Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освоение театрального пространства




Начиная активно обживать имеющееся в распоряжении пространство, следует провести его “ревизию”, то есть внимательно и подробно осмотреть, делая необходимые замеры. При этом можно обнаружить впадины, ниши, углубления. Все это даст дополнительные пространственные возможности. Заполняя паспорт помещения, необходимо иметь в виду три составляющих пространства части: игровую площадку, зрительный зал, прилегающие к зрительному залу и игровой площадке комнаты и коридоры.

Каждая из этих составляющих имеет свою глубину, высоту, ширину.

Глубина включает в себя глубину сцены (расстояние от красной линии до задней стены сцены), глубину авансцены (расстояние от кромки сцены до красной линии), глубину зрительного зала (расстояние от задней стены зала до красной линии).

Глаз человека способен воспринимать пространство в его бесконечности, но мы, как правило, не используем такие масштабы в зрелищах и ограничиваем зону видимости дальним пределом (не более 27 м). На этом расстоянии видны глаза актера. Ближний предел (не менее 3 м), т.е. расстояние, на котором актер воспринимается взглядом во весь рост без оптических изъянов. С учетом этого последний ряд зрительного зала может быть удален от красной линии сцены не более чем на 16-18 м, что составляет примерно 15-17 рядов (расстояние между креслами 0,9 м, а между первым рядом кресел и авансценой около 2 м). Это объясняется психофизическими свойствами восприятия пространства глазом человека. Критерии таковы: горизонтальный угол равен 54º, вертикальный – 27º. Эффект действия стены возникает при отношениях 1:2 размеров воспринимаемой плоскости и поля зрения.

Ширина включает в себя расстояние от одной боковой стены до другой. Идеальным считается пространство, в котором глубина равняется ширине. Оно универсально с точки зрения организации зрелища любого типа. Функционально пространство, длина которого превышает ширину не более чем вдвое.

Качество зрительного восприятия зависит и от величины горизонтального угла, под которым зритель смотрит на сцену. Если на продольной оси сцены и зрительного зала, отступив на один метр от задней стены сцены, нанести точку и от нее провести две линии к краям портальной рамы, то они образуют угол, присущий данному зрелищному пространству. Лучше всего игровая площадка видна с мест, расположенных на продольной оси сцены и зала, когда горизонтальный угол равен нулю. С перемещением зрителя в бок этот угол все больше увеличивается, и сценическое пространство просматривается все хуже. За отклонением от оси на 15º. начинается зона неудовлетворительного восприятия. Следовательно, горизонтальный угол не должен превышать 30º. Но и в этом случае зритель, сидящий на крайних боковых местах, будет хорошо видеть лишь первые планы сцены, а декорации, установленные в метре от задней стены, только на половину ее ширины.

Высота - это расстояние от пола до потолка. Высота может быть в 1,5 -2,5 раза меньше ширины зрелищного пространства. Отношение высоты к ширине 1:2,5 - это предел. Высота сцены, равная расстоянию от планшета сцены до колосников, впрямую зависит от высоты зеркала сцены и равняется трем ее высотам.

Используя в качестве производных рассмотренные выше характеристики пространства, можно рассчитать, насколько оно соответствует принятой норме 4,5 м3 на одного зрителя. Именно это отвечает гигиеническим и акустическим требованиям.

Таким образом, нетрудно определить уровень комфортности восприятия зрелища в конкретном пространстве и прогнозировать успех тех или иных выразительных средств, отбираемых для спектакля, концерта и т.д.

Приступая к работе на сценической площадке, можно столкнуться с тем, что площадка не отвечает требованиям, предъявляемым к пространству спектакля. Архитектурно она очерчена так, что на ней, казалось бы, невозможно состояться достойному зрелищу. В этом случае необходимо произвести коррекцию пространства светом и декорациями, не прибегая к конструктивным переделкам.

Небольшое пространство можно увеличить, активно застраивая его в глубине по вертикали для создания выразительных мизансцен конструктивными элементами малых сечений (лестницы, строительные леса, стремянки, шведская стенка, веревочные качели, подвесные перекладины - годится все, что не загромождает сцену). Площадки, необходимые для перемены костюмов и дополнительных выходов на сцену, легко организовать, используя подвешенные на хорошо натянутых тросах или трубах кулисы. Их можно уложить в складку и расписать в соответствии с постановочным замыслом. К тому же, отыграв положенную им роль, они легко сдвигаются в сторону. В качестве кулис необязательно использовать дорогостоящие ткани. Иногда вполне подходят художественно задрапированные пленки и старые портьеры, тюль.

Эффектно смотрится панно, выполненное из нарезанных магнито - видеолент. В тех случаях, когда необходимо одновременно задействовать максимальное количество выходов, рекомендуем использовать задник или раздержку, состоящие из узких полос (по аналогии с вертикальными жалюзи). Таковыми могут быть узкие полосы из ткани, нарезанные куски видеоленты и ленты катушечных магнитофонов, новогодняя мишура, бамбуковые и тростниковые занавеси, шторы, выполненные из соломки, веревок, нитей. При этом можно воспользоваться различной техникой плетения, вязания, скручивания, макраме или любой другой.

