Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений




 

Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение

1. Нормы ст. 1401-1405 ГК устанавливают особенности правовой охраны и использования секретных изобретений. В сравнении со ст. 30.2 ранее действовавшего Патентного закона, норма п. 1 ст. 1401 ГК является новеллой, в которой закреплен основной отличительный признак процедуры патентования секретных изобретений: при совершении любых действий в отношении заявки на секретное изобретение обязательно соблюдение требований законодательства о государственной тайне, в том числе при подаче заявки на выдачу патента на секретное изобретение (заявка на секретное изобретение), при рассмотрении такой заявки и обращении с ней.

Базовым законом в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием, защитой таких сведений в интересах обеспечения безопасности РФ, является Закон о государственной тайне.

Содержание термина "секретные изобретения" в ГК не раскрыто. Исходя из положений п. 1 ст. 1350, п. 1 ст. 1375 ГК во взаимодействии с нормами Закона о государственной тайне под "секретным изобретением" следует понимать изобретение, в формуле и описании которого содержатся сведения, которые по решению уполномоченных должностных лиц отнесены к государственной тайне, т.е. засекречены*(246). Засекречивание изобретений осуществляется уполномоченными лицами по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти (ч. 1 ст. 10 Закона о государственной тайне). Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, определены в Указе Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в ред. от 10.12.2010)*(247).

При засекречивании заявки на получение патента на изобретение, содержащей государственную тайну, заявке присваивается гриф секретности, соответствующий степени секретности сведений, и степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений (ст. 8, п. 1 ст. 11 Закона о государственной тайне). Порядок определения ущерба и правила отнесения сведений, содержащих государственную тайну, к той или иной степени секретности определен постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности". Сведения, содержащие государственную тайну, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные (п. 2 ст. 8 Закона о государственной тайне). К сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам России в одной или нескольких из перечисленных областей. Гриф "совершенно секретно" присваивается сведениям в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики России в одной или нескольких из перечисленных областей. К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. В последнем случае ущербом безопасности России считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870).

2. Компетенция федеральных органов исполнительной власти на рассмотрение заявок на выдачу патента на секретное изобретение определена нормой п. 2 ст. 1401 ГК во взаимодействии с нормами постановления Правительства РФ от 02.10.2004 N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" (в ред. от 22.04.2009)*(248). В основу разделения компетенции положены два критерия - степень секретности сведений и тематическая принадлежность изобретения.

Минобороны России, МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, Ростехнадзор, Минпромторг, Росатом уполномочены рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно". Заявки на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, подаются в зависимости от тематической принадлежности изобретений в Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Ростехнадзор или в Минпромторг России. Заявки на секретные изобретения, которые относятся к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, также в зависимости от тематической принадлежности изобретений, подаются в МВД России или в ФСБ России. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет в установленном порядке рассмотрение заявок на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в установленной сфере деятельности (п. 21 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"*(249)). Заявки на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким образом, из компетенции Федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности изъяты заявки на изобретения с грифом секретности "совершенно секретно" и "особой важности".

3. Обязательным процедурным этапом рассмотрения национальной заявки на выдачу патента на изобретение является проверка заявки на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственную тайну. Проверка заявки на выдачу патента осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений заявки на изобретение, такие сведения подлежат рассекречиванию в порядке, установленном Законом о государственной тайне.

Лицо, имеющее право на получение патента, может изначально подать заявку на выдачу патента на секретное изобретение в порядке, установленном § 7 гл. 72 ГК. Однако любая заявка на выдачу патента на изобретение может быть преобразована в заявку на секретное изобретение без учета воли заявителя, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента), если при ее рассмотрении федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выявит в заявке сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 1401 ГК такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Необходимо отметить, что согласно абз. 2 п. 3 ст. 1401 ГК засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Заявки на секретные изобретения, поступившие от иностранных граждан или иностранных юридических лиц, возвращаются заявителю без рассмотрения (п. 1 Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на секретные изобретения (утв. приказом Роспатента от 04.07.2007 N 69). См. также коммент. к ст. 1395.

4. Заявка на секретное изобретение проходит такие же процедурные этапы, что и заявка на незасекреченное изобретение, но с особенностями, установленными нормами п. 4-7 ст. 1401 ГК. При рассмотрении заявки на секретное изобретение применяются положения ст. 1384, 1386-1389 ГК (п. 4 ст. 1401 ГК).

Засекречивание изобретения влечет ограничение распространения и доступа к заявке на выдачу патента и ее составляющим. По этой причине не осуществляется публикация сведений о заявках и о патентах на секретное изобретение, а также об изменениях, вносимых в Государственный реестр изобретений РФ (п. 4 ст. 1401, п. 2 ст. 1402 ГК) и ограничивается оборот исключительных прав на такие изобретения (п. 1 ст. 129, ст. 1405 ГК).

Ограничения субъективных интеллектуальных и иных прав авторов секретных изобретений, а также иных лиц, чьи интересы затронуты засекречиванием изобретения, компенсируются посредством обязанности государства возместить материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником (п. 2 ст. 10 Закона о государственной тайне).

5. Нормой п. 5 ст. 1401 ГК определен особый порядок установления новизны секретного изобретения. В уровень техники для секретных изобретений, как и для несекретных изобретений, включаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения, а также при условии их более раннего приоритета, все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на выдачу патентов на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с п. 2 ст. 1385 или п. 2 ст. 1394 ГК, и запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели (п. 2 ст. 1350 ГК). Помимо этого в уровень техники для секретных изобретений включаются при условии их более раннего приоритета секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается (п. 2 ст. 1350 во взаимодействии с п. 5 ст. 1401 ГК). При этом запатентованные в Российской Федерации секретные изобретения, а также секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, включаются в уровень техники только в отношении формулы, с которой состоялась регистрация изобретения (см. п. 24.5.2 Административного регламента, утв. приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 N 327). Указанные секретные изобретения включаются в уровень техники с даты приоритета.

6. Защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на секретные изобретения, с государственной регистрацией секретных изобретений, с выдачей патентов на секретные изобретения, с оспариванием предоставления секретным изобретениям правовой охраны или с ее прекращением, осуществляется в административном порядке (п. 2 ст. 1248 во взаимодействии с п. 6 ст. 1401 ГК).

В развитие норм п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 1248 ГК норма п. 6 ст. 1401 ГК вводит двуступенчатый порядок обжалования решения, принятого уполномоченным органом по заявке на секретное изобретение. Решение, принятое по секретной заявке, может быть обжаловано в административном порядке путем подачи возражений в уполномоченный орган, который принял обжалуемое решение. Возражение рассматривается в порядке, установленном этим же уполномоченным органом. Решение, принятое по результатам рассмотрения возражений в административном порядке уполномоченным органом, может быть оспорено в суде.

7. В соответствии с п. 7 ст. 1401 ГК к заявкам на секретные изобретения положения ст. 1379 ГК о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель не применяются. Норма п. 7 ст. 1401 основана на положениях п. 3 ст. 1350 ГК, согласно которой полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с ГК не предоставляется. В этой связи заявка на секретное изобретение не может быть преобразована в заявку на полезную модель.

 

Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении

1. Норма ст. 1402 ГК повторяет по содержанию ст. 30.3 Патентного закона. Любые изобретения, в том числе секретные изобретения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре изобретений РФ (п. 1 ст. 1229, ст. 1353 ГК). Общие правила государственной регистрации изобретений установлены нормами ст. 1393-1394 ГК. Статья 1402 ГК устанавливает особенности процедуры государственной регистрации секретных изобретений.

Рассмотрение заявок на секретные изобретения, принятие решений по ним отнесено к ведению различных уполномоченных органов в зависимости от грифа секретности, присвоенного заявке на секретное изобретение, и от тематической принадлежности изобретения (подробнее см. коммент. к ст. 1401). В целях обеспечения единства процедуры патентования секретных изобретений, полномочия на государственную регистрацию секретных изобретений в Государственном реестре изобретений РФ и выдачу патентов на такие изобретения закреплены в п. 1 ст. 1402 ГК за теми же органами, которые в соответствии с п. 2 ст. 1401 ГК компетентны принимать решения по заявкам о выдаче патента на секретные изобретения или об отказе в выдаче патента.

