Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак




 

Статья 1484. Исключительное право на товарный знак

Правила ст. 1484 ГК содержат ряд изменений в сравнении с ранее действующей ст. 4 Закона о товарных знаках. Изменилась структура нормы об исключительном праве. Вместо исчерпывающего перечня негативных, запретительных действий, являющихся составляющей исключительного права, ГК раскрывает открытый перечень правовых действий, которые разрешены для обладателя исключительного права и лиц, действующих с его согласия.

1. В соответствии с п. 1 ст. 1484 ГК лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 любым не противоречащим закону способом.

Исключительное право возникает на основании государственной регистрации товарного знака или в силу международных договоров, в которых участвует Российская Федерация (п. 1 ст. 1231).

Исключительное право относят к абсолютному имущественному праву, в соответствии с которым обладатель товарного знака вправе самолично использовать товарный знак любым способом, не противоречащим закону (включая осуществление действий, указанных в п. 2 ст. 1484) и запрещать его использование другим лицам.

Интеллектуальные права в отношении товарного знака не применяются, поскольку в отношении знака не признаются личные неимущественные права (см. коммент. к ст. 1226).

Исключительным правом на товарный знак оформляется юридическая монополия его правообладателя (см. коммент. к ст. 1229). Сфера действия исключительного права ограничена сроком действия права (ст. 1491) и территориальным фактором (ст. 1479).

Прекращение исключительного права на товарный знак возможно в случае признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (ст. 1512).

К ограничению исключительного права на товарный знак относят его исчерпание (ст. 1487).

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Разрешение на использование товарного знака оформляется в виде гражданско-правовой сделки, носящей, как правило, возмездный характер. Наиболее значимым для гражданского оборота является лицензионный договор о предоставлении исключительного права на товарный знак.

2. Согласно п. 2 ст. 1484 ГК исключительное право на товарный знак осуществляется для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. Содержание исключительного права на товарный знак следует понимать как объем правовой охраны, который "определяется на основании его регистрации" (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19).

Осуществление исключительного права на товарный знак выражается в определенных действиях, получивших название "использование". В частности, к таким действиям ГК относит размещение товарного знака на товаре, упаковке, вывесках, различного рода документации, в информационной сети и т.д. Перечень таких действий не носит исчерпывающего характера, как это было в ранее действовавшем Законе о товарных знаках.

Важно понимать, что все вышеперечисленные действия осуществляются в процессе введения товаров в оборот, оказания услуг или выполнении работ (реализации с коммерческой целью).

Введение в оборот может представлять собой растянутый по времени процесс. Как правило, введение в оборот охватывает подготовительные этапы. К ним относят предложение о продаже, включающее преддоговорную стадию совершения гражданско-правовой сделки. Введение в оборот охватывает различного рода деятельность, направленную на продвижение товара на рынке (в частности, демонстрацию товара на выставках, в электронной сети; рекламу на вывесках, рекламу посредством объявлений и т.д.).

Кроме того, введение в оборот включает ввоз товаров, их транспортировку, хранение. Все приведенные действия должны быть направлены на введение в гражданский оборот, т.е. в итоге совершения гражданско-правовой сделки, в результате которой исключительное право на товарный знак либо передается другому лицу (отчуждается), либо предоставляется на определенный промежуток времени (например, по лицензионному договору).

Выбор одного из способов введения в оборот по смыслу ст. 1484 ГК отражается в понятии "распоряжение исключительным правом". Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак любыми не противоречащими закону и существу исключительного права способами (см. коммент. к ст. 1233).

3. Согласно п. 3 ст. 1484 ГК не допускается без разрешения правообладателя использовать сходные с зарегистрированным товарным знаком обозначения в отношении идентичных или однородных товаров, если в результате такого использования может возникнуть вероятность смешения.

Использование (осуществление вышеуказанных действий) без оформления разрешения правообладателя относят к нарушению исключительного права на товарный знак.

