Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита права на товарный знак




 

Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака

По своему содержанию ст. 1515 ГК является относительно новой, поскольку в Законе о товарных знаках применяемые меры ответственности не были сведены воедино и имели отношение как к товарным знакам, так и к наименованиям мест происхождения товаров. Теперь в отношении товарного знака установлены самостоятельные меры ответственности, при этом применительно к данному средству индивидуализации действуют также положения ст. 1252 ГК, устанавливающей общие принципы защиты исключительных прав.

Ответственность, установленная ст. 1515 ГК, является внедоговорной, т.е. имеет характер санкции, применяемой за нарушение прав и охраняемых законом интересов владельцев средств индивидуализации, которые не состоят с правонарушителем в договорных отношениях.

По своей структуре ст. 1515 ГК носит комплексный характер и включает как нормы, определяющие характер нарушения исключительных прав на товарный знак, так и предусматривающие некоторые способы их защиты, а также устанавливающие виды гражданско-правовой ответственности за их нарушение.

1. В п. 1 ст. 1515 ГК вводится понятие контрафактной продукции, маркированной товарным знаком. Наряду с традиционной продукцией - товарами к контрафактной продукции отнесены и сопутствующие документы - этикетки и упаковки, если на них незаконно, т.е. без разрешения правообладателя, размещен товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения. Это означает, что предусмотренные меры ответственности могут быть применены не только к изготовителю товара, но и к изготовителям и заказчикам этикеток и упаковочного материала.

2. Право на защиту нарушенных прав на товарный знак принадлежит правообладателю, в роли которого может выступать владелец товарного знака или же его титульный пользователь - лицо, пользующееся товарным знаком на основании лицензионного договора. Помимо предусмотренных п. 1 ст. 1252 ГК способов защиты исключительных прав, правообладатель товарного знака в качестве особого способа защиты вправе потребовать от нарушителя изъятия из оборота и уничтожения контрафактной продукции, причем это изъятие и уничтожение должно быть произведено за счет нарушителя. Законом устанавливается, что исключение из этого правила составляют случаи, когда введение контрафактных товаров в оборот необходимо в общественных интересах. По всей видимости, при рассмотрении такого рода споров в суде необходимо обоснование социальной значимости введения определенного вида товара в оборот и разрешение вопроса о последствиях его уничтожения для потребителя. Представляется, что ответчик - нарушитель исключительных прав должен будет представить доказательства того, что его продукция, хотя и является контрафактной, тем не менее имеет особую социальную значимость, и ее уничтожение приведет к нарушению конкретного общественного интереса. Однако и в этом случае незаконно используемый товарный знак должен быть удален с товаров, документации и упаковки.

3. Аналогичные меры ответственности предусмотрены также в отношении лиц, нарушивших исключительные права правообладателя при оказании работ или услуг. Им вменяется в обязанность удаление товарного знака с материала, документации, рекламы, вывесок.

Удаление товарного знака с предметов, на которые он нанесен, не всегда возможно. В этом случае, исходя из смысла закона, уничтожению подлежит и сам предмет. В противном случае восстановления нарушенного права правообладателя не будет.

4. В качестве возмещения причиненного вреда правообладатель может потребовать возмещения причиненных убытков. Такая мера ответственности за нарушение исключительных прав на товарный знак существовала и в ранее действовавшем законодательстве. Однако судебная практика свидетельствует о том, что иски о возмещении убытков за нарушение исключительных прав практически не имеют места. При заявлении требования о возмещении убытков правообладателю необходимо доказать в силу ст. 15 ГК размер расходов, который необходимо понести для восстановления нарушенного права, что зачастую оказывается сложным ввиду специфики учета исключительных прав.

По выбору правообладателя в таких случаях может быть заявлен иск о выплате компенсации. Требование о применении данной меры ответственности является особым способом защиты, применимым в сфере правовой охраны средств индивидуализации.

Для заявления требования о выплате компенсации достаточно самого факта нарушения исключительных прав. Правообладатель может потребовать выплаты компенсации как таковой, однако непосредственно размер компенсации, подлежащий выплате, определяется судом, исходя из характера правонарушения. При этом суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя. Исходными для принятия решения являются принципы разумности и справедливости, а также соразмерность компенсации последствиям нарушения. Сумма, определяемая судом ко взысканию, не может быть выше заявленного истцом требования, но может быть меньше указанной в иске, однако не ниже низшего предела, установленного законом. Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда, в исковом заявлении должна быть указана цена иска (размер требуемой компенсации) в твердой сумме, исходя из которой определяется подлежащая уплате государственная пошлина (п. 43.1-43.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

Правообладатель может представить в обоснование заявленного требования расчеты своих затрат на восстановление нарушенных прав и денежную оценку негативных последствий, которые, по его мнению, наступили вследствие выявленного нарушения.

Также по требованию правообладателя может быть выплачена компенсация, определяемая исходя из двукратной стоимости товара, на котором незаконно размещен товарный знак, или же в двукратном размере стоимости права использования товарного знака. При заявлении такого требования потерпевшая сторона представляет доказательства стоимости товара или же доказательства стоимости права использования товарного знака. В последнем случае в качестве доказательств обычно представляются лицензионные договоры, заключенные в отношении спорного либо аналогичного товарного знака. При определении размера компенсации суд берет за основу вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию на момент совершения правонарушения (п. 43.4 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).

5. В силу ст. 1486 ГК правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Однако использование предупредительной маркировки возможно только после регистрации товарного знака. Нанесение предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака является ее незаконным использованием и влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 180 УК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.