КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л.Ф. Калашников. Азбука церковного знаменного пения. Изд-во «Знаменное пение». Киев, 1910. 3 страница
[561] там же, с. 187. [562] См. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л., 1975, с. 16. [563] Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии свящ. П.Флоренского, с. 77. [564] Орлов Г. Структурная функция времени... с. 45. [565] См. Серегина Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли), с. 58. [566] Idelson Die Magamen der arabischen Musik. —Sammelbände der Internationalen Musikgesellshaft XV — 1913/14, с. 1-63. Wellesz E. Easten Element in Western Chant. Studies in Early History of Ecclesiastical Music. — Oxford, Boston, 1947. Idem. Melody Construction in Byzantine Chant. — Actes du XX-e Congre´s international d´études byzantines. Ochride 10-16 Septembre 1961. Bekgrad, 1964/ Vol. I. p. 135-151. [567] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 26. [568] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 28. [569] Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс, с. 16. [570] Иконописный подлинник Новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. М., 1873, с. 30. [571] там же, с. 67. [572] там же, с. 68. [573] там же, с. 57. [574] Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве. — Философия русского религиозного искусства. М., 1993, с. 325. [575] там же, с. 326. [576] Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г.Филимонова. М., 1874, с. 410. [577] Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г.Филимонова. М., 1874,, с. 410. [578] Иконописный подлинник Новгородской редакции... конца XVI века, с. 3-4. [579] Лотман Ю.М. Каноническое искусство... с. 20. [580] там же, с. 19. [581] Платон Диалоги. М., 1986, с. 432 и др. [582] Лотман Ю.М. Каноническое искусство... с. 20. [583] Орлов Г. Структурная функция времени... с. 45. [584] Аверинцев С.С. Между “изъяснением” и “прикровением”... с. 228. [585] Лотман Ю.М. Каноническое искусство... С. 19. [586] См. Кручинина А.Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XV- середины XVII вв. — Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979, с. 159. [587] Богомолова М.В. Моделирование древнерусских песнопений путевого роспева по принципу подобия (на примере стихир рукописи инока Христофора 1602 г.) — Древнерусская культура и книжность, с. 60. [588] Соколов С.Н. К вопросу о структуре и функции канона в классической живописи Дальнего Востока. — Проблема канона.... с. 37. [589] там же, с. 44. [590]При этом обращает на себя внимание то, что все осуждения такого рода опираются на один и тот же источник — послание инока Евросина См., напр., Металлов В.М. Русская семиография, М., 1912, с. 22. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. М., 1973, с. 14 и др. [591] Проблема связана с исправлением текстов богослужебных певческих книг “на речь”, т. е. в соответствии с изменившимися нормами устной речи. Нашла свое отражение в исследованиях о знаменном пении, особенно дореволюционных, но однозначного ее решения нет. Представители современного старообрядчества считают ее “привнесенной извне”. [592] Парфентьев Н,П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI-XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности. — Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма, с. 61. [593] Парфентьев Н,П. Славник “Во вертепо воселился еси” в усольском и московском переводах. — Древнерусская певческая культура и книжность, с.96. [594] Бубнов Н.Ю. Работа древнерусских книжников в монастырской библиотеке. (Источники соловецкого “Сказания... о новых книгах” 1667 г.) — Книга и ее распространение в России в XVI-XVIII вв. Л., 1985, с. 49. [595] В отличие от “самогласнов”, метрика и напев которых не могут использоваться в других композициях, “самоподобны” — образцы, которые также оригинальны по ритму и мелодии, но могут использоваться для распевания других текстов (пение “на подобен”). [596] См. Л.Ф.Морохова. Подобники как форма муз.-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве. — Источниковедение лит. Др. Руси. Л., 1980, с. 185. [597] Стихиры Ф. Христианина были расшифрованы и подготовлены к изданию М.