Для того чтобы установить, было ли нарушено исключительное право на товарный знак, важно определить его сферу действия: исключительное право распространяется не только на идентичные товарные знаки, зарегистрированные в отношении тех же классов МКТУ (понятие "однородные" товары), но и на сходные товарные знаки, зарегистрированные по этим же классам МКТУ.

Следует подчеркнуть, что для возникновения вероятности смешения требуется высокая степень сходства товарных знаков, которая обозначается понятием "сходство до степени смешения" (см. коммент. к ст. 1483).

Для общеизвестных товарных знаков сфера действия еще более расширена, поскольку недопустимость указанного сходства распространяется и на другие виды товаров, называемые неоднородными (см. коммент. к ст. 1508).

По смыслу п. 3 ст. 1484 лицо, использующее товарный знак без разрешения обладателя товарного знака, является нарушителем исключительного права. Данный подход подтверждается в п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19: "предложение к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является нарушением прав на товарный знак". Хранение продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, признается нарушением прав на товарный знак, если хранение осуществляется с целью введения такой продукции в хозяйственный оборот (п. 5). Так, товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о защите прав на товарный знак путем удаления его с печатной продукции. В качестве товарного знака было зарегистрировано обозначение, состоящее из двух слов, одно из которых выступало как неохраняемый элемент. Ответчиком использовалась только охраняемая часть товарного знака. Однако без использования неохраняемого элемента изменялось его восприятие другими лицами, следовательно, была нарушена функция указания происхождения товара. Судом было подчеркнуто, что нарушением прав на товарный знак является как использование товарного знака в целом, так и только одного охраняемого элемента (п. 6).

Ввоз товаров с применением на них товарного знака также относят к нарушению исключительного права на товарный знак, если лицо, осуществляющее такой ввоз, не получило согласия от правообладателя посредством заключения с ним гражданско-правовой сделки. Например, на территорию РФ был осуществлен ввоз маркированной товарным знаком "NIVEA" косметической продукции без согласия ООО "Байерсдорф", которому правообладателем была предоставлена неисключительная лицензия на использование данного товарного знака на территории РФ. Определением Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 171-О установлено, что суд обоснованно посчитал фактом незаконного использования товарного знака отсутствие у ответчика лицензионных (сублицензионных) соглашений с правообладателем или лицензиатом.

Широкое распространение получило использование товарного знака в сети "Интернет" в структуре доменного имени. Доменное имя не является самостоятельным объектом исключительного права. Нередки случаи, когда, применяя в доменном имени известные товарные знаки, обладатели доменных имен ставят целью привлечение потребителей к информационному ресурсу для реализации своих товаров. Тем самым нарушается исключительное право обладателя товарного знака. Так, Московским арбитражным судом был удовлетворен иск немецкой компании "Квелле" к торговой компании "Тандем-Ю" о прекращении незаконного использования товарного знака и фирменного наименования. Нарушение исключительного права заключалось в регистрации компанией "Тандем-Ю" домена с фирменным наименованием "Квелле", которое является также и зарегистрированным товарным знаком.

 

Статья 1485. Знак охраны товарного знака

Статья 1485 ГК содержит правило о предоставляемой ГК возможности информировать общественность о произведенной регистрации товарного знака и действии исключительного права на него.

Обозначения "R" или R в окружности, либо словесные обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" размещаются рядом с зарегистрированным товарным знаком, в частности, на товаре, упаковке, документации. Указанное обозначение не может выступать как часть товарного знака (постановление ФАС МО от 17.12.2003 N КА-А40/9888-03 (товарный знак Ай Пи Про)).

Оповещение осуществляется с целью доведения до сведения третьих лиц о факте охраны знака и предостережения против возможных нарушений исключительного права на товарный знак.

Однако наличие указанного обозначение ГК не рассматривает в качестве необходимого условия для осуществления защиты исключительного права, что соответствует правилам ст. 5 D Парижской конвенции, где указывается, что для признания прав не требуется помещения на продукте какого-либо обозначения или указания на регистрацию товарного знака.

При размещении на товаре или упаковке незарегистрированных товарных знаков с вышеуказанными обозначениями данное действие рассматривается как неправомерное.

В международном торговом обороте также принята предупредительная маркировка, включающая, как правило, обозначение R или слова "Trade Mark", "Registered Trademark".

 

Статья 1486. Последствия неиспользования товарного знака

1. В п. 1 ст. 1486 ГК содержатся две важные новеллы. Одна из них касается круга лиц, которые могут подавать в палату по патентным спорам заявление о досрочном прекращении правовой охраны знака. ГК ограничивает этот круг заинтересованными лицами. Вторая новелла касается невозможности подачи этого заявления, если вплоть до его подачи обнаруживается факт использования оспариваемого знака самим заинтересованным лицом.

В п. 1 устанавливается принцип обязательного использования зарегистрированного товарного знака. Этот принцип имеет крайне ограниченное применение в тех странах, где возникновение права на знак ставится в зависимость от факта использования (США, Канада).

В странах с регистрационной системой, к которым принадлежит Российская Федерация, требование использования подчинено интересам свободной конкуренции, поскольку переполнение массива неиспользуемых знаков ведет к значительным ограничениям возможностей выбора обозначений для других хозяйствующих субъектов.

Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 393-О, "законодатель, установив возможность досрочного прекращения регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием в течение определенного срока, рассматривает ее как антимонопольный инструмент, лишая правообладателя легальной монополии (исключительного права) в отношении зарегистрированного им в установленном порядке обозначения". Таким образом, неиспользование знаков служит препятствием для регистрации идентичных или сходных знаков другими лицами.

Правилами ГК не допускается выдача принудительной лицензии на товарный знак, как это предусмотрено в отношении изобретений, промышленных образцов и полезных моделей (см. коммент. к ст. 1362). Запрет на выдачу принудительных лицензий в отношении товарного знака находится в соответствии с положениями ст. 21 Соглашения ТРИПС.

Согласно п. С ст. 5 Парижской конвенции регистрация может быть аннулирована по истечении разумного срока и только в тех случаях, когда заинтересованным лицом не предоставлены доказательства, оправдывающие причины его бездействия.

ГК предусматривает возможность прекращения правовой охраны, если в течение любых трех лет после регистрации знак не используется. В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2004 N 1164/04 отмечалось, что "действие регистрации товарного знака может быть прекращено полностью или частично на основании решения Высшей патентной палаты Роспатента, принятого по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака..."

2. Правилами п. 2 ст. 1486 ГК установлено признание факта использования товарного знака, если использование осуществляется не самим обладателем знака, а другими лицами, действующими с его согласия и под его контролем.

Выдвигаемые ГК условия предусмотрены, в частности, в лицензионном договоре (см. коммент. к ст. 1489), договоре коммерческой концессии (см. коммент. к ст. 1027) и других видах договоров при условии соблюдения вышеуказанных условий.

Использование зарегистрированного знака в первую очередь предусматривает выпуск в продажу товаров, снабженных этим знаком. Все остальные действия по использованию знака должны осуществляться способами, указанными в ст. 1484, включая демонстрацию товара, хранение, складирование, транспортировку, рекламу с целью продажи. Упомянутые в п. 2 ст. 1486 исключения относятся, во-первых, к случаям использования знака в отношении услуг. ГК вводит обобщенное понятие "не связанные непосредственно с введением товара в гражданский оборот". Специфика отношений в этом случае допускает признание факта использования, например, при размещении знака на документации, вывесках, рекламе о работах и услугах. Во-вторых, использование знака с незначительными изменениями, не влияющими на его различительную способность, квалифицируется как использование зарегистрированного товарного знака. Внесение отдельных измененных элементов допускается и обусловлено преимущественным образом требованиями адаптации товара к национальному рынку (включая необходимость перевода словесных знаков). Указанное ограничение подпадает под действие п. С ст. 5 Парижской конвенции.

