшее до нас, — это «Три книги о давописи» Л.Б.Альберти, в которой автор провел теоретическое исследова-

ние искусства того времени, рассматривая передачу цвета, среды и законо­мерности сюжетного построения.

В XVIII —XIX вв. уделяется достаточное внимание теоретическим основам композиции. Так, Э.Делакруа в своем «Дневнике» проанализировал творче­ство известных художников, подчеркивая достоинства и недостатки их живо­писных полотен. Он отметил важный принцип соподчинения второстепенных

деталей главному.

В XX в. в художественном творчестве применялись все теоретические зако­номерности композиции. Художник и теоретик композиции советского време­ни К.Ф.Юон, занимаясь теоретической разработкой основ композиции, вы­делял главные закономерности: контрастность, горизонталь, вертикаль и диа­гональ, симметрию и асимметрию, равновесие, ритмику, статику и динами­ку, цельность, «центр внимания» и стиль изображения. В книге «Учитесь рисо­вать» известный художник А.Дейнека высказывался о правилах композиции: симметрии, равновесии, «золотом сечении», ордере, единстве стиля в ансамбле и др. К ним добавлялись законы перспективы (иллюзорной, прямоугольной, ортогональной и воздушной).

Таким образом, теоретические закономерности композиции были исследо­ваны в XX в. с самых разных позиций художниками, архитекторами, теорети­ками искусства.

Композиция (от лат. сотро$Шо — составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий про­изведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Компонент (от лат. сотропепз — составляющий) — составная часть,

элемент чего-либо.

Композиция включает в себя такие понятия, как:

композиционное формообразование (форма, геометрический вид, конст­рукция, масса, силуэт);

закономерности композиции (соразмерность, соподчинение, композици­онный центр), т.е. целостность структуры;

средства композиции (пропорции и ритм);

приемы гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество, масш­таб, масштабность, симметрия, асимметрия, статика и динамика).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.