Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы проектирования




Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых ве­щей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому, несомнен­но, является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (со­циологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволя­ющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет обще­ственных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:

анализ предпроектной ситуации;

синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проект­ными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культу­ры в целом;

определение основных задач;

применение различных методов проектирования в поиске наиболее опти­мальных вариантов решения проектной задачи.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроект­ных исследованиях), проводимом на начальном этапе проектирования, сопо­ставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог — изделие, сходное с проектируе­мым по функциональному назначению, принципу действия, условиям приме-

нения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих и злел и пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает социально-экономический анализ, фун циональный анализ (исследование способов использования изделия), фун ционально-стоимостный анализ (исследование структуры потребностей р. личных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат сп собов их удовлетворения), технологический анализ (исследование материал и возможных способов изготовления изделия), анализ формы (исследован структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, кож руктивных и пластических решений).

Синтез результатов предпроектного анализа в определенных типах форчос разования. После проведенного предпроектного анализа результаты синтезу ются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (комг зиции) объекта.

Синтез в дизайне — процесс мысленного упорядочения проектных сие: ний, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое; лое — проектный образ. Структурообразование единичных предметов назьпилл формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характе (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативны В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются и кг кретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, обра к-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования кл тюма достаточно хорошо изучены.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творч* кая концепция — важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Кониепп в дизайне — основная идея, смысловая направленность целей, задач и срел», проектирования. Более подробно эта тема рассмотрена в подразделе 5.2.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проект начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в щ цессе проектирования. Определяются прежде всего назначение и функция щ ектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При л целью проектирования может быть как модернизация существующего из. лия, т.е. придание ему более современного вида (проектирование по прото! пам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на ост принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее техноло] ческого принципа.

Методы проектирования. В поиске наиболее оптимальных вариантов реи ния проектной задачи дизайнер применяет такие методы проектирования оде ды, как моделирование и макетирование.

Моделирование в дизайне — процесс отображения, представления и описания целостного объекта (системы объектов), ситуации или функциона. ного процесса. Выделяют моделирование художественно-образное, проект» графическое (создание эскиза), ретроспективное, конструктивное, персгк тивное, техническое и компьютерное.

Проектно-графическое моделирование помогает формировать и выражать п| ектный замысел.

Проектно-графическое моделирование предполагает:

 

 

•ччч'тветствие графической формы содержанию проектной задачи;

•х1г;интный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта;

логическую последовательность проектного поиска и системный подход к решению поставленной задачи.

Ли иинер создает сначала в своем воображении эскиз будущей вещи с уче­том v) шествующих проектных идей, технологии, экономики производства, лостнжений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры) и ис-олняет его предварительное графическое изображение (поисковый эс­киз. (;>ор-эскиз). Поиск новых решений и отбор оптимальных вариантов про-юл.ится на бумаге. Графическое изображение затем дополняется объемными моделями, описанием облика и способа практического использования изде-лмк В итоге необходимо дать полное представление о художественно-стилисти­ческом и цвето-фактурном решении проектируемого изделия или группы из­делии (законченный графический эскиз — эскизный проект) и конструкции, пропорциях и силуэте модели (технический эскиз).

Самым распространенным способом моделирования в дизайне является рет­роспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на основе этого анализа проектной задачи. Однако этот способ не позволяет выполнить основную задачу дизайна — создание новых вещей, а направлен на совершенствование уже существующих.

Другим способом моделирования в дизайне является конструктивное моде­лирование — видоизменение функций и морфологии вещи (морфология — ма­териальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Кон­структивное моделирование может быть: коррективным, когда совершенству­ются функции и форма вещи; переходным, когда функции и морфология под­вергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств (в качестве примера можно привести направление деконструктивизма в дизайне одежды); проективным, когда функции и форма вещи создаются вновь (творчество япон­ского дизайнера одежды И.Мияке).

Самым инновационным способом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое зани­мается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала.