3. Правилами п. 3 ст. 1486 ГК бремя доказывания использования товарного знака отнесено к обязанностям правообладателя. Аннулирование регистрации возможно только в том случае, если обладатель знака не сможет обосновать свое бездействие. Обоснование обычно учитывается, если неиспользование вызвано экономическими или правовыми причинами. Например, в течение определенного периода времени был запрещен ввоз изделий или изменение конъюнктуры рынка привело к сложностям в сбыте.

4. Согласно нормам п. 4 ст. 1486 ГК прекращение правовой охраны знака приравнивается к прекращению исключительного права на данный товарный знак, что соответствует также правилам подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 1514 о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

 

Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак

Статья 1487 ГК предусматривает особый случай ограничения действия исключительного права на товарный знак, именуемое "исчерпанием".

Территориальный характер исключительного права и возрастающий объем международного товарообмена привел к необходимости сформулировать принцип исчерпания исключительного права, действующий как национальный или как международный. Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 171-O, в целях обеспечения баланса прав правообладателя и прав других лиц "закреплен принцип исчерпания прав, основанных на регистрации товарного знака".

Исключительное право на товарный знак в соответствии со ст. 1487 ГК подпадает под действие национального принципа, поскольку ГК требует введения маркированных товаров в оборот (отчуждения или "первой продажи") на территории РФ.

Для применения международного принципа (см., например, п. 6 ст. 1422 об исчерпании исключительного права на селекционное достижение) территориальный фактор введения товаров в оборот (внутри страны или за ее пределами) не имеет правообразующего значения. Применение различного правового режима в отношении исчерпания прав на различные результаты интеллектуальной деятельности допускается нормами международного права (см. ст. 6 Соглашения ТРИПС).

Непосредственно в ст. 1487 ГК указано, что введение в оборот должно осуществляться либо самим правообладателем, либо с его согласия. Правомерное введение в оборот другими лицами, располагающими согласием, осуществляется преимущественным образом в рамках договора купли-продажи, лицензионного договора (менее распространены другие виды гражданско-правовых сделок). В связи с этим особенно важной представляется информация о территории действия договора, включаемая в лицензионный договор (см. коммент. к ст. 1489).

Нормы, содержащиеся в ст. 1487 ГК, предполагают действие исчерпания прав только в отношении маркированных товаров, но не услуг. В частности, норма об исчерпании не применима в отношении использования товарного знака в сети "Интернет".

По основанию, предусмотренному правилами ст. 1487 ГК, дальнейшее пребывание этих маркированных товаров в имущественном обороте не подлежит контролю со стороны правообладателя. Следовательно, правовая охрана на данные товары прекращается, и они могут свободно пребывать в гражданском обороте (включая факты перепродажи данных товаров).

В п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19 отмечается, что при согласии правообладателя на использование товарного знака дальнейшее его использование осуществляется без контроля со стороны правообладателя. Вместе с тем следует отметить, что подобное использование распространяется в отношении конкретного объема товаров, а не на все маркированные данным знаком товары, подпадающее под действие подп. 3 п. 6 ст. 1483 (о регистрации в качестве товарного знака в отношении однородных или сходных товаров с согласия правообладателя).

Норма исчерпания исключительного права может применяться только в отношении товарного знака, на который уже распространяется режим исключительного права.

 

Статья 1488. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак

Статья 1488 ГК в сравнении со ст. 25 Закона о товарных знаках (уступка товарного знака) предусматривает более детальное регулирование данного вида договора. Изменение названия договора (вместо "договора уступки" ГК вводит понятие "договора отчуждения исключительного права") ставит своей целью сближение терминологии, принятой в российском гражданском праве.

Договор об отчуждении исключительного права является одной из форм распоряжения исключительным правом (ст. 1233). К нему применяются общие правила об обязательствах (ст. 307-419) и о договоре (ст. 420-453).

Согласно ст. 7 Вводного закона IV нормы части четвертой ГК о порядке заключения, о форме договоров и их государственной регистрации применяются к договорам, заключенным после 1 января 2008 г. Согласно ст. 8 Вводного закона IV обязательные для сторон договора нормы об основаниях, последствиях и о порядке расторжения договоров применяются и к договорам, которые на 1 января 2008 г. уже действуют. Обязательные нормы об ответственности сторон при нарушении договорных обязательств применяются, если такие нарушения допущены после 1 января 2008 г. Если договором, заключенным до введения четвертой части ГК, была предусмотрена иная ответственность, правила ГК в этой части не применяются.

