Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бронислав Малиновский




Сноски

1 См.: Уэллс Г. К. Зигмунд Фрейд и его учение. — “Вопросы /философии”, 1956, № 6; его же. Павлов и Фрейд. М., 1959.

2 Freud S. Die Traumdeutung. 4-te vermehrte Auflage. Leipzig, 1914, S. 94—98.

3 Freud S. Die Traumdeutung, S. 287.

4 См.: Freud 5. Die Traumdeutung, S. 199—200.

5 См.: Фрейд 3, Психопатология обыденной жизни, изд. 2-е. М. 1916.

6 См.: Фрейд 3. Леонардо да Винчи. М., 1912.

7 См.: Фрейд 3. Тотем и табу. М.—П. (б. г.).

8 Фрейд 3. Тотем и табу, с. 136.

9 Там же, с. 137.

10 Там же. с. 141—142.

11 См.: Atkinson J. Primal law. — In: Lang A. Social origins. London, 1903.

12 Фрейд 3. Тотем и табу, с. 151.

13 Фрейд 3. Тотем и табу, с. 151.

14 Там же, с. 150.

15 Там же, с. 154.

16 Фрейд 3. Тотем и табу, с. 168. 190

17 См.: Freud S. Der Mann Moses und die monotheistische Religion. — In: Freud S. Gesammelte Werke, 16 Band. Leipzig, 1950.

18 Freud S. Der Mann Moses und die monotheistische Religion” S. 238.

19 Главные из них: Australian totemism. London, 1925; The pointing bone. — “Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland”, 1925, N 55; Mondmythologie und Mondreligion. Wien, 1927; Dying God and puberty ceremonies.—“Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland”, 1929, N 59; Animism, magic and the divine King. London, 1930; Women and their life in Central Australia. — “Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland”, 1933, N 6; The riddle of the sphynx. London, 1934; The origin and function of culture. New York, 1943; Psychoanalysis and anthropology. New York, 1950,

20 См.: Roheim G. Australian totemism, pp. 38—39, 50, 65.

21 Roheim G. Australian totemism, p. 355.

22 Ibid., p. 380.

22 См.: Roheim G. Australian totemism, pp. 133. 138.

23 Roheim G. The origin and function of culture. New York, 194.3.. pp. V, 17, 19, 20, 21.

24 Ibid., p. 21, 23, 24.

25 Roheim G. The origin and function of culture, pp. 25, 38, 43.

26 Ibid., p. 40. s Ibid., p. 42.

27 Roheim G. The origin and function of culture, pp. 81, 98.

28 Критику фрейдизма см. также: Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М., 1968; Философская энциклопедия, т. 5 с. 410—414; Клеман К. Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. Пер. с французского. М., 1976.

29 Jung С. G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewupten, 3-te Auflage. Zurich—Leipzig, 1938. S. 11—12; его же. Bewutes und Unbewufites. Frankfurt-am-Main, 1957, S. 11.

30 Jung С. G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbe-wufiten, S. 56—59.

31 О взглядах Юнга см. также: Ляликов Д. Н. и Аверинцев С. С. Юнг. — Философская энциклопедия, т. 5, с. 600—602; Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. — “Вопросы литературы”, 1970, № 3.


ГЛАВА 9 ФУНКЦИОНАЛИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Идейным продолжением и дальнейшим логическим развитием принципов социологической школы в этнографической науке был функционализм. Подобно тому как родиной диффузионистского течения была Германия, а социологического — Франция, так функционализм зародился в Англии; он так и остался преимущественно английским направлением. На то были, как мы увидим ниже, и свои политические причины.

Основателем функционалистского направления был Бронислав Малиновский (1884—1942). Его научная биография очень интересна, она отчасти позволяет понять и идейные корни функционализма.

Поляк по национальности, Бронислав Каспар Малиновский родился в Кракове. В университете он изучал физику и математику, но затем заинтересовался — особенно под влиянием “Золотой ветви” Фрэзера — этнографией и историей культуры. Он слушал в Лейпциге лекции Карла Бюхера (по экономической истории), в Лондоне (1910) познакомился с идеями Зелигмана. Влияние последнего, а через него и всей “Кембриджской школы” (Хэддон, Риверс) сказалось на научной деятельности Малиновского очень существенным образом. В 1913 г. была напечатана первая большая, еще студенческая, но уже очень серьезная работа Малиновского “Семья у австралийских туземцев”. В Лондоне же Малиновский с 1913 г. начал читать лекции. В следующем, 1914 г. он отправился в научную экспедицию в Австралию, и тут его застала первая мировая война.

Как подданный враждебной державы (Австро-Венгрии), Малиновский был интернирован, однако благодаря заступничеству его лондонских друзей и коллег эта неприятность обернулась для него большой научной пользой: он провел два с половиной года на Новой Гвинее и прилегающих к ней (Тробриандовых) островах, где мог беспрепятственно заниматься полевой этнографической работой.

Приобретенных там ценных этнографических материалов Малиновскому хватило на всю жизнь. Вернувшись по окончании войны в Англию, он публиковал с 1921 г. книгу за книгой по этим материалам, и они же легли в основу разработанной им методологии, получившей впоследствии название “функционализм”.

Существенные черты функционального метода видны уже в первых капитальных трудах Малиновского: “Туземцы Маилу”, “Первобытная экономика тробриандовых островитян”, “Аргонавты западной части Тихого океана”, “Преступление и обычай в дикарском обществе” и др. Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою “функцию” (правда, в названных ранних (работах Малиновского этот термин еще не употребляется).

Уже в предисловии к “Аргонавтам...” Малиновский обращал внимание читателей на то, что хотя содержание самой книги узко (межплеменные обменные сношения, ритуальный обмен “кула”), но в ней “делаются постоянные ссылки на социальную организацию, власть магии, мифологию, фольклор и, в сущности, на все прочие аспекты, как и на главный”. И в самом деле, в этой книге излагаются обстоятельнейшие сведения о самых различных сторонах жизни, обычаев, верований тробриандовых островитян, ибо все это оказалось в той или иной мере связано с системой межплеменного (межостровного) обмена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.