КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы проектирования
Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому, несомненно, является инновационной деятельностью. В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием. Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей. Основными этапами проектирования одежды являются: анализ предпроектной ситуации; синтез результатов анализа в определенных типах формообразования; разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом; определение основных задач; применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи. Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях), проводимом на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог — изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям приме- нения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих и злел и пожелания потребителей. Предпроектный анализ включает социально-экономический анализ, фун циональный анализ (исследование способов использования изделия), фун ционально-стоимостный анализ (исследование структуры потребностей р. личных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат сп собов их удовлетворения), технологический анализ (исследование материал и возможных способов изготовления изделия), анализ формы (исследован структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, кож руктивных и пластических решений). Синтез результатов предпроектного анализа в определенных типах форчос разования. После проведенного предпроектного анализа результаты синтезу ются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (комг зиции) объекта. Синтез в дизайне — процесс мысленного упорядочения проектных сие: ний, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое; лое — проектный образ. Структурообразование единичных предметов назьпилл формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характе (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативны В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются и кг кретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, обра к-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования кл тюма достаточно хорошо изучены. Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творч* кая концепция — важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Кониепп в дизайне — основная идея, смысловая направленность целей, задач и срел», проектирования. Более подробно эта тема рассмотрена в подразделе 5.2. Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проект начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в щ цессе проектирования. Определяются прежде всего назначение и функция щ ектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При л целью проектирования может быть как модернизация существующего из. лия, т.е. придание ему более современного вида (проектирование по прото! пам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на ост принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее техноло] ческого принципа. Методы проектирования. В поиске наиболее оптимальных вариантов реи ния проектной задачи дизайнер применяет такие методы проектирования оде ды, как моделирование и макетирование. Моделирование в дизайне — процесс отображения, представления и описания целостного объекта (системы объектов), ситуации или функциона. ного процесса. Выделяют моделирование художественно-образное, проект» графическое (создание эскиза), ретроспективное, конструктивное, персгк тивное, техническое и компьютерное. Проектно-графическое моделирование помогает формировать и выражать п| ектный замысел. Проектно-графическое моделирование предполагает:
•ччч'тветствие графической формы содержанию проектной задачи; •х1г;интный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта; логическую последовательность проектного поиска и системный подход к решению поставленной задачи. Ли иинер создает сначала в своем воображении эскиз будущей вещи с учетом v) шествующих проектных идей, технологии, экономики производства, лостнжений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры) и ис-олняет его предварительное графическое изображение (поисковый эскиз. (;>ор-эскиз). Поиск новых решений и отбор оптимальных вариантов про-юл.ится на бумаге. Графическое изображение затем дополняется объемными моделями, описанием облика и способа практического использования изде-лмк В итоге необходимо дать полное представление о художественно-стилистическом и цвето-фактурном решении проектируемого изделия или группы изделии (законченный графический эскиз — эскизный проект) и конструкции, пропорциях и силуэте модели (технический эскиз). Самым распространенным способом моделирования в дизайне является ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на основе этого анализа проектной задачи. Однако этот способ не позволяет выполнить основную задачу дизайна — создание новых вещей, а направлен на совершенствование уже существующих. Другим способом моделирования в дизайне является конструктивное моделирование — видоизменение функций и морфологии вещи (морфология — материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным, когда совершенствуются функции и форма вещи; переходным, когда функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств (в качестве примера можно привести направление деконструктивизма в дизайне одежды); проективным, когда функции и форма вещи создаются вновь (творчество японского дизайнера одежды И.Мияке). Самым инновационным способом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала. Дизайнер одежды работает совместно с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем после отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промышленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документация: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, карты цветовых и фактурных решений. Техническое моделирование — процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства. Все большее значение в современном дизайне в последнее время приобретает компьютерное моделирование — наверное, самое перспективное с точки зрения развития новейших технологий. Компьютерный дизайн превратился в само- эятельное направление в дизайне, основанное на работе с визуальной инфор-щией (компьютерная графика, дизайн \УЕВ-страниц). Компьютерная обра-гка фото- и видеоматериалов, распространение цифровых носителей визуаль- |иой информации (например, фотографы моды практически отказались от тра-[диционной ретуши, обрабатывая снимки на компьютере, что позволяет не только I Затрать дефекты, но и менять цвет глаз, волос и кожи модели) в будущем, 1 возможно, приведут к отказу от живых фото- и топ-моделей. Компьютерный | дизайн направлен на создание иллюзорной реальности и виртуальных образов. В 2001 г. во Франции уже появилась первая виртуальная фотомодель Ева Солал, которая начала свою карьеру манекенщицы на обложке журнала «Мадам Фигаро». Ее создателями стали М.Мианс, Ф.Леви и А.Лейронн, основавшие первую в мире фирму, специализирующуюся именно на создании виртуальных персонажей. Компьютерная графика, основанная на программировании форм и на серийности, дает возможность разрабатывать многочисленные варианты форм, моделировать объект с мельчайшими подробностями. Трехмерная компьютерная графика позволяет создавать объемные изображения несуществующих объектов. Компьютерные программы используют стилисты (подбор макияжа и прически, моделей одежды для конкретного человека), текстильщики и дизайнеры трикотажа (разработка орнамента, варианты цветовой гаммы), дизайнеры одежды (создание эскизов моделей), конструкторы и технологи. Развитие компьютерного моделирования тесно связано с новыми технологиями производства, например в полиграфии и рекламе. В производстве одежды также все большее распространение получают компьютерные программы, позволяющие значительно снизить издержки при внедрении новых моделей и увеличивающие гибкость и мобильность производства: САПР*, конструкторские программы, дающие возможность не только построить базовую основу на основе стандартных и индивидуальных мерок, внести в нее модельные особенности, но и смоделировать объемное изображение несуществующей модели. Однако впечатляющие перспективы применения компьютерного моделирования в дизайне вовсе не означают уменьшения роли дизайнера в создании новых объектов и предметно-пространственной среды. Компьютер не способен заменить дизайнера, оставаясь лишь инструментом (таким же, как карандаш или кисть) в руках творца, позволяющим лишь облегчить и ускорить некоторые этапы проектирования. Самое главное — компьютер не способен (по крайней мере, пока) к созданию новых идей, новых концепций, составляющих суть и ценностное содержание дизайн-деятельности. Одним из методов проектирования является макетирование — создание объемных изображений проектируемых предметов в предметной среде. Макетирование в дизайне — изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Макет — материальное пространственное воспроизведение проектируемого изделия. Объемные макеты дают представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. В качестве материалов для макетирования одежды используются макетная ткань (хлопчатобумажная бязь, перкаль, муслин и т.п.), бумага, нетканые материалы (флизелин), пленки и искусственная кожа (при моде- Системы автоматизированного проектирования. .:ировании одежды из кожи), для макетирования обуви и аксессуаров иногда! используется пластилин. В современном дизайне одежды проектно-графическое моделирование и макетирование применяются чаще всего в комбинации. Дизайнер одежды, в принципе, способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных стадиях проектирования принимают участие и другие специалисты — прежде всего конструктор и технолог.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |