Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сцена и ее основные части




Пространство сцены

Если бы у нас была возможность посмотреть на строящееся театральное здание, которое не успели закрыть крышей, то, глядя сверху вниз, мы могли бы увидеть отдельные составляющие зрелищного пространства в плане.

Авансцена. Это участок сцены, выходящий в зрительный зал перед занавесом, используется для игры актеров в непосредственной близости от зрителей. Авансцена дает возможность режиссеру использовать “крупный план”, создать эффект “стены”, живого занавеса, вывести актера на прямое общение со зрителем, вырвать его из мира оптических иллюзий. Авансцена имеет и свои недостатки: небольшую глубину, отсутствие элементов машинизации как снизу, так и сверху, наличие нейтрального по отношению к сюжету фона при закрытом занавесе. Хотя эти недостатки легко превращаются в достоинства. Вот несколько советов: следует изготовить два-три разборных станка со съемными настилами, с помощью которых в необходимых случаях можно выдвинуться в зрительный зал на нужную глубину, построив небольшие легкие платформы на роликах (фурки), можно разместить на них элементы трансформирующихся декораций (малая механизация).

Игровая часть или собственно сцена. Это площадка, на которой происходит действие и монтируются декорации. Точных границ она не имеет, так как декорации могут заходить и за кулисы. Поэтому принято считать границей сцены проекцию боковых рабочих площадок, а задней частью – линию соприкосновения планшета сцены с задником. Игровая часть сцены делится на планы, которые определяются кулисами или рядами софитов. Границей между авансценой и первым планом сцены служит красная линия - черта, по которой проходит занавес.

Игровая часть сцены дает возможность сосредоточения основного оборудования для сценических эффектов и трюков, освещения, подъемно-опускных площадок, поворотного круга, верхового оборудования, штанкетов, индивидуальных подъемов, полетных устройств и т.д. Имеется возможность использования для создания разнообразных эффектов закулисного пространства. К недостаткам игровой части сцены можно отнести удаленность от зрителя и ограниченность обзора портальной стеной.

Вот несколько полезных советов. При небольшой глубине и ширине сцены следует установить несколько разновысотных станков, ступеньки или пандусы (наклонные станки). Они не только зрительно, но и объективно увеличат сцену. Можно диафрагмировать пространство жесткими или мягкими кулисами, сближая их к горизонту, что создаст иллюзию большей глубины, а также осветить задник рассеянным светом, подсветить кулисы. При отсутствии механизации сцены ее легко создать. В условиях любительского домашнего театра для этого подойдут мебельные ролики, шарикоподшипники, колеса от детских машин и конструкторов. Установленные на ролики небольшие накладные поворотные круги, лестницы-стремянки, ступеньки, стулья, ширмы вполне заменят дорогостоящие и редко используемые в практике сложные сооружения больших театров.

Арьерсцена или задняя сцена. Это отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части сцены. Служит для монтировки декорационного оформления, установки осветительного и проекционного оборудования, работающего на просвет.

Арьерсцена может служить дополнительной игровой площадкой, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства. Может быть использована для создания приема “наезд камерой”. Для этого актера в окружении декораций или без них помещают на фурку и вывозят на передние планы. Арьерсцена может быть использована при создании выразительных средств теневого театра.

К недостаткам арьерсцены можно отнести: ухудшение визуальных и акустических характеристик на большом расстоянии от зрителей.

Можно посоветовать закрепить задник сцены, оставляя 80-100 см между ним и задней стеной, либо сделать задник из нескольких раздельных полос, что обеспечит большую маневренность зрелищу с небольшим запахом для выходов актеров в середине и по бокам. Можно использовать в качестве арьерсцены имеющиеся в задней стене двери, проемы, ниши. Для рирпроекции (теневого театра) можно использовать затянутый с одной стороны просвечивающей тканью короб с установленными в нем лампами. Он легко диафрагмируется непрозрачным материалом, создавая причудливые световые силуэты.

Карманы. Это дополнительные площадки по бокам сцены, служащие для заготовки декораций, собранных на накатных площадках - фурках, которые, как правило, размещаются в зоне первых планов сцены.

Карманы значительно расширяют монтировочные возможности при смене декораций во время представления. Очень плохо, если карманы, как и арьерсцена, используются в качестве хранилища для различного хлама. Советуем использовать карманы по назначению, тем самым умножая палитру выразительных средств пространства. Отсутствие карманов компенсируется имеющимися дверями, проходами. Не забудьте предварительно перекрыть их плотными занавесами от случайных шумов, света, сквозняков. Изготовьте раскладывающиеся платформы (по аналогии с солнечными батареями).

Теперь, после краткого анализа строения сцены, по плану мысленно уберем одну из боковых стен зрелищного сооружения и посмотрим, из каких частей состоит сценическая коробка по вертикали.

Трюм. Это пространство под сценой, которое соответствует размерам планшета сцены. Трюм представляет собой универсальное пространство для создания различного рода эффектов с помощью оборудования, располагаемого в нем (подъемно-опускные площадки, люки, механизм поворота вращающегося планшета сцены, поворотного кольца). Трюм дает возможность незаметно для зрителей подвести воду к фонтанчикам на сцене, подсветить декорации снизу, осуществить неожиданное появление или исчезновение актеров и декораций в люки-провалы. В то же время трюм - ненужный резонатор, усиливающий звуки шагов по сцене и скрип досок настила. Для того чтобы погасить акустический эффект трюма, следует использовать половик, который к тому же эстетизирует некрашеный планшет сцены. Если нет специального устройства спуска в трюм, необходимо изготовить ступеньки или уложить на пол в трюме мешки, набитые поролоном. На них по ходу представления можно спрыгнуть через люк.

Верхняя сцена или колосники. Таковым является пространство, которое находится выше падуг и заканчивается потолком сцены. Как правило, верх сцены оканчивается колосниковой решеткой из деревянных брусьев, на которую монтируются различные блоки и передаточные механизмы. Верхняя сцена имеет несколько галерей. Первая - осветительная, на которой располагаются приборы освещения, вторая и третья - рабочие, которые служат для крепления различного декорационного оформления и других работ.

На задней стене располагается рабочая площадка для крепления задника, горизонта, панорамы. Колосники значительно увеличивают возможности формирования пространства средствами декорации как по вертикали, так и по горизонтали, как в глубину, так и в ширину.

К сожалению, все штанкетное оборудование ориентировано параллельно зеркалу сцены, что обедняет ракурсность подвесных элементов оформления. При отсутствии верхней сцены (колосников) и при малой высоте зрелищного пространства следует окрасить потолок черной бархатистой краской, закрепить подвесную конструкцию из сетки рабицы, натянутой на каркас, что позволит обойтись без штанкетного хозяйства для размещения на сцене подвесных элементов декораций, в том числе и одежды сцены. Изготовьте портативные блоки, которые можно крепить на подвешенной конструкции и используйте их в качестве индивидуальных подъемов декораций.

Если вам необходимы такие эффекты, как падающий снег, проливающаяся вода, осыпающиеся листья, срывающиеся “облака” шаров, то можно самостоятельно изготовить всевозможные опрокидыватели, наполненные измельченными фольгой, полиэтиленом, пенопластом или различными по размеру воздушными шарами. В качестве таких опрокидывающихся устройств можно использовать коробки со смещенным центром тяжести, зонты, тубусы, сетки и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 7825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.