Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения. Право на товарный знак и право на знак обслуживания




Право на товарный знак и право на знак обслуживания

 

 

Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания

Правилами ГК внесены некоторые изменения в легальное определение товарного знака. Во-первых, путем отграничения товарного знака от знака обслуживания. Во-вторых, уточнением субъектного состава лиц, которым может предоставляться исключительное право на товарный знак.

1. В соответствии с п. 1 ст. 1477 ГК в качестве товарного знака признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров в имущественном обороте, позволяющее выделять в обороте товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве обозначения могут быть использованы различные символы, знаки, слова, их комбинационные сочетания (ст. 1482).

Товарные знаки размещаются на товаре, его упаковке, официальной и рекламной документации и т.д.

Одним из главных требований, предъявляемых ГК к товарному знаку, является его различительная способность, которая позволяет индивидуализировать товар, привлечь и заинтересовать потребителя.

Товарный знак в имущественном обороте выступает связующим звеном между производителями товаров и потребителями. Для обладателей товарных знаков важно с помощью данного средства индивидуализации упрочить свою позицию на товарных рынках.

Основная правовая функция товарного знака по индивидуализации товара проявляется в доведении сведений о происхождении данного товара (его производителе - хозяйствующем субъекте) и установлении конкретной взаимосвязи между однотипными (так называемыми "однородными") товарами и лицами, их производящими.

Товарный знак является также правовым средством по завоеванию конкурентных преимуществ в обороте. Гарантируя потребителю определенное качество товара, юридические лица и индивидуальные предприниматели получают ряд преимуществ для реализации маркированных товаров.

Основанием для возникновения исключительного права (ст. 1229), позитивная и негативная функция которого осуществляется посредством самоличного использования товарного знака и разрешения или запрета использования другим лицам, является государственная регистрация (ст. 1480).

В результате регистрации товарного знака юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право (ст. 1481).

Возникновение исключительного права на основе государственной регистрации признается в подавляющем числе зарубежных государств. Регистрация и выдача охранных документов по общему правилу осуществляется национальными патентными ведомствами. В ряде стран (в частности, в США, Канаде) возникновение исключительного права на товарный знак ставится в зависимость от фактического использования знака в хозяйственной деятельности, что полностью соответствует требованиям Соглашения ТРИПС (п. 1 ст. 15). Однако для осуществления международных регистрации и в указанных государствах необходима регистрация товарного знака в Патентном ведомстве. При регистрации товарного знака факт использования товарного знака до истечения трехлетнего периода со дня подачи заявки не принимается во внимание. Указанный подход согласуется с правилами п. 1 ст. 15 Соглашения ТРИПС.

2. Правилами п. 2 ст. 1477 ГК приравнивается правовое регулирование товарного знака и знака обслуживания. Из положений ст. 6-sexies Парижской конвенции следует, что государства - члены Союза обязуются охранять знаки обслуживания. Однако это положение не обязывает принимать специального законодательства по поводу знаков обслуживания. Национальному законодателю предоставляется выбор включения в свое законодательство положений по правовому регулированию знаков обслуживания, либо предоставления охраны другими правовыми средствами (например, нормами законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции). Правилами ГК предусмотрен одинаковый правовой режим для товарных знаков и знаков обслуживания. Этот подход не противоречит также требованиям ст. 16 Договора о законах по товарным знакам (Женева, 27.10.1994)*(284). Таким образом, одно и то же обозначение может быть зарегистрировано и в качестве товарного знака, и в качестве знака обслуживания.

При регистрации учитываются положения Ниццкого соглашения о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (Ницца, 15.06.1957)*(285).

Учрежденная данным Соглашением Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) обязательна в применении при подаче заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Включенные в МКТУ услуги охватывают, в частности, услуги по транспортировке, хранению, рекламу, банковские операции, информационное обслуживание и ряд других услуг.

