Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения. Право на наименование места происхождения товара




Право на наименование места происхождения товара

 

 

Статья 1516. Наименование места происхождения товара

1. В соответствии с п. 1 ст. 1516 ГК наименованием места происхождения товара признается обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта.

Наименование места происхождения товара, выступая средством индивидуализации товара, может отображать современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование географического объекта (например, наименования "Ессентуки", "Хохлома").

В качестве наименования места происхождения товара может быть использовано и производное от конкретного наименования места происхождения обозначения. Допускается, что наименование может содержать указание на родовое обозначение товара, фантазийное обозначение, цифру или число, которые не имеют самостоятельной правовой охраны (Ростовская финифть, Ессентуки-17).

В качестве обязательного условия для охраноспособности всех вышеприведенных наименований является связь между особыми свойствами товара и характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Вместе с тем под географическим объектом по смыслу ст. 1516 ГК понимают наименование страны, городского или сельского поселения, района. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (в ред. от 27.10.2008)*(302) в качестве географических объектов признаются существующие или ранее существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты.

Особые свойства товара, проявляющиеся под влиянием природных и (или) людских факторов, отличают данные товары от аналогичных. К природным факторам относят, в частности, конфигурацию местности, климат, состав почвы, воды, среднегодовую температуру воздуха. К людским факторам относят определенные навыки мастерства по производству конкретного товара, например, Вологодские кружева, Каслинское литье, Федоскинская лаковая миниатюра. Проявляющиеся особые свойства товара должны носить стабильный характер. Для регистрируемых в качестве наименования обозначений проверяется зависимость особых свойств товара от природных условий или людских факторов, или обоих факторов одновременно.

На использование наименования места происхождения товара может быть признано исключительное право производителя данного товара (ст. 1229 и 1519).

С точки зрения субъективного права не совсем ясна монопольная позиция группы лиц в отношении какого-либо обозначения. Тем не менее, на наш взгляд, выбранная законодателем позиция может быть объяснена в рамках конкурентного права.

В п. 2 ст. 2 Парижской конвенции отмечается, что объектами охраны промышленной собственности являются, среди прочих, указания происхождения или наименования места происхождения товаров. Под указаниями происхождения понимаются обозначения, используемые для того, чтобы показать, что данный товар произведен определенной страной или группой стран, в конкретном районе или ином определенном месте. Наименование места происхождения в современном праве рассматривается как частное понятие более общего понятия "указания происхождения" и определяет связь между качеством, особыми свойствами товара и местом его происхождения. В Парижской конвенции не содержится положений об условиях и критериях предоставления правовой охраны наименованиям места происхождения товара. В п. 1 ст. 10 Конвенции указывается на возможность наложения ареста на ввоз товаров, незаконно маркированных товарным знаком.

Правила ст. 10 Конвенции распространяются и на товары с использованием ложных указаний о происхождении товаров. Поскольку понятие "ложное указание происхождения товара" в ряде стран рассматривается как многозначное (в частности, как указание имени собственного или как указание подлинности лица, производящего товар) важной представляется новелла, содержащаяся в п. 2 ст. 10 Парижской конвенции о том, что понятие "указание происхождения" применяется в Конвенции в смысле "географических указаний происхождения"*(303). Следует подчеркнуть, что правилами ГК также предусмотрена правовая охрана наименований происхождения как частного понятия "указаний происхождения товара" в смысле указания его географического происхождения. Недопустимость введения потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара урегулирована нормами п. 3 ст. 1519.

В Соглашении ТРИПС (п. 2-4 ст. 22) также содержатся нормы, запрещающие регистрацию географических указаний в отношении товаров, если заявленное географическое обозначение указывает их ложное место происхождения.

В п. 1 ст. 22 Соглашения ТРИПС указывается, что географические указания - это обозначения, с помощью которых идентифицируются товары из определенных географических районов, местностей или областей; при этом существенные качества товара, его репутация и другие особые свойства товара преимущественным образом определяются его географическим происхождением. Обратим внимание на отсутствие в данной формулировке взаимосвязи товара с природными и человеческими ресурсами, которая необходима для наименования места происхождения товара.

В зарубежных странах правовая охрана наименований места происхождения товаров существует либо в рамках регистрационной системы (в частности, регистрации коллективных и сертификационных знаков), либо на основании административных актов. Рядом стран подписываются двусторонние договоры. Основной целью этих договоров является резервирование обозначений отдельных географических объектов с тем, чтобы не допустить их регистрации для торговых партнеров в качестве товарных знаков.

Однако на практике отсутствие во многих странах регистрационной системы в отношении указаний происхождения заставляет потенциальных правообладателей делать выбор в пользу правовой охраны товарного знака, содержащего как элемент указание происхождения, что разрешено законодательством многих стран. Так, в Европейском Союзе вступление в силу Директивы 89/104 ЕЭС о гармонизации законодательства о товарных знаках создало возможность регистрации коллективных знаков ЕС. Особое внимание географическим указаниям уделяется во Франции, Португалии и Испании как странах - производителях некоторых традиционных продуктов (в частности, сыров и вин)*(304). В США предусмотрена возможность регистрации сертификационных знаков. В Японии понятие коллективных товарных знаков отсутствует, а в Южной Корее допускается охрана указаний происхождения товаров, за исключением известных географических указаний.

2. В п. 2 ст. 1516 ГК речь идет о невозможности охраны в качестве наименования обозначения, вошедшего во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида и не связанное с местом его производства.

При широком интенсивном использовании наименования могут приобретать высокую репутацию и быть ценными коммерческими активами. Однако при этом может исчезать связь между товаром и географическим объектом, теряться различительная способность наименования. Например, обозначение "Вологодское масло" уже не вызывает у потребителя ассоциаций с российским городом, а "Коньяк" (Cognac) - не связывается с городом во Франции.

Следует отметить, что одно и то же обозначение в одной стране может выступать как географическое указание, а в другой - как родовое понятие (например, "Шампанское" - соответственно, во Франции и в России).

 

Статья 1517. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации

Статья 1517 ГК, являясь новой, устанавливает правило о действии исключительного права использования наименования места происхождения товара. При этом отдельные новеллы п. 1 данной статьи воспроизводят нормы ст. 31 Закона о товарных знаках.

1. Согласно п. 1 ст. 1517 ГК на территории РФ действует исключительное право использования наименования места происхождения товара.

Исключительное право на наименование относят не к традиционным исключительным правам, предполагающим монопольное (абсолютное) право использования одним лицом, а к "квазиабсолютным" правам*(305).

Данное право может принадлежать одновременно нескольким лицам. Каждое из этих лиц вправе защищать свое исключительное право предусмотренными законом способами. Возникновение исключительного права на наименование места происхождения товара следует из регистрации, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом).

В соответствии с территориальным характером исключительное право распространяет действие на всю территорию РФ.

Помимо возникновения исключительного права из факта государственной регистрации наименования, правилами ГК предусмотрена охрана наименований места происхождения товаров в соответствии с международными договорами. В число многосторонних соглашений входит Парижская конвенция и два договора, подписанных в рамках Союза: Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения от 1891 г. и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации от 1958 г. Следует отметить, что в двух последних международных договорах Российская Федерация не принимает участия.

2. В соответствии с п. 2 ст. 1517 ГК географический объект, расположенный в иностранном государстве, может быть зарегистрирован в России как наименование места происхождения товара. При этом необходимо соблюсти условие его охраны в иностранном государстве как стране происхождения в качестве наименования. По смыслу ст. 1517 представляется возможным сделать вывод и о допустимости охраны в стране происхождения в качестве географического указания.

Обладателем исключительного права на данное наименование в России может быть признано лицо, правомерно использующее наименование в стране происхождения.

Правилами ст. 1517 ГК предотвращается введение потребителей в заблуждение относительно происхождения конкретного товара. Например, обозначение "Венецианское стекло" может быть зарегистрировано в России исключительно итальянскими производителями стеклянных изделий и только после получения соответствующей охраны на территории Италии.

 

Статья 1518. Государственная регистрация наименования места происхождения товара

Статья 1518 ГК является новой в части признания исключительного права, удостоверяемого свидетельством. Вместе с тем в ее содержании отражены правила п. 1 ст. 31 (о возникновении правовой охраны на основании государственной регистрации), п. 3 ст. 31 (о возможности регистрации одного наименования несколькими лицами, производящими в том же географическом объекте товар с аналогичными особыми свойствами) Закона о товарных знаках.

1. Согласно п. 1 ст. 1518 ГК наименование признается и охраняется в силу государственной регистрации. Зарегистрировать наименование места происхождения товара может одно или несколько граждан либо одно или несколько юридических лиц. По смыслу ст. 1518 ГК предусматривается, что физическое либо обязано выступать в качестве производителя товара (см. коммент. к ст. 1516).

Поскольку одно наименование может быть использовано несколькими производителями данного товара, то следует признавать некоторое сходство правовой природы наименования места происхождения с коллективным знаком.

2. В соответствии с правилами п. 2 ст. 1518 ГК возможность регистрации одного наименования несколькими лицами следует из признания допустимости исключительного права на наименование всеми производителями конкретного товара, выпускающими его с особыми свойствами. Производство товара должно размещаться в границах одного и того же географического объекта.

Совокупность особых свойств товара определяет область действия исключительного права на наименование места происхождения товара. Указанные свойства должны быть не только связаны с географическим объектом, но и носить стабильный характер.

Исключительное право на наименование осуществляется при использовании этого наименования. Удостоверяется исключительное право выдачей Роспатентом охранного документа - свидетельства.

Различают впервые зарегистрированное наименование места наименования товара и все последующие (так называемые "вторичные" регистрации). Последующие регистрации предпринимаются производителями, которые обязаны подтвердить соответствие особых свойств товаров заявленным первым правообладателем.

Следует подчеркнуть, что свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует со дня подачи заявки на регистрацию наименования в Роспатент (п. 1 ст. 1531).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.