Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск образа идеи





Образное решение представления

Любое представление, каждый праздник, каждый спектакль требуют нового решения сценического пространства. Любой интерьер, будь то декоративное сооружение на сцене или реальный интерьер учебного класса, также требует своего решения.

“Решить - означает найти ответ к задаче, производя вычисления, определить искомое” (Ожегов С. И.).

В сценическом произведении художественное оформление подчиняется тем же законам, что и весь спектакль: в нем должны иметь место экспозиция, развитие, кульминация и финал. Динамика художественного оформления, рожденная в результате монтажа разрозненных эпизодов, приобретает функции драматургического фактора, становится действенным элементом общей единой диалектики драматического действия.

“Работа режиссера с художником над пространственным решением массового действа начинается не с планировок и опорных точек действия, - утверждает профессор И.Г. Шароев, - а с выработки единой творческой позиции, единого смысла и “сверхзадачи” будущего представления. Только после этого можно приступить к пространственному решению спектакля, к нахождению его образного строя”.

Сложность заключается в том, что в этой работе вступают во взаимодействие:

- различные виды искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное, театр, кино, музыка, архитектура и т. д.);

- разнообразные стили и направления художественного творчества, их языковых особенностей;

- множество технологий и приемов, свойственных каждому виду и жанру художественных произведений;

- степень знакомства зрителей с данным творческим почерком музыканта, художника, режиссера и т. д.

В связи с ними возникают понятия, характерные для творческого процесса, – это приемы создания целостности. Назовем их: агглютинация (склеивание), акцентирование (подчеркивание), схематизация (упрощение), типизация (обобщение). Этот ряд можно продолжить приемами анализа (разложения), синтеза (соединения), гиперболы (увеличения), литоты (уменьшения) и т. д.

Для того чтобы облегчить задачу поиска единого сценографического образа, предстоит провести достаточно искусственное разделение всех или большинства возможных вариантов оформления на несколько емких групп. Такое разделение делается с целью выяснения сложных взаимосвязей в зрелище. И может быть представлено как своеобразное разложение на “атомы” и “молекулы”, составляющие некую материю зримости. Они проникают из одного фрагмента в другой, и, если это происходит, есть надежда на создание из них определенной художественной целостности.

По аналогии с жанрами в живописи типы декораций можно классифицировать следующим образом.



 

Декорация-натюрморт. В этом случае выбор средств декоративного убранства или интерьера сцены ничем не ограничивается. Хорошо все, что так или иначе способно украсить саму сценическую площадку. Подобную работу можно сравнить с созданием натюрморта в живописи. Хорошо смотрятся вместе цветы и драпировки, скульптуры и вазоны, маски и архитектурные детали, фрукты и мебель, предметы крестьянского быта и научные приборы, игрушки и музыкальные инструменты.

Декорация-портрет. При создании на сценической площадке декорации-портрета следует скрупулезно отобрать необходимые выразительные средства таким образом, чтобы каждая деталь несла максимальное количество информации о том или ином персонаже и даже, если он никогда не выйдет к зрителю, вещи могли бы поведать о нем. Попытайтесь немногими чертами передать характеристику эпохи, конкретного времени действия (времени года, времени суток), социальной обстановки, вкусов, пристрастий, настроений. Для этого вспомните подходящие живописные или графические интерьеры, портретную живопись, жанровые зарисовки художников, описания мест действия в известных литературных произведениях, используйте фотографический материал для воссоздания предметов быта, костюмов, архитектурных элементов и т.п.

 

Декорация-плакат. Создать декорацию-плакат, несущую идею всего представления или его отдельного эпизода, - значит обратиться к предметам, являющимся конкретным воплощением того или иного отвлеченного понятия, т.е. к иносказаниям. Ими могут быть как готовые художественные произведения, так и бутафорские, изготовленные в театральной мастерской. К подобным выразительным средствам можно отнести орнаменты, эмблемы, аллегории, изобразительные символы, предметы-символы (корона, крест, знамя и т.п.).

Декорация - “черный квадрат”. Подобный способ оформления сценического пространства предполагает использование в качестве выразительных средств непосредственно коробки сцены, реальных пола и стен, конструкций с приборами освещения и одежды сцены. К этому добавляются костюмы актеров и в некоторых случаях реквизит.

Декорация-станок. Это полный набор предметов – от реквизита до объемной театральной конструкции с лестницами и различными архитектурными деталями.

