Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на фирменное наименование 4 страница




2. Пункт 2 ст. 1472 ГК говорит об освобождении от ответственности лица, которое получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке и впоследствии использовало его. У такого лица не возникает самостоятельного исключительного права на секрет производства по правилам подп. 2 ст. 1466, поскольку для этого необходимо добросовестное и независимое от обладателя исключительного права получение соответствующих сведений. Вопрос о том, какое получение можно считать добросовестным, должен решаться в каждом отдельном случае. Закон о коммерческой тайне в п. 2 ст. 4 содержал определение того, какие основания получения таких сведений будут считаться законными - самостоятельное осуществление таким лицом исследований, систематических наблюдений или иной деятельности. Данный пункт утратил силу на основании п. 3 ст. 34 Вводного закона IV. Представляется, что в случае, если лицо получило информацию, составляющую секрет производства от нарушителя исключительного права на секрет производства, не зная об этом, будет считаться добросовестным получателем.

 

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц,
товаров, работ, услуг и предприятий

 

 

Статья 1473. Фирменное наименование

1. Одним из средств индивидуализации юридического лица - коммерческой организации является фирменное наименование. Право на фирменное наименование является исключительным (п. 1 ст. 1474 ГК) и возникает с момента регистрации юридического лица в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 23.12.2010)*(279) и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о полном и (если таковое имеется) сокращенном наименовании коммерческой организации. В настоящее время органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (см. п. 1, подп. 5.3.1 п. 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (в ред. от 24.02.2009)*(280).

По общему правилу фирменное наименование как средство индивидуализации, должно быть оригинальным, т.е. не быть тождественным или сходным до степени смешения с другими средствами индивидуализации (другим фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания, коммерческим обозначением).

2. Любое фирменное наименование состоит из двух самостоятельных частей. Первая часть - обязательная для всех фирменных наименований содержит указание на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе она иначе именуется корпусом фирмы, ее содержание в ряде случаев, как это установлено нормами ГК и иных правовых актов, должно содержать указание на определенные характеристики правообладателя. Так, согласно п. 3 ст. 69 ГК фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество" либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В отношении акционерных обществ п. 1 ст. 4 Закона об АО, в частности, предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО". В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "О производственных кооперативах" фирменное наименование кооператива обязательно включает его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Вторая часть фирменного наименования является условным словесным обозначением (логотип), позволяющим отличить данное юридическое лицо от других юридических лиц. В качестве условного обозначения может быть использовано имя собственное (ООО "Филипп"), фантазийное слово (ЗАО "Элекс"), аббревиатура (ОАО "Соврыбфлот) и т.д. Исключение составляют условные слова, обозначающие только род деятельности юридического лица (ООО "Прачечная", ЗАО "Металлоремонт" и т.д.), которые в качестве фирменных наименований зарегистрированы быть не могут.

Учитывая, что для субъектов одного вида фирменные наименования в своей обязательной части будут совпадать, они должны иметь четко выраженные различия в условной части. Можно также отметить, что для потребителя составная часть фирменного наименования, указывающая на его организационно-правовую форму, не имеет доминирующего значения как отличительный признак, поэтому представляется, что для исключения смешения юридических лиц особое внимание следует уделять созданию его условной части.

3. Наличие у юридического лица полного фирменного наименования согласно п. 3 ст. 1473 ГК является его обязанностью, сокращенного - правом. Однако и полное, и сокращенное фирменные наименования обязательно должны быть на русском языке. Использование иных языков является факультативным. При этом в качестве условного обозначения может также использоваться русская транскрипция иностранных слов или слов из языков народов Российской Федерации, в качестве обязательной части фирменного наименования, отражающего организационно-правовую форму юридического лица, русскую транскрипцию иностранных терминов и аббревиатур или слов из языков народов Российской Федерации использовать нельзя. Так, не может возникнуть, например, юридическое лицо "Соникс Лтд" или "Герман Гмбх".

Помимо вышеуказанных ограничений, существуют специальные ограничения в отношении некоторых обозначений, которые могут быть частью фирменного наименования. Так, слово "банк" и производные от него слова и словосочетания имеют право использовать в своих фирменных наименованиях исключительно те организации, которые имеют лицензию на осуществление банковской деятельности (ст. 7 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 18.12.2006)*(281)); слова "биржа", "товарная биржа" и производные от них используют только организации, занимающиеся биржевой деятельностью (ст. 5 Закона РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. от 15.04.2006)*(282)).

4. Пунктом 4 ст. 1473 установлены запреты на включение в фирменное наименование определенных аббревиатур, слов и словосочетаний. Эти запреты касаются полных и сокращенных официальных наименований государств и органов государственной власти и местного самоуправления; международных и межправительственных организаций и общественных объединений.

