Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.Ф. Калашников. Азбука церковного знаменного пения. Изд-во «Знаменное пение». Киев, 1910. 2 страница




[272] Луг Духовный, с. XIX.

[273] Луг Духовный, с. XIX-XXI.

[274] Святитель Григорий Палама. Беседы. В 3-х тт. М., 1994. Его же. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.

[275] Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. М., 1992, с. 168.

[276] там же.

[277] В философско-эстетическом контексте категории безмолвия, тишины, связанные в христианстве с распространенным явлением обета молчания, рассматриваются в статье Е.Г.Яковлева “Эстетика молчания, тишины и света” в кн. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. М., 1995, с. 348-363.

[278] Ранние отцы церкви. Антология, с. 108.

[279] См., напр.,Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 395-396.

[280] Зарин С.М. Указ. Соч., с. 452.

[281] Три слова преподобного отца нашего Симеона Новаго Богослова, игумена и пресвитера бывшаго от ограды святаго Маманта. М., 1852, с. 12.

[282] Примечательно, что это положение не противоречит рассуждениям современных духовных композиторов. Так, по словам А. Пярта, тишина и молчание присутствуют в музыке изначально и органично в виде «ауры пауз», воплощающих духовное начало, дыхание Духа. В то время как звучащая часть музыки – это ее материальная, составляющая, по отношению к которой тишина первична.

 

[283] Луг Духовный, с. 182.

[284] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы, с. 130.

[285] Святитель Григорий Палама. Беседы. Т. 3. М., 1994, с. 71.

[286] Цит. по Зарин С.М. Указ. Соч., с. 448.

[287] См. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994, с. 104-105.

[288] Евагрий говорит о пещерах и жилищах подвижников: “Их хижины имеют такую ширину и высоту, что в них нельзя ни прямо стоять, ни свободно склоняться. Это, по слову апостола, жизнь в вертепах и пропастях земных”. (Евр. XI, 38). — Луг Духовный, с. 68.

[289] Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи. — Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1994, с. 63.

[290] Этому памятнику посвящен целый выпуск Альманаха библиофила «Тысячелетие русской письменной культуры». Вып. 26. - М., 1989.

[291] Иларион. Слово о Законе и Благодати, с. 63.

[292] там же, с. 71.

[293] там же, с. 77.

[294] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 1.- Спб., 1894, с. 52.

[295] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. I. Спб., 1894, с. 75.

[296] Творения Василия Великого. Ч. I., с. 179.

[297] Иоанн Лествичник О радостном плаче. //Духовный жемчуг. Вып. 1. Новозыбков, 1992, с. 98.

[298] Луг Духовный, с. 40.

[299] там же, с. 208.

[300] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, с. 15.

[301] Добротолюбие, т. I, с. 328.

[302] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, с. 32.

[303] там же, с. 38.

[304] Лествица, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы. Репр. Сергиев Посад, 1908, с. 11-12.

[305] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 34.

[306] См. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с.680.

[307] Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения, с. 90.

[308] Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 1. Спб., 1894, с. 29.

[309] Цит. по Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского. //ТОДРЛ. Л., 1947, с. 184.

[310] Памятники древнерусской церковно-учительской литературы, с. 28-29.

[311] там же, с. 28.

[312] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М., 1912, с. XI.

[313] Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. Т. I. Вып. 1-3. М.-Л., 1928, с.81.

[314] Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971, с. 16.

[315] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 41.

[316] там же.

[317] там же, с. 40.

[318] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 115

[319] Памятники…с.138.

[320] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 143-144.

[321] Красноречие Древней Руси. М., 1987, с.89.

[322] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 139.

[323] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 136-137.

[324] Столп Кирилла не был столпом в собственном смысле, как у греческих подвижников-стилитов (sthlh); это был — purgos, род маленькой столпообразной башни с жильем внутри. “У нас Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Иларион, Никита Переяславский, Алипий и другие спасались и подвизались тем же подвигом”. — Памятники... с. 96-97.

[325] Иногда затвором называется “небольшой вертеп или пещера, где некоторые богоугодные мужи проводят неисходно всю жизнь свою в богомыслии”. — Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь, с. 196.

[326] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОДРЛ, т. XII. М.-Л., 1956, с. 350.

[327] там же.

[328] там же, с. 340.

[329] там же.

[330] Успенский Н.Д. Кондаки са. Романа Сладкопевца, с. 192.

[331] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского, с. 342.

[332] там же, с. 354.

[333] там же, с. 342.

[334] там же, с. 348.

[335] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского, с. 349.

[336] там же.

[337] там же, с. 350.

[338] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 123.

[339] там же, с.151.

[340] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 151

[341] Предание о жительстве скитском преподобнаго Нила Сорскаго. Репр. М., 1997, с. 50.

[342] Федотов Г.П. Святые Древней Руси (X-XVII вв.). М., 1990, с. 17.

[343] См. Муравьев А.Н. Преподобный Нил Сорский // Нил Сорский. М., 1995, с. 14.

[344] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни, изложенный ректором Костромской Духовной Семинарии архимандритом Иустином. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1991, с. 62-63.

[345] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, с. 76.

[346] Преподобный Нил Сорский и его Устав о скитской жизни, с.25.

[347] Нила Сорского Предание и Устав. — Памятники древней письменности и искусства. СLXXIX, Спб., 1912, с. XVII.

[348] Целиков В.А. Эстетика Нила Сорского. — Философско-эстетические проблемы Древнерусской культуры. Сб. ст. Ч. I. М., 1987, с. 53.

[349] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 26.

[350] там же.

[351] Нила Сорского Предание и Устав, с.26.

[352] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 61.

[353] Святитель Григорий Палама. Беседы. Т. II. М., 1994, с. 60.

[354] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 60.

[355] Нила Сорского Предание и Устав, с. 25.

[356] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 26

[357] Муравьев А.Н. Преподобный Нил Сорский, с. 24.

[358] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 26.

[359] там же, с. 27.

[360] там же.

[361] Лествица, возводящая на Небо. Преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. Репр. Сергиев Посад, 1908, с. 414.

[362] Успенский Л.А. Богословие иконы... с. 213.

[363] В известном “Послании иконописцу” Иосифа Волоцкого аргументация в пользу иконопочитания строится на положениях исихазма. — Философия русского религиозного искусства. М., 1993, с. 34-44.

[364] Распространенное в литературе название последователей Нила Сорского.

[365] Федотов Г.П. Стихи духовные. М., 1991, с. 161.

[366] Успенский ЛА. Богословие иконы... с. 239.

[367] Успенский ЛА. Богословие иконы... с. 267.

[368] Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. М., 1902, с. 1.

[369] Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч. 1. Репр. Изд. Париж, 1948, с. 63.

[370] Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, с. 12-13.

[371] Там же, с. 13.

[372] Там же, с. 17.

[373] Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, с. 22.

[374] Преподобный Паисий Величковский. Автобиография. Житие. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, с. 101-102.

[375] Там же, с. 23.

[376] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2, с. 1738.

[377] Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч.1, с. 63.

[378] Овсянников О.А., Чукова Т.А. Северные деревянные кресты (типология). — Язычество восточных славян. Л., 1990, с. 71.

[379] Соловецкий Патерик, с. 89.

[380] Устав — род каллиграфического письма без сокращений, с соблюдением определенного размера букв. Требует художественной подготовки. См. подробнее И.А.Шляпкин. Русская Палеография. Спб., 1913.

[381] Соловецкий Патерик, с. 134.

[382] О судьбе этого скита и Соловецкого монастыря в советское время см. А.Ильинская. Соловки. Документальная повесть о Новомучениках. — Литературная учеба. Кн. 2. М., 1991, с. 61-93.

[383] Соловецкий Патерик, с. 135

[384] Луг Духовный. Творение Иоанна Мосха, с. 184.

[385] Описание знаменных и нотных рукописей Соловецкой библиотеки было сделано С.В. Смоленским. (Казань, 1885). См. его же Общий очерк исторического и музыкального значения певческих рукописей Соловецкой библиотеки и «Азбуки певчей А. Мезенца». Казань, 1887.

[386] Соловецкий Патерик, с. 8.

[387] там же, с. 10.

[388] Соловецкий Патерик, с. 13.

[389] Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972, с. 120.

[390] Кутузов Б.П. Местные центры русского знаменного пения. // Хоругвь. Вып. 4. М., 1998, с. 178.

[391] С точки зрения литургических циклов русское певческое искусство рассматривается в книге Вл. Протопопова «Музыка русской литургии». (Проблема цикличности). М.,1999.

[392] Озорнов М. Азбука церковного знаменного пения с приложением азбуки демества. Сост... (s. a. l.) (Б.м., б.г.), c. psi.

[393] Серегина Н.С. Предисловие к кн.: М.Бражников. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 5-6.

[394] Знаменное пение называется также столповым и крюковым. Название “столповое” подчеркивает священный смысл осмогласия как неизменного фундамента богослужебного пения. Наименование “крюковое” отражает особенности графического изображения знамен, главные из которых (параклит, стопица, стрела, скамейца и др.) происходят от начертания основного знака — крюка. “Столповое” также можно понимать и только как синоним знаменного, поскольку столп в переводе со старославянского — это знак.

[395] Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 381-382.

[396] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 206.

[397] там же.

[398] См. подробнее Еремина Т.С. Предания о Русских Иконах. М., 1994, с. 72-75.

[399] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. т. I. Спб., 1914, с. 64.

[400] там же, с. 69.

[401] Вербицкий С. Иконография Богоматери: Оранта. — Наука и религия. 1992 — № 3, с. 54.

[402] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви, с. 225.

[403] Вербицкий С. Иконография Богоматери: Влахернетисса. — Наука и религия. 1992 — № 4-5, с. 36.

[404] Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 127.

[405] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь, с. 1128.

[406] Цит. по Металлов В.М. Русская симиография.М., 1912, с. 20.

[407] Вейсман А.Д. Греческо-русский Словарь Репр. Изд. С.-Птб., 1899,с. 1143.

[408] Словарь русского языка XI -XVII веков. Вып. 6. М., 1979, с. 46-48.

[409] Флоренский П. Из богословского наследия. — Богословские труды. 1977 — № 17, с. 100.

[410] Именно этому слою древнерусской музыкальной культуры посвящен изданный П.А. Бессоновым сборник «Калеки перехожие» / В 2 тт. М., 1861-1863/, представляющий собой самое полное собрание духовных стихов не только дореволюционного, но и нашего времени. В настоящее время вышли небольшие сборники «Стихи духовные» /М., 1991/ и «Голубиная книга» /М., 1991/.

[411] См. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репр. Воспроизведение изд. 1880 г. М., 1992.

[412] Смоленский Ст. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 г.). Казань, 1888, с. 39.

[413] Металлов В.М. Русская симиография, с. 114.

[414] Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV-XVIII вв. М., 1972, с. 60.

[415] Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация). — Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. М., 1974, с. 35.

[416] См. подробнее Н. Финдейзен. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. т. I. М.-Л., 1928, с. 81-86. и Т.Ф. Владышевская. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения. — IX Международный съезд славистов. Киев, 1983. Доклады. М., 1983, с. 6-38.

[417] От греч. ceir — рука, nomos — закон; в музыке: тон, лад, мелодия.

[418] Неф К. История западноевропейской музыки. 2-е изд. М., 1938, с. 21.

[419] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М., 1912, с. 71.

[420] Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л., 1988, с.246.

[421] Аллеманов Дм. Курс истории русского церковного пения. Ч. I. М. — Лейпциг, 1811, с. 65.

[422] См., например, Алексеева Г.В. Проблемы адаптации византийского пения на Руси. Владивосток, 1996, с. 340.

[423] Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1688-го года). Издал с объяснениями и примечаниями Ст.Смоленский.Казань, 1888, с. 33.

[424] Металлов В.М. Русская симиография, с. 110.

[425] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви, с. 211.

[426] Сарабьянов В. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария. — Вопросы искусствознания. 1993 — № 4, с. 245.

[427]Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси. — Г.К.Вагнер. Т.Ф. Владышевская. Искусство Древней Руси. М., 1993, с. 233-246.

[428] “Уставом не пишут, его вырисовывают”, — отмечал И.А.Шляпкин. — Русская Палеография. С.-Птб., 1913, с. 96.

[429] Послбие по изучению церковного знаменного пения. Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992, с. 17.

[430] Металлов В.М. Русская симиография, с. 10.

[431] там же, с. 19.

[432] Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия. Т. I. М., 1933, с. 17.

[433] Вопрос о происхождении демественного пения обсуждается специалистами до сих пор. В свое время о нем высказывались В.Металлов, Д.Разумовский, И.Вознесенский, Ст.Смоленский. Специально посвящена деместву интересная работа В.Стасова “Заметки о демественном и троестрочном пении” — В.В. Стасов. Избранные соч. В 3 тт. Т.1. М., 1952, с. 123-140.

Из последних работ наиболее обоснованной представляется статья Б.Шиндина, опирающаяся на выводы Металлова. “Демественное (оно же кондакарное) пение обязано своим происхождением влиянию “своеобразного византийского пения... изысканного, свободного, полусветского, полутеатрального, страстного, нецерковного, домашнего”, которое передавалось изустно из поколения в поколение певцов и использовалось “преимущественно в импровизации, без записи”. — Б.Шиндин. Проблема происхождения демественного роспева в отечественном музыкознании. — Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979, с. 114-115.

[434] Пособие по изучению церковного знаменного пения. Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992, с. 11.

[435] Там же.

[436] Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси, с. 189-190.

[437] Успенский Н. Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. — Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. I. М., 1972, с. 154.

[438] Из описательной азбуки-толкования Кирилло-Белозерского собр. 40-50-е гг. XVI в. — Певческие азбуки Древней Руси. Кемерово 1991, с. 51

[439] там же, с. 59.

[440] Из азбуки середины XVII в. — там же, с. 64.

[441] Cм. Вознесенский И.И. О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой Знаменный напев. Киев, 1887, с. 23.

[442] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева. М., 1900, с. 8.

[443] Там же, с. 39-40.

[444] там же, с. 11.

[445] Все нотные образцы попевок на квадратных церковных нотах даны Металловым в его Осмогласии знаменного распева, с. 46-92.

[446] Это была мелодия, сочиненная мейстерзингером, поэтом Гансом Саксом (1494-1576), которая легла в основу знаменитого, приписываемого М.Лютеру, хорала “Бог наш оплот”.

[447] Неф К. История западно-европейской музыки, с. 34.

[448] См. Вознесенский И.И. О церковном пении... с. 142.

[449] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 25.

[450] Даны по списку, приведенному В.Ундольским в его работе “Замечания для Истории Церковного пения в России”. М., 1846, с. 44-45.

[451] Салтыков А.А. О пространственных отношениях Византийской и Древнерусской живописи. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 400.

[452] Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья. (Общие замечания). — Античность и Византия. М., 1975, с. 273.

[453] См. Белоненко А.С. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве. Автореф... канд. иск. Л., 1982, с. 8.

[454] Пособие по изучению церковного знаменного пения. Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992, с. 5.

[455] Исторические сведения о пении греко-российской церкви. — Христианское чтение. ч. 43. Спб., 1831, с. 153.

[456] там же, с. 158.

[457] Исторические сведения о пении греко-российской церкви. — с. 164.

[458] См. Никишов Г. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его “Ключ знаменной” 1604 г. — Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. М., 1983, с. 207.

[459] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева, с. 27.

[460] См. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. Сост. А.И.Рогов. М., 1974, с. 157.

[461] Ундольский В. Замечания для Истории Церковного пения России, с. 10.

[462] Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв., с. 157-158.

[463] Ундольский В. Замечания для Истории Церковного пения России, с. 9.

[464] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 248-249.

[465] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 248-249.

[466] там же.

[467] Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии свящ. П.Флоренского. — Журнал Московской Патриархии. 1983 — № 5, с. 77.

[468] Цит. по Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 52.

[469] Раши Шломо бен Ицхак (Франция. 1040-1105) — автор основополагающего комментария к Талмуду.

[470] Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев. — De musica. Вып. 3. Л., 1927, с. 144.

[471] См. Ездра, книги Ездры — Библейская энциклопедия. Кн. I. М., 1991, с. 214-215.

[472] Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев. — De musica. Вып. 3. Л., 1927, с. 141-142

[473] Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964, с. 21.

[474] Вознесенский И.И. О церковном пении православной... с. 157.

[475] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева, с. 38.

[476] Антифоны степенны или утрени (“степенны”). Название происходит от псалмов 119-133, с которыми они связаны и которые называются “песни степеней” (15 ступеней лестницы в Иерусалиме, где они пелись паломниками). Степенны имеют общеназидательное и аскетическое содержание. Никифор Каллист и Никодим Святогорец считали их автором Феодора Студита. — М.А.Момина. Песнопения древних славяно-русских рукописей. — Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып.II, ч. 2, М., 1976, с. 456-457.

[477] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева, с. 37.

[478] Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. М., 1886, с. 27.

[479] Вознесенский И.И. О церковном пении... с. 160.

[480] Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен, с. 65.

[481] Владышевская Т.Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусствав. Автореф... канд. иск. М., 1976, с. 15.

[482] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979, с. 117.

[483] Цит. по Маутхазерова С. Древнерусские теории искусства слова. Прага, 1976, с. 85.

[484] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, с. 116.

[485] Кутузов Б.П. Принцип меры и красоты в знаменном распеве. — Журнал Московской Патриархии, 1993 — № 1, с. 107.

[486] Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. — Проблемы канона в средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 19.

[487] См. Коновалова О.Ф. “Плетение словес” и плетеный орнамент конца XIV в. (К вопросу о соотношении). — Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в древней Руси. ТОДРЛ, XXII, М.-Л., 1966.

[488] Маутхазерова С. Древнерусские теории слова, с. 86.

[489] См. Буквицы древнерусского письма. 24 открытки. Автор текста К.А. Кедров. М., 1984. Открытка №3.

[490] Лихачев Д.С. Поэтика... с.117.

[491] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. I. Спб., 1894, с. 56.

[492] Серегина Н.Н. О принципах формообразования в песнопениях знаменного распева. — Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979, с. 174.

[493] См. Рамазанова Н.В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору). Автореф... канд. иск. Л., 1987, с. 12.

[494] Стогний И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема. //Музыкальный язык в контексте культуры. Вып. 106. М.,1989, с. 23.

[495] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 225.

[496] Цит.: по Маутхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова, с. 90, 88.

[497] Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика //Прометей. Т. 16. М., 1990, с. 88.

[498] Потулов Н.М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви. М., 1872, с. 64.

[499] там же, с. 65.

[500] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева, с. 37.

[501] Богатенко Я.А. К вопросу о пении нененаек. Отд. оттиск из журн. Старообрядческая мысль 1910 г. М., 1911, с 10.

[502] там же, с. 13.

[503] Одно из прочтений центрального понятия восточного христианства — Софии — связано с именем Новгорода. По Новгородской летописи с. 84: “Где св. София, там и Новгород”. — Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь, с. 644-645.

[504] См. Филимонов Г. Св.София Древне-Новгородская XVI в. — Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. Вып. I-3. М., 1874, с. 6.

[505] Филимонов Г. Св.София Древне-Новгородская XVI в., с. 13.

[506] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы.Варшава, 1934, с. 116.

[507] там же, с. 7.

[508] там же, с.116.

[509] Львов А. О свободном и несимметричном ритме. Спб., 1858, с. 9.

[510] Смоленский Ст. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1688-го года). Казань, 1888, с. 29.

[511] Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви, с. 37.

[512] Подробнее о проблеме так называемой “хомонии” и деятельности 2-х комиссий по исправлению певческих книг “на речь” см.: В.М.Металлов. О национализме и церковности в русской духовной музыке. М., 1912, с. 608, А.Игнатьев, свящ. Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й половине XVII в. Казань, 1910. А.В.Преображенский. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певчих рукописях XI-XII вв. — РМГ, 1909, № 9, А.Сорокин. О русском безлинейном и в частности хомовом пении. — Труды Киевской духовной академии. Киев, 1876, № 1.

[513] Разумовский Д.В, Богослужебное пение..., с. 39.

[514] Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1867-69, с. 36.

[515] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 36.

[516] Потулов Н.М. Руководство к практическиму изучению... с. 69.

[517] там же, с. 111.

[518] Преображенский А. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певчих рукописях XI-XII вв. — Русская музыкальная газета. 1909, № 8, с. 197.

[519] Пособие по изучению церковного знаменного пения, с. 19.

[520] Волкова Е..В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М.,1976, с. 243.

[521] Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986, с. 187- 189.

[522] Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983, с. 22.

[523] там же, с. 49.

[524] там же, с. 23.

[525] Серегина Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли). Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л., 1974, с. 68.

[526] К явлениям нерегулярного ритма, по словам В.Н.Холоповой, следует отнести прием “акцентного варьирования”, означающий двукратное или многократное обыгрывание голосом одних и тех же ступеней с их акцентным переосмыслением. Этот прием, составляющий один из характерных признаков русских хороводных песен, получил разработку у Мусоргского, Римского-Корсакова и особенно у Стравинского. — В.Н.Холопова. Русская музыкальная ритмика, с. 41-43.

[527] Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика, с. 40.

[528] там же, с. 46.

[529] Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства, с. 90.

[530] Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999, с. 163-166.

[531] Салтыков А.А. Иконография “Троицы” Андрея Рублева. — Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984, с. 83.

[532] там же, с. 85.

[533] Салтыков А.А. О пространственных отношениях в Византийской и Древнерусской живописи. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 413.

[534] Кильчевская Э.В. О специфике канона в пластическом искусстве Древнего Востока. — Проблема канона в средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 198.

[535] Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000, с.160.

[536] В.В. Стасов видел в орнаменте яркое проявление национальной культурной самобытности и посвятил его изучению почти 30 лет своей жизни, результатом чего стал его фундаментальный труд «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени». СПб., 1887.

[537] Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии, с.161.

[538] См. подробнее Шевченко Ю. Загадки Черниговского детинца. — Наука и религия. 1992 — № 12, с. 21-22.

[539] См. Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии Свящ. П.Флоренского. — ЖМП, 1983, № 5, с. 76.

[540] См. Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии Свящ. П.Флоренского. — ЖМП, 1983, № 5, с. 76.

[541] Цит. по Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии Свящ. П.Флоренского. — ЖМП, 1983, № 5, с. 76.

[542] Engel C. The music of the most AnciantNations, particularly of Assyrians, Egipians, and Hebrews. First publ. 1909. Reprinted 1970, p. 108.

[543] там же.

[544] Успенский Н.Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству... с. 155.

[545] См., например, Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIIIвв. М., 1992, с. 135.

[546] Аверинцев С.С. Между “изъяснением” и “прикровением”: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. М., 1983, с. 229.

[547] Риман Г. Музыкальный словарь. М.-Лейпциг, 1901, с. 548.

[548] См.Ямпольский И.М. Импровизация. — Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М., 1974, с. 508.

[549] См. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца (1668 г.). Издал с объяснениями и примеч. Ст. Смоленский. Казань, 1888, с. 39.

[550] Мещерская Е.Н. Деяния Иуды Фомы. М., 1990, с. 86-87.

[551] там же, с.87.

[552] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 8.

[553] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева, с. 60

[554] Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация). — Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л., 1974, с. 40.

[555] Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967, с. 112.

[556] там же, с. 118.

[557] Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре. — Вопросы философии. 1994 — № 6, с. 84.

[558] Литература Древнего Востока. Тексты. М., 1984, с. 195-196.

[559] Этой теме посвящена новелла В.Ф. Одоевского «Импровизатор». Как мыслитель, связанный с отечественной православной традицией, Одоевский указывает на важность того, из чьих рук получено знание и особый дар импровизации. Дар, полученный от темных сил, лишает поэта ощущения истинного творчества, превращаясь лишь в средство зарабатывать деньги. Импровизации Киприано, трогая слушателей, оставляют холодным самого поэта. «С насмешкую смотрел он на слезы, на смех, им производимые; один из присутствующих не плакал, не смеялся; один не верил словам своим и с вдохновением обращался как холодный жрец, давно уже привыкший к таинствам храма». //Одоевский В.Ф. Соч. В 2 тт. Т.1. М., 1981, с. 127.

[560] Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980, с. 197.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.