Общие правила регулирования договора об отчуждении исключительного права содержатся в ст. 1234 ГК и в значительной степени уточняют, детализируют существовавшее в российском законодательстве регулирование данного вида договоров.

1. В соответствии с правилами п. 1 ст. 1488 ГК одна сторона, именуемая правообладателем, передает или обязуется передать другой стороне (приобретателю) исключительное право. Передается (отчуждается) принадлежащее правообладателю исключительное право в полном объеме в момент государственной регистрации договора. Несоблюдение требований письменной формы договора и его государственной регистрации влечет недействительность договора (п. 2 ст. 1234).

Исключительное право к приобретателю переходит в момент государственной регистрации договора в Роспатенте. Порядок регистрации устанавливается патентным ведомством.

Стороны заключают договор либо об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех зарегистрированных товаров, либо в отношении некоторых зарегистрированных товаров. Например, знак был зарегистрирован по четырем классам МКТУ. Договор частичного отчуждения может быть заключен только по количеству классов МКТУ, меньшему четырем.

Правообладателю по общему правилу выплачивается вознаграждение. Форма выплаты вознаграждения может быть предусмотрена либо единоразовая, либо разбита на несколько платежей.

ГК допускает согласно нормам п. 3 ст. 1234 и безвозмездный договор отчуждения.

Возмездный договор должен содержать условия о размере вознаграждения, без которого договор считают незаключенным. При этом не допускается расчет и оплата по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424).

Таким образом, цена признается существенным условием возмездного договора отчуждения. Если приобретателем допускается существенное нарушение данного условия договора, то правообладатель может потребовать перевода на себя исключительного права и выплаты убытков, причиненных расторжением договора (см. коммент. к п. 5 ст. 1234). Указанные требования предъявляются в судебном порядке, если вознаграждение не выплачено в указанный договором срок.

2. В п. 2 ст. 1488 ГК речь идет о недопустимости отчуждения исключительного права, если такое отчуждение может явиться причиной введения потребителя в заблуждение. ГК предусмотрено предотвращение введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Требование обусловлено необходимостью защиты прав потребителей, у которых маркированный товарным знаком товар ассоциируется с определенным производителем.

Вместе с тем договор отчуждения по общему правилу не требует включения условия о качестве товара. Следовательно, как разъясняется в информационном письме Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19, "изготовление продукции ненадлежащего качества новым владельцем не может служить основанием для признания сделки по уступке товарного знака недействительной, так как условие о качестве товара не является содержанием такой сделки, в отличие от лицензионного договора".

3. Согласно нормам п. 3 ст. 1488 ГК, если отчуждаемый товарный знак содержит в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, то ГК выдвигает ряд особых требований при заключении договора отчуждения.

Специфика отношений по регистрации и использованию наименования места происхождения товара обусловлена несколькими фактами. Во-первых, возможностью предоставления исключительного права в отношении одного наименования всем лицам, которые в границах одного и того же географического объекта (местности, района) производят данный товар, который обладает идентичными особыми свойствами. Например, Вологодское кружево как одно наименование может быть зарегистрировано в отношении нескольких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выпускающих кружевные изделия в данном географическом районе. Во-вторых, особые свойства кружевного полотна связаны с определенными навыками лиц, которые их производят (определены людскими факторами, см. коммент. к ст. 1516). При утере, исчезновении вышеуказанных взаимосвязей правовая охрана и, следовательно, исключительное право прекращается (подп. 1 п. 1 ст. 1536).

ГК предусматривает для обладателя наименования возможность регистрации комбинированного товарного знака, который может состоять из главного, доминантного элемента (например, выполненного в виде определенной символики) и наименования места происхождения товара в качестве неохраняемого элемента (п. 7 ст. 1483).

