КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение понятия. Вехи истории здравоохранения
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Понятие «здравоохранение» входит в понятие «медицина» как ее социальная, организационная, нормативная функция. Здравоохранение, таким образом, должно квалифицироваться как общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства. Оно — деятельность общества, его представителей, его учреждений и организаций (политических, экономических, общественных, государственных, частных, религиозных, филантропических и др.), в том числе медицинских, по охране здоровья. Определение медицины дает БМЭ как системы научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека», следовательно, ее история «восходит к самым ранним стадиям существования человека», начинается с первыми попытками человека избавиться от недуга, излечить рану, травму и т.п. Однако здравоохранение — это социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья. Элементы такой деятельности были уже в глубокой древности, еще до первых государств и городов, когда проявлялась забота общины, племени, рода о больных и каких-то мерах предупреждения заболеваний или повреждений. Сюда можно отнести и лечебные манипуляции. Из человеческой общины выделялись умудренные житейским опытом старшины, шаманы, талибы, знахари, в обязанности которых входило избавление больных от страданий путем заклинаний, ритуалов, а также использования опыта народной медицины. В период матриархата забота о благополучии и здоровье перешла к женщинам, которых славяне называли «берегинями». Древние общинные традиции сказываются до сих пор в сельской местности, а в некоторых странах, например в Японии, подчас играют немаловажную роль в охране здоровья матери, ребенка, престарелых. Когда образовывались племенные союзы, княжества, города, города- государства, управители л их сообществ уделяли внимание здоровью соплеменников и сограждан: способствовали обучению, подготовке лекарей, подчас нанимали их для контроля за гигиеническими, санитарными мерами, предохраняющими от наибольшей опасности в те времена — эпидемических болезней. Религиозные общины, особенно христианские, также брали на себя заботу о «сирых, убогих», больных вплоть до устройства храмовых лечебниц. Правители, государственные власти, как правило, поддерживали церковные, монастырские больницы, а на Руси, особенно после ее крещения в конце X века, князья даже передавали монастырям и церквям средства для строительства больниц и содержания больных. Через церковь светская власть проявляла милосердие и попечительство о больных и калеках, уделяла внимание предупреждению эпидемий, наблюдала за санитарным состоянием рынков, родников и колодцев и пр. Археологические находки свидетельствуют, что в государствах древности среди ремесленников существовали касты, кланы, школы лекарей, которых власти нередко использовали для оказания помощи бедным, для предотвращения эпидемий, санитарного контроля за состоянием рынков, колодцев, пищи и пр. Предпринимались попытки государственной регламентации деятельности медиков. Гигиенические предписания содержались не только в религиозных книгах, но и в законодательных актах светских и военных властей. Одним из древнейших памятников законодательства далекого прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем клинописью текстами статей законов, приписываемых царю Ассировавилонии Хаммураппи (XVIII в. до н.э.). Несколько запретов и предписаний относится к поощрениям и наказаниям врачей за результаты медицинской помощи, при этом закон строго учитывает сословное и имущественное неравенство пациентов. Например, за успешное снятие катаракты свободный, богатый гражданин должен заплатить в 3 раза больше (3 сикля серебра), чем раб за операцию с таким же результатом. За неудачу при лечении раба с врача взыскивали штраф 1 сикль серебра, а при неудачной операции у свободного и богатого пациента медику отсекали руку. В Спарте специальные чиновники отбирали здоровых младенцев, а больных убивали. Граждане соблюдали жесткие гигиенические требования, давали детям всестороннее физическое (спартанское) воспитание. Медицинскую службу имела римская армия. Древнегреческие города-полисы и римские города нанимали врачей и специальных санитарных чиновников для контроля за водой, санитарным благоустройством, лечением рабов, наемников. Римские акведуки — водопроводы и термы — бани свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античных городов. Врач имел высокое общественное положение, почет. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — сказал Гомер в знаменитой «Илиаде». Потребность во врачах была всегда острой, и это понимали правители. Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем изучающим медицину. Марк Аврелий (166— 180 гг. н. э.) обязывал города нанимать и содержать «народных врачей», особенно необходимых в годы эпидемий чумы. Этот обычай сохранился и в Византии до VIII—IX вв. Тогда же стали открывать больницы для бедных; с IV в. при христианских монастырях, затем организовали больницы в Галлии, Леоне (V в.), знаменитую больницу «Божий дом» в 661 г. в Париже. Вплоть до XVI в. медицинское дело не входило в юрисдикцию центральной государственной власти: и устройство лечебниц, и обучение врачей в медицинских школах, в том числе в первых университетах, и даже юридическая регламентация деятельности медиков осуществлялись на локальном иди региональном уровне светскими и церковными властями. Не было общенациональных служб или систем здравоохранения. Законодательные акты по здравоохранению той или иной области не распространялись на другие территории государства. То же относилось к карантинным и другим мерам санитарной защиты, вводимым с XIV в. Главная причина этого заключалась в политической раздробленности. Разве смогли создать какую-то единую организацию или службу здравоохранения постоянно враждующие между собой государства, в том числе русские феодальные княжества, хотя на их территории под контролем князя или монастыря принимались санитарные, карантинные меры, приглашались и русские, и иностранные доктора для обслуживания князей, бояр, иногда бедных и убогих, больных и увечных воинов. Когда стало консолидироваться централизованное русское государство под властью Москвы, когда стал создаваться центральный аппарат управления государством, обязанный заботиться о благосостоянии своих подданных, в числе других органов и учреждений управления появились государственные центральные медицинские учреждения. Стали издавать соответствующие установления по медицинскому делу. Образованная указом Ивана IV так называемая Царева, или Придворная аптека (1581) выполняла функции по медицинскому обслуживанию царя, его семьи и ближних бояр. Вскоре была образована Аптекарская палата, затем Аптекарский приказ, который управлял медицинским делом в государстве. При нем организовывались необходимые службы и даже медицинские учебные заведения, например, Лекарская школа (1654). По мере государственного устройства и особенно вследствие петровских реформ конца XVII—начала XVIII в. было реорганизовано все медицинское дело. Вместо боярской приказной создана государственная администрация, в частности, Аптекарский приказ преобразован в Медицинскую канцелярию во главе с главным врачом — архиатром, создана служба военных (сухопутных и морских) госпиталей и госпитальных школ для подготовки врачей. В 1773 г. Медицинская канцелярия преобразована в Медицинскую коллегию. В городах все богоугодные, медицинские и другие учреждения перешли в ведение Приказов общественного призрения; с 1797 г. созданы врачебные управы, занимающиеся организацией медицинской службы в городах. Центральное управление с 1836 г. было сосредоточено в руках Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Усиление государственного контроля над здравоохранением диктовалось и значительным увеличением числа профессиональных работников: так, если в начале XVIII в. в России едва насчитывалось 150 врачей, то в 1802 г. было уже 1519 врачей во всех ведомствах. Лишь к середине XIX в. на основе элементов здравоохранения и первых опытов общественного попечения о здоровье отдельных групп населения началось создание системы здравоохранения. Земская реформа 1864 г. в России охватила лишь 34 губернии, но стала важной мерой «огосударствления» здравоохранения, так как затронула организацию медицинской помощи сельскому населению, до того практически ее полностью лишенному. Реформа создала действующую структуру с участковостью, разъездной врачебной помощью, обеспечением фельдшерами, элементами бесплатности и др. Для своего времени это была весьма прогрессивная система, недоступная большинству стран. Земская система по замыслу должна была сосуществовать и сотрудничать с так называемой фабрично-заводской медициной, получившей стимул к развитию также в середине 60-х годов. Постановление 1866 г. обязывало владельцев промышленных предприятий за свой счет организовывать и содержать больницы, лечебницы из расчета 1 койка на 100 работающих. Эти и другие события в пореформенной России не могли не сказаться и на городской медицине, где управление медицинскими, богоугодными и другими учреждениями было передано органам городского самоуправления (думам). В России вплоть до 1917 г. не было единой общегосударственной системы здравоохранения. Делом охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения - и общественные, государственные, и частные, и благотворительные, в их числе соответствующий департамент Министерства внутренних дел, военное ведомство, Российский Красный Крест, учреждения фабрично-заводской, земской, страховой медицины и др. Попытки Временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения были безуспешными. Эти реформы подготовили условия для создания общенациональной системы здравоохранения, охватывающей если не все, то значительную часть и городского, и сельского населения, в том числе некоторые так называемые национальные окраины. Общественное демократическое движение, особенно с середины XIX в., способствовало появлению страхования здоровья, организации больничных, страховых касс в России и даже специального правительственного постановления по социальному страхованию 1912г., включающему медицинское страхование. Примерно такая же картина имелась в других странах, правда, там не было земской и фабрично-заводской медицины, как в России. Предпринимаются попытки объединения медицинского дела, упорядочения санитарно-эпидемических и других мероприятий под эгидой светских или церковных властей. Например, в 1348 г. в Венеции учрежден Санитарный совет для руководства санитарно-по-лицейскими функциями и лечебной помощью бедным; в 1421 г. учреждены должности штадт-физиков в ряде городов Германии; в 1685 г. курфюрст Бранденбургский организовал медицинскую коллегию как главный медицинский орган на своей территории, в 1719 г. Фридрих Вильгельм I учредил для этих же целей Санитарную коллегию. Перная реформа, касающаяся всего государства