Несколько увеличить площадь игровой площадки помогут пандусы (станки, установленные под углом к планшету сцены). Они также способны создать зрительную иллюзию большего пространства. Говоря о зрительных иллюзиях, напоминаем, что в работе с малым пространством нужно постараться визуально отдалить все объекты от зрителя. Для этого все удаленные объекты следует слегка приподнять, частично перекрыть близстоящими, прорисовать менее отчетливыми штрихами, выполнить в меньших размерах и расположить за полупрозрачным материалом (подробнее об этом читайте в части о структурности образного решения представления).

Добиться эффекта большего пространства можно и с помощью освещения. Так, локально (точечно) освещая персонажи действа, отдельные декорации устраняют границы помещения (контур сцены). Добившись иллюзии “внутреннего свечения” (скрытой от глаз зрителя подсветкой, кинопроекцией, рирпроекцией), можно создать эффект “раздвинутых стен”. Для подобного эффекта хороши неплотные сетчатые, легко просвечивающие материалы (тюль, калька, флизелин и др.). Они могут быть свободно закреплены или натянуты на подрамник. В тех случаях, когда нет возможности стационарно закрепить подобные экраны, можно использовать штативы или отдельно стоящие одежные вешалки. Могут оказаться полезными неширокие ширмы, которые имеют устойчивую основу, легко складываются и обладают возможностями трансформации. Несложно сконструировать такую ширму, которая может стать основным игровым элементом эпизода или всего зрелищного представления.

Немаловажным качеством представления в малом пространстве, которое обнаруживает себя лишь на премьере является комфортность. Продуманность размещения зрителей, хорошая вентиляция помещения, логически выстроенное освещение – все это способно благотворно повлиять на целостность восприятия происходящего на сцене.

Излишне большое пространство можно сделать комфортным для восприятия, соотнеся его параметры с масштабом зрелища. В этом случае необходимо все сделать для того, чтобы визуально приблизить важнейшие объекты к зрителю. Полезным может оказаться локальное освещение действующих лиц и декораций, использование нескольких игровых площадок с синхронным (одновременным) действием на них. В тех случаях, когда нет возможности выделить главных персонажей светом, можно рекомендовать контрастное (более яркое) цветовое решение для ключевых эпизодов и фигур. Можно воспользоваться драпировками, перекрывающими большое зеркало сцены. Ткани должны быть задрапированы крупными складками, расписаны ярко, сочно. Фактуру ткани необходимо подчеркнуть и выявить там, где она отсутствует вовсе. Все пластические элементы следует задавать скульптурно.

На открытых сценических площадках, будь то дворик, стадион или сцена-арена, успех пространственного решения зависит от умения сконцентрировать внимание зрителей на наиболее важных участках сцены.

Элементами, фокусирующими внимание зрителей на отдельных составляющих зрелища, могут быть цветовые, конструктивные, динамические особенности главного элемента в отличие от фона (цветового, конструктивного, динамического и т.д.). Логичное использование данных выразительных средств и их взаимосвязь обеспечат адекватное восприятие зрителем того, что задано. Иногда бывает достаточно постелить коврик или поставить стремянку, натянуть парус или очертить круг мелом. В других случаях возникает необходимость построить высокий помост в несколько ярусов со ступеньками и мостиками, расцвеченный яркими красками, увешанный эмблемами и флагами. Все должно быть подчинено одной цели - дать зрителю увидеть все происходящее, услышать и понять.

На открытых площадках, так же как и в помещениях, хорошо смотрятся декорации, выполненные на тканевой основе. Подобранные по цвету и фактуре они могут стать хорошим, ярким компонентом зрелища. К тому же они обладают достаточным запасом прочности, чтобы противостоять воздействиям окружающей среды; они легки (быстро монтируются и не занимают много места при транспортировках). В некоторых случаях обойтись без специальных конструкций позволяют растяжки, ими могут служить имеющиеся на месте конструкции, столбы, деревья, отдельные части фасадов зданий, воздушные шары и пр. Изготовить задник из ткани на открытой импровизированной сцене лучше из небольших фрагментов даже в тех случаях, когда на заднике имеет место цельное изображение. Крепить отдельные фрагменты тоже следует индивидуально. Такой подход позволит избежать парусного вздутия задника и провисания рисунка на нем в средней части. При намокании в случае дождя такой задник не будет слишком тяжелым и не разрушится.

Для создания эффектных живописных картинок в массовом зрелище используются игровые элементы, заранее распространенные среди участников. В вечернее время это могут быть карманные или сигнальные фонари, китайские фонарики, свечи в прозрачных стаканчиках и т.д. В дневное время будут эффектны веера, шляпки, зонтики, венки, флажки, козырьки, цветы и т. д. Они послужат не только в части создания яркого пятна, но и будут интересными элементами игры с предметом, что сделает зрителей активными соучастниками проходящих на сцене событий. Для создания цветного фона (экрана) можно специально изготовить матерчатый альбом с разноцветными страницами из легкого материала. По музыкальному сигналу открывается страница условленного цвета, которая является фрагментом цветовой партитуры праздника. Интересными игровыми деталями могут стать отражатели, изготовленные из современного пластического материала: зеркальца, манишки, шары и пр.

Использование игровых элементов усилит психологическое воздействие на зрителей, создаст эффект соучастия, придаст особую эмоциональную окраску представлению. А также избавит организаторов от необходимости создавать массивные декоративные панно.

 

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.