Как известно, ГК предусматривает распоряжение исключительным правом на товарный знак. Вместе с тем не допускается распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара (см. коммент. к ст. 1519). Поэтому в отношении вышеуказанного вида товарных знаков распоряжение исключительным правом как в форме отчуждения, так и в форме лицензионного договора (п. 3 ст. 1489) возможно только в особом случае. Если у приобретателя зарегистрировано наименование места происхождения товара, входящее в комбинированный товарный знак как неохраняемый элемент, то заключение договора отчуждения допускается.

 

Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака

ГК вводит более детальное регулирование лицензионного договора. В сравнении с ранее действовавшим законодательством произошел отказ от нормы, согласно которой лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара (ст. 26 Закона о товарных знаках).

Общие положения о лицензионном договоре содержатся в ст. 1235-1238 ГК.

Лицензионный договор относят к одной из главных форм распоряжения исключительным правом. По лицензионному договору одна из сторон (правообладатель) предоставляет другому лицу право использования товарного знака. Заключение договора не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату, как это происходит при заключении договора отчуждения.

1. Согласно п. 1 ст. 1489 ГК сторонами лицензионного договора выступают лицензиар и лицензиат.

По общему правилу лицензионный договор заключается в письменном виде (п. 2 ст. 1235).

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1232). Порядок и условия регистрации определяются Правительством РФ. Регистрация осуществляется Роспатентом. Несоблюдение письменной формы договора и требования о государственной регистрации приводят к недействительности договора.

Как отмечается в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.2004 N 13695/03*(296), "лицензионный договор регистрируется в федеральном органе исполнительной власти. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными". Кроме того, поскольку лицензионный договор подлежит регистрации, то и, в частности, перевод долга, вытекающего из этого договора, должен быть зарегистрирован.

В договоре указываются пределы использования знака путем указания номера свидетельства на товарный знак; классов МКТУ, в отношении которых допускается использование знака. Классификация определяет также сферу предпринимательской деятельности, где будет использоваться лицензиатом товарный знак.

Кроме того, подробно раскрываются способы использования товарного знака (размещение на товаре, упаковке или этикетке), возможность размещения знака на документации, рекламной продукции. Определяются способы отображения знака, в ряде случаев цветовая гамма, в которой допускается применение товарного знака. Указанные сведения составляют предмет лицензионного договора.

По общему правилу право использования, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (п. 1 ст. 1235). Использование товарного знака лицензиатом, выходящее за определенные договором пределы, влечет за собой ответственность за нарушение исключительного права. В частности, недопустимо использование лицензиатом товарного знака в отношении не включенных в договор классов МКТУ или воспроизведение товарного знака способом, отличающимся от способа, предусмотренного договором.

В качестве нарушения исключительных прав рассматривается использование товарного знака по прекращении действия договора (п. 3 ст. 1237).

В Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 171-О указывается, что отсутствие лицензионных (сублицензионных) соглашений с правообладателем или лицензиатом может быть причислено к фактам незаконного использования товарного знака и, следовательно, нарушению исключительного права.

Лицензиатом может быть выдана другому лицу сублицензия, если такая выдача разрешается лицензиаром (см. коммент. к ст. 1238). Правообладатель товарного знака вправе выдавать как исключительные, так и неисключительные лицензии (см. коммент. к ст. 1236).

В лицензионном договоре может быть указана территория действия договора. Например, лицензиар может потребовать складирования и реализации маркированной продукции на определенной территории. При отсутствии данной информации использование товарного знака лицензиат может осуществлять на всей территории РФ.

По общему правилу срок, на который заключается договор, не может превышать срок действия исключительного права на товарный знак. ГК предусматривает срок действия договора в течение пяти лет с момента его заключения при отсутствии в договоре указаний на конкретный срок.

Прекращение правовой охраны ведет к прекращению лицензионного договора. Однако если в течение срока действия договора исключительное право переходит от лицензиара к другому лицу, то исполнение лицензионного договора сохраняется без изменений, в первоначальном виде.

Существенным условием лицензионного договора признается цена. По общему правилу лицензиат обязуется выплатить лицензиару обозначенное в договоре вознаграждение. Вознаграждение выплачивается преимущественно либо в виде так называемых паушальных (фиксированных) платежей, либо в виде роялти (отчислений от прибыли или дохода).

ГК не допускает в случае отсутствия в договоре правила определения цены производить расчет цены в соответствии с п. 3 ст. 424 (аналогичная цена при сравнимых обстоятельствах). Лицензиар может в одностороннем порядке требовать расторжения договора и возмещения соответствующих убытков, если лицензиат в установленный срок не выплачивает предусмотренное договором вознаграждение.

ГК предусмотрена возможность заключения безвозмездного лицензионного договора. Однако в области средств индивидуализации в отличие от служебного изобретательства данный вид лицензии не находит широкого применения.

2. В п. 1 ст. 1489 ГК речь идет о требованиях, предъявляемых к качеству лицензионных товаров. В формулировках Закона о товарных знаках (ст. 26) выдвигалось требование о том, чтобы качество продукции лицензиата было не ниже качества продукции лицензиара. В постановлении ФАС МО от 22.05.2006 по делу N КГ-А40/4336-06 отмечается, что "существенным условием лицензионного договора является условие о качестве товаров лицензиата".

Поскольку у потребителей существуют определенные ассоциации выпускаемого товара с определенным товарным знаком и производителем маркированных товаров, необходимо сохранить качество товара, на котором лицензиатом будет размещаться товарный знак лицензиара.

С целью обеспечения сохранности правовой функции товарного знака - указания происхождения товара и его производителя и соответствия требованиям по качеству лицензиар вправе осуществлять специальный контроль за деятельностью лицензиата. Контроль, как правило, сводится к инспектированию производственной, рекламной и другой хозяйственной деятельности лицензиата. По требованию лицензиара в его адрес могут высылаться образцы готовой продукции, отчеты лицензиата. Форма отчетов разрабатывается по общему правилу обеими сторонами и включает в себя ряд показателей, также отражающих качество продукции (например, о соответствии выпускаемой продукции установленному технологической инструкцией стандарту качества). ГК в некоторой степени изменил подходы, выдвигая требования о соответствии лицензионной продукции требованиям лицензиара.

С целью уведомления потребителя о лицензионной продукции лицензиар вправе, помимо размещения на товаре своего товарного знака, требовать также указания на лицензионное происхождение товара. Вместе с тем ГК требует от лицензиара воздерживаться от действий, которые бы затрудняли лицензиату использование товарного знака в пределах, определенных в договоре. Поскольку выпускаемые по лицензии товары лицензиата и лицензиара (или нескольких лицензиатов) могут одновременно пребывать в имущественном обороте, важно определить территории сбыта, рекламной деятельности с тем, чтобы не создавать искусственных конкурентных барьеров.

ГК устанавливает солидарную ответственность для сторон по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товара. Споры о нарушении исключительных прав разрешаются в судебном порядке. При этом применяются общие правила, содержащиеся в ст. 1250, 1252, 1253, а также правила ст. 1515.

В период действия Закона о товарных знаках споры, возникающие при заключении договора отчуждения (уступки) товарного знака или лицензионного договора, подлежали рассмотрению арбитражным судом только в тех случаях, когда в договоре или отдельном письменном соглашении сторон была предусмотрена передача разногласий по договору на разрешение арбитражного суда (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27.01.1997 N 11 "О некоторых вопросах подведомственности арбитражному суду споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"*(297)).

К особенностям защиты прав лицензиата при нарушении третьими лицами исключительного права (в случае исключительной лицензии) ГК относит возможность использования способов, вытекающих из правил ст. 1250, 1252, 1253. Следует понимать, что при исключительной лицензии лицензиар вправе самолично не использовать свой товарный знак. Вместе с тем по общему правилу при нарушении исключительных прав лицензиар участвует в судебных спорах. Строго говоря, лицензиат не является обладателем исключительных прав. Однако ГК предусматривает для него возможность в случае исключительной лицензии защищать свои права. При этом "объем защиты прав пользователя исключительными правами (лицензиата) не может быть выше объема защиты прав правообладателя"*(298).

