Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятия. Вехи истории здравоохранения




ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Понятие «здравоохранение» входит в понятие «медицина» как ее социальная, организационная, нормативная функция. Здраво­охранение, таким образом, должно квалифицироваться как об­щественная, социальная функция медицины и всего общества, го­сударства. Оно — деятельность общества, его представителей, его учреждений и организаций (политических, экономических, обще­ственных, государственных, частных, религиозных, филантропи­ческих и др.), в том числе медицинских, по охране здоровья.

Определение медицины дает БМЭ как системы научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека», следовательно, ее история «восходит к самым ранним стадиям существования человека», начинается с пер­выми попытками человека избавиться от недуга, излечить рану, травму и т.п. Однако здравоохранение — это социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья. Элементы такой деятельности были уже в глубокой древности, еще до первых государств и городов, когда проявлялась забота общины, племе­ни, рода о больных и каких-то мерах предупреждения заболеваний или повреждений. Сюда можно отнести и лечебные манипуляции.

Из человеческой общины выделялись умудренные житейским опытом старшины, шаманы, талибы, знахари, в обязанности ко­торых входило избавление больных от страданий путем заклина­ний, ритуалов, а также использования опыта народной медици­ны. В период матриархата забота о благополучии и здоровье перешла к женщинам, которых славяне называли «берегинями». Древние общинные традиции сказываются до сих пор в сельской местности, а в некоторых странах, например в Японии, подчас играют немаловажную роль в охране здоровья матери, ребенка, престарелых.

Когда образовывались племенные союзы, княжества, города, го­рода- государства, управители л их сообществ уделяли внимание здо­ровью соплеменников и сограждан: способствовали обучению, подготовке лекарей, подчас нанимали их для контроля за гигиени­ческими, санитарными мерами, предохраняющими от наибольшей опасности в те времена — эпидемических болезней. Религиозные общины, особенно христианские, также брали на себя заботу о «си­рых, убогих», больных вплоть до устройства храмовых лечебниц. Правители, государственные власти, как правило, поддерживали церковные, монастырские больницы, а на Руси, особенно после ее крещения в конце X века, князья даже передавали монастырям и церквям средства для строительства больниц и содержания больных. Через церковь светская власть проявляла милосердие и попечитель­ство о больных и калеках, уделяла внимание предупреждению эпи­демий, наблюдала за санитарным состоянием рынков, родников и колодцев и пр.

Археологические находки свидетельствуют, что в государствах древности среди ремесленников существовали касты, кланы, шко­лы лекарей, которых власти нередко использовали для оказания помощи бедным, для предотвращения эпидемий, санитарного кон­троля за состоянием рынков, колодцев, пищи и пр. Предприни­мались попытки государственной регламентации деятельности медиков. Гигиенические предписания содержались не только в ре­лигиозных книгах, но и в законодательных актах светских и воен­ных властей. Одним из древнейших памятников законодательства далекого прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем клинописью текстами статей законов, приписываемых царю Ассировавилонии Хаммураппи (XVIII в. до н.э.). Несколько зап­ретов и предписаний относится к поощрениям и наказаниям вра­чей за результаты медицинской помощи, при этом закон строго учитывает сословное и имущественное неравенство пациентов. Например, за успешное снятие катаракты свободный, богатый гражданин должен заплатить в 3 раза больше (3 сикля серебра), чем раб за операцию с таким же результатом. За неудачу при лечении раба с врача взыскивали штраф 1 сикль серебра, а при неудачной операции у свободного и богатого пациента медику отсекали руку.

В Спарте специальные чиновники отбирали здоровых младен­цев, а больных убивали. Граждане соблюдали жесткие гигиени­ческие требования, давали детям всестороннее физическое (спар­танское) воспитание. Медицинскую службу имела римская армия. Древнегреческие города-полисы и римские города нанимали вра­чей и специальных санитарных чиновников для контроля за во­дой, санитарным благоустройством, лечением рабов, наемников. Римские акведуки — водопроводы и термы — бани свидетельству­ют о высокой гигиенической культуре античных городов. Врач имел высокое общественное положение, почет. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — сказал Гомер в знаменитой «Илиаде». Потребность во врачах была всегда острой, и это понимали правители. Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем изучающим медицину. Марк Аврелий (166— 180 гг. н. э.) обязывал города нанимать и содержать «народных врачей», особенно необходимых в годы эпидемий чумы. Этот обы­чай сохранился и в Византии до VIII—IX вв. Тогда же стали от­крывать больницы для бедных; с IV в. при христианских мо­настырях, затем организовали больницы в Галлии, Леоне (V в.), знаменитую больницу «Божий дом» в 661 г. в Париже.