2. Ведение Государственного реестра изобретений РФ осуществляется Роспатентом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и иными организациями (подп. "в" п. 3 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 178, п. 2 Административного регламента, утв. приказом Минобрнауки России от 12.12.2007 N 346).

На основании решения о выдаче патента на секретное изобретение, Роспатент или иной уполномоченный орган, который принял такое решение, вносит сведения о государственной регистрации секретного изобретения в Государственный реестр изобретений РФ и выдает патент на секретное изобретение (п. 1 ст. 1393 ГК во взаимодействии с абз. 1 п. 1 ст. 1402 ГК). При этом уполномоченный орган, зарегистрировавший секретное изобретение и выдавший патент на него, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (абз. 1 п. 1 ст. 1402 ГК).

Перечень сведений, которые вносятся в Государственный реестр изобретений РФ при государственной регистрации секретного изобретения в соответствии с п. 1 ст. 1402 ГК, установлен абз. 3 п. 13.1.3 Административного регламента, утв. приказом Минобрнауки России от 12.12.2007 N 346. К таким сведениям, в частности, относятся регистрационный номер секретного изобретения (номер патента), наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о выдаче патента на секретное изобретение, регистрационный номер заявки на выдачу патента, дата подачи заявки на выдачу патента, дата начала отсчета срока действия патента, дата (ы) приоритета секретного изобретения, сведения об авторе (авторах) изобретения; сведения о патентообладателе; дата регистрации секретного изобретения (дата выдачи патента). Если патент выдан на имя Российской Федерации, или субъекта РФ, или муниципального образования, дополнительно указывается наименование государственного (муниципального) заказчика, выступающего от имени публичного образования. Если патент выдан на имя исполнителя государственного или муниципального контракта, то в сведениях о патентообладателе дополнительно указывается, что он является исполнителем соответствующего контракта.

Государственный реестр изобретений РФ, содержащий сведения, относящиеся к секретным изобретениям, хранится в том уполномоченном органе, который принял решение о выдаче патента на секретное изобретение (п. 12.3 Административного регламента).

3. В абз. 2 п. 1 ст. 1401 ГК определено, что Роспатент или уполномоченный орган, осуществивший регистрацию секретного изобретения и выдавший на него патент, вносит изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в патент на секретное изобретение и (или) Государственный реестр изобретений РФ. Помимо сведений об исправлении очевидных и технических ошибок, государственной регистрации в Государственном реестре изобретений РФ подлежат следующие сведения (п. 13.2.2 Административного регламента):

- о зарегистрированном договоре об отчуждении исключительного права на секретное изобретение;

- зарегистрированном лицензионном (сублицензионном) договоре о предоставлении права использования секретного изобретения;

- зарегистрированном договоре залога (последующего залога) исключительного права на секретное изобретение;

- зарегистрированном изменении, внесенном в зарегистрированный договор;

- расторжении (досрочном расторжении) зарегистрированного лицензионного (сублицензионного) договора;

- зарегистрированном переходе исключительного права на секретное изобретение без договора;

- аннулировании патента в связи с признанием его недействительным полностью или частично;

- досрочном прекращении действия патента по заявлению патентообладателя;

- досрочном прекращении действия патента из-за неуплаты в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе;

- восстановлении действия патента;

- изменении наименования и (или) адреса места нахождения патентообладателя - юридического лица;

- изменении фамилии, имени, отчества автора, патентообладателя - физического лица и (или) изменении адреса места жительства патентообладателя, автора секретного изобретения;

- продлении срока действия патента;

- выдаче дубликата патента;

- изменении адреса для переписки с патентообладателем или его представителем;

- выдаче (на оставшийся срок) патента в связи с прекращением действия на территории РФ авторского свидетельства СССР на изобретение;

- других изменениях, относящихся к регистрации секретного изобретения.

4. Засекречивание изобретения влечет ограничение распространения сведений о секретном изобретении, в том числе сведений Государственного реестра изобретений РФ о секретном изобретении и ограничение доступа к засекреченным сведениям. Сведения Государственного реестра изобретений РФ, относящиеся к секретным изобретениям, используются с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне. В развитие ч. 1 ст. 6 Закона о государственной тайне в ГК включена специальная норма п. 2 ст. 1402, которая исключает применение общих правил п. 5 ст. 1393, ст. 1394 ГК к секретным изобретениям. В целях обеспечения национальной безопасности России сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об изменениях в Государственном изобретении РФ, относящихся к секретным изобретениям, не публикуются. Передача сведений о таких патентах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне (п. 2 ст. 1402 ГК) и международными договорами РФ. См. также коммент. к ст. 1405.

 

Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений

1. Процедурная норма ст. 1403 ГК ранее была закреплена в ст. 30.4 Патентного закона. Заявке на выдачу патента на изобретение и патенту на секретное изобретение может быть присвоен один из трех грифов секретности: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно" (ст. 8 Закона о государственной тайне). Тематическая принадлежность секретных изобретений определяется сущностью изобретения. См. также коммент. к ст. 1401.

В порядке, установленном законодательством о государственной тайне, степень секретности изобретения может быть изменена или изобретение может быть рассекречено. Гриф секретности документов заявки и патента на секретное изобретение также может быть изменен или снят (п. 1 ст. 1403 ГК). Рассекречивание изобретения и изменение степени секретности заявки или патента на секретное изобретение могут произойти в связи с истечением срока засекречивания изобретения, в связи с изменением перечня сведений, составляющих государственную тайну, на основании которого заявке или патенту на секретное изобретение был присвоен гриф секретности, а также в результате положительного рассмотрения запроса заинтересованного лица (ст. 14, 15 Закона о государственной тайне).

Изобретение может быть засекречено не более, чем на 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны (п. 2, 4 ст. 13 Закона о государственной тайне).

Изобретение может быть рассекречено досрочно в связи с изменением перечня сведений, составляющих государственную тайну, на основании которого оно было засекречено. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, подлежат пересмотру в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности в случае необходимости, но не реже чем через каждые пять лет. В частности, пересмотр перечней сведений, составляющих государственную тайну, может быть связан с изменением международной обстановки, заключением международных договоров РФ, передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлением новых достижений в области науки и техники, в связи с изменением объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной (абз. 3 ст. 13 Закона о государственной тайне, подп. 2, 3 п. 6 постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 870).

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделены утвердившие их руководители соответствующих организаций. Решения, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, принимается руководителем организации, в которой действует перечень. Такое решение подлежит согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

В соответствии с п. 2, 4 ст. 15 Закона о государственной тайне заинтересованные лица вправе обратиться в компетентную организацию с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Такой запрос подлежит рассмотрению в течение трех месяцев с момента поступления.

Рассекречивание изобретений осуществляется в соответствии с нормами разд. IV Закона о государственной тайне. Рассекречивание изобретений влечет за собой снятие ограничений на распространение сведений об изобретении на доступ к ним (п. 1 ст. 13 Закона о государственной тайне).

2. Норма п. 2 ст. 1403 ГК устанавливает последствия изменения степени секретности изобретения. Компетенция федерального органа по интеллектуальной собственности и уполномоченных органов по вопросам рассмотрения заявки на выдачу патента на секретное изобретение, принятия решения о выдаче патента или об отказе в его выдаче, осуществлению государственной регистрации секретных изобретений, внесению сведений в Государственный реестр изобретений РФ и выдачу патента определяется по двум критериям - грифу секретности и тематической принадлежности секретного изобретения. В целях соблюдения компетенции при повышении степени секретности изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (см. коммент. к ст. 1401). Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту повышения степени секретности не завершено, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

3. Согласно п. 3 ст. 1403 ГК при рассекречивании изобретения уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется указанным федеральным органом. После рассекречивания изобретения сведения, которые хранились в уполномоченном органе, передаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для их дальнейшего хранения и последующего внесения записей об изменениях и дополнениях (абз. 3 п. 12.3 Административного регламента, утв. приказом Минобрнауки России от 12.12.2007 N 346).

 

Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение

Аналогичная по содержанию норма содержалась ранее в ст. 30.5 Патентного закона.

Порядок и последствия признания патента РФ на секретные изобретения недействительным определены нормой ст. 1398 ГК во взаимодействии с п. 2, 3 ст. 1248 и ст. 1404 ГК. Компетенцией по данным вопросам наделены Роспатент и уполномоченные органы. Патент на секретное изобретение может быть признан недействительным полностью или частично в административном порядке на основании решения уполномоченного органа (п. 2, 3 ст. 1248, ст. 1404 ГК) или в судебном порядке на основании вступившего в законную силу решения суда. В развитие п. 2 ст. 11, п. 2, 3 ст. 1248 ГК норма ст. 1404 ГК устанавливает особый административный порядок признания недействительным патента на секретные изобретения по основаниям, установленным в подп. 1-3 ст. 1398 ГК, а именно:

1) в случае несоответствия изобретения, полезной модели или промышленного образца условиям патентоспособности, установленным ГК;

2) при наличии в формуле изобретения или полезной модели либо в перечне существенных признаков промышленного образца, которые содержатся в решении о выдаче патента, признаков, отсутствовавших на дату подачи заявки в описании изобретения или полезной модели и в формуле изобретения или полезной модели (если заявка на изобретение или полезную модель на дату ее подачи содержала такую формулу) либо на изображениях изделия;

3) в случае выдачи патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, имеющих одну и ту же дату приоритета, с нарушением условий, предусмотренных ст. 1383 ГК.

Выдача патента на секретное изобретение может быть оспорена любым лицом, которому стало известно о нарушениях, предусмотренных подп. 1-3 п. 1 ст. 1398 ГК, путем подачи возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение в уполномоченный орган (п. 2 ст. 1402 ГК) с учетом грифа секретности изобретения и его тематической принадлежности. Возражения против выдачи патента по основаниям, указанным в подп. 1-3 п. 1 ст. 1398 ГК, рассматриваются в административном порядке. Правила рассмотрения таких возражений устанавливаются уполномоченным органом (п. 3 ст. 1248, ст. 1404 ГК). Решение уполномоченного органа, принятое по возражению, утверждается руководителем этого органа, вступает в силу со дня его утверждения и может быть оспорено в суде.

В судебном порядке выдача патента на секретное изобретение может быть оспорена любым лицом, которому стало известно о нарушениях, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 1398 ГК, т.е. в случае выдачи патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым в соответствии с ГК, или без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с ГК.

Признание патента на секретное изобретение недействительным означает отмену решения уполномоченного органа о выдаче патента на секретное изобретение и аннулирование записи в Государственном реестре изобретений РФ (п. 5 ст. 1398). В случае признания патента недействительным частично на секретное изобретение выдается новый патент. Патент на секретное изобретение, признанный недействительным полностью или частично, аннулируется со дня подачи заявки на выдачу секретного патента. Лицензионные договоры, заключенные на основе патента на секретное изобретение, признанного впоследствии недействительным, сохраняют действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту вынесения решения о недействительности патента (п. 4 ст. 1398 ГК).

 

Статья 1405. Исключительное право на секретное изобретение

1. Статья 1405 ГК тождественна по содержанию ст. 30.6 Патентного закона. Нормы ст. 1405 ГК устанавливают особый порядок осуществления и распоряжения исключительным правом на секретное изобретение.

Особенности правовой охраны секретных изобретений и оборота исключительных прав на них установлены в п. 1 ст. 1405 ГК и выражаются в требовании соблюдать законодательство о государственной тайне. Осуществление исключительного права на секретное изобретение путем использования такого изобретения, а также распоряжение исключительным правом на секретное изобретение путем отчуждения и предоставления лицензий требуют соблюдения предписаний о распоряжении засекреченными сведениями об изобретении и положений о допуске должностных лиц к государственной тайне, установленных ст. 16-19, 21-25, 27 Закона о государственной тайне и подзаконных актах.

2. В соответствии с общими правилами п. 2, 3 ст. 1232, п. 2 ст. 1234, абз. 2 п. 2 ст. 1235, ст. 1353 ГК отчуждение исключительного права на секретное изобретение по договору, залог этого права и предоставление права использования секретного изобретения по договору, а равно и переход исключительного права на секретное изобретение без договора подлежат государственной регистрации. В частности, в Государственный реестр изобретений РФ, содержащий сведения о секретном изобретении, под заголовком "Изменения и дополнения" вносятся изменения или дополнения записи о зарегистрированном договоре об отчуждении исключительного права на секретное изобретение; о зарегистрированном лицензионном (сублицензионном) договоре о предоставлении права использования секретного изобретения; о зарегистрированном договоре залога (последующего залога) исключительного права на секретное изобретение; о зарегистрированном изменении, внесенном в зарегистрированный договор; о расторжении (досрочном расторжении) зарегистрированного лицензионного (сублицензионного) договора; о зарегистрированном переходе исключительного права на секретное изобретение без договора (п. 13.2.2 Административного регламента, утв. приказом Минобрнауки России от 12.12.2007 N 346).

Государственный реестр изобретений РФ, содержащий сведения, относящиеся к секретным изобретениям, хранится в том уполномоченном органе, который принял решение о выдаче патента на секретное изобретение (п. 12.3 Административного регламента). Государственная регистрация сделок с исключительными правами на секретные изобретения осуществляется децентрализовано с учетом грифа секретности и тематической принадлежности изобретения, уполномоченным органом, выдавшим патент на секретное изобретение или его правопреемником, а при отсутствии правопреемника - федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (подробнее см. коммент. к ст. 1401, 1402). Важно отметить, что норму п. 2 ст. 1405 ГК следует применять ко всем гражданско-правовым договорам, которые являются основанием перехода исключительного права на секретное изобретение или основанием представления права использования секретного изобретения. К таким договорам относятся любые договоры с элементами лицензионного договора и (или) договора об отчуждении исключительного права, в том числе договоры о предоставлении права использования единой технологии, в состав которой входит хотя бы одно секретное изобретение, договоры о научно-техническом сотрудничестве с элементами лицензионного договора, договоры о продаже предприятия как имущественного комплекса, в состав которого входит исключительные право на секретное изобретение и т.д.

3. Патент на секретное изобретение, а также лицензия на использование секретного изобретения могут быть предоставлены только специальной категории субъектов, отвечающих требованиям законодательства о государственной тайне. В частности, предприятия должны иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности, а физические лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей секретности (ст. 16, ч. 1 ст. 27 Закона о государственной тайне). Поскольку секретные изобретения являются объектами гражданских прав, изъятыми или ограниченными в обороте, нормы п. 1 ст. 1366 и п. 1 ст. 1368 ГК к секретным изобретениям не применяются. В этой связи согласно п. 3 ст. 1405 ГК в отношении секретного изобретения не допускаются публичное предложение заключить договор об отчуждении патента и заявление об открытой лицензии, предусмотренные п. 1 ст. 1366 и п. 1 ст. 1368 ГК.

4. Применение института принудительной лицензии направлено на обеспечение максимально широкого вовлечения в хозяйственный оборот изобретения. Основанием выдачи принудительной лицензии является неиспользование или недостаточное использование изобретения. Засекречивание изобретения преследует обратную цель - ограничить распространение секретного изобретения. Неиспользование или недостаточное использование секретного изобретения не зависят от воли патентообладателя, а являются прямым следствием засекречивания изобретения, основанного на нормах Закона о государственной тайне. В этой связи п. 4 ст. 1405 ГК установлено, что принудительная лицензия в отношении секретного изобретения, предусмотренная ст. 1362 ГК, не предоставляется, поскольку объективные материально-правовые предпосылки для применения ст. 1362 ГК отсутствуют.

5. В ст. 1359 ГК предусмотрен исчерпывающий перечень действий, не являющихся нарушением исключительного права на запатентованное изобретение. Однако в отношении секретных изобретений этот перечень расширен нормой п. 5 ст. 1405 ГК, согласно которой не является нарушением исключительного права использование секретного изобретения лицом, которое не знало и не могло на законных основаниях знать о наличии патента на данное изобретение. В соответствии со вторым предложением п. 5 ст. 1405 ГК после рассекречивания изобретения или уведомления указанного лица патентообладателем о наличии патента на данное изобретение это лицо должно прекратить использование изобретения или заключить с патентообладателем лицензионный договор, кроме случая, когда имело место право преждепользования. Следует обратить внимание на то, что в ст. 1405 ГК речь не идет о соблюдении или нарушении законодательства о государственной тайны, что не исключает его применение к пользователю.

6. В соответствии с п. 6 ст. 1405 ГК обращение взыскания на исключительное право на секретное изобретение не допускается, поскольку объект гражданских прав либо ограничен, либо изъят из оборота.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.