В. Бражниковым. — См. Ф.Крестьянин. Стихиры. — Памятники русского музыкального искусства. Вып. 3. М., 1974. [598] Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. Т. I. М.-Л., 1928, с. 81. [599] Музыкальная эстетика России... с. 44. [600] Цит. по: Никишов Г.А. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его “Ключ знаменной 1604 г.” — Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. М., 1983, с. 188-189. [601] там же, с. 199. [602] Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971, с. 118. [603] Музыкальная эстетика России... с. 44, Металлов В.М. Русская симиография., с. 20-21. [604] Музыкальная эстетика России... с. 43. [605] Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика. — Прометей. № 16, 1990, с. 84. [606] Музыкальная эстетика России... с. 44. [607] Парфентьев Н.П. Усольская школа... с. 65. [608] Музыкальная эстетика России... с. 44. [609] Стоглав. Казань, 1912, с. 59. [610] По мнению Н.Д.Успенского, профессиональное церковное многоголосие развивалось на основе русского народного. Оно включало обычно, как и народные песни, —3 голоса, реже 4: “путь”, “верх”, “низ”, “демество”. — Успенский Н.Д. Образцы... с. 143. [611] Успенский Н.Д. Образцы древнерусского... с. 118. [612] Серегина Н.С. Стихиры митрополиту Петру “творения” Ивана Грозного. — Древнерусская певческая культура и книжность. Вып. 4. Л, 1990, с. 73. [613] Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика, с. 86. [614] В отличие от Одоевского и современных искусствоведов, Стасов считал введение И. Шайдуром киноварных помет, позволяющих более точно фиксировать высоты звука, неудачной попыткой. «В системе помет и крюков, как мы ее встречаем в 17 веке, можно видеть только систему грубого упадка и заблуждений/...\такую систему, которая в своей запутанности и сложности показывает присутствие ремесленников и отсутствие художников. Все заблуждения 17 века приготовлены были заблуждениями и произволом 16 века». // Стасов В.В. Статьи о музыке. Вып. 5-Б. М.,1980, с.235. [615] сборник гласовых попевок. [616] Металлов В.М. Русская симиография, с. 25-26. [617] там же, с. 26. [618] Стоглав. Спб., 1863, с. 92. [619] Парфентьев Н.П. Усольская школа... с. 63. [620] Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994, с. 169. [621] Медиум певческого голоса — область, не требующая от певца напряжения при исполнении. Обычно это несколько нот в объеме кварты. [622] Успенский Н.Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. — Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. I. М., 1972, с. 129. [623] Металлов В.М. Азбука крюкового пения. М., 1899, с. 67-68. [624] Успенский Н.Д. Основы методики... с. 137. [625] Успенский Н.Д. Основы методики... с. 140, 144. [626] там же, с. 128-129. [627] Знакомство русских распевщиков с нотно-линейной европейской системой относится, как известно, к XVII веку. В теории оно связано с трактатом Николая Дилецкого “Идея грамматики мустийской” 1679года. В.М.Металлов, вероятно, имеет в виду “светский” вариант знакомства. [628] Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898 г № 12, с. 1048. [629] Вознесенский М.В. Хоровое искусство Петровской эпохи. — Древнерусская певческая культура и книжность, с. 158. [630] там же, с. 157. [631] Вознесенский М.В. Хоровое искусство Петровской эпохи. — Древнерусская певческая культура и книжность, с. 155. [632] Никишов Г.А. Инок Кирилло-Белозерского монастыря... с. 222. [633] Христофор. Ключ Знаменной 1604 г. — Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. М., 1983, с. 114. [634] Флоренский П.А. Иконостас. М.: 1995, с. 76. [635] там же, с. 77-78. [636] Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). М., 1987, с. 93-94. [637] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Репр. изд. М., 1992, с. 2084. [638] Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. М., 1916, с. 8. [639] Ранние отцы церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 238. [640] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I, с. 858. [641] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 627. [642] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 121. [643] Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991, с. 18. [644] Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... М., 1990. [645] Утренняя звезда (П Петр. I, 19): “свет веры”. — См. подробнее Библейская энциклопедия. В 2-х кн. Кн. 2 Репр. изд. М., 1991, с. 222. [646] Флоренский П.А. Соч. Т. 2. М., 1990, с. 20. [647] Цит. Целиков В.А. Эстетика Нила Сорского, с. 56. [648] Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины. — Соч. Т. I. М., 1990, с. 161. [649] там же. [650] там же. [651] Творения Василия Великого. Ч. I. Репр. изд. М., 1991, с. 179 [652] там же. [653] Риман Г. Музыкальный словарь, с. 1300. [654] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский. Милан, 1991, с. 235. [655] Пареди А. говорит о введении женских голосов Амвросием как о новшестве, которое ему пришлось защищать. — А.Пареди. Святой Амвросий Медиоланский, с. 235. [656] В состав профессиональных хоров России детские голоса — альты и дисканты — были введены только в последней четверти XVII в., когда унисонное пение было оттеснено с церковного клироса новыми распевами — киевским, греческим, болгарским, нередко в хоровом изложении на 2, 3 и 4 голоса. — Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие певчие. — РМГ, 1898, № 10, с. 847. [657] Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви, с. 56. [658] там же. [659] Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988, с. 300. [660] Вахромеев В.А. Унисон. — Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981, с. 732. [661] Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995, с. 106. [662] Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии свящ. П.Флоренского, с. 78. [663] В Свято-Даниловом монастыре в Москве есть храм во имя Св. Отцов Семи Вселенских Соборов, построенный в 1561 г. В православной церкви такое посвящение считается уникальным. — Православная Москва. М., 1993, с. 17-18. [664] Стоглав. Спб., 1863, с. 59. [665] там же, с. 79. [666] там же, с. 61. [667] Чиновник Новгородского Софийского собора. Александр Голубцов. М., 1899, с. 207. [668] Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. — Маковец: журнал искусств. М., 1922, № 1, с. 31. [669] Чиновник Новгородского Софийского собора, с. 167. [670] Творения Василия Великаго. Ч. I, с. 253. [671] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 34. [672] Цит. по Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983, с. 22. [673] там же. [674] Максим Грек. О святых иконах. — Философия русского религиозного искусства. М, 1993, с. 47. [675] там же. [676] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 34. [677] Разумовский Д.В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки. Изд.Финдейзена, 1895, с. 21. [678] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 34. [679] Творения Василия Великаго. Ч. I, с. 178. [680] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 35. [681] там же. [682] Добротолюбие. Т. I, с.471. [683] Василий Великий поставил Евагрия чтецом церкви в Аргосе, Григорий Нисский оставлял его диаконом в Константинополе, но Евагрий удалился в Египет, где подвизался в келлиях и затем в Ските “под руководством и в содружестве с тогдашними великими аввами”. — Добротолюбие. Т. I, с.470. [684] ТворенияВасилия Великаго. Ч. I, с. 253. [685] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 37. [686] На репетиции одного из хоров, поющих знаменным распевом, произошел такой диалог: хорист, обеспокоенный замечанием регента: “А когда же дышать?” — Руководитель спокойно: “А вообще не дышать”. (Мужской хор Собора Спаса Нерукотворного Образа бывш. Спасо-Андроникова монастыря. Рук. — Б.П.Кутузов.) [687] Творения Василия Великаго.Ч. I, с. 245. [688] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви... с. 105. [689] там же. [690] Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси, с. 67. [691] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 39. [692] Потулов Н.М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви, с. 110. [693] там же, с. 110-111. [694] Мит. Евгений. Исторические рассуждения. М., 1817, с. 89. [695] там же, с. 74. [696] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 39. [697] В связи с этим Д.