Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Получение патента на селекционное достижение. Прекращение действия патента на селекционное достижение




 

Статья 1433. Заявка на выдачу патента на селекционное достижение

Нормы ст. 1433 ГК не являются новыми для отечественного законодательства, поскольку ст. 5 Закона о селекционных достижениях также устанавливала, что право на подачу заявки принадлежит селекционеру или его правопреемнику, если иное не установлено законом или договором.

1. Субъектом, обладающим правом на подачу заявки на выдачу патента, является сам селекционер (автор достижения) либо его правопреемник. Отсюда следует, что если автором достижения может быть только физическое лицо, то заявителем - как физическое, так и юридическое лицо. В соответствии со ст. 1430 ГК, если селекционное достижение выведено или создано при выполнении служебного задания или служебных обязанностей, право на подачу заявки на выдачу патента принадлежит работодателю, если договором между селекционером и работодателем не предусмотрено иное.

Объем прав и обязанностей субъектов, имеющих право на получение патента на селекционное достижение, меняется в зависимости от основания, по которому было создано, выведено или выявлено селекционное достижение. К примеру, если селекционное достижение является служебным, то при отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином, работник должен письменно уведомить работодателя о создании, выведении или выявлении в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата, в отношении которого возможно предоставление правовой охраны в качестве селекционного достижения. Следовательно, работодатель может получить патент, если селекционное достижение было создано работником при выполнении им служебных обязанностей (служебного задания) и договором между автором и работодателем не предусмотрено иное. Соответственно, если заявитель является работодателем, он должен подтвердить наличие договора с автором селекционного достижения. Такая же норма содержалась в ст. 5 Закона о селекционных достижениях.

Характерно, что ст. 1433 ГК не оговаривает права на подачу заявки несколькими заявителями, однако сопоставление ее диспозиции с п. 3 ст. 1439 ГК дает основания полагать, что заявка может быть подана несколькими заявителями, в этом случае патент будет выдан лицу, указанному в заявке первым. Данное положение аналогично ст. 12 Закона о селекционных достижениях.

2. Практическое использование ст. 1433 ГК основано на Правилах составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение, утв. Минсельхозпродом России от 14.10.1994 N 2-01/3, в соответствии с которыми в заявке должны быть указаны:

- название рода и вида (русское и латинское);

- имя и адрес заявителя;

- предлагаемое название селекционного достижения и селекционный номер;

- происхождение селекционного достижения с указанием метода создания и исходные (родительские) формы;

- особенности поддержания и размножения селекционного достижения;

- признаки селекционного достижения, характеризующие отличительные особенности;

- названия похожих селекционных достижений и признаки, по которым они отличаются от заявляемого селекционного достижения;

- особые условия для испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность (если они имеются).

Анкета сорта (породы) подписывается заявителем.

Если заявка подается на многолинейный сорт (породу) или популяцию (самоопылителей и вегетативно-размножаемых растений), она должна содержать анкеты на все линии этого сорта (породы) с указанием их процентного соотношения.

Требование о заполнении анкеты селекционного достижения предусмотрено и в подп. 2 п. 2 ст. 1433 ГК.

Кроме анкеты заявители обязаны представить документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере либо основания для освобождения от ее уплаты, или для уменьшения ее размера, или для отсрочки ее уплаты. Более детально размеры пошлин, а также юридически значимые действия, за которые взимается пошлина, определены Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 735.

3. Прием и экспертизу заявок на выдачу патента на селекционные достижения проводит ФГУ "Госсорткомиссия" в соответствии с Правилами, утв. Минсельхозпродом России от 14.10.1994 N 2-01/3. Утвержденный порядок предоставляет заявителю право в течение месяца с даты поступления заявки в федеральный орган дополнять, уточнять, вносить изменения в материалы заявки. Эти действия не облагаются дополнительной пошлиной.

На период с даты поступления заявки и до даты выдачи патента заявителю предоставляется временная правовая охрана селекционного достижения. (О порядке и условиях использования селекционного достижения, находящегося под временной правовой охраной, см. коммент. к ст. 143.)

Процесс признания селекционного достижения объектом правовой охраны предусматривает не только составление и подачу заявки на выдачу патента на селекционное достижение, но и получение положительного заключения по заявке. Для этого осуществляется проверка соответствия селекционного достижения критериям охраноспособности и удовлетворения его наименования требованиям ст. 1419 ГК.

 

Статья 1434. Приоритет селекционного достижения

Содержание ст. 1434 ГК практически повторяет положения ст. 7 Закона о селекционных достижениях, за одним исключением: в ней не упоминаются заявки на допуск к использованию. Иначе говоря, новая норма предусматривает только одно основание, по которому определяется приоритет - дата поступления заявки в Госсорткомиссию, а при конкуренции поступивших заявок - дата их отправки.

Сравнительно-правовой анализ оснований приоритета селекционного достижения и других результатов интеллектуальной деятельности показал, что для изобретения, полезной модели и промышленного образца приоритет определяется по совокупности юридических фактов. В частности, ст. 1381 ГК устанавливает несколько способов определения приоритета для вышеуказанных результатов интеллектуальной деятельности.

Если же речь идет о селекционных достижениях, которые не могут иметь аналогов без исходного семенного материала, то необходимость в нормах, детально регулирующих определение приоритета на данный результат интеллектуальной деятельности, отсутствует. Если все-таки теоретически смоделировать такую ситуацию, то, руководствуясь ст. 6 ГК, можно применить аналогию закона, т.е. нормы, регламентирующие порядок определения приоритета в отношении изобретения, полезной модели и промышленного образца (ст. 1383 ГК).

 

Статья 1435. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента

1. Суть данного юридически значимого действия состоит в том, что осуществляется проверка соответствия представленных документов формальным требованиям.

Формальная (предварительная) экспертиза проводится и при рассмотрении заявки на изобретение (ст. 1384 ГК).

Статья 1435 ГК позволяет выявить пробел в законодательстве, поскольку она не содержит положений о продлении или восстановлении срока проведения предварительной экспертизы и не устанавливает предельного срока, в течение которого заявитель должен представить запрашиваемые документы. Упоминается лишь некий "установленный срок", который в самой ст. 1435 никак не определен, в то время как применительно к другим результатам интеллектуальной деятельности такие сроки определены. К примеру, п. 4 ст. 1497 ГК предоставляет лицам, подавшим заявку на товарный знак, два месяца для представления дополнительных материалов; п. 3 ст. 1523 ГК устанавливает, что дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен при условии, что ходатайство поступило до истечения этого срока. Еще более льготный режим для заявителей на изобретение предусмотрен п. 2 ст. 1389 ГК: ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть подано в течение 12 месяцев со дня истечения установленного срока.

Статья 1435 ГК не содержит сведений о последствиях нарушения месячного срока проведения предварительной экспертизы. Конечно, можно предположить, что заявитель, в том числе и селекционер, наделяются правом требовать проведения предварительной экспертизы в установленный срок. Однако это правомочие следует отнести к декларативным, поскольку оно не обеспечено соответствующей гарантией. К примеру, если по материалам, поступившим в федеральный орган, не проводится предварительная экспертиза и у заявителя нет решения об отказе в принятии заявки к рассмотрению, то фактически он лишен права обжаловать нарушение срока проведения предварительной экспертизы, сколько долго оно ни продолжалось бы.

2. Согласно п. 4 Правил составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Этим правом он может воспользоваться в течение одного месяца с даты поступления заявки. При этом возникает вопрос о соблюдении месячного срока рассмотрения заявки. Поскольку законодатель не дает ответа на этот вопрос, то можно предположить, что срок рассмотрения заявки удлиняется. По установившемуся обычаю делового оборота, заявитель в таких случаях подает заявление о продлении срока проведения предварительной экспертизы, или федеральный орган своим решением продляет указанный срок.

Если документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки, не были представлены в установленный срок, заявка не принимается к рассмотрению, о чем заявитель уведомляется.

3. После проведения предварительной экспертизы сведения о принятых заявках публикуются в официальном бюллетене. Если автор селекционного достижения отказывается быть упомянутым в качестве такового, он должен сообщить об этом в специальном заявлении.

Если селекционное достижение признается новым, оно проходит экспериментальные испытания на отличимость, однородность и стабильность по методикам и в предусмотренные законом сроки (ст. 1438 ГК). Для проведения указанных испытаний заявитель обязан предоставить необходимое количество семян или племенного материала.

4. Характерно, что в соответствии с положениями ст. 1435 ГК (в отличие от ранее действовавшего законодательства) не допускается возврат зарегистрированной заявки. Вместе с тем у заявителя (согласно п. 4 данной статьи) возникает право в течение трех месяцев со дня получения решения федерального органа оспорить его. Поскольку законодатель говорит о несогласии заявителя с решением в принятии заявки, то, следовательно, таким правомочием наделяется не только селекционер (его правопреемник), но и учреждение-оригинатор.

В отличие от порядка регистрации изобретения, в отношении которого решающее значение имеет изобретательская идея, авторский замысел, воплощенный в описании изобретения, формуле или чертежах (идеальное воплощение), заявка на правовую охрану селекционного достижения подается в отношении уже реально существующего сорта или породы животного. В этом случае предметом экспертного исследования являются не идеальные (предполагаемые), а уже созданные экземпляры, что и предполагает проведение не только предварительной, но и экспериментальной (сельскохозяйственной) экспертизы.

 

Статья 1436. Временная правовая охрана селекционного достижения

Установленный режим временной правовой защиты селекционного достижения в период проведения его государственного испытания (апробации) имеет лишь номинальный характер, поскольку не предусматривает конкретных мер ответственности нарушителя за противоправные действия. Что же касается выплаты компенсации после получения патента, то возможность ее истребования выглядит нереальной как минимум по двум причинам: во-первых, учитывая длительные сроки проведения испытания и апробации новых биологических объектов, к моменту признания селекционного достижения охраняемым нарушитель прав правообладателя (например, юридическое лицо) может попросту прекратить свое существование; во-вторых, большие трудности содержит в себе необходимость установления размера причиненного ущерба.

Субъектами правоотношений, регулируемых ст. 1436 ГК, являются прежде всего лица, имеющие отношение к селекционному достижению в период прохождения им экспертизы на охраноспособность: с даты подачи заявки на патент и до даты выдачи патента на селекционное достижение. Такими субъектами являются: 1) авторы селекционных достижений; 2) лица, подавшие заявление на выдачу патента на селекционное достижение (но не являющиеся авторами данного селекционного достижения); 3) лица, имеющие доступ к селекционному достижению в период предоставления ему временной правовой охраны (в частности, в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 1436); 4) федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

1. В соответствии с п. 1 ст. 1436 ГК на период с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям и до даты выдачи патента заявителю предоставляется временная правовая охрана селекционного достижения.

2. Согласно п. 3 ст. 1436 ГК в этот период заявителю разрешена продажа и иная передача семян, племенного материала только для научных целей, а также в случаях, если продажа и иная передача связаны с переуступкой права на селекционное достижение или с производством семян, племенного материала по заказу заявителя с целью создания их запаса.

В случае нарушения заявителем или с его согласия другим лицом указанных требований временная правовая охрана считается не наступившей.

3. ГК предусматривает и еще два случая ненаступления временной правовой охраны: 1) если заявка на выдачу патента на данное селекционное достижение не будет принята к рассмотрению (ст. 1435); 2) если по заявке принято решение об отказе в выдаче патента, а возможности подачи возражения против этого решения исчерпаны.

Лишение селекционного достижения временной правовой охраны (ее ненаступление) на практике может иметь лишь одно правовое последствие: селекционер (или иной патентообладатель) не получит права требовать от лица, использовавшего данное селекционное достижение без разрешения правообладателя, компенсацию за нарушение своих исключительных прав.

Если же в период временной правовой охраны селекционного достижения какое-либо лицо без ведома заявителя совершит действия по использованию селекционных достижений (п. 3 ст. 1421), после получения патента оно обязано выплатить компенсацию правообладателю. Размер компенсации в этом случае будет определяться соглашением сторон, а в случае невозможности достичь соглашения - судом.

 

Статья 1437. Экспертиза селекционного достижения на новизну

1. Нормы о проведении экспертизы селекционного достижения на новизну, заключенные в ст. 1437 ГК, не являются новеллой российского законодательства об интеллектуальной собственности, так как схожие положения содержались и в ст. 9 Закона о селекционных достижениях. Однако в отличие от данного Закона, который предусматривал возможность для любого заинтересованного лица направить претензию в отношении новизны заявленного селекционного достижения, в ГК идет речь непосредственно о ходатайстве о проведении экспертизы селекционного достижения на новизну. В остальном содержание норм ст. 1437 ГК и ст. 9 действовавшего ранее Закона о селекционных достижениях полностью совпадает.

Субъектами правоотношений, регулируемых ст. 1437 ГК, являются: 1) заявитель, т.е. лицо, которое в соответствии со ст. 1420, 1433 ГК имеет право подавать заявку на выдачу патента на селекционное достижение (автор селекционного достижения или его правопреемники); 2) федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям; 3) любое лицо, заинтересованное в проведении экспертизы селекционного достижения, в отношении которого подана заявка на выдачу патента, на новизну.

1. Нормы п. 1 ст. 1437 ГК устанавливают прежде всего право любого лица, заинтересованного в проверке селекционного достижения на новизну, подать соответствующее ходатайство в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Сделано это может быть в течение шести месяцев со дня публикации сведений о заявке на выдачу патента на данное селекционное достижение.

ГК оговаривает также право лица, подавшего ходатайство о проведении экспертизы селекционного достижения на новизну, быть информированным о решениях, принимаемых федеральным органом по его ходатайству. В обязанности федерального органа исполнительной власти в этом случае входит уведомление заявителя о поступившей заявке с изложением существа претензии, а также уведомление лица, подавшего ходатайство, о принятом по нему решении.

Из текста статьи следует, что федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям не может самостоятельно принять решение о необходимости проведения экспертизы селекционного достижения на новизну, не предоставив заявителю возможность высказать свое отношение к поступившему ходатайству. Однако право принять решение о необходимости проведения экспертизы селекционного достижения на новизну появляется у федерального органа по истечении трех месяцев с момента уведомления заявителя - если в течение этих трех месяцев заявитель не предоставит мотивированного возражения против ходатайства, либо в случае, если федеральный орган исполнительной власти сочтет аргументы, предоставленные заявителем против ходатайства, недостаточными.

2. По результатам осуществленной экспертизы селекционного достижения на новизну федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям может принять решение об отказе в выдаче патента.

В отношении заявителя нормы ст. 1437 ГК устанавливают прежде всего право на информацию (т.е. на уведомление о поступившем ходатайстве), а также право подать мотивированное возражение против данного ходатайства. Это право действует в течение трех месяцев со дня получения уведомления о поступлении ходатайства.

Характерно, что в нормах международного права и, в частности, в Конвенции по охране новых сортов растений не назван такой критерий охраноспособности селекционного достижения, как новизна. Однако необходимость такого упоминания исключается самим принципом предоставления правовой охраны, которая предусматривается исключительно новым сортам растений, что и следует из названия Конвенции. В связи с этим все критерии охраноспособности нового сорта растения, перечисленные в ст. 6 Конвенции, фактически являются и признаками новизны этого сорта растения.

Что же касается каких-либо прав любого заинтересованного лица подвергать сомнению новизну того или иного сорта растения, то каких-либо специальных установлений по этому поводу Конвенция не содержит. В п. "b" параграфа 1 ст. 6 Конвенции оговаривается, однако, что селекционеру сорта или его правопреемнику не может быть противопоставлен тот факт, что данный сорт испытывался или был представлен для регистрации, либо внесен в официальный реестр. Соответственно можно допустить, что нормы Конвенции хотя и не предусматривают рассматриваемого права, но и не препятствуют заинтересованным лицам в подаче ходатайства о проведении дополнительной экспертизы селекционного достижения.

Стоит отметить, что в соответствии с нормами Закона о селекционных достижениях сорта, породы, которые на дату включения соответствующих родов и видов в перечень охраняемых селекционных достижений были зарегистрированы в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, могли быть признаны охраноспособными без предъявления к сорту, породе требований "новизна". При этом дата приоритета устанавливалась по дате поступления заявки на допуск к использованию. Однако в ГК такая возможность не предусматривается, хотя вопрос о возможности предварительного включения селекционного достижения в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, остается открытым (см. коммент. к ст. 1444).

В связи с тем, что в ст. 1437 ГК речь идет не просто о возражении против признания селекционного достижения новым, а о ходатайстве на проведение экспертизы селекционного достижения на новизну, возникает вопрос, кто должен оплачивать данную экспертизу: лицо, подавшее ходатайство, или федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Представляется, что положения об оплате упомянутой экспертизы по ходатайству заинтересованного лица должны быть внесены непосредственно в нормы ст. 1437.

 

Статья 1438. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность

Нормы, изложенные в п. 1 ст. 1438 ГК, являются аналогом норм ст. 10 Закона о селекционных достижениях и не несут в себе каких-либо существенных изменений в регулировании рассматриваемых правоотношений.

Наряду с этим стоит отметить, что в ст. 1438 ГК определяется лишь общий порядок проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, тогда как содержание самих этих понятий раскрывается в ст. 1413 ГК (условия охраноспособности селекционного достижения).

Субъектами отношений, регулируемых ст. 1438, являются: 1) заявитель (лицо, подавшее заявку на получение патента на селекционное достижение); 2) федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

Если по результатам предварительной экспертизы на новизну селекционное достижение признается новым, оно проходит экспериментальные испытания на отличимость, однородность и стабильность. Методику и сроки проведения указанных испытаний устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. Функции по разработке и утверждению методик государственного испытания сортов растений и пород животных закреплены за Госсорткомиссией при Минсельхозе России.

Для проведения названных испытаний заявитель обязан предоставить необходимое количество семян или племенного материала по адресу и в срок, указанный федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

В этом требовании проявляется основное отличие порядка регистрации изобретения от порядка регистрации селекционного достижения. Если в первом случае решающее значение имеет изобретательская идея, авторский замысел, воплощенный в описании изобретения, формуле или чертежах (идеальное воплощение), то в случае с селекционным достижением заявка на правовую охрану подается в отношении уже реально существующего сорта или породы животного. Предметом экспертного исследования являются не идеальные (предполагаемые), а уже созданные экземпляры, что и предполагает проведение не только предварительной экспертизы достижения на новизну, но и сельскохозяйственных испытаний.

В процессе проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям на основании ст. 1438 ГК имеет право использовать не только данные и материалы, предоставленные заявителем, но и иные материалы - в том числе: результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры; результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом.

При этом, по замечанию А.П. Сергеева, в ходе испытания селекционного достижения на отличимость должно проверяться, не было ли ранее такого же результата селекции не только в России, но и в зарубежных странах*(265). То есть во внимание должны приниматься сведения о всех известных в мире селекционных достижениях.