Вплоть до XVI в. медицинское дело не входило в юрисдикцию центральной государственной власти: и устройство лечебниц, и обучение врачей в медицинских школах, в том числе в первых уни­верситетах, и даже юридическая регламентация деятельности ме­диков осуществлялись на локальном иди региональном уровне светскими и церковными властями. Не было общенациональных служб или систем здравоохранения. Законодательные акты по здравоохранению той или иной области не распространялись на другие территории государства. То же относилось к карантинным и другим мерам санитарной защиты, вводимым с XIV в. Главная причина этого заключалась в политической раздробленности. Раз­ве смогли создать какую-то единую организацию или службу здра­воохранения постоянно враждующие между собой государства, в том числе русские феодальные княжества, хотя на их территории под контролем князя или монастыря принимались санитарные, карантинные меры, приглашались и русские, и иностранные док­тора для обслуживания князей, бояр, иногда бедных и убогих, больных и увечных воинов. Когда стало консолидироваться цен­трализованное русское государство под властью Москвы, когда стал создаваться центральный аппарат управления государством, обязанный заботиться о благосостоянии своих подданных, в чис­ле других органов и учреждений управления появились государ­ственные центральные медицинские учреждения. Стали издавать соответствующие установления по медицинскому делу. Образо­ванная указом Ивана IV так называемая Царева, или Придворная аптека (1581) выполняла функции по медицинскому обслужива­нию царя, его семьи и ближних бояр. Вскоре была образована Ап­текарская палата, затем Аптекарский приказ, который управлял медицинским делом в государстве. При нем организовывались не­обходимые службы и даже медицинские учебные заведения, на­пример, Лекарская школа (1654).

По мере государственного устройства и особенно вследствие петровских реформ конца XVII—начала XVIII в. было реорганизо­вано все медицинское дело. Вместо боярской приказной создана государственная администрация, в частности, Аптекарский приказ преобразован в Медицинскую канцелярию во главе с главным вра­чом — архиатром, создана служба военных (сухопутных и морских) госпиталей и госпитальных школ для подготовки врачей. В 1773 г. Медицинская канцелярия преобразована в Медицинскую колле­гию. В городах все богоугодные, медицинские и другие учреждения перешли в ведение Приказов общественного призрения; с 1797 г. созданы врачебные управы, занимающиеся организацией медицин­ской службы в городах. Центральное управление с 1836 г. было со­средоточено в руках Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Усиление государственного контроля над здраво­охранением диктовалось и значительным увеличением числа про­фессиональных работников: так, если в начале XVIII в. в России едва насчитывалось 150 врачей, то в 1802 г. было уже 1519 врачей во всех ведомствах.

Лишь к середине XIX в. на основе элементов здравоохранения и первых опытов общественного попечения о здоровье отдельных групп населения началось создание системы здравоохранения.

Земская реформа 1864 г. в России охватила лишь 34 губернии, но стала важной мерой «огосударствления» здравоохранения, так как затронула организацию медицинской помощи сельскому на­селению, до того практически ее полностью лишенному. Реформа создала действующую структуру с участковостью, разъездной вра­чебной помощью, обеспечением фельдшерами, элементами бесплатности и др. Для своего времени это была весьма прогрессив­ная система, недоступная большинству стран. Земская система по замыслу должна была сосуществовать и сотрудничать с так на­зываемой фабрично-заводской медициной, получившей стимул к развитию также в середине 60-х годов. Постановление 1866 г. обя­зывало владельцев промышленных предприятий за свой счет орга­низовывать и содержать больницы, лечебницы из расчета 1 койка на 100 работающих. Эти и другие события в пореформенной Рос­сии не могли не сказаться и на городской медицине, где управле­ние медицинскими, богоугодными и другими учреждениями было передано органам городского самоуправления (думам).

В России вплоть до 1917 г. не было единой общегосударст­венной системы здравоохранения. Делом охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения - и обще­ственные, государственные, и частные, и благотворительные, в их числе соответствующий департамент Министерства внутренних дел, военное ведомство, Российский Красный Крест, учреждения фабрично-заводской, земской, страховой медицины и др. Попыт­ки Временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения были безуспешными.

Эти реформы подготовили условия для создания общенацио­нальной системы здравоохранения, охватывающей если не все, то значительную часть и городского, и сельского населения, в том числе некоторые так называемые национальные окраины. Обще­ственное демократическое движение, особенно с середины XIX в., способствовало появлению страхования здоровья, организации больничных, страховых касс в России и даже специального прави­тельственного постановления по социальному страхованию 1912г., включающему медицинское страхование.

Примерно такая же картина имелась в других странах, правда, там не было земской и фабрично-заводской медицины, как в России. Предпринимаются попытки объединения медицинского дела, упорядочения санитарно-эпидемических и других мероприятий под эгидой светских или церковных властей. Например, в 1348 г. в Ве­неции учрежден Санитарный совет для руководства санитарно-по-лицейскими функциями и лечебной помощью бедным; в 1421 г. учреждены должности штадт-физиков в ряде городов Германии; в 1685 г. курфюрст Бранденбургский организовал медицинскую кол­легию как главный медицинский орган на своей территории, в 1719 г.

Фридрих Вильгельм I учредил для этих же целей Санитарную коллегию.

Перная реформа, касающаяся всего государства и всех его ме­дицинских учреждений, осуществлена во Франции в 1822 г. При Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинс­кий совет, а в провинциях - соответствующие комитеты и комис­сии. Эта реформа и предложенная ею структура медицинского уп­равления стали своего рода прообразом для других стран Европы, хотя они, естественно, не относились ко всему населению и не обес­печивали бесплатной или даже льготной медицинской помощью трудящихся. К этой цели буржуазной демократии пришлось идти еще очень долго и соответствии с нарастающим общественным и революционным движением. Чартистское движение в Англии (24— 30-е годы XIX в.) включало в свои требования и обеспечение тру­дящихся медицинской помощью. Под влиянием общественного движения и с учетом экономических интересов по сохранению ра­бочей силы правительство было вынуждено провести ряд реформ. В 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и вскоре принят Закон об общественном здоровье, создавались са­нитарные советы, санитарные кодексы. Эти меры, по существу, ста­ли первыми шагами социального страхования, включая медицин­ское, коснулись затем и Германии, ставшей единой страной. Здесь в 80-90-х годах были приняты законы (так называемые законы Бис­марка) по социальному страхованию, включающие и обеспечение медицинской помощью за счет прибылей предпринимателей, взно­сов самих трудящихся и средств государственного бюджета.

Организованные общественные меры по охране здоровья насе­ления, т.е. меры по здравоохранению возможны лишь в консоли­дированных обществах с действенной и централизованной государ­ственной властью. Пока этого нет, здравоохранение ограничивается отдельными шагами на местном, региональном уровнях. Для здра­воохранения требуется общественная организация, частью которой оно является. Отдельные меры по контролю за личной гигиеной, профилактическими обычаями в общине могут рассматриваться лишь как предпосылки истории здравоохранения.

Здравоохранение определяется как система «социально-эконо­мических и медицинских мероприятий, имеющих цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населе­ния в целом».

Первые шаги здравоохранения подтверждают правильность его определения как системы общенациональных (общегосударствен­ных) социально-экономических и медицинских мероприятий по охране, укреплению и воспроизводству общественного здоровья. Такой широкий аспект здравоохранения не следует подменять узковедомственным пониманием организации диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мер государ­ственными, общественными, частными и другими учреждениями и ведомствами, в том числе соответствующими министерствами, комитетами, комиссиями и другими организациями общенацио­нального или регионарного уровня. В этом отношении говорят о системе органов и учреждений Министерства здравоохранения. Ве­домственная система здравоохранения в такой интерпретации вхо­дит в общенациональную систему здравоохранения — систему ох­раны и укрепления здоровья населения, которая и составляет широкое понятие здравоохранения как функции общества, государ­ства. С создания таких систем здравоохранения и начинается под­линная история здравоохранения. Это происходит в разных стра­нах преимущественно во второй половине XIX— начале XX в.

Системы здравоохранения стали возможны лишь в условиях раз­витого капитализма, со второй половины XIX в. Они были и оста­ются ограниченными — не предоставляют равноправное обеспе­чение медицинской помощью, а еще шире — право на охрану и улучшение здоровья каждому гражданину вне зависимости от со­циального статуса, национальности, пола, возраста, места житель­ства, цвета кожи. Все системы здравоохранения носили отпечаток интересов той или иной группы населения, партии, отражали эконо­мические, социальные и политические стремления части общества.

Против этой политической, социальной дискриминации на­правлены прогрессивные, революционные движения народа и особенно трудящихся под предводительством социал-демократи­ческих, рабочих партий. Социальные революции наряду с репрес­сиями, якобинством и другими отрицательными явлениями помо­гали расчистить путь к созданию всенародного здравоохранения, к охране общественного здоровья как функции общества. Наиболее яркий пример этому — Французская буржуазно-демократическая революция 1789-1794 гг.

Это историческое событие поставило вопрос о здоровье всех граждан республики и об ответственности государства за здоровье народа в духе основного документа — «Декларации о правах чело­века». В декларации и во всех других декретах и решениях, касаю­щихся политического статуса и социально-экономических прав граждан, здоровье населения рассматривалось как национальное богатство. Были приняты многие законы, касающиеся укрепления и развития этого богатства. Поражает разносторонность подхода к укреплению и умножению общественного здоровья. Это больнич­ные реформы, вводившие демократические, гуманные принципы в организацию всего больничного дела, сделавшие их доступными для всех граждан, снявшие кандалы и смирительные рубашки с психически больных, вырвавшие этих больных из рук инквизиции и реакционной юриспруденции. В эти же годы медицинские шко­лы в Париже, Страсбурге, Монпелье и других городах были преоб­разованы в школы здоровья, в них и других учебных учреждениях открыты кафедры гигиены, и одна из них даже стала называться кафедрой социальной гигиены. Научные общества, прежде всего Анатомическое и Фармацевтическое (1803), положили начало та­ким обществам в других городах Франции и за ее пределами, на­пример, Обществу соревнования врачебных и физических наук при Московском университете (1804). Реформы коснулись и лечения инфекционных больных, родовспоможения. Повсеместно стали со­здавать приюты за государственный счет и воспитательные дома (более 300), был принят декрет о внебрачных детях.