Регистрация по одному и тому же классу МКТУ позволяет сформулировать понятие "однородные", т.е. аналогичные товары и услуги. Данное понятие имеет важное значение при рассмотрении экспертизой вопроса сходства и смешения товарных знаков по аналогичным товарам для последующего вынесения решения о выдаче свидетельства.

 

Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак

Правилами ст. 1478 ГК внесено уточнение в сравнении с ранее действовавшим законодательством относительно субъектов права на товарный знак. Вместо понятия "физическое лицо" правилами ГК введено понятие "индивидуальный предприниматель".

В качестве субъектов права на товарный знак ГК указывает на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, т.е. физических лиц, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли.

Согласно п. 1 ст. 2 Парижской конвенции государства - члены Союза обязуются предоставлять на основе принципа национального режима равный объем прав юридическим и физическим лицам каждой страны Союза.

 

Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации

Статья 1479 ГК является новой для законодательства о товарных знаках. В ранее действовавшем Законе о товарных знаках п. 1 ст. 2 указывал лишь на возможность предоставления правовой охраны товарному знаку в России на основании закона и в силу международных договоров.

В ст. 1479 ГК идет речь о территориальном характере действия исключительного права. При выдаче федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности свидетельства на товарный знак возникшее исключительное право действует на всей территории РФ.

В то же время для признания права на товарный знак в другом государстве правообладателю необходимо произвести регистрацию знака в соответствующем государстве, согласуясь с национальным законодательством каждой конкретной страны. Зарегистрированный в одной стране товарный знак остается независимым и несвязанным юридической судьбой с аналогичными регистрациями, осуществленными в том числе в стране происхождения (принцип независимости знаков).

Правилами ГК предусмотрена также возможность осуществления международной регистрации товарного знака, в частности, в соответствии с положениями Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (Мадрид, 14.04.1891) (в ред. от 14.07.1967)*(286) и Протокола к нему (Мадрид, 28.06.1989)*(287), который является самостоятельным соглашением. Российская Федерация участвует в обоих международных договорах (см. коммент. к ст. 1507).

В отдельных случаях на территории РФ признается исключительное право на товарные знаки в порядке, установленном международными договорами. Так, согласно ст. 6 bis Парижской конвенции в отношении общеизвестных товарных знаков возможно признание исключительных прав без государственной регистрации. Общеизвестные товарные знаки получают расширенную правовую охрану (см. коммент. к ст. 1508, 1509).

Исключительное право, основанное на положениях международного договора, влечет за собой следующее правило: порядок действия, ограничения, осуществления и защиты исключительного права подчинен нормам ГК и не зависит от законодательства страны, где возникло исключительное право, если только ГК или международным договором не предусмотрено иное (ст. 1231 ГК).

 

Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака

Регистрация товарных знаков возложена на Роспатент, являющийся федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В случае положительного решения государственной экспертизы о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака и после уплаты соответствующих пошлин товарный знак включается в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания (ст. 1503 и 1505 ГК).

 

Статья 1481. Свидетельство на товарный знак

1. Согласно п. 1 ст. 1481 ГК выдача свидетельства осуществляется Роспатентом в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. На основании государственной регистрации определяется объем правовой охраны товарного знака*(288).

Форма свидетельства разрабатывается Роспатентом*(289). В свидетельстве указываются сведения о правообладателе, перечень товаров и услуг в соответствии с МКТУ, по которым произведена регистрация, оттиск товарного знака, который должен визуально восприниматься, дата регистрации товарного знака и некоторые другие сведения.

2. В п. 2 ст. 1481 ГК указывается на то, что свидетельством удостоверяется приоритет и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

В п. 2 информационного письма Президиума ВАС от 29.07.1997 N 19 отмечается, что исключительное право определяется в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве на товарный знак. При этом свидетельство может быть выдано на часть товаров одного класса.

По общему правилу дата приоритета совпадает с датой подачи соответствующим образом оформленной заявки на регистрацию в патентное ведомство. Установление в свидетельстве приоритета является правообразующим фактом для международной регистрации товарного знака. Согласно правилам ст. 4 (С) Парижской конвенции конвенционный приоритет на товарный знак равен шести месяцам и исчисляется с даты подачи первой заявки. Кроме того, дата приоритета, преимущественным образом совпадающая с датой подачи заявки на регистрацию, определяет срок действия исключительного права на товарный знак (ст. 1491 ГК).

 

Статья 1482. Виды товарных знаков

1. Правилами п. 1 ст. 1482 ГК устанавливается, что заявляемые для регистрации в качестве товарного знака обозначения могут представлять собой различные знаки, слова, символы, их комбинации, как в плоскостном, так и в объемном представлении.

В качестве объемных обозначений заявляются трехмерные объекты, фигуры и композиции линий.

В качестве звуковых обозначений могут заявляться известные и редкие звуки, встречающиеся в природе, песни, созвучия, а также музыкальные произведения.

Согласно ст. 6 quinqies Парижской конвенции, государства - члены Союза не обязаны расширять понятие товарного знака в своем национальном законодательстве. Если, например, звуковой знак зарегистрирован в качестве товарного знака в стране происхождения, но не соответствует понятию товарного знака в другой стране, последняя страна не обязана регистрировать данный знак.

Страной происхождения по смыслу ст. 6 quinqies Парижской конвенции признается страна, где заявитель имеет эффективное и серьезное промышленное или торговое предприятие. При этом любой товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняться таким, как он есть. Требование регистрации "таким как он есть" выдвигается с тем, чтобы заявитель не мог свободно избирать страну, в которой наиболее легким способом можно осуществить регистрацию. Оговорка, указанная в ст. 6 quinqies, затрагивает случаи, когда знаки отличаются лишь элементами, не изменяющими и не затрагивающими его различительную способность. Примерами таких несущественных отличий являются перевод некоторых элементов знака в связи с регистрацией и использованием знака в другой стране (например, Adidas-Adidac, Dalasin-Dalacin).

Предусмотренный правилами ГК подход полностью соответствует положениям ст. 15 Соглашения ТРИПС. Согласно п. 1 ст. 15 Соглашения ТРИПС, обозначение может включать, в частности, цифры, буквы, изобразительные элементы и сочетания цветов. При этом характер товаров или услуг, для которых используется товарный знак, не является препятствием для регистрации (п. 4 ст. 15 Соглашения ТРИПС).

2. В соответствии с п. 2 ст. 1482 ГК товарные знаки могут быть зарегистрированы как в черно-белом, так и в цветном изображении. В заявке на регистрацию товарного знака должен указываться цвет или цветовое сочетание.

 

Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

Правилами ст. 1483 ГК вносятся изменения в сравнении с ранее действовавшим законодательством. Согласно данной статье не допускается не только тождество обозначения со знаком, как было ранее (Закон о товарных знаках), но и их сходство до степени смешения. Данная новелла направлена на предотвращение регистрации, приводящих к утере товарным знаком основной функции по индивидуализации товара в имущественном обороте.

Правила ст. 1483 ГК раскрывают основания, которыми руководствуется государственная экспертиза при вынесении решения о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака или решения об отказе в регистрации.

1. Согласно п. 1 ст. 1483 ГК главным требованием, предъявляемым к заявленному обозначению, является его различительная способность, которая позволяет товарному знаку выполнять в обороте главную функцию индивидуализации - происхождения товара или услуги.

При этом правило ГК конкретизирует, что положения п. 1 ст. 1483 не распространяют действие на обозначения, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Подобная ситуация возможна, если заявленное обозначение в течение определенного времени интенсивным образом использовалось в обороте, тем самым становясь узнаваемым для третьих лиц.

Не допускается регистрация обозначений, если они представляют совокупность элементов, каждый из которых либо является общепринятым, вошедшим во всеобщее употребление в отношении определенных товаров; либо служит для обозначения ряда качественных или количественных характеристик товара, место и способ их производства и сбыта; либо напрямую представлено формой товара, которая отражает назначение товара. Например, обозначение "напиток" является общепринятым в отношении всех видов минеральной воды.