и всех его медицинских учреждений, осуществлена во Франции в 1822 г. При Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях - соответствующие комитеты и комиссии. Эта реформа и предложенная ею структура медицинского управления стали своего рода прообразом для других стран Европы, хотя они, естественно, не относились ко всему населению и не обеспечивали бесплатной или даже льготной медицинской помощью трудящихся. К этой цели буржуазной демократии пришлось идти еще очень долго и соответствии с нарастающим общественным и революционным движением. Чартистское движение в Англии (24— 30-е годы XIX в.) включало в свои требования и обеспечение трудящихся медицинской помощью. Под влиянием общественного движения и с учетом экономических интересов по сохранению рабочей силы правительство было вынуждено провести ряд реформ. В 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и вскоре принят Закон об общественном здоровье, создавались санитарные советы, санитарные кодексы. Эти меры, по существу, стали первыми шагами социального страхования, включая медицинское, коснулись затем и Германии, ставшей единой страной. Здесь в 80-90-х годах были приняты законы (так называемые законы Бисмарка) по социальному страхованию, включающие и обеспечение медицинской помощью за счет прибылей предпринимателей, взносов самих трудящихся и средств государственного бюджета. Организованные общественные меры по охране здоровья населения, т.е. меры по здравоохранению возможны лишь в консолидированных обществах с действенной и централизованной государственной властью. Пока этого нет, здравоохранение ограничивается отдельными шагами на местном, региональном уровнях. Для здравоохранения требуется общественная организация, частью которой оно является. Отдельные меры по контролю за личной гигиеной, профилактическими обычаями в общине могут рассматриваться лишь как предпосылки истории здравоохранения. Здравоохранение определяется как система «социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом». Первые шаги здравоохранения подтверждают правильность его определения как системы общенациональных (общегосударственных) социально-экономических и медицинских мероприятий по охране, укреплению и воспроизводству общественного здоровья. Такой широкий аспект здравоохранения не следует подменять узковедомственным пониманием организации диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мер государственными, общественными, частными и другими учреждениями и ведомствами, в том числе соответствующими министерствами, комитетами, комиссиями и другими организациями общенационального или регионарного уровня. В этом отношении говорят о системе органов и учреждений Министерства здравоохранения. Ведомственная система здравоохранения в такой интерпретации входит в общенациональную систему здравоохранения — систему охраны и укрепления здоровья населения, которая и составляет широкое понятие здравоохранения как функции общества, государства. С создания таких систем здравоохранения и начинается подлинная история здравоохранения. Это происходит в разных странах преимущественно во второй половине XIX— начале XX в. Системы здравоохранения стали возможны лишь в условиях развитого капитализма, со второй половины XIX в. Они были и остаются ограниченными — не предоставляют равноправное обеспечение медицинской помощью, а еще шире — право на охрану и улучшение здоровья каждому гражданину вне зависимости от социального статуса, национальности, пола, возраста, места жительства, цвета кожи. Все системы здравоохранения носили отпечаток интересов той или иной группы населения, партии, отражали экономические, социальные и политические стремления части общества. Против этой политической, социальной дискриминации направлены прогрессивные, революционные движения народа и особенно трудящихся под предводительством социал-демократических, рабочих партий. Социальные революции наряду с репрессиями, якобинством и другими отрицательными явлениями помогали расчистить путь к созданию всенародного здравоохранения, к охране общественного здоровья как функции общества. Наиболее яркий пример этому — Французская буржуазно-демократическая революция 1789-1794 гг. Это историческое событие поставило вопрос о здоровье всех граждан республики и об ответственности государства за здоровье народа в духе основного документа — «Декларации о правах человека». В декларации и во всех других декретах и решениях, касающихся политического статуса и социально-экономических прав граждан, здоровье населения рассматривалось как национальное богатство. Были приняты многие законы, касающиеся укрепления и развития этого богатства. Поражает разносторонность подхода к укреплению и умножению общественного здоровья. Это больничные реформы, вводившие демократические, гуманные принципы в организацию всего больничного дела, сделавшие их доступными для всех граждан, снявшие кандалы и смирительные рубашки с психически больных, вырвавшие этих больных из рук инквизиции и реакционной юриспруденции. В эти же годы медицинские школы в Париже, Страсбурге, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в них и других учебных учреждениях открыты кафедры гигиены, и одна из них даже стала называться кафедрой социальной гигиены. Научные общества, прежде всего Анатомическое и Фармацевтическое (1803), положили начало таким обществам в других городах Франции и за ее пределами, например, Обществу соревнования врачебных и физических наук при Московском университете (1804). Реформы коснулись и лечения инфекционных больных, родовспоможения. Повсеместно стали создавать приюты за государственный счет и воспитательные дома (более 300), был принят декрет о внебрачных детях. Национально-освободительное, революционное движение, утвердившее роль растущей буржуазии, способствовало консолидации государственных образований, органы управления которыми в число своих обязанностей не могли не включать требования страхования здоровья — медицинской помощи за счет не только самих работающих, но и предпринимателей, а также государства. Созревали условия для создания национальных систем и служб здравоохранения. В 60-х годах реализуются международные меры борьбы с инфекционными, главным образом карантинными болезнями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, открывший путь другим международным медицинским организациям. В декабре 1948 г. ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека». Наряду с гуманными, демократическими правами этот документ в ст. 25 констатирует: «1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обслуживание на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». По существу «Всеобщую декларацию прав человека» как наказ просвещенного человечества должна была бы воплотить Октябрьская социалистическая революция. Первые декреты советской власти провозглашали социальные права и политические свободы: мир — народам, землю — крестьянам, фабрики, заводы — рабочим, власть — Советам. Мирному строительству, созданию нового государства мешали разруха, голод, начавшаяся гражданская война, интервенция. Из всех событий первых лет здравоохранения после 1917г. отметим только, что Центральному органу здравоохранения, каким стал медико-санитарный отдел Военно-революционного комитета, и создаваемым на местах медико-санитарным отделам Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, привлекшим на свою сторону Пролетарский Красный Крест и другие организации, удалось объединить медицинские отряды, учреждения, приступить к организации медицинской помощи раненым и больным, помощи голодающим, особенно детям. Эта работа была продолжена создаваемыми народными комиссариатами и организуемыми при них медицинскими (санитарными) коллегиями, куда входили врачи-большевики и сочувствующие им. 24 января 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был создан Совет врачебных коллегий во главе с А.Н. Винокуровым. Это был первый общегосударственный медицинский орган. После переезда правительства из Петрограда в Москву, на V Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918г. был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен И.А. Семашко, его заместителем — З.П. Соловьев. Вышли постановления и декреты, направленные на улучшение условий труда, медицинской помощи, социального страхования. Важнейшим документом стал декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни», который передавал все медицинские учреждения разных ведомств больничным кассам, обязывал кассы оказывать застрахованным рабочим, служащим и членам их семей бесплатную медицинскую помощь. При Наркомздраве на правах совещательного органа был создан Центральный медико-санитарный совет, в работе которого при обсуждении важнейших вопросов принимали участие представители рабочих организаций. В Ученый медицинский совет под председательством проф. Л.А. Тарасевича вошли известные ученые В.М. Бехтерев, Д.К.. Заболотный, А.Н. Сысин, А.Н. Бах, Е.И. Мар-циновский, М.Н. Шатерников и др. Практически все повседневные вопросы на местах решались медико-санитарными отделами Советов. В Программу РКП (б) был введен специальный раздел, посвященный здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического направления, проведения широких оздоровительных и санитарных мер для предупреждения заболеваний. Этот раздел программы весьма напоминал текст соответствующей статьи «Всеобщей декларации прав человека»: борьба с массовыми болезнями и право на обслуживание в случае нетрудоспособности, а также право на бесплатную, общедоступную медицинскую помощь, преодоление социальных болезней. В тяжелые годы гражданской войны и военной интервенции в нашей стране создавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение научно-исследовательских институтов санитарно-гигиенического и микробиологического профиля, а также институтов экспериментальной биологии, биохимии, туберкулеза и некоторых других — Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ), который возглавил профессор Л.А. Тарасевич. Несмотря на тяжелейшие условия, было принято Постановление СНК «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников» от 24 января 1921 г. Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и ребенка. В стране создавались консультации для обслуживания не только больных, но и здоровых детей, силами предприятий и общественных организаций проводились недели ребенка, недели охраны материнства и младенчества. В 1924 г. и в последующие годы систематически проводились мероприятия, способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе. Совет Народных Комиссаров РСФСР 30 июня 1924 г. принял Постановление «Об обеспечении медицин-
•О- Здравоохранение ской помощью сельского населения», а затем ряд других постановлений. Решению неотложных задач организации медицинской помощи сельскому населению способствовал I Съезд участковых врачей, проходивший 8-15 декабря 1925 г. В работе этого съезда принимали участие более 1000 человек. По соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и стационары. Становление и развитие советского здравоохранения в эти трудные годы задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала. Предстояло не только принять меры по увеличению числа специалистов, но и провести реформу медицинского образования, привлечь в учебные заведения детей рабочих и крестьянской бедноты. В 1918—1922 гг. было открыто 16 медицинских факультетов университетов. В перестройке медицинского образования большую роль играли новые кафедры, особенно кафедры социальной гигиены, организованные с 1922 г. Особенно велика их роль во внедрении профилактических начал, развитии гигиенических дисциплин, общественных основ медицины. К концу восстановительного периода наметились некоторые сдвиги в состоянии здоровья населения, несмотря на тяжелые условия войны и разрухи. Были ликвидированы массовые эпидемии. Сократились заболеваемость и смертность от острозаразных болезней, в 1926 г. общая смертность снизилась до 20,3 на 1000 населения, продолжительность предстоящей жизни в 1926-1927 гг. (по Европейской части СССР) повысилась до 44 лет. Во всех учебниках, книгах по истории здравоохранения до сих пор именно так описывались основные события первых лет советской власти. Создавалось впечатление, что революционный натиск и энтузиазм преодолели неимоверные трудности и уже к следующему периоду — социалистической реконструкции важнейшие задачи здравоохранения, в том числе экономические, были решены. Однако, несмотря на действительно героические усилия по созданию советской медицины в ослабленной и разоренной стране, она еще нуждалась в определении путей своего развития в демократическом социалистическом обществе. Было приведено в порядок разрозненное медико-санитарное хозяйство, образованы центральное (Наркомздрав) и местные органы управления медицинскими службами (медико-санитарные отделы Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и т.д.). Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву РСФСР. Однако фактически существовали две медицины, две организации — наркомздравовская государственная и страховая за счет отчислений предпринимателей. По масштабу и возможностям страховая медицина превосходила государственную. Несмотря на слияние этих двух секторов здравоохранения, средств для развития медицины не хватало. В период НЭПа было решено обложить дополнительным страховым налогом работодателей. Размер страхового взноса зависел от вредности производства и составлял в 1922 г. от 21 до 28,5% заработной платы, потом он был несколько сокращен. Из него на лечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы; эта сумма, конечно, не покрывала даже четверти необходимых расходов. Однако и она в последующем была отменена, и все содержание здравоохранения финансировалось практически из государственного бюджета. Забегая вперед, можно сказать, что формирование единого государственного бесплатного здравоохранения без достаточного экономического обоснования, по существу, отказа от кооперативных, концессионных и других средств, игнорирования опыта зарубежных стран, не способствовало строительству новой советской медицины. С началом пятилеток, переходом на форсированные коллективизацию и индустриализацию социальная политика была отодвинута на второй план, а вместе с ней и здравоохранение, которое стало финансироваться по остаточному принципу. И.В. Сталин и его сподвижники, используя методы периода военного коммунизма, стали насаждать административно-командную систему, жестоко подавляя инакомыслящих. Происходило форсированное развитие индустрии, коллективизации сельского хозяйства, экспроприации кулака (а вместе с ним и массы середняков). Недостаточность ресурсов и финансовых средств не позволяла организовать адекватную и равноценную медицинскую помощь всему населению. Ее приоритеты распределялись в соответствии с политическими задачами. Особое значение в этих условиях имело Постановление ЦК ВКП(б) (1929) «О медицинском обслуживании рабочих и кресть- ян», предусматривающее преимущественное обеспечение медицинской помощью некоторых групп рабочих и колхозников. С начала пятилеток активно внедрялось планирование отраслей народного хозяйства, в том числе здравоохранения. Наркомом здравоохранения РСФСР был назначен М.Ф.Владимирский. На промышленных предприятиях стали организовываться фельдшерские и врачебные здравпункты как дополнение к больницам и амбулаториям общей медицинской сети. Получила развитие диспансеризация, элементы которой осуществлялись и раньше. Однако в конце 20-х годов были допущены серьезные теоретические и практические просчеты в диспансерной работе, в значительной мере объясняемые недоучетом ограниченных возможностей материально-технической базы здравоохранения, недостатком медицинского персонала. Более того, при отсутствии необходимых условий, прежде всего, ресурсов, диспансеризация в Москве и Ленинграде была объявлена всеобщей. Однако она сводилась лишь к регистрации заболеваний и так называемых патологических поражений, в лучшем случае - к медицинским осмотрам работающих. В связи с политикой индустриализации в промышленности особенно актуальной стала борьба с профессиональными заболеваниями и травматизмом. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников в 1935 г. принял новый Устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сельских медицинских учреждений, в том числе здравпунктов. По примеру Украины на селе стали организовывать колхозные родильные дома. Острой проблемой здравоохранения оставалось все еще значительное распространение инфекционных заболеваний. Первостепенную значимость имели укрепление и дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы. 19 февраля 1927 г. был принят Закон «О санитарных органах республики», 8 октября 1927 г. вышло соответствующее постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, согласно которым повсеместно устанавливался текущий и предупредительный санитарный контроль (новые категории и нормативы санитарных учреждений и должностей санитарных врачей). В конце 20-х годов в стране появились новые учреждения — санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) — форпосты борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями. Массовое развитие центров по оздоровлению окружающей среды началось в 30-х годах. Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органон государственной санитарной противоэпидемической службы на исей территории страны. В эти годы можно говорить об организации служб охраны материнства и младенчества с сетью детских консультаций и поликлиник, а также женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.), стационаров, детских противотуберкулезных санаториев, домов ребенка и др. Быстро увеличивалось число медицинских учреждений. В 1928 г. в них насчитывалось 247 тыс. коек, а в 1940 г. — 791 тыс. Начала создаваться медицинская и фармацевтическая промышленность, которой не было в дореволюционной России. Потребность населения в квалифицированной медицинской помощи требовала усиления подготовки кадров врачей и других медицинских работников. В соответствующих правительственных постановлениях, вышедших в 1934 г., были намечены меры, способствующие увеличению численности медицинского персонала; срок обучения в институтах был увеличен до 5 лет. В 1930 г. (а на Украине еще раньше) медицинские факультеты университетов, ранее находившиеся в ведении Народного комиссариата просвещения, были реорганизованы в самостоятельные институты и переданы в ведение наркомздравов союзных республик. Только в 1929—1938 гг. было организовано 24 новых медицинских института, причем большая часть открылась в городах бывших национальных окраин России. Численность врачей возросла с 70 тыс. в 1928 г. до 155,8 тыс. в 1940 г. 20 июля 1936 г. был организован Наркомздрав СССР. В ведение вновь созданного наркомата перешли республиканские наркоматы здравоохранения. Наркомом здравоохранения СССР стал Г.Н. Каминский. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Конституцию СССР. Значительно расширена материально-техническая база медицинской науки. Среди многочисленных исследовательских институтов и лабораторий особое место занимал Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). Мировое признание многочисленных научных школ не раз демонстрировалось на международных конгрессах. Так, на IV Международном конгрессе по борьбе с ревматизмом, состоявшемся в Москве, поддержку делегатов получила развиваемая М.П.Кончаловским и Н.Д.Стражеско концепция об аллергической природе ревматизма и большой социальной значимости этого заболевания. XV Международный конгресс физиологов, проходивший в 1935 г. в СССР, в знак особых заслуг И.П.Павлова и его школы единодушно избрал великого ученого «старейшиной физиологов мира». Не перечесть всех беззаконий и фактов геноцида лучших людей, осмеливающихся выступать против произвола административно-бюрократической системы и личной власти. С этими достижениями и с этими потерями страна вступила в разрушительную войну с германским фашизмом. Государственная система советского здравоохранения подверглась тяжелейшему испытанию в годы Великой Отечественной войны. Все службы здравоохранения были перестроены для оказания медицинской помощи раненым, быстрейшего восстановления их боеспособности, предотвращения эпидемий, обеспечения эвакуации в тыловые районы страны. Была удачно использована и развита единая медицинская доктрина, действовала полностью себя оправдавшая система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению, приближением квалифицированной медицинской помощи к полю боя и ее специализацией. Дивизионные медицинские пункты стали центрами основной хирургической работы; развилась мобильная система специализированных госпиталей в армейском и фронтовом районах. Под руководством Главного военно-санитарного управления Вооруженных сил (начальник Е.И.Смирнов) вырабатывалась и применялась тактика военно-медицинской службы, отвечающая условиям небывалой по масштабам войны. В тылу были мобилизованы резервы для создания системы эвакуационных госпиталей, руководство которыми возложено на Главное управление эвакогоспиталями и Госпитальный совет Нар-комздрава СССР, а также на соответствующие органы на местах. При областных и краевых комитетах партии были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых воинов, руководимые Всесоюзным комитетом. Нарком здравоохранения Г.А.Митерев был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по противоэпидемической работе, что позволило сосредоточить в руках единого органа все меры по предотвращению эпидемий. Во всех республиках, областях, городах и районах организовывались чрезвычайные противоэпидемические комиссии. В оказание медицинской помощи воинам и больным самоотверженно включались население и общественные организации. Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить эпидемии, сравнительно быстро ликвидировать санитарные последствия войны. В строй возвращались более 72% раненых и более 90% больных солдат и офицеров. Перед органами здравоохранения тыла, помимо оказания медицинской помощи воинам, направляемым в госпитали, встала неотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и, прежде всего, рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико-санитарные части, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев (профилакториев) и др. Многие дети потеряли родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, «пищевые станции», увеличилось число домов ребенка, яслей, возникли так называемые ясли на дому. Эти и другие меры спасли жизни сотен тысяч детей. В июле 1944 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». Для усиления научных медицинских исследований еще во время войны (1944) была создана Академия медицинских наук СССР -штаб и центр медицинской науки, объединяющий крупнейшие исследовательские институты страны. Первым президентом Академии медицинских наук стал акад. Н.Н.Бурденко. Война нанесла громадный ущерб народному хозяйству страны и населению. Полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 000 сел и деревень. Уничтожено и разграблено 20 000 больниц, поликлиник, санэпидстанций и других медицинских учреждений. СССР потерял в Великой Отечественной войне более 27 млн человек. К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек. Произошли изменения в основных показателях состояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, значительно уменьшилась распространенность малярии и других инфекционных и паразитарных болезней, резко снизилась общая смертность (до 17,3 на 1000 населения в 1939 г.), возросла средняя продолжительность предстоящей жизни. Накануне войны, несмотря набольшие просчеты, необоснованные репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, ценой непомерных усилий и жертв была построена государственная система здравоохранения в соответствии с принципами здравоохранения, провозглашенными на заре советской власти, обсужденными еще на I Съезде медико-санитарных отделов в июне 1918 г. Эти принципы суть: 1) социально-профилактическое направление здравоохранения; 2) государственный характер; 3) плановое развитие, единство системы медицины; 4) активное участие населения и его организаций в охране и улучшении здоровья, в деятельности служб здравоохранения; 5) активное внедрение достижений науки в практику здравоохранения; 6) интернациональный по духу своему характер социалистического здравоохранения. Однако эти принципы не были реализованы полностью, как не был построен социализм в нашей стране, хотя героический труд народа и деятельность медиков уже до войны создали мощную систему здравоохранения. Национальная трагедия 30—40-х годов коснулась цвета нации, мозгового потенциала, многих выдающихся военных, людей творчества и, конечно, врачей. Нарком здравоохранения СССР Г.Н. Каминский был объявлен «врагом народа» и расстрелян 10 февраля 1938 г. Как «враги народа» были арестованы и репрессированы врач-ученый Л.Г. Левин, выдающийся кардиолог Д.Д. Плетнев. В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. Избавление от кошмара истребительной войны считали началом новой, счастливой жизни. Больные, увечные, раненые ждали немедленного избавления от своих недугов. Ждали чуда, но оно не произошло. Истощенные войной ресурсы были брошены на тяжелую индустрию, оборонную промышленность, армию, из колхозов вытягивали последние силы. На горизонте появилась новая война — холодная. На социальную сферу, на обеспечение «счастливой жизни» почти не оставалось средств. По поводу развития здравоохранения было принято много постановлений, в каждом из них провозглашалось возрастание заботы о здоровье людей. Однако ассигнования были несоизмеримы с теми суммами, которые шли на другие, «престижные», отрасли народного хозяйства. Если в конце 60-х годов из бюджета на здравоохранение выделялось 6%, то спустя 30 лет — не более 4%, а в пересчете на валовый национальный продукт вплоть до 1990 г. - не более 3%. В других экономически развитых странах расходы на здравоохранение превышали затраты на приобретение потребительских товаров, составляя 10% валового национального продукта и более. Продолжалось экстенсивное развитие материально-технической базы здравоохранения, т.е. строились дешевые, плохо оборудованные лечебно-профилактические учреждения, особенно больницы, ударными темпами готовились медицинские кадры, квалификация которых все более отставала от международных стандартов. Вплоть до международной конференции по так называемой первичной медико-санитарной помощи, проходившей в 1978 г. в Алма-Ате по инициативе ВОЗ и ЮНИСЕФ, и на основе международного опыта, доказавшего приоритет в решении задач здравоохранения не стационаров, отнимающих более половины всех ассигнований, а первичных звеньев здравоохранения, доступных в каждом регионе и включающих, наряду с амбулаторно-поликлиническими учреждениями, пунктами здоровья в сельской местности, санитарно-эпидемиологические учреждения, родовспоможения, скорую и неотложную медицинскую помощь, акцент с упорством, достойным лучшего применения, делался на больницах, да еще крупнейших, многопрофильных, архидорогостоящих. Тактика здравоохранения не была сбалансирована со стратегической задачей интенсивного, повсеместного развития социально-профилактического направления медицины. Необходимость изменения стратегии и тактики здравоохранения диктовалась также резкими, буквально на глазах одного поколения, изменениями общественного здоровья, когда на первый план вышли хронические, обычно неэпидемические болезни, которые нельзя предотвратить традиционными методами профилактики и охраны внешней среды. Неотложными стали меры по формированию здорового образа жизни как наиболее действенного способа борьбы с хронической патологией. Продолжали провозглашаться лозунги о выдающихся победах и достижениях, а на самом деле то, ради чего существует здравоохранение, т.е. улучшение общественного здоровья и качества медицинской помощи, заметно не менялось, более того, увеличилась смертность мужчин трудоспособного возраста, сократилась средняя продолжительность предстоящей жизни, не снижалась младенческая смертность, возросла частота нейропсихических заболеваний, алкоголизма, наркоманий. Выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС (июль 1988 г.), министр здравоохранения Е.И.Чазов с болью говорил: «Хочу сослаться на прошлое, потому что никогда нельзя повторять его ошибки. Мы гордились системой охраны здоровья народа. Но молчали о том, что по уровню детской смертности находимся на 50-м месте в мире после Маврикия и Барбадоса. Мы гордились, что у нас больше, чем в любой другой стране мира, врачей, больниц, но молчали, что по средней продолжительности предстоящей жизни занимаем 35-е место в мире». С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, предусматривалось объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самостоятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпид-надзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву. В 70-х годах проводился эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения, в частности, позволяющий главным врачам более свободно оперировать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактических учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей ннсдснин нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений. В 50-е годы давали знать рецидивы культа личности, плоды догматической идеологии и политизации науки, техники, в том числе медицины. В начале 50-х годов страна испытала шок от так называемого дела врачей. Была арестована большая группа виднейших врачей (профессора М.С. Вовси, В.Н. Виноградов, М.В. Коган, Б. Б. Коган, Б. В. Егоров, В.Х. Василенко и др.). Как и следовало ожидать, обвинения во вредительской, шпионской деятельности оказались ложными и сфальсифицированными. В последующем были попытки провести ряд реформ в здравоохранении. В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны первые шаги по направлению к интенсивному развитию отрасли. Предполагались преимущественное развитие так называемых первичных звеньев — амбу-латорно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более), первичная специализация по основным профилям на вузовском этапе медицинского образования (интернатура). Было принято несколько постановлений ЦК КПСС и Совмина, касающихся здравоохранения. Постановление о развитии здравоохранения в XIII пятилетке и на перспективу до 2000 г. (1987) исходило из необходимости кардинального повышения уровня общественного здоровья и радикальной реформы системы здравоохранения, усиления его социально-профилактического направления и укрепления материально-экономической базы. Без мощной материально-технической базы здравоохранения и медицинской науки невозможно достичь современного уровня охраны и улучшения здоровья народа. В СССР к началу 90-х годов было действительно больше, чем где бы то ни было, больничных коек (более 3,6 млн), подготовлено более 1,3 млн врачей, созданы сотни институтов. Но дело не в экстенсивном пути, доставшемся нам от прошлого, когда всего не хватало и надо было готовить всего как можно больше. В современном обществе успех зависит от качества, передовых технологий, интенсивных методов, основанных на научных достижениях. Предстоит достижение нового качества общества, нового мышления, новой стратегии и тактики здравоохранения, эффективных технологий. Начавшаяся перестройка как преодоление негативных, антидемократических, догматических, процессов, мешающих интенсивному экономическому и социальному развитию во имя свободы и благополучия народа, пока не дала ожидаемых результатов. Единое, мощное индустриальное государство, в котором, как утверждалось, сформировалась «историческая общность — советский народ», распалось; союз независимых государств из бывших республик (СНГ) не в состоянии заменить великую державу. Несмотря на ряд демократических преобразований и попытки перехода на новые экономические (рыночные) отношения, усилились негативные социально-экономические явления (сокращение общественного производства, растущая безработица, ухудшение питания, жилищных и других социально-бытовых условий для большинства населения и др.). Резко усилился остаточный принцип финансирования здравоохранения, замедлилось развитие его служб, до грани финансового кризиса доведены медицинская наука и образование, упал уровень здоровья населения. Смертность с 90-х годов существенно превышает рождаемость, возросла инфекционная заболеваемость, не увеличилась, как в других странах средняя продолжительность предстоящей жизни и т.п. Для преодоления этих негативных явлений предпринимаются попытки реформирования здравоохранения. Введение медицинского страхования к 2000 г. собрало до 1/3 всех средств на здравоохранение. Вместо единственно государственной, бюджетной системы здравоохранения создается общественная система здравоохранения, которая должна интегрировать государственные — бюджетные, страховые, частные и другие виды учреждений и служб здравоохранения.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |