Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство зрелища




Пространство в композиции

 

Пространство является одним из наиболее значительных выразительных средств зрелища, наряду с такими его компонентами, как свет, время, движение. Без внимательного всматривания в пространство как составляющую часть любого зрелищного события невозможно проникнуть в тайну чарующего воздействия различных пространственных форм в искусстве всех веков и народов.

Начиная разговор о театрализованных представлениях, спектакле, игровых эпизодах, а также о их пространственных решениях, невозможно обойти молчанием генетические корни массового действа во времени и пространстве в его исторической эволюции. Отметим для себя основные приметы, начиная с того периода, когда собственно и зарождалось само зрелище как действо, рассчитанное на восприятие зрителем.

В Древнем Египте с III тысячелетия до н. э. на больших религиозных празднествах жрецы разыгрывали сценки из жизни богов. Представления давались на берегах священного пруда храма. В богатых домах выступали танцоры и музыканты. Зрелищные эпизоды разворачивались также на специальных повозках, перемещавшихся по дороге, вдоль которой усаживались зрители.

В Древней Греции во время Великих Дионисий зрелище приобретает характер шествия от храма Диониса через самую парадную улицу с остановкой на площади у алтаря. Далее шествие двигалось через ворота и самое древнее афинское кладбище к парку, где проводилось состязание хоров мальчиков. На следующий день зрелище продолжалось в театре, где зрители располагались в большом амфитеатре, и их внимание было приковано к орхестре - круглой площадке внизу, где находился хор, обязательный участник древнегреческой трагедии.

Римский театр вносит свои изменения в расположение сценической площадки в связи с тем, что появляется новая драматургия и исчезает хор. Возникает помост, огражденный с трех сторон капитальными стенами и декорированным потолком. Впервые применяется занавес, поднимающийся из-под сцены.

Драмы разыгрывались также на подмостках временных театральных сооружений. На сценическую площадку вела лестница с двумя-тремя ступенями, по которой поднимались персонажи, прибывшие из города или из другой страны. Дома изображались с помощью деревянной перегородки с прорезями для окон и дверей.

Устраивались зрелища в цирках и амфитеатрах, на особых прудах и озерах, да и существующая в Колизее орхестра могла заполняться водой для постановок, изображающих морские сражения. Для средних веков характерен синтез театрализованных представлений и церковных обрядов. Представление проводилось в помещении церкви на помостах-беседках, установленных в нескольких местах (симультанная сцена). Постепенно церковный театр выходит на паперть, образуя уличный театр, в котором действовали передвижные площадки-пэджэнты.

В XY-XYI вв. возникают дворцовые представления. Впервые в закрытом помещении используется занавес. Себастиан Серлио делает первый шаг к созданию сцены-коробки и впервые делит сцену на планы. Возникает наклонный планшет сцены, который вместе с перспективой, разрабатываемой в то время, позволяет добиться большой иллюзорной глубины сцены при ее небольших размерах.

В Англии в XYI в. представления устраивались во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями: действие разыгрывалось на помосте, который пристраивали к галерее, расположенной против ворот. К концу первой четверти XYII в. в английских публичных театрах сложился тип шекспировской сцены. Помост, поднятый на высоту человеческого роста, выступал прямоугольником от задней галереи. Две колонны, поддерживающие крышу, разделяли помост на главную и среднюю сцену, за которыми имелась внутренняя сцена, над ней во втором ярусе галереи помещалась верхняя сцена (помещение, в котором располагались подъемно-опускные механизмы).

В крупнейших городах Испании в середине XYI в. были созданы стационарные театры коррали в виде помоста высотой 2-2,5 м, завершающего одну из улиц, и тента, защищающего стоящих зрителей от непогоды или яркого солнца.

В Индии XY-XYI вв. зародилась одна из школ индийского классического танца Катакхали. Представление разыгрывалось на открытом месте в лунную ночь и длилось до рассвета. Зрители располагались на циновках перед небольшой площадкой.

В Японии XYII-XYIII вв. сложился и получил развитие театр Кабуки. Сначала представления давались на открытой площадке, потом во временных сооружениях, балаганах. Затем сцена была сделана постоянной с вращающимся планшетом, обеспечивающим быструю смену декораций, и с “цветочной тропой” - дощатым помостом, возвышающимся над партером и служащим проходом со сцены через зрительный зал.

На Руси с древнейших времен были распространены хороводные игрища, в которых органически сливались хоровое и драматическое действо. Запевалы и лицедеи входили в круг и, в то время как хор пел песню, разыгрывали ее содержание.

Во время царствования Петра I получили распространение маскарадные процессии – сухопутные (пешие и ездовые) и водные. Они насчитывали до тысячи основных участников, которые группировались по тематическому признаку. Главные участники маскарада располагались в лодках, гондолах, раковинах, на тронах. Все это передвигали лошади, волы, свиньи, собаки и даже ученые медведи.