Особо урегулирован вопрос о запрете использования обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Представляется, что данный запрет может быть распространен не только на использование в фирменном наименовании слов и словесных обозначений, имеющих негативное значение в русском языке, но и на фирменное наименование, которое используется организацией, осуществляющей не совместимую с общественными устоями деятельность, в связи с чем ее фирменное наименование приобрело нарицательное значение, имеющее отрицательный характер.

Отдельной нормой регулируются вопросы фирменных наименований государственных унитарных предприятий. Такие наименования могут включать в себя словесные обозначения, указывающие на их принадлежность Российской Федерации либо субъекту РФ (например, ГУП "Мосводоканал").

Особо урегулирован порядок включения в фирменное наименование официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования. Под такими словами следует понимать слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него) (п. 58.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

Использование этого наименования разрешено только акционерным обществам, более 75% акций которых принадлежит Российской Федерации по специальному разрешению Правительства РФ. В случае отзыва разрешения общество обязано изменить свое фирменное наименование.

В соответствии с Правилами включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, утв. постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 52*(283), разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, выдается Минюстом России в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации (п. 2).

В случаях выявления несоответствия заявителя требованиям, установленных данными Правилами, Минюст России направляет ему соответствующий мотивированный отказ о включении в фирменное наименование слов "Российская Федерация" или "Россия". Если ранее такое разрешение было выдано, то Минюстом России издается распоряжение об его отзыве.

5. В связи с изменением правового регулирования порядка использования в фирменных наименованиях юридических лиц отдельных слов и словосочетаний, налоговым органам, в случае выявления несоответствия фирменного наименования юридического лица требованиям действующего законодательства, предоставлено п. 5 ст. 1473 ГК право на обращение в суд с иском о понуждении к изменению фирменного наименования. Данные споры подведомственны арбитражному суду.

Ввиду того, что право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией, правила, предусмотренные ст. 1473 ГК, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются (п. 58.2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

 

Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование

1. Юридическое лицо, фирменное наименование которого внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, получает исключительное право на его использование. Реализация правомочия пользования фирменным наименованием происходит при участии правообладателя в различных гражданско-правовых сделках, совершении юридических действий. Это означает, что только ему принадлежит право помещать свое фирменное наименование на документах, в рекламных проспектах и объявлениях, на товарах и упаковке, а также использовать его иными способами. Некоторые способы использования фирменного наименования установлены п. 7 ст. 2 Закона об АО и п. 5 ст. 2 Закона об ООО. Так, согласно нормам указанных Законов правообладатель - юридическое лицо обязан иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также печать со своим фирменным наименованием на языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке, а также штампы и бланки с отпечатанным фирменным наименованием.

Если юридическое лицо при своем создании внесло в учредительные документы не только полное, но сокращенное фирменное наименование с учетом требований п. 3 ст. 1473, то после государственной регистрации оно приобретает исключительное право и на его использование.

1. Пунктом 2 ст. 1474 ГК установлен запрет на распоряжение исключительным правом на фирменное наименование. По своему характеру оно определено действующим законодательством как неотчуждаемое. По сути, данной нормой установлено исключение, возможность введения которого предусмотрено п. 1 ст. 1229 ГК. Появление данной нормы повлекло изменение ст. 1027 ГК, согласно положениям которой ранее по договору коммерческой концессии допускалось предоставление права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, в том числе и права на фирменное наименование. Теперь же это средство индивидуализации из комплекса передаваемых исключительных прав от правообладателя к пользователю исключено. Аналогичным образом изменены и положения ст. 1032 ГК, регулирующие обязанности пользователя по договору коммерческой концессии. Не может быть передано право на фирменное наименование и при отчуждении предприятия. В ст. 132 ГК внесены изменения, в соответствии с которыми фирменное наименование исключено из перечня прав на обозначения, индивидуализирующих предприятие, его продукцию, работы и услуги.

3. Пунктом 3 ст. 1474 ГК установлены ограничения на использование фирменного наименования. При его использовании не должно нарушаться главное требование - присутствие отличительных признаков, исключающих возможность смешения его правообладателя с другими правообладателями фирменных наименований, осуществляющими аналогичную хозяйственную деятельность (производство продукции или оказание услуг). Имеется в виду, что фирменные наименования не могут быть не только тождественными, но и иметь элементы сходства до степени смешения. Естественно, что, в первую очередь, это относится к условной части фирменного наименования. Именно она по своему восприятию (визуальному, фонетическому) не должна ассоциироваться с другим фирменным наименованием. Сходство до степени смешения представляет собой оценочное понятие, вопрос о наличии либо отсутствии такого сходства разрешается судом при подаче заинтересованным лицом искового требования о полном или частичном запрете на использование фирменного наименования (п. 6 ст. 1252 ГК). В случае, если суд приходит о наличии тождества либо сходства до степени смешения между двумя фирменными наименованиями, исключительное право на использование такого средства индивидуализации остается за правообладателем, чье фирменное наименование было ранее внесено в Единый государственный реестр юридических лиц вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности (п. 59 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

4. Из смысла п. 4 ст. 1474 ГК явствует, что последствием нарушения исключительного права на фирменное наименование, помимо права требования на запрещение его использования (полного или частичного), является также право требования на возмещение убытков, т.е. использование способа защиты нарушенных исключительных прав, предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК. Обязательным для истца является предоставление надлежащих доказательств в подтверждение заявленной к возмещению суммы. Правом на подачу такого иска обладает исключительно правообладатель, органы регистрации вправе предъявлять иски только о понуждении к изменению фирменного наименования. Иным лицам право требования от юридического лица прекращения нарушений положений параграфа 1 гл. 76 ГК Кодексом не предоставлено (п. 60 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

 

Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации

1. Пунктом 1 ст. 1475 ГК закреплен принцип территориального действия исключительных прав на фирменное наименование, в качестве территории определена Российская Федерация. Однако в силу ст. 8 Парижской конвенции, установившей, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака, эта территория становится гораздо шире и представляет собой территорию всех стран-участниц. Это также означает, что в Российской Федерации не исключается охрана прав на фирменное наименование иностранных юридических лиц (п. 61 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

2. Срок действия исключительных прав на фирменное наименование по общему правилу совпадает со сроком деятельности юридического лица: исключительное право возникает с момента признания юридического лица государством (государственной регистрации) и прекращается с момента исключения юридического лица из государственного реестра. Исключением из этого правила являются случаи переименования юридического лица по желанию его правообладателя, т.е. изменения условной части фирменного наименования без изменения его обязательной части, указывающей на организационно-правовую форму.

Представляется, что вопрос о сохранении права на фирменное наименование либо его изменение должен быть разрешен особо при реорганизации юридического лица - правообладателя исключительных прав на данное средство индивидуализации. Так, в случае преобразования юридического лица, предполагающего переход к вновь возникшему юридическому лицу всего комплекса прав и обязанностей, исключительное право на фирменное наименование также переходит к новому субъекту.

Слияние и присоединение предполагают появление нового юридического лица с совокупностью ранее существовавших у прежних лиц прав и обязанностей. В этих случаях новый субъект вправе по своему выбору оставить в качестве фирменного наименования одно из существовавших ранее, если он не имеет намерений позиционировать себя в хозяйственной деятельности под новым средством индивидуализации.

Выделение нового юридического лица предполагает появление на рынке двух самостоятельных субъектов, фирменные наименования которых по существующему правилу должны обладать различительной способностью. Представляется, что вопрос о возможности использования существовавшего ранее фирменного наименования должен быть разрешен новыми обществами самостоятельно. В случае недостижения согласия по данному вопросу стороны могут обратиться за его разрешением в суд.

 

Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

1. Статьей 1476 ГК урегулировано соотношение прав на различные средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания) в случае их принадлежности одному правообладателю. Имеется в виду, что правообладатель прав на возможные средства индивидуализации предприятия, товаров и услуг включил в них отдельные тождественные элементы, что имело своим результатом максимальное расширение объема его исключительных прав. Такая практика получила широкое распространение ввиду того, что совокупное использование средств индивидуализации исключительных прав приводит к весьма положительному результату: позиционирование субъекта хозяйственных отношений на рынке как конкретного индивидуума, обладающего предприятием (комплексом предприятий), зарекомендовавшим себя на рынке в качестве производителя определенного рода товаров и услуг. При этом тождественным для всех средств индивидуализации, как правило, выступает фантазийная составляющая. Примерами такого "комплексного" использования элемента, включенного в возможные средства индивидуализации, могут служить такие словесные обозначения, как "Опель", "Нестле", "Макдональдс" и т.д.

2. Включение отдельных тождественных элементов в состав различных средств индивидуализации не влияет на сроки и порядок их охраны. Так, истечение срока охраны на товарный знак или знак обслуживания, в состав которых входит фирменное наименование, не означает прекращение срока действия исключительных прав на него. Охрана прав на фирменное наименование в силу п. 2 ст. 1475 ГК прекратится с момента исключения юридического лица из государственного реестра.

В случае, если тождественные или сходные элементы присутствуют в средствах индивидуализации, принадлежащих разным правообладателям, спорные вопросы об исключительном праве на их использование разрешаются в суде в установленном законом порядке при использовании заинтересованными лицами соответствующих способов защиты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.