3. В п. 3 ст. 1489 ГК содержится норма, аналогичная норме п. 3 ст. 1488. В Российской Федерации ГК устанавливает, что к лицензионному договору применяются общие положения об обязательствах (ст. 307-419) и о договоре (ст. 420-453), если иное не установлено правилами разд. VII и не следует из содержания исключительного права.

В праве зарубежных стран лицензионные договоры регулируются нормами законодательства о товарных знаках, нормами договорного права и конкурентного права.

Правилами ст. 40 Соглашения ТРИПС установлено, что национальные законодательства могут предусмотреть соответствующие меры, препятствующие антиконкурентной практике, возникающей путем некоторых видов лицензирования.

В Российской Федерации действуют правила ст. 10-14 ФЗ "О защите конкуренции", которые направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции, регулирование "вертикальных" соглашений.

 

Статья 1490. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак

В сравнении с действовавшей нормой о регистрации договоров (ст. 27 Закона о товарных знаках) ст. 1490 ГК конкретизирует правила регистрации.

По смыслу п. 1 ст. 1490 ГК государственной регистрации подлежат не только договор об отчуждении исключительного права (в Законе о товарных знаках именуемый договором уступки) и лицензионный договор, но и другие договоры, посредством которых правообладатель распоряжается исключительным правом. К ним можно отнести договор коммерческой концессии, предметом которого является комплекс исключительных прав (ст. 1027); договор залога (п. 3 ст. 1232) и некоторые другие гражданско-правовые сделки.

Правило ст. 1490 конкретизирует предусмотренное ГК общее правило о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в частности, касательно необходимости соблюдения письменной формы договора.

 

Статья 1491. Срок действия исключительного права на товарный знак

Правила ст. 1491 ГК вводят новую норму о сроке действия исключительного права на товарный знак взамен существовавшей в Законе о товарных знаках нормы о сроке действия регистрации товарного знака (ст. 16).

По смыслу ГК возникновение и прекращение правовой охраны знака совпадает с возникновением и прекращением исключительного права (см. коммент. к ст. 1514).

Специфика регистрации знака и выдачи свидетельства на него состоит в том, что со дня подачи заявки на государственную регистрацию до момента регистрации и выдачи свидетельства протекает значительный период времени (более одного года).

1. Согласно нормам п. 1 ст. 1491 ГК исключительное право на знак действует со дня подачи заявки на государственную регистрацию, по общему правилу совпадающей с датой приоритета заявки. Таким образом, до момента выдачи свидетельства на товарный знак ГК устанавливает в отношении этого знака временную охрану (аналогичную временной охране на изобретение). В случае отказа в государственной регистрации режим временной охраны подлежит отмене.

2. Правилами п. 2 ст. 1491 ГК установлена возможность неоднократного продления срока действия исключительного права, что на практике может означать неограниченную временем правовую охрану знака.

В течение последнего года действия исключительного права заявителем подается заявление в патентное ведомство с ходатайством о продлении срока действия исключительного права. При этом необходима уплата соответствующей государственной пошлины. По окончании 10-летнего периода ГК предоставляет льготный шестимесячный срок, в течение которого при условии уплаты дополнительной пошлины также возможна подача заявления о продлении срока действия исключительного права.

3. В п. 3 ст. 1491 ГК речь идет о внесении данных, касающихся продления срока действия исключительного права, в свидетельство на товарный знак и в Государственный реестр. При изменении объема охраны за счет сокращения числа классов регистрации (МКТУ) в указанных документах производится соответствующая запись. Расширение правовой охраны в сравнении с первоначальным не допускается. Все записи об изменениях, касающихся наименования и имени правообладателя, незначительном изменении элементов знака и сокращении объема охраны вносятся в свидетельство и Государственный реестр при условии уплаты соответствующей пошлины (см. ст. 1505).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.