Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Где рощи




ВАЛЬС

(Остаются: Пушкин, Гончарова, Карамзина)

Натали (Пушкину): Велите подать лошадей!

(Пушкин молча кланяется и уходит)

К.: С Новым годом Вас, друг мой. А зима 1837 нам долго помниться будет - уж шибко снежная.

Н.: Зима и, верно хороша.

К.: Больно?

Н.: Страсть, какая мигрень разыгралась.

К.: Вам бы отдохнуть от петербургской суеты. Попросите государя, чтоб он велел Пушкину в деревню ехать.

Н.: Я просила государя отпустить нас в Болдино. Пушкину там пишется легко.

К.: Что ж государь?

Н.: Сказал, что деревенская тишина к философствованиям располагает, а Пушкину не философствовать надобно, а трудиться для пользы Отечества. Ему предстоит труд по истории Петровой, и государь на него уповает.

К.: Александр знает о вашем разговоре с его величеством?

Н.: Зачем ему знать ещё об одной своей неволе? Пусть эта неволя будет ему от меня, все легче.

К.: Простите меня великодушно.

Н.: За что? За то, что вы обо мне дурно судили? Обо мне все дурно судят.

К.: Да, правда. Вас почитают надменной.

Н.: Не я, моя красота надменна. А меня за ней вовсе не примечают. На балах моя красота так пристаёт ко мне, что мне её и дома с каждым разом сбрасывать всё трудней.

К.: Я в удивлении: вы, всегда так молчаливы.

Н.: Я вам откроюсь ... Когда мы приехали в Петербург, Александр велел мне быть молчаливой в свете. Я, мужняя жена, и подчинилась.

К.: Я и не знала, что он такой деспот!

Н.: Нет, он прав.

К.: Да зачем же прав?!

Н.: Когда женщина хороша, но молчалива, про неё только и скажут, что хороша. А коли она при красоте ещё и ум объявит, про неё непременно скажут: дура!...

 

Романс «Под лаской плюшевого пледа»

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было, чья победа,

Кто побежден, кто побежден?

 

Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том для чего, не знаю слова,

В том для чего, не знаю слова.

Была ль любовь?

 

Кто был охотник, кто добыча,

Все дьявольски наоборот.

Что понял длительно мурлыча

Сибирский кот, сибирский кот.

 

В том поединке своеволий

Кто в чьей руке был только мяч,

Чье сердце? Ваше ли, мое ли,

Чье сердце? Ваше ли, мое ли,

Летело вскачь?

 

И все-таки, что ж это было,

Чего так хочется и жаль,

Так и не знаю, победила ль,

Так и не знаю, победила ль,

Побеждена ль, побеждена ль?

На сцене Пушкин и Жуковский

Ж: Александр! Умоляю тебя! Где ты пропадал? Я только от Натальи Николаевны: она ума решилась.

П: (прикладывая палец к губам) Тсс!

Три дна купеческая дочь Наташа пропадала,

Она на двор на третью ночь

Без памяти вбежала,



С вопросами отец и мать

К Наташе стали приступать,

Наташа их не слышит,

Дрожит и еле дышит...

Ж: Ну, коли ты "Наташей" решил обернуться, я обернусь "отцом – с - матерью"! Дрожишь ты от холода. А "еле дышишь" оттого, что зело не трезв.

П: (высвобождается) Гляди, простудишься.

Ж: А ты?.. Вон и снег пошел.

П: (подставляя ладони под снежинки) Какой снег, Василий Андреевич? Шутник же ты! Яблоневый цвет летит. Есть одна такая ночь в зиме, когда всевышний вместо снега яблоневый цвет на землю роняет. Только испокон веку на эту ночь все люди спали. Нам первым выпала радость яблоневый цвет зимой поглядеть. Пахнет-то как, а? Дурман!

Ж: Александр! Что за мальчишество? В эти три дня государь дважды о тебе спрашивал.

П: Выходит в один день из трех я был свободен? (Смеется)

Ж: Твоя шутка надменна, я не смеюсь ей.

П: (перестав смеяться) Я тоже. Извини за кураж, Василий Андреевич. Я не пьян.

Ж: Что ж столб обнимал?

П: И столбу надобно, чтоб его кто-нибудь обнял.

Ж: Обопрись на меня, я тебя доведу.

П: Не надобно. Я просто куражился. У меня с государем спор внутренний и непоправимый: я хочу петь и писать человека, а он хочет чтобы я пел и писал верноподданного.

Ж: Не гордись, Александр! Пушкин еще не легенда, Пушкин еще сам - жив, сиречь - верноподданный. Куда денешься от России?

П: В Россию, Василий Андреевич.

Ж: В петровскую Россию тебе не сбежать, это я понял.

П: А я в будущую Россию удеру! Чем плохо?

Ж: Да тем, что ее пока нет.

П: Про то не нам судить, Василий Андреевич! Про то уж рассудили 14 декабря друзья наши.

Ж: Государь на тебя надеется!

П: А Россия верит мне. Кого я обмануть должен?

Ж: Ты сам кузнец своих несчастий: ты их выковываешь неторопливо, упорно, узорчато. Ну да пойдем в дом, договорим в тепле.

П: Я с фонарем хочу побыть. (Жуковский уходит) Прости Василий Андреевич..., прости. Мечтал я о диалоге со временем, а время вместо того меня к дуэли приперло. Да ведь чем не диалог? Барьерами шубы, - и - "Сходитесь, господа! ". Для самого короткого диалога на свете: собеседники обмениваются всего лишь двумя точками. И цензор не придерется!..

(Пушкин держит руку вверх, ладонью ловя снег)

А знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня...

 

Глупость - то какая! Через две строчки "кобылка" "конем" обернулась! Слава богу, и строкоед Жуковский не заметил. Надо бы исправить... Да теперь уж - когда?

 

Песня «Тает желтый воск свечи…»

На сцене две "партии" спорящих, реплики перекрывают друг друга, интонации повышаются

¾ Кокетка!

¾ Муза великого поэта, его избранница!

¾ Ветреная красавица!

¾ Заботливая жена!

¾ Не блиставшая умом кукла!

¾ Женщина ставшая матерью четырех детей Пушкина!

(внезапно все замолкают - говорящий находится посередине, он нейтрален в этом споре)

¾ В этом хоре забыли услышать лишь один голос….

(мальчики, выходя постепенно на авансцену)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

 

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

 

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

 

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

 

"Когда я увидел её в первый раз, красоту её только начали замечать в обществе. Я её полюбил, голова у меня закружилась…"

 

"Участь моя решена! Я женюсь… Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она почти моя…"

 

"Я женат - и счастлив: одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился".

 

"Я должен был на тебе жениться… Всю жизнь был бы без тебя несчастлив…"

 

" Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица…"

 

"Я тебя ничем не заслужил перед Богом".

 

"Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна…"

 

Хором: И разве мы имеем право думать иначе?

¾ "Тема семейной трагедии Пушкина не должна обсуждаться. Сделав ее запретной, мы несомненно исполнили бы волю поэта."

¾ В наше время есть много исследований судьбы Натальи Николаевны, посвященных ее жизни после 1837 года.

¾ Есть ли в них смысл?

¾ Кого мы пытаемся увидеть сквозь туман столетий: Гончарову, Ланскую …

¾ или Наталья Николаевна интересна нам, как жена Пушкина?

¾ Причем такой, какой видел ее поэт.

¾ Бала ли она красива?

¾ Несомненно!

¾ Была ли она умна?

¾ Вероятно!

¾ Была ли она образована?

¾ Конечно!

¾ За что же ее любил поэт?

¾ Простое, точное и исчерпывающее объяснение дал он сам.

¾ Дал навсегда и для всех.

¾ Пушкин увидел в Гончаровой главное - помимо ума, вне образованности, даже сверх красоты, - нечто органичное, врожденное, как гений: женственность.

¾ Идеальную, светлую, чистую женственность.

¾ Любящий видит в любимом то, чего не видят окружающие люди.

¾ Они видят уголь – он алмаз,

¾ Они – "ничего особенного", он - чудо.

¾ Может быть, любящий видит единственную, высшую истину о человеке?

¾ Современники и потомки увидели Наталью Николаевну совсем иной, но так ли значимо для нас их мнение?

¾ Разве они могут хоть что-то добавить к тому, что уже сказал сам Поэт?

¾ Невозможно представить Данте без Беатриче,

¾ … а Петрарку без Лауры

¾ Кем была бы она без Петрарки? Заурядной женой авиньонца, матерью одиннадцати детей?

¾ Но силою любви она бессмертна…

¾ Натали Гончарова не оставила следа в истории.

¾ Наталья Николаевна Ланская не была значимой личностью.

¾ Она просто жила "своей жизнью" и на какой-то период эта жизнь пересеклась с "солнцем", которое осветило и ее.

¾ Для нас она навсегда останется женой Пушкина.

¾ Натали убереглась от забвения силою Пушкинской любви - великой охранительной силы.

 

Я часто вижу очень странный сон

Без публики, прожекторов и грима

Избранницы поэтов всех времен

Читают вслух стихи своих любимых.

 

Простое имя силою любви,

С поэзией сливаясь воедино,

Лаура, Беатриче, Натали

Как бриллианты в ожерелье дивном.

 

Для них застыло время в этот час

Меняются столетия и эпохи

Земную прелесть чьих-то губ и глаз

Передают взволнованные строки

 

(Хором) Спасибо Вам избранницы поэтов

За то, что были ласковы и строги,

За то, что были избранны из многих,

(Хором) Спасибо вам избранницы поэтов,

За песни, за поэмы, за сонеты,

(Хором) Спасибо вам, избранницы поэтов.

Песня «Среди миров»

 


«Туда,

пламенеют»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 2003 года.


В ролях :

 

Пушкин Александр Сергеевич - Исупов Женя

Пущин Иван Иванович – Попов Саша

Дельвиг Антон Антонович – Черепанов Паша

Прасковья Александровна Осипова-Вульф - Рогачева Юля

Анна Вульф – Байдина Люба

Падчерица Александра (Алина) - Давлетшина Соня

Евпраксия Вульф (Зизи) – Олейникова Аня

Мария Осипова - Шилова Полина

Катерина Осипова – Гранатова Юля

Керн Анна Петровна – Анцигина Алиса

Тургенев А.И. – Петрухин Дима

Арсений – Петрухин Дима

Горничная - Шерстнева Наташа

 

Евгений Онегин – Рогачев Сережа

Владимир Ленский - Попов Саша

Татьяна Ларина («Евгений Онегин») - Мамаева Лена

 

Танцевали вальс:

 

Исупов Женя - Стоцкая Надя

Рогачев Сережа – Олейникова Аня

Черепанов Паша – Рогачева Юля

Попов Саша – Байдина Люба

Изотов Дима – Кощеева Аня


¾ Строгое, торжественное Петровское.

¾ Милое, светлое, уютное Тригорское.

¾ Наполненный музыкой тишины Святогорский монастырь.

¾ Михайловское.

¾ Ни с чем несравнимое Михайловское.

¾ Что притягивает нас в этих местах?

¾ Что заставляет возвращаться сюда вновь и вновь?

¾ Почему именно сюда едут к Пушкину?

¾ Сюда едут, чтобы забыть о тревожном двадцатом столетии, о стремительном двадцать первом, и погрузиться в девятнадцатое: романтичное, вольнолюбивое, контрастное.

¾ В каждом возрасте человек открывает для себя здесь своего Пушкина.

¾ Мы можем взглянуть на Михайловское глазами только вышедшего из Лицея юноши. Романтика и мечтателя, еще не познавшего мир.

¾ Можем увидеть таким, каким видел его повзрослевший, окунувшийся с головой жизнь столицы Пушкин, начавший восхождение к славе.

¾ Можем попытаться почувствовать то, что чувствовал известный поэт.

¾ Михайловское. Оно словно замкнутый круг, вместивший в себя вечность.

¾ Сюда в 1799 году Пушкина в возрасте нескольких месяцев родители впервые привозят показать деду Осипу Абрамовичу Ганнибалу.

¾ Сюда же в 1837 привезут хоронить.

¾ Михайловское – книга, требующая внимательного, вдумчивого чтения.

¾ Книга, написанная природой и вещами, окружавшими поэта.

¾ Даже для того, чтобы просто пролистать ее потребовались бы годы.

¾ Мы попытаемся прочесть лишь несколько глав этой огромной книги.

Песня «За дачную округу поскачем весело…»

 

¾ После приезда в 1799 году, Пушкин увидит Михайловское только после окончания лицея.

¾ Лето 1817 года.

¾ Июнь.

¾ До окончания Лицея осталось несколько дней, сданы 15 экзаменов за 17 дней.

¾ Юноши ходят по парку, а не мальчишки.

¾ Молчат и вспоминают.

¾ Какими они тогда несмышлеными были, совсем ещё ребятишки.

 

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит, нам – шествуйте, сыны!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой,

Храните, о, друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

То ж к славе чистое стремленье

То ж правде – да, неправде – нет,

Неправде – нет!

В несчастье – гордое терпенье, а в счастье – всем равно привет!

Простимся, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь, сроднила нас.

 

Кюхля (Дельвигу): Я даже не ожидал от тебя таких стихов!

Все хором: Да, неправде – нет! Неправде – нет!

Пущин: Что ж, братцы… простимся?

Кюхля: Жанно, мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело…дело общее, Александр, скажи ему! на всю жизнь!

(Все обнимаются).

Пушкин: Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему, прощай! Мы взрослые!

Песня «Туда, где рощи пламенеют» (2 куплет)

¾ Свидетельство об окончании Лицея Пушкин получил 9 июня 1817 года.

¾ 3 июля подал прошение в Коллегию иностранных дел, куда был зачислен на службу, о предоставлении ему отпуска для выезда в Псковскую губернию.

¾ Первый месяц свободы после шестимесячного затворничества был радостным и веселым.

 

Пушкин: "Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочему".

 

¾ Михайловское встретило Пушкина во всей прелести июльского наряда. Все вокруг цвело и благоухало. Усадьба оказалась скромной, но уютной.

¾ Неширокая река Сороть петляла в низких ярко-изумрудных берегах. За нею до самого горизонта расстилались просторы заливных лугов и полосатых нив.

 

Простите верные дубравы!

Прости, беспечный мир полей,

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

На толь узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас.

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат Тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

¾ Поэтическое пророчество сбылось. 13 июня 1819 года он вновь приезжает в родовую усадьбу.

¾ Повзрослевший, 20 летний Пушкин, друг Чаадаева и Тургенева, автор "Вольности", смотрел на окружающее иными глазами.

¾ Тогда его взору представлялся “беспечный мир полей”, его занимали "легкокрылые забавы". Теперь все виделось по-иному.

¾ Вокруг него почти ничего не изменилось, зато решительно изменился он сам.

¾ В Михайловском Пушкин написал стихотворение "Деревня" - одно из самых сильных обличений крепостнического варварства в русской литературе.

 

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

 

Музыка.

 

¾ В следующий раз Пушкин оказался в Михайловском только через пять лет и не по своей воле.

¾ Этому предшествовала ссылка на юг, в Кишинев, а затем в Одессу, куда Пушкин был отправлен весной 1820 года за вольнолюбивые стихи и политические эпиграммы.

¾ Южная ссылка окончилась неожиданно, изменив участь поэта не в лучшую сторону.

¾ Уволенный со службы и высланный под надзор полиции в северную губернию в деревню матери, он 9 августа 1824 года переступил порог деревянного ганнибаловского дома.

¾ Отец, мать, брат Левушка, сестра Ольга, которых не видел он почти четыре года, сами были в смятении, боялись новых гонений и строгости для всей семьи.

¾ Пушкин приехал в Михайловское в самом подавленном настроении.

¾ Из двадцати пяти лет своей жизни четыре он провел уже в ссылке. Впереди была новая ссылка – в глуши, в одиночестве. И бог знает на сколько лет.

¾ Пушкин и сам не знал толком, за что его выслали из Одессы.

¾ Кое-что уразумел лишь в Пскове, куда его из Михайловского вызвал псковский губернатор Борис Антонович фон Адеркас, которому теперь был поручен надзор за Пушкиным.

¾ Вернулся в Михайловское в самом мрачном расположении духа. Ведь за те повинности, что ему приписывали, его сгноят в деревне, будут держать, и держать пока не сойдет с ума или не убежит.

¾ В первом случае его ждет "желтый дом", во втором, ежели поймают – тюрьма.

¾ Да и без этого Михайловское было немногим лучше.

¾ После шумной и открытой одесской жизни его ожидала глухая деревня.

¾ Вместо богатой южной природы, яркого юного солнца – серое небо, сырая осень, скудная природа севера.

¾ Семейные распри усугубляли и без того тяжелое душевное состояние.

¾ Зимой, после отъезда родных, оставшись один, Пушкин наслаждался одиночеством.

¾ Тем одиночеством, которого никогда не любил, но которое оценил теперь в полной мере.

¾ Все четыре месяца, проведенные в Михайловском, несмотря ни на что и наперекор всему он упорно работал.

 

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: То-то был поэт!

"Куда уж эти мне поэты!"

Прощай, Онегин, мне пора.

"Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?"

У Лариных. "Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?"

Ни мало. – "Не могу понять.

Отсели вижу, что такое:

Во-первых (слушай, прав ли я?),

Простая русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор,

Про дождь, про лен, про скотный двор…"

Я тут еще беды не вижу.

"Да скука, вот беда, мой друг."

Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг

Где я могу…. "Опять эклога!

Да полно, милый, ради бога.

Ну что ж? Ты едешь: очень жаль.

Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера,

И слез, и рифм et cetera?…

Представь меня". – Ты шутишь; "Нету".

Я рад "Когда же? - Хоть сейчас.

Они с охотой примут нас.

Поедем. –

Поскакали други,

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья;

Несут на блюдечках варенье,

На столик ставят вощаной

Графин с брусничною водой

 

¾ Пушкину всегда с детства не хватало родительской ласки и тепла.

¾ В Тригорском же он оказался в кругу расположенной к нему семьи.

¾ Тригорским владела Прасковья Александровна Осипова-Вульф, Пушкину, хоть и дальняя, но родня. У нее было семеро детей.

¾ В длинном, одноэтажном тригорском доме, построенном изначально, как полотняная фабрика, жили в основном девушки:

¾ Падчерица Александра (Алина),

¾ старшие сестры Анна и Евпраксия Вульф, которую все называли просто Зизи,

¾ младшие Мария и Екатерина Осиповы

Анна: Каждый день часу в третьем по полудни Пушкин являлся к нам из своего Михайловского.

Зизи: Приезжал он, обыкновенно, на прекрасном аргамаке, а то и приволочится на крестьянской лошаденке. Это было комическое зрелище: лошаденка была низкорослой, и ноги всадника чуть ли не волочились по земле.

Анна: Маленькая Маша помирала со смеху. Пушкин грозил ей пальцем, а затем, соскочив с коня, гонялся за насмешницей.

Алина: Порой он являлся в Тригорское неожиданно, пешком. Подберется к дому, иногда совсем незаметно. Если летом окна бывали раскрыты, он, шасть, и влезет в окно. Он, кажется, во все перелазил.

к: Я, это бывало, сижу за уроками, но пришел Пушкин и все пошло вверх дном. Смех, шутки, говор так и раздаются по всем комнатам.

(девушки хором) "Ой, Александр Сергеич!"

 

Входит Пушкин, все радостно суетятся, только Анна стоит в углу. От неожиданности она роняет платок. Пушкин смотрит на нее. Анна в сильном замешательстве. Пушкин целует руку Прасковьи Александровне. Подходит к Анне, здоровается. Одновременно наклоняются за платком – стукаются лбами. Пушкин от неожиданности начинает смеяться. Анна смущается еще больше.

Зизи (скача вокруг): Как звонко они поцеловались! Как настоящие козлики! Нужно теперь и как следует поцеловаться, право! (Анна быстро выходит их комнаты)

Прасковья Александровна (хмуро): Зизи, помолчи. Я пойду, Александр, распоряжусь Вам с обедом.

Зизи (вслед уходящей Анне): Аннетка, как мячик об стенку, стукнулась и откатилась! А у нас нынче топится баня!

Пушкин: А разве суббота?

Зизи: Вы и дни уже забыли? Суббота, конечно! Пойдемте-ка в сад!

 

Песня «Девицы-красавицы»

 

¾ Две старшие дочери Осиповой от первого мужа: Евпраксия и Анна, составляли два противоположных типа, которые, скорее всего, нашли отражение в Ольге и Татьяне в романе «Евгений Онегин», хотя явного портретного сходства нет.

¾ Ольга и Татьяна - два общих типа женщин пушкинской эпохи.

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

 

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

 

¾ Аннет и Зизи были не похожи друг на друга, и каждая обладала ярко выраженной индивидуальностью.

¾ Ровесница Пушкина Анна Николаевна, была мечтательницей, в детстве воображала себя героиней любимых книг, мечтала выйти замуж только за принца.

¾ Романтическая и замкнутая, она была способна на сильное глубокое чувство, что доказала ее долгая и беззаветная любовь к Пушкину.

¾ Она преклонялась перед ним, но он кроме дружеских чувств ничего к ней не питал.

 

Из письма Анны Вульф к Пушкину "…Я долго колебалась, писать ли Вам, пока не получу от Вас письма, но так как размышления никогда мне не помогают, я кончила тем, что уступила желанию написать Вам. Знаете ли Вы, что я плачу, над письмом к Вам? Это компрометирует меня, я чувствую, но это сильнее меня, я не могу с собой справиться… Если Вы еще будете сердиться на меня за то, что я осталась здесь, вы будете после этого чудовищем…"

 

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

 

"Я радуюсь Вашему освобождению и поздравляю Вас с ним, хотя в глубине души дала бы многое, чтобы Вы побыли еще в Михайловском. Все мои усилия не могут заглушить боль, которую я испытываю от того, что не найду Вас больше в Тригорском"

 

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

 

Музыка.

 

Зизи – веселая, непосредственная, живая, не испытавшая еще ни невзгод ни разочарований, просто жила и радовалась жизни.

Ей только что минуло 15 лет, и в ней было много ребяческого.

Пушкин: На днях я мерился поясом с Евпраксией, и талии наши нашлись одинаковы. Следует из двух одно: или я имею талию 15-летней девушки, или она талию 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила.

 

Читая Стихи Александра Сергеевича, написанные им в альбом Зизи, нетрудно заметить, что поэт относился к ней, как к ребенку, отводя себе роль советчика и утешителя:

 

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет.

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

 

Музыка.

¾ Старший сын хозяйки Тригорского – Алексей Николаевич Вульф, учившийся в то время в Дерптском университете, летние каникулы проводил в Тригорском.

¾ Оттуда до Михайловского рукой подать, и ему ничего не стоило забрести на огонек.

¾ За короткий срок между ним и Пушкиным завязались приятельские отношения.

¾ Они действительно были на дружеской ноге: Тригорский и Михайловский полуночники.

 

Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой,

Да Языкова поэта

Затащи ко мне с собой.

Погулять верхом порой,

Пострелять из пистолета.

Лайон, мой курчавый брат

(Не Михайловский приказчик),

Привезет нам, право, клад…

Что? - бутылок полный ящик.

Запируем уж, молчи!

Чудо- жизнь анахорета!

В Троегорском до ночи,

А в Михайловском до света,

Дни любви посвящены,

Ночью царствуют стаканы,

Мы же – то смертельно пьяны,

То мертвецки влюблены.

(Приглашают девушек на вальс. Танцуют несколько тактов вальса)

¾ У Осиповых-Вульф Пушкина всегда встречали радостными возгласами

¾ Сажали на лучшее место,

¾ предупреждали все его желания.

¾ Он подолгу беседовал и сражался в вист с Прасковьей Александровной,

¾ заводил споры и шутил с девушками,

¾ играл и шалил с малышами Машей и Катей.

¾ Прасковья Александровна была для него добрым другом.

¾ Её дочери и падчерица "наши барышни",

¾ а все вместе "милые хозяйки".

¾ Милые хозяйки столь любезного его сердцу Тригорского замка, где он не чувствовал себя чужим, а потому называл себя и Михайловским и Тригорским изгнанником, говоря Прасковье Александровне, что путает свое и их жилище.

¾ Никого кроме узкого круга лицеистов он так часто и так сердечно не называл «друзьями», как обитателей Тригорского.

 

Музыка.

Заходят пары, ведут светскую беседу.

¾ В декабре 1824 года на балу у московского генерал-губернатора князя Голицына встретились два петербуржца.

¾ Один осанистый, средних лет – Александр Иванович Тургенев.

¾ Другой молодой, высокий, с приятным открытым лицом – Иван Пущин.

Пущин: Александр Иванович, нет ли каких поручений к Пушкину? Я к нему буду.

Тургенев: Как Вы хотите ехать к Пушкину. Весьма опрометчиво! Разве Вы не знаете, что он под двойным надзором: полицейским и духовным?

П: Все знаю. Но знаю также, что нельзя не навестить товарища, после пятилетней разлуки в теперешнем его положении.

Т: Не советовал бы. Впрочем, как знаете.

 





Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.066 сек.