Национально-освободительное, революционное движение, ут­вердившее роль растущей буржуазии, способствовало консолида­ции государственных образований, органы управления которыми в число своих обязанностей не могли не включать требования стра­хования здоровья — медицинской помощи за счет не только самих работающих, но и предпринимателей, а также государства. Созре­вали условия для создания национальных систем и служб здраво­охранения. В 60-х годах реализуются международные меры борьбы с инфекционными, главным образом карантинными болезнями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный ка­рантинный совет, открывший путь другим международным меди­цинским организациям.

В декабре 1948 г. ООН приняла «Всеобщую декларацию прав че­ловека». Наряду с гуманными, демократическими правами этот до­кумент в ст. 25 констатирует: «1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его само­го и его семьи, и право на обслуживание на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или ино­го случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

По существу «Всеобщую декларацию прав человека» как наказ просвещенного человечества должна была бы воплотить Октябрь­ская социалистическая революция. Первые декреты советской власти провозглашали социальные права и политические свободы: мир — народам, землю — крестьянам, фабрики, заводы — рабочим, власть — Советам. Мирному строительству, созданию нового госу­дарства мешали разруха, голод, начавшаяся гражданская война, интервенция. Из всех событий первых лет здравоохранения после 1917г. отметим только, что Центральному органу здравоохранения, каким стал медико-санитарный отдел Военно-революционного ко­митета, и создаваемым на местах медико-санитарным отделам Со­ветов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, привлекшим на свою сторону Пролетарский Красный Крест и другие организа­ции, удалось объединить медицинские отряды, учреждения, при­ступить к организации медицинской помощи раненым и больным, помощи голодающим, особенно детям. Эта работа была продолже­на создаваемыми народными комиссариатами и организуемыми при них медицинскими (санитарными) коллегиями, куда входили врачи-большевики и сочувствующие им. 24 января 1918 г. декре­том Совета Народных Комиссаров был создан Совет врачебных кол­легий во главе с А.Н. Винокуровым. Это был первый общегосудар­ственный медицинский орган. После переезда правительства из Петрограда в Москву, на V Всероссийском съезде Советов, приняв­шем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918г. был учрежден На­родный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назна­чен И.А. Семашко, его заместителем — З.П. Соловьев.

Вышли постановления и декреты, направленные на улучшение условий труда, медицинской помощи, социального страхования.

Важнейшим документом стал декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни», который передавал все меди­цинские учреждения разных ведомств больничным кассам, обязывал кассы оказывать застрахованным рабочим, служащим и членам их семей бесплатную медицинскую помощь.

При Наркомздраве на правах совещательного органа был создан Центральный медико-санитарный совет, в работе которого при обсуждении важнейших вопросов принимали участие представи­тели рабочих организаций. В Ученый медицинский совет под пред­седательством проф. Л.А. Тарасевича вошли известные ученые В.М. Бехтерев, Д.К.. Заболотный, А.Н. Сысин, А.Н. Бах, Е.И. Мар-циновский, М.Н. Шатерников и др. Практически все повседнев­ные вопросы на местах решались медико-санитарными отделами Советов.

В Программу РКП (б) был введен специальный раздел, посвя­щенный здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического направления, проведения широких оздорови­тельных и санитарных мер для предупреждения заболеваний.

Этот раздел программы весьма напоминал текст соответствую­щей статьи «Всеобщей декларации прав человека»: борьба с массо­выми болезнями и право на обслуживание в случае нетрудоспособ­ности, а также право на бесплатную, общедоступную медицинскую помощь, преодоление социальных болезней.

В тяжелые годы гражданской войны и военной интервенции в нашей стране создавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение научно-исследовательских институтов санитар­но-гигиенического и микробиологического профиля, а также ин­ститутов экспериментальной биологии, биохимии, туберкулеза и некоторых других — Государственный институт народного здраво­охранения (ГИНЗ), который возглавил профессор Л.А. Тарасевич.

Несмотря на тяжелейшие условия, было принято Постановле­ние СНК «Об условиях, обеспечивающих научную работу акаде­мика И.П. Павлова и его сотрудников» от 24 января 1921 г.

Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и ребен­ка. В стране создавались консультации для обслуживания не только больных, но и здоровых детей, силами предприятий и обществен­ных организаций проводились недели ребенка, недели охраны ма­теринства и младенчества.

В 1924 г. и в последующие годы систематически проводились мероприятия, способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе. Совет Народных Комиссаров РСФСР 30 июня 1924 г. принял Постановление «Об обеспечении медицин-

 

•О- Здравоохранение

ской помощью сельского населения», а затем ряд других поста­новлений.

Решению неотложных задач организации медицинской помо­щи сельскому населению способствовал I Съезд участковых вра­чей, проходивший 8-15 декабря 1925 г. В работе этого съезда при­нимали участие более 1000 человек.

По соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприяти­ях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и стационары.

Становление и развитие советского здравоохранения в эти труд­ные годы задерживала нехватка врачей и другого медицинского пер­сонала. Предстояло не только принять меры по увеличению числа специалистов, но и провести реформу медицинского образования, привлечь в учебные заведения детей рабочих и крестьянской бед­ноты. В 1918—1922 гг. было открыто 16 медицинских факультетов университетов.