В.Разумовский сообщает такую интересную историческую подробность: “В 1685 г. в неделю мясопустную Патриарх указал пети всенощную службу священникам, а на певцов гнев был за то, что не поспели к началу службы”. —Д.В.Разумовский. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 23. [698] Разумовский Д.В. Церковное пение... с. 38. [699] Иванов М.М. История музыкального развития России. В 2-х тт. Т. I. Спб., 1910, с. 67. [700] См. подробнее Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898, № 11, с. 945-949. [701] там же, РМГ, 1898, № 10, с. 846. [702] Разумовский Д.В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 77. [703] По просьбе Г.Д.Строганова для обучения певцов исполнению полифонических концертов Н.П.Дилецкий делает авторский перевод на русский язык с посвящением графу Строганову своей “Идеи грамматики мусикийской”, первого труда, посвященного новому музыкальному мышлению. [704] См. Парфентьев Н.П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI-XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности. — Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма, с. 69. [705] Разумовский Д.В. Патриаршие певчие диаки... с. 24. [706] Отношение к мастеру выразилось в том, что на его погребении присутствовали “белые и черные власти”, и сам патриарх раздавал деньги в память о певце. — Н.П.Парфентьев. Выдающийся деятель русской муз. культуры XVII в. певчий дьяк Федор Константинов. — Древнерусская певческая культура и книжность, с. 132. [707] там же, с. 129. [708] Парфентьев Н.П. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры XVII в. певчий дьяк Федор Константинов, с. 129. [709] “Духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты, исполняемые обыкновенно бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей... Для нашей цели достаточно признать, что духовный стих сложился в допетровской Руси и представляет уцелевший обломок московской культуры в чуждой и разлагающей его цивилизации нового времени”. — Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991, с. 13. [710]Разумовский ДВ. Патриаршие певчие диаки... с. 86. [711] там же, с. 87. [712] Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898, № 10, с. 847. [713] Парфентьев Н.П. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры XVII в. певчий дьяк Федор Константинов, с. 129. [714] Разумовский ДВ. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 73. [715] там же, с. 27. [716] Парфентьев Н.П. Выдающийся деятель русской... с. 130. [717] Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898, № 10, с. 846. [718] Разумовский ДВ. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 24. [719] В начале XIX в. возбуждался вопрос о замене стихарей одеждой светской “по образцу Петербургских парадных певческих костюмов, частию иностранных, частию польского типа”. — Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898, № 11, с. 1043. [720] Иванов М.М. История музыкального развития России, с. 68. [721] “Прихожее” платье состояло из 4-х кафтанов с беличьим или заячьим “исподом”, шапки с бобровоц опушкой, рукавиц и суконных “аглицких штанов”. — Разумовский ДВ. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 65. [722] Иванов М.М. История музыкального развития России, с. 68. [723] там же, с. 69. [724] См. Разумовский ДВ. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 30-33. [725] Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898,№ 10, с. 847. [726] Разумовский ДВ. Патриаршие певчие диаки и поддиаки... с. 88-89. [727] там же, с. 89. [728] Вознесенский М.В. Хоровое искусство Петровской эпохи. — Древнерусская певческая культура и книжность, с. 143. [729] Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ,1898, № 10, с. 849. [730] Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. — РМГ, 1898, № 12, с. 1049. [731] Металлов В.М. О национализме и церковности в русской духовной музыке. М., 1912, с.9. [732] Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке. // Богословские труды, 1975 - № 13, с. 148-171. [733] Симеон Полоцкий. Жезл правления, утвержения, наказания, казнения. М., 1666, с. 16. [734] Там же, с. 7 об. [735] Там же, с. 93 об.- 95. [736] Протопоп Аввакум. О внешней мудрости. //Пустозерская проза. М., 1989, с. 106. [737] Протопоп Аввакум. Об иконном писании.// там же, с. 102. [738] Протопоп Аввакум. О внешней мудрости.// там же, с. 106. [739] Толстой А.Н. Собр. соч. Т. 10. М., 1961, с. 263. [740] Все они были сожжены в апреле 1682 г. - См. Понырко Н.В. Узники Пустозерской земляной тюрьмы. // Древнерусская книжность. Л., 1985, с. 249. [741] Плюханова М.Б. Предисловие. // Пустозерская проза, с. 36. [742] Уже в середине XVII столетия из самых знаменитых специалистов в области церковного пения во главе с А. Мезенцем дважды создавалась комиссия для усовершенствования фиксации высоты звука в крюковой нотации, результатом чего стало введение системы призна¢ков в знаменную семиографию. [743] Поморские ответы. М., /б.г./, с. 346-348. [744] Вейдле В.В. Умирание искусства. //Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991, с. 268. [745] «А та книга служебник правлен не с древних греческих рукописменных и словенских, но снова у немец печатной греческой безсвидетельствованной книги, у нея же и начала несть, и где печатана неведомо» (Сильвестр Медведев. «Известие истинное православным и показание светлое о новом правлении в Московском царствии книг древних»).- См. Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в 17 веке, с. 150. [746] Одна из нелепостей, обнаруженных Никитой Добрыниным в данном повествовании, состоит в том, что «новый Орфей» Косьма Маюмский, которому автор приписывает сочинение данной песни в «великий пяток», день страшный и горький, в это время «еще не родился». Далее Никита хронологически доказывает, обращаясь к государю, что песнь «Достойно есть» составлена в 415 г. на Третьем вселенском Ефесском соборе при царе Феодосии младшем двумястами собравшихся св. отцов, «а не во время страстей Христовых, и не от Косьмы епископа». //Никита Константинов Добрынин («Пустосвят»). Сергиев Посад, 1916, с. 426. [747] Вейдле В.В. Умирание искусства, с. 268. [748] См. Павленко А.А. Эволюция русской иконописи в живописное мастерство как явление переходного периода. // Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени. М., 1992, с. 106-107. [749] См. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца 17 века. Спб., 1903, с. 32-33, 38. [750] Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке 16-17 веков. Челябинск, 1993, с. 169. [751] Там же, с. 64. [752] См. Владышевская Т.Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко. – Традиции русской музыкальной культуры. ХУШ века. Вып. ХХ1. М., 1975, с.73; Лозовая И.Е. «Слово от словес плетуще сладкопения». – Герменевтика древнерусской литературы ХУ1- начала ХУШ веков. Сб. 2. М., 1989, с.405 [753] Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу. // Древнерусское искусство. ХУП век. М., 1964, с.28 –29. [754] там же, с. 33. [755] Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу. //Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964, с. 59. [756] Стасов В.В. Собр. соч. В 4 тт. т. 1. Спб., 1894, с. 3. [757] Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980, с. 37. [758] Стасов В.В. Статьи о музыке в 5-ти вып. Вып. 5-Б. М., 1980, с. 209. [759] Стасов В.В. Собр. соч. Т. 1, с. 45. [760] Архимандрит Мартирий. Исторические сведения о пении греко-российской церкви. //Христианское чтение. ч. 43. Спб., 1831, с. 176. [761] Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 – го года) Издал с объяснениями Ст. Смоленский. Казань, 1888, с. 39. [762] Там же, с. 25.
[763] См., напр., Знаменное пение. Евангельские стихиры. Вып. 2.. Изд. Храма Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря. М., 1994. [764] Смоленский С.В. Азбука знаменного пения…с. 39. [765] Алпатов М.В. Проблемы барокко в русской иконописи.//Барокко в России, с. 92. [766] Преображенский А.В. От униатского канта до православной херувимской. //Музыкальный современник. 1916 - № 6, с. 13. [767] Там же, с. 14.
[768] Бражников М.В. Многоголосие знаменных партитур. //Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979, с. 60.