В середине XYIII в. в России известны балаганы. Они сооружались из досок, крыша делалась из брезента или мешковины (шапито). Внутри балаган имел сцену и зрительный зал, разделенный на первые и вторые места, и “загон”, где публика стояла. Перед балаганом сооружался балкон, с которого артисты зазывали публику на представление.

Во Франции в 1886 г. в Париже был построен новый цирк, арена которого за несколько минут наполнялась водой. Этот прием был использован и другими цирками.

В Германии в 1896 г. К. Лаутеншлегер изобрел накладной круг сцены, впервые примененный им при постановке оперы Моцарта “Дон Жуан” в Мюнхене.

Интересны поиски зрелищного пространства в XX столетии. В реалистическом театре Н. Охлопков с художником Б. Кноблок для каждого спектакля специально создавали новое пространство, разворачивая помост и переставляя зрительские места - “внесценные декорации”. Таким образом, была предпринята попытка создать новые взаимоотношения в системе зритель-актер: создание единой среды, открытость площадки, возможность кругового обзора, импровизационное общение актеров с публикой на новом в отличие от известных театральных форм уровне.

Одной из характерных черт театрального авангарда 60-70 гг. стала постановка спектаклей вне театральных помещений. Местом для игры выбираются самые разные объекты: подвалы, гаражи, заводские цеха, склады, кафе, автобусы и просто городские улицы и площади.

И в настоящее время наряду со специально построенными зрелищными сооружениями, оснащенными современной техникой и оборудованием, активно эксплуатируются различные неприспособленные для зрелищ площадки. Органичной частью зрелища становятся берега водоемов, склоны холмов, фасады старинных зданий. Одним из первых в послевоенные годы начал осваивать нетеатральное пространство польский режиссер Е. Гротовский. Он оборудовал в подвальном помещении две сценические площадки и четыре секции зрительских трибун, смонтированные на подвижных тележках. Аппаратура освещения размещалась на подвижных башнях и галерее, опоясывающей зал.

В театре environments (среды) американский режиссер Р. Шехнер в 70-е годы осваивал три варианта организации пространства: постоянное пространство с постоянной средой, постоянное пространство с изменяемой средой, изменяемое пространство с изменяемой средой.

При первом варианте создается постоянное пространство и постоянная среда нейтрального характера, пригодные для различных постановок. В качестве основы для нейтральной среды могут быть использованы пенопластовые плиты одинаковой фактуры и цвета.

Во втором варианте определенная заданная среда создается при помощи различных декорационно-конструктивных элементов, имеющих разную окраску и фактуру.

Третий вариант возникает главным образом при эксплуатации чужого театрального помещения. Художник - энвайронменталист с помощью различных приемов оформления преобразовывает в некое единство не только сцену и зал, но и прилегающие к ним зрительские помещения, вплоть до уличного входа.

Интерьерный театр предполагает организацию зрелища в подлинных интерьерах. Так, Р. Шехнер играл один из своих спектаклей в помещении городского кафе-бара. В России режиссер В. Харитонов поставил пьесу В. Маневского “Узники русской Бастилии” в казематах Петропавловской крепости. Интересен опыт режиссера Н. Беляка, поставившего “Сцену из Фауста” А. Пушкина в парадных залах бывшего особняка генерала Половцева. Диалог Фауста с Мефистофелем звучит у освещенных вечерним уличным светом больших окон, на верхней галерее, опоясывающей дубовый зал, и в других местах интерьера. Вместе с актерами перемещается по залу и публика.

Таким образом, кратко ознакомившись с возникающими в истории зрелищ разными способами организации зрителей и актеров, можно выделить несколько ключевых моментов:

1. Расположение зрителей вдоль оси, по которой движутся актеры в пеших процессиях, либо на передвижных помостах, лодках.

2. Расположение зрителей вокруг актеров:

а) на одном уровне с актерами,

б) на разных уровнях: либо выше актеров в амфитеатре, либо ниже – при беседочных сценах.

3. Расположение зрителей и актеров друг против друга.

4. Расположение зрителей среди нескольких игровых площадок.

5. Следование зрителей за актерами от одной игровой точки к другой и т.д. (паломничество).

6. Расположение зрителей с трех сторон, полуамфитеатром.

Следует отметить, что каждый из названных вариантов формирования пространства обладает рядом как положительных, так и отрицательных черт, способных существенно отразиться на представляемом зрелище.

Так, например, пространство открытого типа в отличие от закрытого, то есть доступного для обзора лишь фронтально, не может быть загромождено декорациями, перекрывающими большую часть сцены. В этом случае на помощь приходят так называемые предметы игровой сценографии: бутафория и реквизит, что собственно мы и наблюдаем во время действ античного театра и театра эпохи Возрождения. Такой прием оформления очень часто носит название «условный». В театрах типа итальянской сцены могут быть сосредоточены большие массивы декораций, бутафорских предметов, театральных станков, павильонов, которые вполне реалистично воссоздают мир окружающий героев. Такую сцену принято называть сценой иллюзий. Она подобна черному ящику фокусника, поражающему зрителей необыкновенными эффектами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.