В перестройке медицинского образования большую роль играли новые кафедры, особенно кафедры социальной гигиены, организо­ванные с 1922 г. Особенно велика их роль во внедрении профилак­тических начал, развитии гигиенических дисциплин, общественных основ медицины.

К концу восстановительного периода наметились некоторые сдвиги в состоянии здоровья населения, несмотря на тяжелые ус­ловия войны и разрухи. Были ликвидированы массовые эпидемии. Сократились заболеваемость и смертность от острозаразных болез­ней, в 1926 г. общая смертность снизилась до 20,3 на 1000 населе­ния, продолжительность предстоящей жизни в 1926-1927 гг. (по Европейской части СССР) повысилась до 44 лет.

Во всех учебниках, книгах по истории здравоохранения до сих пор именно так описывались основные события первых лет совет­ской власти. Создавалось впечатление, что революционный натиск и энтузиазм преодолели неимоверные трудности и уже к следую­щему периоду — социалистической реконструкции важнейшие за­дачи здравоохранения, в том числе экономические, были решены. Однако, несмотря на действительно героические усилия по созда­нию советской медицины в ослабленной и разоренной стране, она еще нуждалась в определении путей своего развития в демократи­ческом социалистическом обществе. Было приведено в порядок разрозненное медико-санитарное хозяйство, образованы центральное (Наркомздрав) и местные органы управления медицинскими службами (медико-санитарные отделы Советов рабочих, солдатс­ких и крестьянских депутатов и т.д.). Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву РСФСР. Однако фактически суще­ствовали две медицины, две организации — наркомздравовская го­сударственная и страховая за счет отчислений предпринимателей. По масштабу и возможностям страховая медицина превосходила государственную. Несмотря на слияние этих двух секторов здраво­охранения, средств для развития медицины не хватало. В период НЭПа было решено обложить дополнительным страховым нало­гом работодателей. Размер страхового взноса зависел от вредности производства и составлял в 1922 г. от 21 до 28,5% заработной пла­ты, потом он был несколько сокращен. Из него на лечебную по­мощь отчислялось до 7% заработной платы; эта сумма, конечно, не покрывала даже четверти необходимых расходов. Однако и она в последующем была отменена, и все содержание здравоохранения финансировалось практически из государственного бюджета.

Забегая вперед, можно сказать, что формирование единого го­сударственного бесплатного здравоохранения без достаточного эко­номического обоснования, по существу, отказа от кооперативных, концессионных и других средств, игнорирования опыта зарубеж­ных стран, не способствовало строительству новой советской ме­дицины. С началом пятилеток, переходом на форсированные кол­лективизацию и индустриализацию социальная политика была отодвинута на второй план, а вместе с ней и здравоохранение, ко­торое стало финансироваться по остаточному принципу.

И.В. Сталин и его сподвижники, используя методы периода во­енного коммунизма, стали насаждать административно-командную систему, жестоко подавляя инакомыслящих.

Происходило форсированное развитие индустрии, коллективи­зации сельского хозяйства, экспроприации кулака (а вместе с ним и массы середняков).

Недостаточность ресурсов и финансовых средств не позволяла организовать адекватную и равноценную медицинскую помощь всему населению. Ее приоритеты распределялись в соответствии с политическими задачами.

Особое значение в этих условиях имело Постановление ЦК ВКП(б) (1929) «О медицинском обслуживании рабочих и кресть-

ян», предусматривающее преимущественное обеспечение медицин­ской помощью некоторых групп рабочих и колхозников.

С начала пятилеток активно внедрялось планирование отраслей народного хозяйства, в том числе здравоохранения. Наркомом здра­воохранения РСФСР был назначен М.Ф.Владимирский. На про­мышленных предприятиях стали организовываться фельдшерские и врачебные здравпункты как дополнение к больницам и амбула­ториям общей медицинской сети. Получила развитие диспансери­зация, элементы которой осуществлялись и раньше. Однако в конце 20-х годов были допущены серьезные теоретические и практиче­ские просчеты в диспансерной работе, в значительной мере объяс­няемые недоучетом ограниченных возможностей материально-технической базы здравоохранения, недостатком медицинского персонала. Более того, при отсутствии необходимых условий, преж­де всего, ресурсов, диспансеризация в Москве и Ленинграде была объявлена всеобщей. Однако она сводилась лишь к регистрации заболеваний и так называемых патологических поражений, в луч­шем случае - к медицинским осмотрам работающих.

В связи с политикой индустриализации в промышленности осо­бенно актуальной стала борьба с профессиональными заболевани­ями и травматизмом.

II Всесоюзный съезд колхозников-ударников в 1935 г. принял новый Устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунк­тов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сель­ских медицинских учреждений, в том числе здравпунктов. По при­меру Украины на селе стали организовывать колхозные родильные дома.

Острой проблемой здравоохранения оставалось все еще значи­тельное распространение инфекционных заболеваний. Первосте­пенную значимость имели укрепление и дальнейшее развитие са­нитарно-эпидемиологической службы.