Декорация-аттракцион. В этом случае сценическое пространство содержит предметы, способные активно воздействовать на зрителя без видимой технологии исполнения. Последние могут быть выдерживающими необычные нагрузки, саморазрушающимися либо самовосстанавливающимися, внезапно исчезающими либо появляющимися, самодвижущимися, трансформирующимися и т. п.

Произведя подобную вольную классификацию сценографического решения представления, следует отметить, что каждый из названных вариантов в отдельности является ведущим. Это не исключает использования выразительных средств любого другого типа.

Формируя пространство с помощью различных предметов и декораций, обладающих определенной фактурой, цветом, формой, мы зачастую творим интуитивно, не вполне отдавая себе отчет, что именно выстраивается в конечном итоге, поэтому важно попытаться сформулировать словами идею зрительной стороны представления.

Вместе с эскизами емкая словесная формула позволит выразить самое существенное при создании целостного зрелища, отсекая надуманные, непродуктивные нагромождения. В настоящем пособии предлагается такой подход.

Разрабатывая идею оформления зрелища, мы создаем модель среды, в которой с участием человека “суждено произрасти тому или иному органическому фрагменту” (А. Эйнштейн). Под органическим фрагментом следует понимать любое явление, факт, событие, происходящее на сценической площадке и представляющее собой элемент зрелища. Они, эти фрагменты, либо заложены в сценарии, либо импровизационно рождаются на площадке в контексте зрелищного события. Их рождению сопутствуют самые различные звуковые, световые, цветовые и другие компоненты, объединенные в предложенной формуле понятиями “атмосфера” (среда, окружающие условия, обстановка). Эта атмосфера подвижна, динамична, саморазвивающаяся вместе со всем тем, за чем наблюдает зритель: пластикой актеров, взаимоотношениями героев, монологами.

“Атмосфера” вместе с человеком наполняет собой некое вместилище, емкость, сосуд. Этим вместилищем может быть интерьер, что в жизни чаще всего бывает, в других случаях – лужайка, площадь, набережная и, наконец, такие емкости, в которые иногда погружают своих героев писатели и художники. Вспомним Гавроша в чреве слона у В. Гюго, обитателей страны Нарнии в платяном шкафу у К.С. Льюиса, Премудрого пескаря в норе на дне пруда у М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Рассуждая о поиске некой целостности, объединяющей различных героев на сценической площадке, можно говорить о модели вместилища. Вместилище означает не столько место действия, сколько среду обитания героев, настроение спектакля,– то, что невозможно потрогать руками. Модель оболочки служит лишь емкостью, наполняемой отдельными составляющими. Когда эти составляющие образуют критическую массу, возникает “взрыв” - акт творчества, при котором каждый зритель получает ту или иную “дозу облучения”.

Следовательно, какую бы форму представления мы ни избрали, как бы ни обозначили жанр и стиль своего зрелища, как бы ни представляли образ интерьера, алгоритм декорационного решения очень конкретен и предметен, ибо мы создаем на сцене то, что можно увидеть и потрогать руками, а именно наполненную цветовыми, фактурными, линейными и другими структурными составляющими оболочку. Они, цветовые, линейные построения, в свою очередь подчинены композиционным законам, таким как ритм, контраст, масштаб в их многообразных взаимосвязях.

Модель характеризуется как система, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам моделируемой системы. По набору элементов можно судить о варианте создаваемой модели «На груде дорожных камней» (А. Белый. Шоссе.), «Сырое, пустое раздолье» (А. Белый. Отчаянье.), «Сухие пустыни позора» (А. Белый. Родине.), «В глубине резных церквей» (М. Волошин. Тангейзер.), «В колоннаде рощи» (О. Мандельштам).

В качестве составляющих такой модели, нас интересуют те, что относятся к зрительно воспринимаемым, это: цвет, свет, фактура, объем, текстура, динамика (в том числе живого человека).

Модель создается как некий мир, объединяющий разных по характеру и поступкам героев событий, приключений, недоразумений, интриг, ошибок, борьбы. Закономерен вопрос: кто они, обитатели данной среды? Какова степень их связанности с моделью места обитания? Возможны два варианта ответа: герои - органичное продолжение изображенной декорациями данности и герои-узники созданного на сцене мира.

От точного ответа на поставленный вопрос зависит степень участия сценографии в зрелище, ее идейная образная функциональность.

Вышеперечисленные декорационные идеи будущего представления, взятые на вооружение отдельно друг от друга или в различных взаимосвязях, должны быть воплощены в сценическое пространство таким образом, чтобы составить в нем некую целостность или, иными словами,– декоративно-художественное решение зрелища.

 





Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.