Дизайнер одежды работает совместно с технологом и конструктором, раз­рабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем пос­ле отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промыш­ленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документа­ция: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, кар­ты цветовых и фактурных решений.

Техническое моделирование — процесс разработки чертежей и образца одеж­ды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный об­разец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Все большее значение в современном дизайне в последнее время приобрета­ет компьютерное моделирование — наверное, самое перспективное с точки зре­ния развития новейших технологий. Компьютерный дизайн превратился в само-

эятельное направление в дизайне, основанное на работе с визуальной инфор-щией (компьютерная графика, дизайн \УЕВ-страниц). Компьютерная обра-гка фото- и видеоматериалов, распространение цифровых носителей визуаль- |иой информации (например, фотографы моды практически отказались от тра-[диционной ретуши, обрабатывая снимки на компьютере, что позволяет не только I Затрать дефекты, но и менять цвет глаз, волос и кожи модели) в будущем, 1 возможно, приведут к отказу от живых фото- и топ-моделей. Компьютерный | дизайн направлен на создание иллюзорной реальности и виртуальных образов.

В 2001 г. во Франции уже появилась первая виртуальная фотомодель Ева Солал, которая начала свою карьеру манекенщицы на обложке журнала «Мадам Фигаро». Ее создателями стали М.Мианс, Ф.Леви и А.Лейронн, основавшие первую в мире фир­му, специализирующуюся именно на создании виртуальных персонажей.

Компьютерная графика, основанная на программировании форм и на се­рийности, дает возможность разрабатывать многочисленные варианты форм, моделировать объект с мельчайшими подробностями. Трехмерная компьютер­ная графика позволяет создавать объемные изображения несуществующих объек­тов. Компьютерные программы используют стилисты (подбор макияжа и при­чески, моделей одежды для конкретного человека), текстильщики и дизайне­ры трикотажа (разработка орнамента, варианты цветовой гаммы), дизайнеры одежды (создание эскизов моделей), конструкторы и технологи. Развитие ком­пьютерного моделирования тесно связано с новыми технологиями производ­ства, например в полиграфии и рекламе. В производстве одежды также все большее распространение получают компьютерные программы, позволяющие значительно снизить издержки при внедрении новых моделей и увеличиваю­щие гибкость и мобильность производства: САПР*, конструкторские програм­мы, дающие возможность не только построить базовую основу на основе стан­дартных и индивидуальных мерок, внести в нее модельные особенности, но и смоделировать объемное изображение несуществующей модели.

Однако впечатляющие перспективы применения компьютерного модели­рования в дизайне вовсе не означают уменьшения роли дизайнера в создании новых объектов и предметно-пространственной среды. Компьютер не способен заменить дизайнера, оставаясь лишь инструментом (таким же, как карандаш или кисть) в руках творца, позволяющим лишь облегчить и ускорить некото­рые этапы проектирования. Самое главное — компьютер не способен (по край­ней мере, пока) к созданию новых идей, новых концепций, составляющих суть и ценностное содержание дизайн-деятельности.

Одним из методов проектирования является макетирование — созда­ние объемных изображений проектируемых предметов в предметной среде.

Макетирование в дизайне — изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Макет — матери­альное пространственное воспроизведение проектируемого изделия. Объемные макеты дают представление о пространственной структуре, размерах и про­порциях объекта. В качестве материалов для макетирования одежды использу­ются макетная ткань (хлопчатобумажная бязь, перкаль, муслин и т.п.), бума­га, нетканые материалы (флизелин), пленки и искусственная кожа (при моде-

Системы автоматизированного проектирования.

.:ировании одежды из кожи), для макетирования обуви и аксессуаров иногда! используется пластилин.

В современном дизайне одежды проектно-графическое моделирование и ма­кетирование применяются чаще всего в комбинации.

Дизайнер одежды, в принципе, способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектирова­нии, то на разных стадиях проектирования принимают участие и другие спе­циалисты — прежде всего конструктор и технолог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.