19 февраля 1927 г. был принят Закон «О санитарных органах рес­публики», 8 октября 1927 г. вышло соответствующее постановле­ние Совета Народных Комиссаров РСФСР, согласно которым повсеместно устанавливался текущий и предупредительный сани­тарный контроль (новые категории и нормативы санитарных уч­реждений и должностей санитарных врачей).

В конце 20-х годов в стране появились новые учреждения — са­нитарно-эпидемиологические станции (СЭС) — форпосты борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями. Массовое развитие центров по оздоровлению окружающей среды началось в 30-х годах.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руковод­ства работой органон государственной санитарной противоэпиде­мической службы на исей территории страны.

В эти годы можно говорить об организации служб охраны мате­ринства и младенчества с сетью детских консультаций и поликли­ник, а также женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.), стационаров, детских проти­вотуберкулезных санаториев, домов ребенка и др.

Быстро увеличивалось число медицинских учреждений. В 1928 г. в них насчитывалось 247 тыс. коек, а в 1940 г. — 791 тыс. Начала создаваться медицинская и фармацевтическая промышленность, которой не было в дореволюционной России.

Потребность населения в квалифицированной медицинской по­мощи требовала усиления подготовки кадров врачей и других ме­дицинских работников. В соответствующих правительственных постановлениях, вышедших в 1934 г., были намечены меры, спо­собствующие увеличению численности медицинского персонала; срок обучения в институтах был увеличен до 5 лет.

В 1930 г. (а на Украине еще раньше) медицинские факультеты университетов, ранее находившиеся в ведении Народного комис­сариата просвещения, были реорганизованы в самостоятельные ин­ституты и переданы в ведение наркомздравов союзных республик. Только в 1929—1938 гг. было организовано 24 новых медицинских института, причем большая часть открылась в городах бывших на­циональных окраин России. Численность врачей возросла с 70 тыс. в 1928 г. до 155,8 тыс. в 1940 г.

20 июля 1936 г. был организован Наркомздрав СССР. В ведение вновь созданного наркомата перешли республиканские наркоматы здравоохранения. Наркомом здравоохранения СССР стал Г.Н. Ка­минский.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. при­нял новую Конституцию СССР.

Значительно расширена материально-техническая база меди­цинской науки. Среди многочисленных исследовательских инсти­тутов и лабораторий особое место занимал Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). Мировое признание многочисленных научных школ не раз демонстрировалось на между­народных конгрессах.

Так, на IV Международном конгрессе по борьбе с ревматизмом, состоявшемся в Москве, поддержку делегатов получила развивае­мая М.П.Кончаловским и Н.Д.Стражеско концепция об аллерги­ческой природе ревматизма и большой социальной значимости этого заболевания. XV Международный конгресс физиологов, про­ходивший в 1935 г. в СССР, в знак особых заслуг И.П.Павлова и его школы единодушно избрал великого ученого «старейшиной физи­ологов мира».

Не перечесть всех беззаконий и фактов геноцида лучших лю­дей, осмеливающихся выступать против произвола административ­но-бюрократической системы и личной власти.

С этими достижениями и с этими потерями страна вступила в разрушительную войну с германским фашизмом.

Государственная система советского здравоохранения подверг­лась тяжелейшему испытанию в годы Великой Отечественной вой­ны. Все службы здравоохранения были перестроены для оказания медицинской помощи раненым, быстрейшего восстановления их боеспособности, предотвращения эпидемий, обеспечения эвакуа­ции в тыловые районы страны.

Была удачно использована и развита единая медицинская докт­рина, действовала полностью себя оправдавшая система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению, прибли­жением квалифицированной медицинской помощи к полю боя и ее специализацией. Дивизионные медицинские пункты стали цен­трами основной хирургической работы; развилась мобильная сис­тема специализированных госпиталей в армейском и фронтовом районах. Под руководством Главного военно-санитарного управ­ления Вооруженных сил (начальник Е.И.Смирнов) вырабатывалась и применялась тактика военно-медицинской службы, отвечающая условиям небывалой по масштабам войны.

В тылу были мобилизованы резервы для создания системы эвакуационных госпиталей, руководство которыми возложено на Главное управление эвакогоспиталями и Госпитальный совет Нар-комздрава СССР, а также на соответствующие органы на местах. При областных и краевых комитетах партии были созданы ко­митеты помощи по обслуживанию больных и раненых воинов, ру­ководимые Всесоюзным комитетом. Нарком здравоохранения Г.А.Митерев был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по противоэпидемической работе, что позво­лило сосредоточить в руках единого органа все меры по предот­вращению эпидемий. Во всех республиках, областях, городах и районах организовывались чрезвычайные противоэпидемические комиссии.

В оказание медицинской помощи воинам и больным самоотвер­женно включались население и общественные организации.

Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить эпи­демии, сравнительно быстро ликвидировать санитарные послед­ствия войны. В строй возвращались более 72% раненых и более 90% больных солдат и офицеров.

Перед органами здравоохранения тыла, помимо оказания меди­цинской помощи воинам, направляемым в госпитали, встала нео­тложная проблема медицинского обеспечения гражданского насе­ления и, прежде всего, рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико-санитарные час­ти, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев (профилакториев) и др.