[769] Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Репр. М., 1915, с. 129. [770] Г.А. Никишов и Н.П. Парфентьев утверждают, что уже введение киноварных помет способствовало постепенному разрушению основ знаменного пения (ограничение специфической свободы интонирования; разложение системы «строки», нарушение соотношения мелодики и графики напева, когда знамена становятся нейтральным материалом фиксации распевов. При этом Н.Ф. Парфентьев подчеркивает, что эти реформы подготовили восприятие русскими певцами новой музыкальной системы См. Г.А. Никишов. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор, с. 206-207; Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства 16-17 веков, с.210. [771] См. Металлов В.М. Старинный трактат по теории музыки 1679 г., составленный киевлянином Николаем Дилецким, Спб., 1898, с. 11. [772] См. Одоевский В.Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения. //Труды Первого Археологического съезда в Москве. 1869. Т. 2. М., 1871, с. 476-480; Письмо кн. В.Ф. Одоевского к издателю. Об исконной великорусской музыке. //Бессонов П.А. Калеки перехожие. Т. 2. Вып. 5. М., 1863, с. VIII, IX, XI.; К делу о церковном пении. //Домашняя беседа. Вып. 27. Спб., 1866, с. 665.
[773] На весьма узкую базу европеизации русской культуры обращает внимание Б.И. Краснобаев, считающий ««низшие слои населения» не просто далеко отстоящими от «новой культуры», но и прямо ей враждебными. //См. Вайгачев С.А. «Обмирщение» русской духовной культуры 17 века: сущность процесса и его социокультурные истоки. //Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991, с. 54. [774] Ключевский В.О. Западное влияние в России 17 века. (Историко-психологический очерк). М., 1897, с. 14.
[775] Ключевский В.О. Западное влияние в России ХУП века, с.15. [776] Металлов характеризует ее как «насилие польского католичества над русским православием», как пропаганду церковного католического режима, обрядов, богослужебного строя, включающего многоголосное пение и органную музыку.- Металлов В.М. Старинный трактат по теории музыки...с. 15-16. [777] Там же, с. 16. [778] См. Игнатьев А.А., свящ. Богослужебное пение Православной Русской Церкви с конца XVI до начала XVIII века по крюковым и нотно-линейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1916, с. 527.
[779] Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в ХУП веке.// Богословские труды,. 1975 - № 13, с. 154. [780] Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней. Спб., 1888, с. 72. [781] См. О влиянии юго-западных церковных братств на церковное пение в России. // Православный собеседник. Ч. 3 –а. Казань, 1864, сентябрь, с. 63.
[782] Львов Ф.П. О пении в России. С.-Птб., 1834, с. 23-24.
[783] См. Ключевский Западное влияние в России 17 века, с. 85. [784] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. Изд. зап.- европ. экзархата Моск. Патриархии., 1989, с. 262. [785] Флоровский Г. Пути развития русского богословия. Париж, 1937, с. 28.
[786] Опыт вокальной или певческой музыки в России/…/ Соч. Н. Горчакова. М., 1808, с. 33. [787] Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи, с. 17; См. также Безсонов П. Судьба нотных певческих книг.//Православное обозрение. Т. 14. М., 1864, с. 27-57; 92-130. [788] См. Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни. Спб., 1911; Понырко Н.В. Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы. //Книжные центры Древней Руси. 17 век. Спб., 1994, с. 104-112; Бубнов Н.Ю. Старообрядческий книгопечатный центр в с. Белая Криница. //Книга в России. Из истории духовного просвещения. Спб., 1993, с. 101-111; Плигузов А.И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни. //Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982, с. 103-112.
[789] Безсонов П. Судьба нотных певческих книг, с. 29. [790] Металлов В.М. Русская симиография, с.1.
[791] Иерей Николай Чернышев, А Жолондзь. Вопросы современного иконопочитания и иконописания., с.259. [792] Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995, с. 453. [793] Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 4. М., 1955, с. 71.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |