Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента




 

Статья 1393. Порядок государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента

Статья 1393 ГК содержит правила, регламентирующие порядок государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патента. В Патентном законе указанные правила содержались в ст. 26. С введением в действие нового законодательства порядок государственной регистрации объектов патентных прав и выдачи патента не изменился.

1. В п. 1 ст. 1393 ГК законодатель установил общее основание для внесения изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующий государственный реестр и выдачи патента. Согласно данной норме таким основанием является решение о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. При условии принятия такого решения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изобретение, полезную модель или промышленный образец соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ и Государственный реестр промышленных образцов РФ и выдает патент. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 1393 ГК федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности совершит указанные действия только при условии уплаты соответствующей патентной пошлины и представлении в упомянутый орган исполнительной власти документа, подтверждающего уплату соответствующей патентной пошлины.

Изобретения, полезные модели и промышленные образцы ввиду своей нематериальной природы не могут быть внесены куда-либо, поэтому следует понимать, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит в соответствующие государственные реестры определенные сведения о запатентованных технических и художественно-конструкторских решениях.

Порядок ведения Государственного реестра изобретений РФ, Государственного реестра полезных моделей РФ и Государственного реестра промышленных образцов РФ определен в Административном регламенте, утв. приказом Минобрнауки России от 12.12.2007 N 346, согласно которому в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов соответственно вносятся:

- регистрационный номер изобретения, полезной модели, промышленного образца (номер патента) соответственно;

- регистрационный номер заявки на выдачу патента;

- дата подачи заявки на выдачу патента;

- дата (ы) приоритета изобретения, полезной модели, промышленного образца соответственно;

- название изобретения, полезной модели, промышленного образца соответственно;

- сведения о патентообладателе: фамилия, имя, отчество, наименование юридического лица, его (их) место жительства, место нахождения. Если патент выдан на имя Российской Федерации или субъекта РФ, дополнительно указывается наименование государственного заказчика, выступающего от имени Российской Федерации, субъекта РФ;

- сведения об авторе (авторах) изобретения, полезной модели, промышленного образца соответственно: фамилия, имя, отчество (полностью), его (их) место жительства;

- адрес для переписки с патентообладателем или его представителем;

- дополнительные сведения (в частности, сведения о наличии заявления об отчуждении патента, сведения о наличии представителя патентообладателя, сведения о государственном заказчике, если изобретение, полезная модель, промышленный образец созданы при выполнении работ по государственному контракту);

- дата регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца соответственно;

- дата выдачи патента;

- дата публикации сведений о выдаче патента и номер официального бюллетеня. Если автор отказался быть упомянутым в качестве такового при публикации сведений о выдаче патента, то в документе соответствующего государственного реестра делается отметка "не публикуется".

Регистрация секретных изобретений осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 1402 ГК.

Абзац 2 п. 1 ст. 1393 ГК устанавливает правило, согласно которому патент выдается в одном экземпляре независимо от количества патентообладателей.

2. Пункт 2 ст. 1393 ГК устанавливает правило, в соответствии с которым решение о выдаче патента является обязательным, но не достаточным основанием для государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента. Согласно данному пункту государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдача патента осуществляются при условии уплаты соответствующей патентной пошлины. В случае, если заявитель не представит в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документ, подтверждающий уплату патентной пошлины, регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдача патента не осуществляются, а соответствующая заявка будет признана отозванной.

3. В п. 3 ст. 1393 ГК содержится норма, определяющая компетентный орган исполнительной власти, уполномоченный устанавливать форму патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец, а также состав указанных в нем сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, является Минобрнауки России.

В патенте на изобретение, полезную модель, промышленный образец по крайней мере указывается: номер патента, название соответствующего объекта патентных прав, патентообладатель (ли), автор (ы), номер заявки, дата приоритета, дата регистрации в государственном реестре, дата окончания срока действия патента, библиографические данные в соответствии с требованиями Стандарта ST.9 ВОИС "Рекомендации по библиографическим данным в патентных документах и свидетельствах дополнительной охраны (SPC) и относящихся к ним", формула изобретения, полезной модели соответственно для изобретений и полезных моделей и перечень существенных признаков промышленного образца для промышленных образцов.

4. Пункт 4 ст. 1393 ГК обязывает федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности исправлять очевидные и технические ошибки в случае их обнаружения в выданных патентах на изобретение, полезную модель или промышленный образец и (или) в соответствующих государственных реестрах.

При этом ошибка считается очевидной, если специалист в данной области техники понимает, что на дату подачи заявки подразумевалось нечто иное, чем то, что написано в заявке, и предложенное исправление является единственно возможным. Ошибка считается технической, если она обусловлена неправильным написанием слов, неправильной расстановкой знаков препинания, наличием опечаток и погрешностей в указании библиографических данных источников информации и т.п.

5. В п. 5 ст. 1393 ГК содержится норма, обязывающая федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публиковать в официальном бюллетене сведения о любых изменениях записей в соответствующих государственных реестрах. К таким изменениям относятся, в частности:

- исправления очевидных и технических ошибок в записях Государственного реестра;

- сведения о зарегистрированном договоре (договор об отчуждении исключительного права соответственно на изобретение, полезную модель, промышленный образец, лицензионный (сублицензионный) договор о предоставлении права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, договор коммерческой концессии (субконцессии) о предоставлении права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, договор залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец);

- сведения о зарегистрированном изменении, внесенном в зарегистрированный договор;

- сведения о зарегистрированном переходе исключительного права на изобретение без договора;

- сведения о расторжении (досрочном расторжении) зарегистрированного лицензионного (сублицензионного) договора, договора коммерческой концессии (субконцессии) или договора залога;

- сведения об аннулировании патента в связи с признанием его недействительным полностью или частично;

- сведения о прекращении действия патента по заявлению патентообладателя;

- сведения о досрочном прекращении действия патента из-за неуплаты в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе;

- сведения о восстановлении действия патента;

- сведения о подаче заявления об открытой лицензии;

- сведения об отзыве заявления об открытой лицензии;

- сведения об отзыве заявления об отчуждении патента;

- сведения об изменении наименования и (или) адреса места нахождения патентообладателя - юридического лица;

- сведения об изменении фамилии, имени, отчества автора, патентообладателя - физического лица и (или) изменении адреса места жительства патентообладателя, автора изобретения;

- сведения о продлении срока действия патента;

- сведения о выдаче дубликата патента;

- сведения об изменении адреса для переписки с патентообладателем или его представителем и т.п.

Указанные сведения публикуются в соответствующих официальных бюллетенях Роспатента "Изобретения. Полезные модели" и "Промышленные образцы".

 

Статья 1394. Публикация сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец

Статья 1394 ГК устанавливает порядок публикации сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и содержит нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с осуществлением такой публикации. Данная статья практически дословно повторяет соответствующие положения ст. 25 Патентного закона. Однако в отличие от ранее действующего законодательства в ГК закреплено право на определение состава публикуемых сведений и порядка ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, а не за федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, является Минобрнауки России.

1. В п. 1 ст. 1394 ГК законодатель закрепил за федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязанность публикации в официальном бюллетене сведения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Указанные сведения должны включать как минимум имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели либо перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.

Публикация сведений о выдаче патента осуществляется после регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствующем государственном реестре (ст. 1393 ГК).

Публикация сведений о выдаче патента на изобретение или на полезную модель осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене "Изобретения. Полезные модели", а о выдаче патента на промышленный образец - в официальном бюллетене "Промышленные образцы". Оба бюллетеня издаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Отказ автора изобретения, полезной модели, промышленного образца быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о выдаче патента учитывается при публикации этих сведений при условии, что он поступил до завершения технической подготовки к публикации. Указанный отказ может быть отозван автором изобретения, полезной модели, промышленного образца в этот же срок.

В абз. 1 п. 1 ст. 1394 ГК законодатель определил минимум данных, которые должны входить в состав публикуемых сведений о выдаче патента.

Абзац 2 п. 1 устанавливает, что состав публикуемых сведений о выдаче патента определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Ввиду того что законодатель определил минимальный состав публикуемых сведений в абз. 1 п. 1, то можно предположить, что в соответствии с данным абзацем орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, может только дополнить состав публикуемых сведений, приведенный в абз. 1 п. 1 ст. 1394 ГК.

Согласно Административному регламенту, утв. приказом Минобрнауки России от 12.12.2007 N 346, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене:

- регистрационный номер изобретения, полезной модели, промышленного образца (номер патента);

- индекс (индексы) рубрик Международной патентной классификации, установленный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности для данного изобретения, полезной модели, Международной классификации промышленных образцов, установленный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности для данного промышленного образца;

- номер и дату подачи заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец, по которой выдан патент;

- дату публикации сведений о заявке и номер бюллетеня (только для патента на изобретение);

- номер, дату и код в соответствии со стандартом ВОИС ST.3 "Рекомендуемый стандарт на двухбуквенные коды для представления стран, административных единиц и межправительственных организаций" страны подачи заявки (дату поступления дополнительных материалов по ней), на основании которой установлен приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца, если по заявке установлена более ранняя дата приоритета, чем дата подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

- имя автора изобретения, полезной модели, промышленного образца, если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового, и имя или наименование патентообладателя;

- код страны места жительства автора изобретения, полезной модели, промышленного образца и места жительства (места нахождения) патентообладателя в соответствии со стандартом ВОИС ST.3 "Рекомендуемый стандарт на двухбуквенные коды для представления стран, административных единиц и межправительственных организаций", адрес для переписки с патентообладателем или его представителем;

- название изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- формулу изобретения, полезной модели;

- чертеж (графический материал) при наличии необходимости и технической возможности его приведения (для патентов на изобретения, полезные модели);

- изображения промышленного образца (группы промышленных образцов);

- перечень существенных признаков промышленного образца (группы промышленных образцов);

- сведения о поданном в соответствии с п. 1 ст. 1366 ГК заявлении об обязательстве заключить договор об отчуждении патента (только по патентам на изобретения).

При публикации сведений о выдаче патента на изобретение дополнительно публикуются источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

Сведения о выдаче патентов на секретные изобретения в соответствии с п. 2 ст. 1402 ГК не публикуются.

1. В абз. 1 п. 2 ст. 1394 ГК содержится норма, предоставляющая любому лицу право на ознакомление с документами заявки и отчетом об информационном поиске после публикации сведений о выдаче патента.

В абз. 2 п. 2 ст. 1394 содержится норма, определяющая, что порядок ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Порядок ознакомления с документами заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец и соответствующим отчетом об информационном поиске детально регламентирован в соответствующих регламентах.

С целью обеспечения возможности ознакомления любых третьих лиц с документами заявки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществляет выкладку заявки, прилагаемых к ней документов, дополнительных материалов, представленных заявителем в процессе переписки, и документов экспертизы. Под выкладкой документов заявки понимается возможность для любого лица получить копии выложенных материалов, которые будут предоставлены ему при условии соответствующей оплаты.

Любое лицо может получить копию отчета о проведенном по заявке информационном поиске при условии соответствующей оплаты.

 

Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях

1. Статья 1395 ГК полностью повторяет ст. 35 Патентного закона.

Правовая охрана изобретению и полезной модели предоставляется посредством выдачи патента в рамках национальной, региональной или международной процедуры патентования (см. коммент. к ст. 1396). Национальный патент действует только на территории того государства, которое его выдало. Соответственно исключительное право, возникшее на основании национального патента, не имеет экстерриториального действия. Для получения правовой охраны изобретения (полезной модели) в нескольких странах необходимо получить либо национальные патенты каждого государства, на территории которого испрашивается охрана, либо, если это предусмотрено нормами международных договоров, получить региональный патент, действующий на территории нескольких государств.

Несмотря на участие в международной и региональной системах патентования, государства - участники соответствующих международных договоров сохранили за собой суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений и полезных моделей, на что прямо указано в нормах международных договоров (см., в частности, ст. 27 Договора, п. 1 ст. 1 Евразийской патентной конвенции). В том числе, государства - участники Договора, Евразийской патентной конвенции обладают суверенным правом применять любые меры, необходимые для обеспечения национальной безопасности (ст. 27 Договора, п. 1 ст. 1 Евразийской патентной конвенции). Например, в п. 8 ст. 27 Договора предусмотрено, что любое договаривающееся государство вправе ограничивать право собственных граждан или лиц, проживающих в Российской Федерации, исходя из основных экономических интересов России, подавать международные заявки (п. 8 ст. 27 Договора). Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 27 Соглашения ТРИПС.

Норма п. 1 ст. 1395 ограничивает возможность патентования изобретений и полезных моделей в иностранных государствах и международных организациях. Осуществление права на получение патента на изобретение (полезную модель), созданное на территории РФ, за пределами российской патентной системы требует соблюдения правил п. 1 ст. 1395 ГК. Согласно п. 1 ст. 1395 изобретение (полезная модель), созданное в России, может получить правовую охрану в иностранном государстве или в международной организации только в случае, если в течение шести месяцев с момента подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

По критерию субъекта сферу действия ст. 1395 ГК следует определять во взаимосвязи с нормой абз. 2 п. 3 ст. 1401 ГК, согласно которой засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Определение термина "иностранный гражданин" раскрыто в абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(243), согласно которой под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Однако следует отметить, что в ГК не урегулирован вопрос о возможности засекречивания сведений, принадлежащих апатридам, лицам, имеющим наряду с иностранным гражданством гражданство РФ, а также беженцам, которым Россия предоставила убежище. В ГК не разрешен и вопрос о том, должна ли применяться ст. 1395 ГК к заявкам, поданным совместно несколькими лицами, если хотя бы одним из них является российский гражданин, или лицо без гражданства, имеющее место жительства в Российской Федерации, или лицо, имеющее наряду с иностранным гражданством гражданство Российской Федерации, или юридическое лицо, учрежденное в Российской Федерации. Термин "иностранная организация" и "иностранное юридическое лицо" в целях применения норм абз. 2 п. 3 ст. 1401 ГК следует толковать с помощью коллизионных норм российского права, определяющих личный закон юридического лица. Коллизионные нормы о праве, подлежащем применению при определении личного закона юридического лица, определяют государственную принадлежность последнего, как правило, на основе принципа инкорпорации. Так, согласно п. 1 ст. 1202 ГК личным законом юридического лица является право страны, где учреждено юридическое лицо. Аналогичные по содержанию коллизионные нормы содержатся и в международных договорах РФ*(244).

Сфера действия ст. 1395 ГК определяется не только критерием субъекта, но и критерием места создания изобретения (полезной модели). Понятие "место создания изобретения (полезной модели)" - это оценочная категория, не имеющая однозначного, жесткого критерия для решения. Определение места создания изобретения (полезной модели) зависит от правового основания создания соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Так, если изобретение (полезная модель) создано в процессе осуществления деятельности российского юридического лица на территории РФ, по его собственной инициативе и для собственных нужд, то такое изобретение (полезная модель) следует квалифицировать как созданное в Российской Федерации. Сложнее решается вопрос с изобретением (полезной моделью), созданным по договору, осложненному иностранным элементом, например, когда хотя бы одна из сторон является иностранным юридическим (физическим) лицом. При таких обстоятельствах определение места создания изобретения (полезной модели) будет зависеть от статута договора, который, в свою очередь, определяется либо на основании коллизионных норм, либо по соглашению сторон о применимом праве. Например, если к договору, при исполнении которого создано изобретение (полезная модель), будет применяться российское право, то место создания изобретения (полезной модели) будет определяться согласно абз. 6 ст. 316 ГК.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием, защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом о государственной тайне и подзаконными нормативными актами. В названном Законе, в частности, определено понятие "государственная тайна" (абз. 2 ст. 2), а также перечень сведений, которые ее составляют (ст. 5).

Выявление в заявках на выдачу патента на изобретение (полезной модели) сведений, содержащих государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928 "О порядке проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" (в ред. от 31.03.2010)*(245), принятом на основании п. 1 ст. 1395 ГК.

Если по результатам проверки заявки не установлено наличие в ней сведений, составляющих государственную тайну, заявка возвращается в Роспатент с заключением, содержащим вывод об отсутствии в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Если же в заявке будут выявлены сведения, составляющие государственную тайну, заявка засекречивается и ей присваивается соответствующий гриф секретности в порядке, установленном законодательством РФ о государственной тайне. В этом случае в срок до шести месяцев с даты подачи заявки компетентный орган направляет заявителю уведомление о засекречивании заявки. Заявитель также предупреждается о нераспространении сведений, составляющих государственную тайну, и ответственности за их несанкционированное распространение (п. 9, 10, абз. 3 п. 11 Правил проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928). См. также коммент. к ст. 1401-1405.

2. Пункт 2 ст. 1395 ГК не является исключением из общего правила, установленного п. 1 ст. 1395, а определяет лишь процедурные особенности, обеспечивающие соблюдение негативной материально-правовой предпосылки патентования за рубежом изобретений (полезных моделей), созданных в Российской Федерации, которая выражается в отсутствие в заявке на выдачу патента сведений, составляющих государственную тайну.

Международная заявка, поданная в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве, что приравнивается к подаче правильно оформленной национальной заявки (подп. 3, 4 ст. 11, подп. "xv" ст. 2 Договора о патентной кооперации). Аналогичные последствия влечет подача евразийской заявки (подп. "ii" п. 1 ст. 15, ст. 20 Евразийской патентной конвенции).

Любая международная или евразийская заявка, имеющая силу национальной заявки, проходит обязательный процедурный этап, в ходе которого в соответствии с требованиями п. 1 ст. 1395 ГК и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928, проверяется наличие в заявке сведений, содержащих государственную тайну. В случае, когда в отношении международной или евразийской заявки принято решение о ее засекречивании, заявитель уведомляется о невозможности зарубежного патентования изобретения или полезной модели (абз. 2 п. 11 Правил).

Если же российский гражданин или российское юридическое лицо подадут международную заявку в иностранное получающее патентное ведомство в обход нормы п. 1 ст. 1395 ГК, то в соответствии с п. 4 ст. 14 Договора такая заявка должна считаться изъятой по причине ее несоответствия требованиям, установленным подп. "i" ст. 11 Договора: "заявитель со всей очевидностью лишен по причинам гражданства или местожительства права подачи международной заявки в данное получающее ведомство". Таким образом, иностранные получающие ведомства обязаны проверять соблюдение заявителями императивных предписаний ст. 1395 ГК.

 

Статья 1396. Международные и евразийские заявки, имеющие силу заявок, предусмотренных настоящим Кодексом

1. В результате заключения Договора о патентной кооперации, Евразийской патентной конвенции, Европейской патентной конвенции были созданы международные организации, которые на основе тесного взаимодействия с национальными органами патентования осуществляют администрирование международных и региональных процедур патентования, включая рассмотрение заявок на выдачу патента. К таким международным организациям, в частности, относятся Международный союз патентной кооперации, образованный участниками Договора, Евразийская патентная организация, учрежденная государствами - участниками Евразийской патентной конвенции, Европейская патентная организация, созданная на основании Европейской патентной конвенции. На африканском континенте осуществляют деятельность Африканская организация интеллектуальной собственности (OAIP) и Африканская региональная организация промышленной собственности (ARI РО).

Заявка на выдачу национального патента на изобретение (полезную модель) может быть подана в соответствии с требованиями национального законодательства государства, на территории которого испрашивается защита (национальная заявка), или в соответствии с требованиями международного договора - нормами Договора (международная заявка), или в рамках европейской патентной системы согласно нормам Европейской патентной конвенции. Заявка на выдачу регионального патента, который действует на территории нескольких государств, подается в рамках евразийской патентной системы согласно нормам Евразийской патентной конвенции. Важно отметить, что по процедуре Евразийской патентной конвенции может быть запатентовано только изобретение, но не полезная модель.

Рассмотрение международной заявки согласно нормам Договора и Европейской патентной конвенции не приводит к выдаче единого международного патента, действующего на территории нескольких государств, а лишь облегчает прохождение национального патентования изобретений. Однако международная заявка, поданная в соответствии с нормами Договора, может иметь силу евразийской заявки, если государства - участники Евразийской патентной конвенции указаны в ней в целях получения евразийского патента (ст. 11 Договора, ст. 20 Евразийской патентной конвенции, правило 63 Инструкции к ней).

Решение о выдаче национального или регионального патента принимается каждым национальным (региональным) ведомством самостоятельно. В случае положительного решения по результатам рассмотрения международной заявки выдаются национальные (региональные) патенты.

В ст. 1396 ГК, которая по своей структуре и содержанию полностью повторяет нормы ст. 37.1 Патентного закона, отражено взаимодействие национальной российской патентной системы, международной патентной системы, созданной в рамках Договора о патентной кооперации, и региональной патентной системы, созданной в рамках Евразийской патентной конвенции.

2. Процедура прохождения международной заявки в рамках Договора делится на две фазы - международную и национальную. На каждом этапе в отношении международной заявки со стороны заявителя и международных компетентных органов совершается ряд последовательных действий, установленных Договором и Инструкцией к нему. В п. 1 ст. 1396 ГК определен порядок совершения действий федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в качестве указанного ведомства в рамках международной системы патентования. Указанное ведомство в целях применения норм Договора понимается как национальное ведомство государства или национальное ведомство, действующее от имени государства, в котором заявитель испрашивает охрану для изобретения (подп. "xiii" ст. 2 во взаимодействии с нормой подп. "ii" п. 1 ст. 4 Договора). Национальное ведомство является указанным в смысле Договора, если государство "указано" в международной заявке для целей охраны изобретения (полезной модели).

Международная фаза прохождения международной заявки в рамках Договора состоит из нескольких основных процедурных этапов: подача международной заявки, установление даты подачи международной заявки получающим ведомством, пересылка регистрационного экземпляра в Международное бюро ВОИС, передача копии международной заявки в Международный поисковый орган, проведение международного поиска, публикация международной заявки, по ходатайству заявителя - проведение международной предварительной экспертизы.

После прохождения международной заявкой всех вышеназванных процедурных этапов происходит ее перевод на национальную фазу в национальные и региональные патентные ведомства, указанные заявителем. Национальная фаза прохождения международной заявки заключается в рассмотрении международной заявки в каждом национальном патентном ведомстве договаривающегося государства, указанном заявителем.

Для перевода международной заявки на национальную фазу заявитель обязан предоставить в каждое национальное ведомство государства, в котором испрашивается охрана изобретения (полезной модели), копию международной заявки и ее перевод, а также уплатить национальную пошлину (п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 39 Договора). В соответствии с нормами национального законодательства заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины или ему может быть предоставлена льгота. Максимальный срок для перевода международной заявки на национальную фазу составляет 30 месяцев с даты приоритета, если более поздний срок не установлен нормами внутреннего законодательства страны, в которой испрашивается охрана (п. 1, 3 ст. 22 Договора). В Российской Федерации минимальный срок для перевода международной заявки на национальную фазу установлен в п. 1 ст. 1396 ГК и составляет 31 месяц со дня испрашиваемого в международной заявке приоритета. Дата приоритета определяется в соответствии со ст. 8 Договора. Таким образом, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с Договором начинает рассмотрение поданной международной заявки на изобретение или полезную модель, в которой Российская Федерация указана в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент на изобретение или полезную модель, по истечении 31 месяца со дня испрашиваемого в международной заявке приоритета. Однако независимо от установленного срока перевода международной заявки на национальную фазу, любое национальное ведомство, в государстве которого заявитель испрашивает охрану изобретения, по специальной просьбе заявителя может в любое время вести процедуру по международной заявке или экспертизу по этой заявке (п. 2 ст. 23, п. 2 ст. 40 Договора). Данное исключение из правил получило свое развитие в нормах второго предложения п. 1 и в абз. 2 п. 1 ст. 1396 ГК. По просьбе заявителя международная заявка рассматривается до истечения этого срока при условии, что заявка подана на русском языке или заявителем до истечения указанного срока представлен в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности перевод на русский язык заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель, содержащегося в международной заявке, поданной на другом языке. При этом заявитель вправе вместо представления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности перевода на русский язык заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель, содержащегося в международной заявке, представить заявление о выдаче патента, оформленное в соответствии с требованиями ГК.

Таким образом, национальная фаза прохождения международной заявки в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности начинается по истечении 31 месяца с даты испрашиваемого в международной заявке приоритета или ранее этого срока по просьбе заявителя при условии, что международная заявка подана на русском языке, или представлен ее перевод на русский язык, или подано заявление о выдаче патента в порядке, установленном ГК.

В случае, если изначально международная заявка была подана не на русском языке и в течение 31 месяца со дня испрашиваемого в международной заявке приоритета заявитель не представил в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности перевод международной заявки на русский язык или заявление о выдаче патента, оформленное в соответствии с требованиями ГК, действие международной заявки в отношении России прекращается согласно абз. 3 п. 1 ст. 1396 ГК. Данная норма основана на положениях подп. "iii" п. 1 ст. 24 (п. 2 ст. 39) Договора, согласно которой совершение заявителем в соответствующий срок действий, предусмотренных ст. 22 (п. 1 ст. 39) Договора, влечет прекращение действия международной заявки с теми же последствиями, что и при изъятии национальной заявки.

Ввиду того что международная процедура патентования согласно нормам Договора состоит из двух последовательных фаз, национальная фаза прохождения международной заявки всегда начинается позже даты ее подачи. В этой связи в абз. 4 п. 1 ст. 1396 ГК включено специальное правило исчисления срока для внесения изменений в документы международной заявки. Срок, установленный в п. 3 ст. 1378 ГК, исчисляется не со дня подачи международной заявки, а со дня начала национальной фазы, т.е. с момента начала рассмотрения международной заявки федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с ГК.

Евразийская заявка, имеющая статус региональной, понимается как заявка, поданная в соответствии с Евразийской патентной конвенцией в рамках евразийской патентной системы. Евразийская заявка, как и международная, проходит несколько процедурных этапов: подача евразийской заявки, формальная экспертиза, патентный поиск, публикация вместе с отчетом о результатах поиска, по ходатайству заявителя - экспертиза по существу, решение о выдаче евразийского патента или об отказе в его выдаче, выдача единого евразийского патента, действующего на территории всех договаривающихся государств с даты его публикации.

До истечения шести месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента либо с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в удовлетворении возражения, поданного в соответствии со ст. 15(8) Евразийской патентной конвенции, заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием договаривающихся государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре патентования (п. 1 ст. 16 Конвенции). В каждом указанном таким образом государстве евразийская заявка, в отношении которой было принято такое решение и которая является предметом такого ходатайства, считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка, со всеми последствиями, предусмотренными национальным законодательством государства, в котором испрашивается защита, и подлежит дальнейшей процедуре в национальном ведомстве при условии, что заявитель уплатит национальному ведомству требуемые национальные пошлины (п. 2 ст. 16 Конвенции). В соответствии с правилом 60 Патентной инструкции к Конвенции ходатайство о преобразовании евразийской заявки в национальную патентную заявку, предусмотренное ст. 16 Конвенции, считается поданным после уплаты Евразийскому ведомству установленной пошлины. После получения установленной пошлины Евразийское ведомство незамедлительно пересылает заверенные копии евразийской заявки национальным ведомствам тех договаривающихся государств, в которых заявитель хочет получить патент по национальной процедуре.

2. В целях обеспечения права заявителя на преобразование евразийской заявки в национальную заявку в п. 2 ст. 1396 ГК включена норма о том, что рассмотрение евразийской заявки на изобретение, имеющей в соответствии с Евразийской патентной конвенцией силу предусмотренной ГК заявки на изобретение, осуществляется начиная со дня, когда федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности получена от Евразийского патентного ведомства заверенная копия евразийской заявки. Срок, предусмотренный п. 3 ст. 1378 ГК для внесения изменений в документы заявки, исчисляется не с даты подачи евразийской заявки, а со дня, когда федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности получена от Евразийского патентного ведомства заверенная копия евразийской заявки.

3. Норма п. 3 ст. 1396 ГК является исключением из правила, установленного ст. 1385 ГК. В силу особенностей прохождения международной и евразийской заявок процедуры патентования, установленных Договором и Конвенцией соответственно, публикация на русском языке международной заявки Международным бюро ВОИС в соответствии с Договором или публикация евразийской заявки Евразийским патентным ведомством в соответствии с Конвенцией заменяет публикацию сведений о заявке, предусмотренную ст. 1385 ГК.

 

Статья 1397. Евразийский патент и патент Российской Федерации на идентичные изобретения

1. Норма аналогичного содержания впервые появилась в российском патентном праве в 2003 г., когда Патентный закон был дополнен ст. 37.2. Положения ст. 1397 ГК предназначены для урегулирования коллизии, порождаемой разными патентами на идентичные изобретение (полезную модель) с пересекающейся сферой действия.

Евразийский патент на изобретение, выданный согласно нормам Евразийской патентной конвенции, имеет экстерриториальный характер и действует на территории государств - участников Конвенции с даты его публикации (подп. 11 ст. 15 Конвенции). Поскольку Россия является участницей Конвенции, евразийский патент действует и на территории РФ. В отличие от евразийского патента, сфера действия патента РФ ограничена территорией РФ. См. также коммент. к ст. 1395, 1396.

Выдача евразийского патента, действующего на территории РФ, не исключает выдачу национального патента РФ на идентичные изобретение, изобретение и полезную модель (п. 1 ст. 22 Евразийской патентной конвенции). Важно отметить, что право приоритета изобретения, патентуемого согласно нормам Конвенции, и право приоритета изобретения, параллельно патентуемого в соответствии с нормами ГК или Договора о патентной кооперации, устанавливается единообразно в порядке, предусмотренном ст. 4 Парижской конвенции (ст. 1381, 1382 ГК, ст. 8 Договора, ст. 8 Евразийской патентной конвенции). Таким образом, потенциально допустима ситуация, когда на идентичные изобретения, идентичные изобретения и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета, будут выданы два патента - национальный патент РФ и евразийский патент.

На основании каждого патента возникает субъективное исключительное право на идентичные изобретения и полезную модель. При этом патентообладатели национального и евразийского патентов могут различаться, а могут и совпадать. Исключительное право, возникшее из национального патента РФ, действует на всей территории РФ, а исключительное право на изобретение, возникшее из евразийского патента, действует на территории государств - участников Евразийской патентной конвенцией в соответствии с их национальными законодательствами с учетом ст. 13 и 14 Конвенции (ст. 9 Конвенции, правило 16 Патентной инструкции к Конвенции).

Обладатель патента РФ, так же как и обладатель евразийского патента, может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование изобретения и полезной модели, в том числе путем заключения лицензионных договоров, а другие лица не могут использовать соответствующее изобретение (полезную модель) без согласия патентообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК (в отношении патента РФ) или Евразийской патентной конвенцией и Инструкцией к ней (в отношении евразийского патента) соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1358 ГК, ст. 9 Конвенции). Таким образом, в случае выдачи евразийского патента и патента РФ с пересекающейся территориальной и объектной сферой действия возникает конфликт интересов патентообладателей. В целях разрешения этого конфликта в ст. 1397 ГК определен порядок осуществления исключительного права на идентичные изобретения, идентичные изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета и на которые выдан национальный патент РФ и евразийский патент.

Если на идентичные изобретения, идентичные изобретения и полезную модель выдан евразийский патент и национальный патент РФ разным лицам, но с одной датой приоритета, то такие изобретения, изобретение и полезная модель могут быть использованы на территории РФ только с соблюдением прав всех патентообладателей (п. 1 ст. 1397 ГК). Исходя из положений п. 1 ст. 1397 ГК во взаимосвязи с нормами п. 1 ст. 1229 ГК каждый из правообладателей для осуществления на территории РФ исключительного права, возникшего из соответствующего патента - национального патента РФ или евразийского патента, - должен получить согласие другого патентообладателя. Таким образом, право патентообладателей распоряжаться исключительным правом ограничено в целях защиты законных интересов других лиц. Лицензионный договор о предоставлении права использования такого изобретения, изобретения и полезной модели также требуют согласия всех правообладателей. В противном случае будет иметь место нарушение исключительного права другого патентообладателя, что повлечет соответствующие последствия, установленные нормами ГК и правилом 18 Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции.

2. В п. 2 ст. 1397 ГК определен порядок предоставления права использования идентичных изобретений, на которые национальный и евразийский патент выданы одному и тому же лицу. В этом случае патентообладатель вправе заключать лицензионный договор на основе любого патента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.