Обозначение "ксерокс" признается вошедшим во всеобщее употребление и как результат, потерявший различительную способность. В частности, все количественные обозначения единиц массы, времени, скорости (кг, час, км/час) признаются количественными характеристиками товара.

Если на регистрацию заявлено обозначение, включающее географическое указание, правовая охрана предоставляется преимущественным образом на условиях признания такого указания как неохраняемого элемента. В ряде случаев, если заявлено малоизвестное географическое название, неизвестное разумному потребителю, правовая охрана предоставляется обозначению в целом. Например, предоставлена правовая охрана обозначению "Мутовки" в отношении товара "посуда деревянная"*(290).

Не допускается также регистрация в качестве товарного знака обозначения, состоящего только из элемента, представляющего собой форму товара, если эта форма определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товара. На практике в качестве объемных заявляются обозначения, представляющие собой форму товара, его частей или упаковки.

В качестве объемных обозначений заявляются различного рода упаковки, бутылки, коробки, флаконы. При оценке экспертизой должно быть выявлено, в результате чего возникла форма обозначения, является ли форма следствием оригинального исполнения. Например, могут быть признаны в качестве товарного знака объемные обозначения, выполненные в виде бутылок оригинальной формы.

Последствием включения в обозначение исключительно вышеприведенных элементов также является утеря обозначением в целом своей различительной способности.

Однако если помимо вышеприведенных элементов в обозначение включается элемент с выраженным оригинальным характером и занимает доминирующее положение, то правилами ст. 1483 допускается остальные элементы включить в товарный знак. Данные элементы приравниваются к неохраняемым по отдельности, но признаются охраноспособными в общей совокупности с оригинальным элементом.

2. Согласно п. 2 ст. 1483 ГК в соответствии с международным договором РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих исключительно из некоторых элементов. К подобным элементам ГК относит государственную символику*(291), наименования международных и межправительственных организаций (полные и сокращенные), различного рода официальные клейма, печати и награды. Запрет на регистрацию распространяется не только на тождественные обозначения, но и на сходные с вышеуказанными до степени смешения.

Правилами ГК уточняется, что препятствием для регистрации выступают не только тождественные с указанными элементы, но и сходные с ними до степени смешения. Например, не допускается регистрация как обозначения "ЮНЕСКО", так и вызывающих с ним ассоциации других словесных обозначений.

В то же время по аналогии с правилами п. 1 ст. 1483 ГК допускается включение в товарный знак вышеуказанных элементов как неохраняемых при наличии согласия со стороны соответствующего компетентного органа.

3. Правилами п. 3 ст. 1483 ГК устанавливается еще два важных положения, препятствующих регистрации обозначения в качестве товарного знака.

Первое основание не допускает регистрацию обозначения, которое не обеспечивает правовую функцию товарного знака по индивидуализации товара и указанию его происхождения. Подобные элементы вводят потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. По основанию, предусмотренному данным правилом, не допустима регистрация всех обозначений, содержащих указание на ложное место происхождения товара или услуги. Подобный запрет может рассматриваться как общий принцип охраны интересов потребителей и пресечения недобросовестной конкуренции.

Второе основание направлено на защиту общественных интересов, принципов гуманности и морали. Так, была запрещена регистрация обозначения "компромат.ru", как содержащего элемент, противоречащий принципам гуманности и морали, поскольку такое обозначение указывает на информацию, порочащую деятельность и репутацию иных лиц*(292).

4. В п. 4 ст. 1483 ГК речь идет о недопустимости регистрации обозначений, которые воспроизводят официальные наименования или особо ценные объекты культурного и природного наследия Российской Федерации без разрешения соответствующих органов или уполномоченных лиц. Понятие объектов культурного наследия приводится в ст. 3 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. 30.11.2010)*(293). Понятие "особо ценные объекты культурного наследия" раскрывается в п. 1 ст. 9 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"*(294).

5. Правила п. 5 ст. 1483 ГК направлены на изъятие из регистрации обозначений, которые могли бы ввести потребителя в заблуждение относительно географического происхождения ряда спиртных напитков и вин. Данное основание согласуется с соответствующими международными договорами в области географических указаний, в которых принимает участие Российская Федерация.

6. Правилами п. 6 ст. 1483 ГК содержатся так называемые относительные основания для отказа в регистрации товарного знака.

В ряде случаев даже при наличии у обозначения различительной способности обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

В п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности"*(295) указано, что обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Вместе с тем касательно однородности сравниваемых товаров и услуг, в отношении которых исследуется сходство товарных знаков, следует учитывать, что несмотря на различия в классах товаров по МКТУ, товары могут быть признаны однородными. Согласно ст. 2 Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (см. коммент. к ст. 1234) принятая классификация товаров и услуг не влияет на оценку однородности товаров и услуг.

При рассмотрении в судебном порядке вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы, поскольку не требует специальных знаний.

Кроме того, по смыслу ст. 1483 к подобным основаниям относят признание правовой охраны в соответствии с международным договором РФ при условии более раннего приоритета в отношении однородных товаров. И наконец, получение правовой охраны в отношении товарного знака, который признан в Российской Федерации общеизвестным, также в отношении однородных товаров.

При условии получения согласия от правообладателя допускается регистрация обозначения, сходного до степени смешения с вышеприведенными товарными знаками (зарегистрированными или находящимися в стадии рассмотрения заявки на регистрацию).

7. В п. 7 ст. 1483 ГК речь идет о недопустимости регистрации в качестве товарного знака в отношении любых товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием места происхождения товара.

Исключениями признаются регистрации, при которых, во-первых, заявляемое обозначение включает в себя наименование места происхождения товара в качестве неохраняемого элемента. Во-вторых, обозначение регистрируется правообладателем этого наименования. В-третьих, регистрация испрашивается в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения.

8. Правила п. 8 ст. 1483 ГК указывают, что обозначения не могут получить правовую охрану в качестве товарных знаков, если они тождественны или сходны до степени смешения с охраняемым в соответствии с ГК наименованием места происхождения товара в отношении любых товаров; с охраняемым фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами); с охраняемым селекционным достижением, зарегистрированном в Государственном реестре (см. коммент. к ст. 1414); если права на указанные объекты у других лиц возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

9. Правила п. 9 ст. 1483 ГК посвящены, в частности, основаниям, которые препятствуют регистрации в качестве товарного знака обозначений без получения соответствующего согласия правообладателя, если эти обозначения являются тождественными некоторым объектам авторского права (в частности, известным на территории РФ произведениям науки, литературы или искусства; имени, псевдониму, портрету известного на территории РФ лица). Возникновение авторских прав на соответствующие произведения должны при этом возникнуть ранее даты приоритета регистрируемого в качестве товарного знака обозначения.

Кроме того, правилами ст. 1483 ГК запрещается регистрация в качестве товарного знака обозначений, тождественных промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. В ст. 1483 не сказано о распространении подобного запрета на указанные объекты, имеющие не тождество, а сходство до степени смешения. Представляется, что на практике доменное имя имеет не полное тождество с товарным знаком, отличаясь от него некоторыми элементами.

10. Правилами п. 10 ст. 1483 ГК указывается, что правовая охрана не может быть предоставлена обозначениям, которые на территории РФ признаются товарными знаками в соответствии с международными договорами, в которых принимает участие Российская Федерация.

Все вышеприведенные основания соответствуют требованиям Парижской конвенции (статьи 6 ter, 6 quinqies). На необходимость соблюдения соответствующих положений Парижской конвенции указывается и в правилах п. 2 ст. 15 Соглашения ТРИПС о том, что отказ в регистрации знака возможен только, если основания для отказа соответствуют нормам Парижской конвенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.