Многие дети потеряли родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, «пищевые станции», уве­личилось число домов ребенка, яслей, возникли так называемые ясли на дому. Эти и другие меры спасли жизни сотен тысяч де­тей. В июле 1944 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Ме­даль материнства"».

Для усиления научных медицинских исследований еще во время войны (1944) была создана Академия медицинских наук СССР -штаб и центр медицинской науки, объединяющий крупнейшие исследовательские институты страны. Первым президентом Ака­демии медицинских наук стал акад. Н.Н.Бурденко.

Война нанесла громадный ущерб народному хозяйству страны и населению. Полностью или частично было разрушено 1710 горо­дов и поселков, более 70 000 сел и деревень. Уничтожено и разграб­лено 20 000 больниц, поликлиник, санэпидстанций и других меди­цинских учреждений. СССР потерял в Великой Отечественной войне более 27 млн человек.

К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не толь­ко достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек.

Произошли изменения в основных показателях состояния здо­ровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидеми­ческие заболевания, значительно уменьшилась распространенность малярии и других инфекционных и паразитарных болезней, резко снизилась общая смертность (до 17,3 на 1000 населения в 1939 г.), возросла средняя продолжительность предстоящей жизни.

Накануне войны, несмотря набольшие просчеты, необоснован­ные репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоох­ранения, ценой непомерных усилий и жертв была построена госу­дарственная система здравоохранения в соответствии с принципами здравоохранения, провозглашенными на заре советской власти, об­сужденными еще на I Съезде медико-санитарных отделов в июне 1918 г. Эти принципы суть: 1) социально-профилактическое направ­ление здравоохранения; 2) государственный характер; 3) плановое развитие, единство системы медицины; 4) активное участие насе­ления и его организаций в охране и улучшении здоровья, в дея­тельности служб здравоохранения; 5) активное внедрение дости­жений науки в практику здравоохранения; 6) интернациональный по духу своему характер социалистического здравоохранения.

Однако эти принципы не были реализованы полностью, как не был построен социализм в нашей стране, хотя героический труд народа и деятельность медиков уже до войны создали мощную си­стему здравоохранения.

Национальная трагедия 30—40-х годов коснулась цвета на­ции, мозгового потенциала, многих выдающихся военных, людей творчества и, конечно, врачей. Нарком здравоохранения СССР Г.Н. Каминский был объявлен «врагом народа» и расстрелян 10 фев­раля 1938 г. Как «враги народа» были арестованы и репрессирова­ны врач-ученый Л.Г. Левин, выдающийся кардиолог Д.Д. Плетнев.

В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерс­ких и фельдшерско-акушерских пунктов.

Избавление от кошмара истребительной войны считали нача­лом новой, счастливой жизни. Больные, увечные, раненые ждали немедленного избавления от своих недугов. Ждали чуда, но оно не произошло. Истощенные войной ресурсы были брошены на тяже­лую индустрию, оборонную промышленность, армию, из колхозов вытягивали последние силы. На горизонте появилась новая вой­на — холодная. На социальную сферу, на обеспечение «счастливой жизни» почти не оставалось средств. По поводу развития здраво­охранения было принято много постановлений, в каждом из них провозглашалось возрастание заботы о здоровье людей. Однако ас­сигнования были несоизмеримы с теми суммами, которые шли на другие, «престижные», отрасли народного хозяйства. Если в конце 60-х годов из бюджета на здравоохранение выделялось 6%, то спу­стя 30 лет — не более 4%, а в пересчете на валовый национальный продукт вплоть до 1990 г. - не более 3%. В других экономически развитых странах расходы на здравоохранение превышали затраты на приобретение потребительских товаров, составляя 10% валово­го национального продукта и более. Продолжалось экстенсивное развитие материально-технической базы здравоохранения, т.е. строились дешевые, плохо оборудованные лечебно-профилакти­ческие учреждения, особенно больницы, ударными темпами гото­вились медицинские кадры, квалификация которых все более от­ставала от международных стандартов. Вплоть до международной конференции по так называемой первичной медико-санитарной помощи, проходившей в 1978 г. в Алма-Ате по инициативе ВОЗ и ЮНИСЕФ, и на основе международного опыта, доказавшего при­оритет в решении задач здравоохранения не стационаров, отнима­ющих более половины всех ассигнований, а первичных звеньев здравоохранения, доступных в каждом регионе и включающих, на­ряду с амбулаторно-поликлиническими учреждениями, пунктами здоровья в сельской местности, санитарно-эпидемиологические уч­реждения, родовспоможения, скорую и неотложную медицинскую помощь, акцент с упорством, достойным лучшего применения, де­лался на больницах, да еще крупнейших, многопрофильных, архи­дорогостоящих. Тактика здравоохранения не была сбалансирована

со стратегической задачей интенсивного, повсеместного развития социально-профилактического направления медицины. Необходи­мость изменения стратегии и тактики здравоохранения диктова­лась также резкими, буквально на глазах одного поколения, изме­нениями общественного здоровья, когда на первый план вышли хронические, обычно неэпидемические болезни, которые нельзя предотвратить традиционными методами профилактики и охраны внешней среды. Неотложными стали меры по формированию здо­рового образа жизни как наиболее действенного способа борьбы с хронической патологией.

Продолжали провозглашаться лозунги о выдающихся победах и достижениях, а на самом деле то, ради чего существует здравоохра­нение, т.е. улучшение общественного здоровья и качества медицин­ской помощи, заметно не менялось, более того, увеличилась смер­тность мужчин трудоспособного возраста, сократилась средняя продолжительность предстоящей жизни, не снижалась младенче­ская смертность, возросла частота нейропсихических заболеваний, алкоголизма, наркоманий.

Выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС (июль 1988 г.), министр здравоохранения Е.И.Чазов с болью говорил: «Хочу со­слаться на прошлое, потому что никогда нельзя повторять его ошиб­ки. Мы гордились системой охраны здоровья народа. Но молчали о том, что по уровню детской смертности находимся на 50-м месте в мире после Маврикия и Барбадоса. Мы гордились, что у нас боль­ше, чем в любой другой стране мира, врачей, больниц, но молчали, что по средней продолжительности предстоящей жизни занимаем 35-е место в мире».

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структу­ры организации здравоохранения, предусматривалось объедине­ние больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самосто­ятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпид-надзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву.

В 70-х годах проводился эксперимент по усилению экономичес­кой самостоятельности органов и учреждений здравоохранения, в частности, позволяющий главным врачам более свободно опери­ровать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактичес­ких учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей ннсдснин нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреж­дения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего эконо­мическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработ­ную плату по количеству и качеству труда медиков. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилакти­ческими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений.

В 50-е годы давали знать рецидивы культа личности, плоды дог­матической идеологии и политизации науки, техники, в том числе медицины. В начале 50-х годов страна испытала шок от так назы­ваемого дела врачей. Была арестована большая группа виднейших врачей (профессора М.С. Вовси, В.Н. Виноградов, М.В. Коган, Б. Б. Коган, Б. В. Егоров, В.Х. Василенко и др.). Как и следовало ожи­дать, обвинения во вредительской, шпионской деятельности ока­зались ложными и сфальсифицированными.

В последующем были попытки провести ряд реформ в здра­воохранении. В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны первые шаги по направ­лению к интенсивному развитию отрасли. Предполагались преиму­щественное развитие так называемых первичных звеньев — амбу-латорно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более), первичная спе­циализация по основным профилям на вузовском этапе медицин­ского образования (интернатура).

Было принято несколько постановлений ЦК КПСС и Совмина, касающихся здравоохранения. Постановление о развитии здра­воохранения в XIII пятилетке и на перспективу до 2000 г. (1987) исходило из необходимости кардинального повышения уровня об­щественного здоровья и радикальной реформы системы здравоох­ранения, усиления его социально-профилактического направления и укрепления материально-экономической базы.

Без мощной материально-технической базы здравоохранения и медицинской науки невозможно достичь современного уровня охраны и улучшения здоровья народа. В СССР к началу 90-х годов было действительно больше, чем где бы то ни было, больничных коек (более 3,6 млн), подготовлено более 1,3 млн врачей, созданы сотни институтов. Но дело не в экстенсивном пути, доставшемся нам от прошлого, когда всего не хватало и надо было готовить все­го как можно больше. В современном обществе успех зависит от качества, передовых технологий, интенсивных методов, основан­ных на научных достижениях. Предстоит достижение нового каче­ства общества, нового мышления, новой стратегии и тактики здра­воохранения, эффективных технологий.

Начавшаяся перестройка как преодоление негативных, анти­демократических, догматических, процессов, мешающих интен­сивному экономическому и социальному развитию во имя свобо­ды и благополучия народа, пока не дала ожидаемых результатов. Единое, мощное индустриальное государство, в котором, как утверждалось, сформировалась «историческая общность — совет­ский народ», распалось; союз независимых государств из бывших республик (СНГ) не в состоянии заменить великую державу. Несмотря на ряд демократических преобразований и попытки пе­рехода на новые экономические (рыночные) отношения, усили­лись негативные социально-экономические явления (сокращение общественного производства, растущая безработица, ухудше­ние питания, жилищных и других социально-бытовых условий для большинства населения и др.). Резко усилился остаточный принцип финансирования здравоохранения, замедлилось разви­тие его служб, до грани финансового кризиса доведены меди­цинская наука и образование, упал уровень здоровья населения. Смертность с 90-х годов существенно превышает рождаемость, возросла инфекционная заболеваемость, не увеличилась, как в других странах средняя продолжительность предстоящей жиз­ни и т.п.

Для преодоления этих негативных явлений предпринимаются попытки реформирования здравоохранения. Введение медицин­ского страхования к 2000 г. собрало до 1/3 всех средств на здра­воохранение. Вместо единственно государственной, бюджетной системы здравоохранения создается общественная система здра­воохранения, которая должна интегрировать государственные — бюджетные, страховые, частные и другие виды учреждений и служб здравоохранения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.