Требования о соответствии нового сорта растения ряду признаков, позволяющих предоставить ему правовую защиту, являются основополагающими в международном законодательстве об охране прав селекционеров. В частности, в ст. 6 Конвенции по охране новых сортов растений предусматривается, что новый сорт должен:

- четко отличаться одним или несколькими важными признаками от любого другого сорта, существование которого в момент, когда испрашивается охрана, было общеизвестно;

- быть достаточно однородным, учитывая особенности его полового или вегетативного размножения;

- быть устойчивым в своих основных признаках, т.е. соответствовать своему определению при последующем воспроизводстве или размножении.

Таким образом, в нормах международного права раскрывается содержание представлений об отличимости, однородности и стабильности нового сорта растения.

Что же касается порядка и способов проведения испытаний новых сортов растений на соответствие указанным признакам, то в Конвенции указано лишь на то, что такие испытания (экспертиза) должны учитывать особенности ботанического вида или разновидности, имея в виду их обычную систему воспроизводства или размножения. Нормы ст. 7 Конвенции предусматривают также, что для проведения указанных испытаний компетентные органы каждой страны могут потребовать от селекционера или его правопреемника все необходимые сведения, документы, растения или семена.

Стоит отметить, что законодательство о селекционных достижениях практически всех государств, подписавшихся под тестом Конвенции по охране новых сортов растений, в большей или меньшей степени оговаривает порядок и условия проведения испытаний селекционных достижений на отличимость, однородность и стабильность. В частности, нормы о разработке соответствующих методик, а также требования о предоставлении заявителем необходимого материала для проведения государственных испытаний и т.п. присутствуют в законах о селекционных достижениях практически всех государств - членов СНГ.

 

Статья 1439. Порядок государственной регистрации селекционного достижения и выдача патента

Нормы ст. 1439 ГК в целом не являются новеллой российского гражданского законодательства, так как действия, совершаемые федеральным органом, были названы и в ст. 10 Закона о селекционных достижениях, сведения, подлежащие внесению в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, - в ст. 11 данного Закона, а лицо, которому выдается патент, - в ст. 12. Однако нормы ст. 1439 ГК более подробно регулируют правоотношения по регистрации селекционного достижения в названном Реестре. Так, в п. 2 ст. 1439 ГК в числе сведений о селекционном достижении, которые должны быть внесены в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, фигурирует "описание селекционного достижения", что не было предусмотрено ранее.

Субъектом правоотношений, регулируемых ст. 1439 ГК, является прежде всего федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, в обязанности которого входит принятие решения о предоставлении правовой охраны селекционному достижению и внесение сведений об этом достижении в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Субъектами регулируемых правоотношений являются также заявители (селекционеры или их правопреемники, соавторы селекционного достижения), которым выдается патент на селекционное достижение. Формально субъектами правоотношений по внесению записи о селекционном достижении в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений являются также лица, сведения о которых (фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства или месте нахождения) также должны содержаться в Реестре. Таковыми являются автор (соавторы) селекционного достижения, патентообладатель, его правопреемники, лицензиаты.

1. В п. 1 ст. 1439 ГК оговаривается, что решение о выдаче патента на селекционное достижение федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает только в том случае, если данное селекционное достижение будет соответствовать критериям охраноспособности, названным в п. 2 ст. 1413 ГК, и требованиям, предъявляемым к наименованию селекционного достижения, оговоренным в ст. 1419 ГК. Одновременно с этим федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен составить описание нового сорта растения или породы животного и внести их в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. В статье, однако, не определено, каким именно образом должно быть составлено такое описание и какие сведения о селекционном достижении оно должно содержать.

2. В Государственном реестре охраняемых селекционных достижений о каждом из них должны содержаться сведения, содержащиеся в п. 2 ст. 1439 ГК.

3. Право на получение патента на основании п. 3 ст. 1439 ГК предоставляется заявителю, т.е. автору селекционного достижения или иному лицу, которое обладает правом подавать заявку на выдачу патента на селекционное достижение. Урегулирование взаимоотношений между несколькими лицами, указанными в заявке на выдачу патента, законодательство оставляет на усмотрение самих этих лиц, предусматривая, что патент выдается заявителю, указанному в заявлении первым. В дальнейшем патент используется заявителями совместно в соответствии с соглашением между ними.

Нормы ст. 7 Конвенции по охране новых сортов растений, равно как и п. 1 ст. 1439 ГК, предусматривают, что охрана прав селекционера предоставляется после проверки нового сорта в соответствии с критериями, определенными в ст. 6. Охранный документ, который может быть выдан селекционеру в этом случае, определен в ст. 2(1) Конвенции, которая предусматривает, что каждое государство - член Союза может признать за селекционером права, предусмотренные Конвенцией, на основании выдачи ему особого охранного документа или патента.

Однако в Конвенции ничего не сказано о регистрации новых сортов растений в каком-либо специальном реестре и соответственно не упоминаются сведения, которые должны быть внесены в такой реестр. Решение подобных вопросов согласно Конвенции находится в компетенции самих договаривающихся государств.

 

Статья 1440. Сохранение селекционного достижения

Нормы ст. 1440 ГК являются аналогом норм ст. 25 Закона о селекционных достижениях. Новизна норм ст. 1440 ГК состоит лишь в уточнении, согласно которому патентообладатель обязан направлять семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний за свой счет.

Основным субъектом рассматриваемых правоотношений является обладатель патента на селекционное достижение. Другой субъект этих отношений - федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

Объектом данных правоотношений являются отношения по поводу поддержания у охраняемого селекционного достижения признаков, указанных в описании сорта растений или породы животных, составленном на дату включения селекционного достижения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Эти отношения складываются между обладателем патента на селекционное достижение и федеральным органом исполнительной власти, призванном вести контроль за состоянием селекционных достижений, внесенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.

1. В силу п. 1 ст. 1440 ГК патентообладатель обязан в течение всего срока действия патента поддерживать сорт растения (породу животного) в таком состоянии, чтобы они сохраняли признаки, указанные в описании данного селекционного достижения на момент его регистрации в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Проверку состояния селекционного достижения осуществляет федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

При этом на патентообладателя возлагается обязанность по запросу данного федерального органа направлять семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний, а также предоставлять возможность для проведения инспекции на месте.

2. Обязательства по оплате доставки материала (семян или племенного материала), необходимого для проведения экспертизы, либо по обеспечению доступа на место нахождения такого материала ГК возлагает на патентообладателя.

Нормы ст. 1440 сопряжены прежде всего с теми нормами гл. 73 ГК, которые определяют условия охраноспособности селекционного достижения (ст. 1413 ГК).

Статья 1440 ГК сконструирована в соответствии с теми нормами международного законодательства об охране прав селекционеров, которые предусматривают лишение патентообладателя его исключительного права на селекционное достижение в случае, если он не выполняет требований по сохранению признаков нового сорта растения. Так, ст. 10 (параграф 3) Конвенции по охране новых сортов растений предусматривает, что может быть лишен права селекционер или его правопреемник, который среди прочего не представляет по требованию компетентного органа и в указанный им срок материал для воспроизводства или размножения, документы и сведения, необходимые для контроля за новым сортом, или же не разрешает проверить меры, принятые для сохранения сорта.

 

Статья 1441. Признание патента на селекционное достижение недействительным

1. Условия признания патента на селекционное достижение недействительным, содержащиеся в п. 1 ст. 1441 ГК, повторяют положения ст. 26 Закона о селекционных достижениях. Не является новеллой закона и право любого лица обратиться в Госсорткомиссию с заявлением о признании патента недействительным. Вместе с тем содержание п. 1 ст. 1441 ГК несколько шире по сравнению со ст. 26 Закона о селекционных достижениях, поскольку его норма позволяет инициировать процесс признания патента недействительным, если будут выявлены указанные в этом же пункте обстоятельства:

- неподтвердившиеся данные об однородности и стабильности селекционного достижения;

- отсутствие у селекционного достижения новизны или отличимости на дату выдачи патента;

- лицо, указанное в патенте в качестве патентообладателя, не имело законных оснований для получения патента;

2. Иное дело, п. 3 ст. 1441 ГК, который предусматривает последствия признания патента недействительным: этот документ аннулируется со дня подачи заявки на выдачу патента. Решению федерального органа в этом случае придается обратная сила.

Лицензионные договоры, заключенные до принятия решения о недействительности патента, сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к этому дню. Данное положение является новеллой законодательства, однако его редакция представляется неудачной. Дело в том, что законодатель оставил открытым вопрос о судьбе договоров, заключенных на основе патента на селекционное достижение, таких как: договор о залоге исключительных прав, договор коммерческой концессии, учредительный договор о внесении исключительных прав на селекционное достижение в уставный капитал и т.п.

3. Пунктом 4 ст. 1441 ГК определены и другие последствия признания патента недействительным:

- отмена решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента (ст. 1439 ГК);

- аннулирование соответствующей записи в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Закон о селекционных достижениях содержал отдельную статью (27) об аннулировании патента.

Применение норм ст. 1401 ГК целесообразно соотносить с положениями ст. 1442 ГК, которая определяет основания досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение.

Право требовать признания недействительным предоставления правовой охраны гарантировано субъектам и в отношении иных результатов интеллектуальной деятельности, в частности, товарного знака (знака обслуживания) (п. 6 ст. 1252 ГК). Кроме того, ст. 1398 ГК целенаправленно регламентирует условия, порядок и последствия признания недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Сравнительный анализ содержания ст. 1398 и 1441 позволяет говорить об их частичной преемственности, поскольку ст. 1398 ГК предусматривает возможность оспаривать выдачу патента не только в административном, но и судебном порядке. Причем к судебной процедуре можно обратиться, минуя административный порядок.

Согласно ст. 10 Конвенции по охране новых сортов растений селекционер или его правопреемник могут быть лишены защиты прав на результат интеллектуальной деятельности, если они:

- не в состоянии представить компетентному органу материал для воспроизводства или размножения, позволяющий получить новый сорт с такими морфологическими и физиологическими признаками;

- не уплатили в установленный срок пошлины, взимаемые в ряде случаев за сохранение в силе его прав.

Кроме того, имеются и другие основания лишения селекционера или его правопреемника прав на полученный результат интеллектуальной деятельности. Но в целом этот перечень является закрытым.

 

Статья 1442. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение

Статья 1442 ГК называет последствия неисполнения патентообладателем возложенных на него обязанностей.

Содержание данной нормы обладает относительной новизной, поскольку Закон о селекционных достижениях, в котором не были названы условия досрочного прекращения действия патента, все же предусматривал возможность признания патента недействительным (ст. 26) и аннулирования патента (ст. 27), служивших по сути основаниями досрочного прекращения его действия.

Основания досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение можно классифицировать на объективные и субъективные. К объективным относятся такие, которые не зависят от воли и действий субъектов и состоят, например, в том, что селекционное достижение перестает соответствовать критериям однородности и стабильности. Субъективные основания досрочного прекращения действия патента:

- обусловлены неисполнением патентообладателем возложенных на него обязанностей (например, патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе; не представил семена, племенной материал, документы и информацию, необходимые для проверки сохранности селекционного достижения, и др.);

- являются проявлением воли патентообладателя (например, в случае обращения в федеральный орган с заявлением о досрочном прекращении действия патента).

Незавершенность данных положений, однако, можно усмотреть в том, что законодатель не определил срок, в течение которого федеральный орган должен принять решение о прекращении действия патента при наличии указанных оснований.

 

Статья 1443. Публикация сведений о селекционных достижениях

Нормы ст. 1443 ГК не являются новеллами российского гражданского законодательства, так как функции федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, и, в частности, ведение Государственного реестра охраняемых селекционных достижений, были названы и в ст. 3 Закона о селекционных достижениях. Однако помимо этого действовавший ранее Закон предусматривал ведение федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям и Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, который в нормах ГК (в том числе в нормах ст. 1443 ГК) не упоминается. Между тем факт существования такого Реестра имеет прямое отношение к понятию "публикация сведений о селекционных достижениях".

Стоит отметить, что нормы п. 1 ст. 1443 дублируют п. 2 ст. 1439 ГК, хотя и не соответствуют ему полностью. Подобное дублирование представляется излишним, особенно если учесть наличие в части четвертой ГК значительных пробелов, связанных с отсутствием в ней упоминания о Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию.

Субъектами правоотношений, регулируемых ст. 1443, является прежде всего федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, в обязанности которого входит публикация сведений, перечисленных в данной статье, а также "любое лицо", которое может ознакомиться с материалами заявки на предоставление правовой охраны на селекционное достижение после публикации сведений о ней. Формально субъектом правоотношений, регулируемых ст. 1443, является также заявитель (селекционер или иное лицо), подавший заявку на получение патента на селекционное достижение, так как опубликованные в официальном бюллетене сведения (например, о решении федерального органа, принятого по заявке на выдачу патента) самым непосредственным образом затрагивают и его интересы.

Объектом правоотношений, регулируемых ст. 1443 ГК, судя по ее названию, должны выступать все отношения, связанные с публикацией сведений о селекционных достижениях в официальных бюллетенях федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, однако с этой точки зрения ее содержание не является исчерпывающим.

1. Пункт 1 ст. 1443 ГК предусматривает прежде всего обязанности федерального органа исполнительной власти по изданию официального бюллетеня, в который должны быть внесены предусмотренные законом сведения об охраняемых селекционных достижениях.

2. В соответствии с п. 2 ст. 1443 ГК любое заинтересованное лицо после публикации сведений о поступившей заявке на выдачу патента на селекционное достижение и о решении, принятом по этой заявке, имеет право получить доступ к этой заявке и ознакомиться с ее содержанием.

 

Статья 1444. Использование селекционных достижений

Название ст. 1444 представляется не совсем удачным, так как изложенные в ней нормы затрагивают лишь один, причем достаточно узкий аспект использования селекционных достижений. Кроме того, вызывает вопросы использование в п. 1 ст. 1444 термина "реализация", так как последний может означать передачу (продажу и т.п.) селекционных достижений как в целях их коммерческого использования, так и в иных целях (например, для научных исследований), не связанных с использованием семян и племенного материала в смысле п. 3 ст. 1421 ГК. Однако, судя по названию ст. 1444, при решении данного вопроса исходить следует из того, что речь в ней идет именно о реализации селекционных достижений в целях хозяйственного использования.

Определяя новизну норм, регулирующих использование селекционного достижения, следует говорить не столько о новеллах ст. 1444, сколько об изменении отраженного в части четвертой ГК подхода к вопросу правового регулирования использования новых сортов растений и пород животных в целом. Значительность этих изменений связана прежде всего с отказом от процедуры допуска селекционного достижения, защищенного патентом, к использованию и отсутствием упоминания в части четвертой ГК такой функции федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, как ведение Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию.

Это означает, что с введением в действие части четвертой ГК для использования селекционного достижения оговоренным в законе способом достаточно, чтобы оно было внесено в Государственный реестр селекционных достижений и получило правовую охрану в форме патента. Таким образом, правила введения селекционного достижения в хозяйственный оборот, намеченные в части четвертой ГК, существенно облегчают возможность коммерческого использования селекционного достижения, что заслуживает самой позитивной оценки. Проблема, однако, состоит в том, что сами эти правила в гл. 73 ГК практически не определены ни по отношению к селекционным достижениям, включенным в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, ни по отношению к сортам и породам, не представленным к патентованию. Не ясно, в частности, должны ли селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и реализуемые для коммерческого использования, входить также в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Полномочия по ведению последнего закреплены за действующим ныне федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

1. Нормы, изложенные в ст. 1444 ГК, отчасти повторяют некоторые положения ст. 31 Закона о селекционных достижениях, внося в то же время существенные уточнения в регулирование вопросов, связанных с использованием селекционных достижений. Ранее документы, удостоверяющие сортовую, породную принадлежность и происхождение семян и племенного материала выдавались лишь для использования селекционного достижения в определенном регионе. При этом для воспроизводства семян, племенного материала с целью их вывоза за пределы соответствующего региона допуск к использованию в данном регионе не требовался. Согласно же требованиям ст. 1444 ГК селекционное достижение должно быть снабжено единым документом, независимо от региона его использования на территории РФ. Однако в отличие от норм ст. 31 Закона о селекционных достижениях, ст. 1444 ГК не требует, чтобы в данном документе было удостоверено также качество реализуемых семян или племенного материала.

2. Норма, заключенная в п. 2 ст. 1444 ГК, не является новеллой российского законодательства, так как аналогичное требование присутствовало и в Законе о селекционных достижениях. В соответствии с этим требованием, на селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, документ, указанный в п. 1 ст. 1444 ГК, выдается только патентообладателем и лицензиатом, т.е. субъектами, распоряжающимися данными селекционными достижениями на законных основаниях.

Субъектами правоотношений, регулируемых данной статьей, являются: 1) обладатели исключительных прав на селекционные достижения (патентообладатели) и их правопреемники; 2) лица, получившие возможность распоряжаться селекционными достижениями на законных основаниях (лицензиаты); 3) федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям; 4) селекционеры и другие участники селекционной деятельности, подавшие заявку на допуск к использованию результатов селекционной деятельности, не представленных для включения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений; 5) любые лица, участвующие в отношениях по использованию селекционных достижений.

Любое лицо, реализующее семена и племенной материал селекционного достижения, обязано представить документ, подтверждающий их сортовую, породную принадлежность и происхождение. В нормах ст. 1444 ГК, однако, не определено, каким именно органом должен быть удостоверен данный документ в отношении разных групп селекционных достижений. Из п. 2 ст. 1444 ГК можно лишь заключить, что потребитель должен получить эти документы исключительно из рук патентообладателя или лицензиата.

 

Статья 1445. Патентование селекционного достижения в иностранных государствах

Статья 1445 ГК не является новой в законодательстве, поскольку Закон о селекционных достижениях содержал разд. VIII "Международное сотрудничество", три статьи которого регламентировали право селекционера подать заявку на охрану селекционного достижения в компетентные органы другого государства. Иностранным гражданам и юридическим лицам предоставлялись права в области охраны селекционных достижений наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации (национальный режим) или на основе принципа взаимности. Характерно, что уже тогда в селекционном законодательстве специально оговаривался принцип приоритета международных норм.

С учетом наличия в рассматриваемых правоотношениях иностранного элемента данные отношения следует квалифицировать как международные, в которых одной стороной является иностранный гражданин (иностранное юридическое лицо) или компетентными органами иностранного государства.

Статья 1445 ГК сочетается с положениями ст. 1395 ГК "Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях"; кроме того, ст. 1396 ГК устанавливает порядок и условия рассмотрения международных и евразийских заявок на территории РФ. Статья 1397 ГК посвящена евразийским патентам и патентам РФ на идентичные изобретения.

Законодательство РФ запрещает ввоз на территорию РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных, не внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян или племенного материала, которые предназначены для:

- проведения государственных испытаний;

- использования в научных целях;

- производства семян или племенного материала на экспорт (см. Инструкцию о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утв. Минсельхозпродом России N 12-04/5, ГТК России N 01-23/8667 от 08.05.1997)*(266).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.