Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Как подготовить и прочитать лекцию




Особое место в лекции занимает использование элементов проблемного из­ложения. В данном случае проблемностъ можно понимать широко, как связь всего материала лекции с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе лекции задач творческого характера.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложе­ния материала необходимо решить. Такая лекция представляет собой занятие, предполагающее иници­ированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной науч­ной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений.

Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению акту­альных проблем современной науки. Успешное проведение лекции обеспечивает­ся реализацией всех дидактических принципов и требований с учетом особенно­стей этой формы обучения. Основные из них — целостность, научность, доступность, сознательность, системность, наглядность.

Принцип целостности лекции обеспечивается созданием единой ее струк­туры, основанной на строгой взаимосвязи педагогических целей занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами.

Принцип научности лекции предполагает соответствие материала основ­ным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективно­го фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Характерная логическая ошибка отдельных лекторов — начать доказывать одно, а закончить доказательством другого (потеря тезиса).

Принцип доступности обучения предполагает, что содержание учебного
материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для
студентов. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного мате­
риала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний
и представлений студентов. Установлено, что эффективность усвоения падает, если, стремясь доказательности, лектор приводит больше аргументов и данных, чем требуется в кон­кретной ситуации. Это объясняется так называемым «законом убывающей от­дачи», согласно которому любые излишества в иллюстрациях, доказательствах и вообще в воздействии на обучаемого приводят к отрицательному результату.

Направленность обучения от легкого к трудному предполагает постепен­ный переход от сравнительно легко усваиваемых студентами вопросов к более трудным. В ходе такого процесса трудное постепенно становится легким и служит отправным пунктом для еще более трудного.

Усилению доступности изложения способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекциях при ответах на вопросы не снижается значе­ние особенностей публичного выступления: ответ должен быть дан четко, сра­зу, в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом.

Принцип сознательности предполагает активную и самостоятельную дея­тельность студентов на лекции, необходимым условием чего является активи­зация их внимания. Внимание студентов раздваивается между познавательной деятельностью и написа­нием конспекта. Преподаватель должен уметь ослабить второе за счет усиле­ния первого. В противном случае творческий процесс восприятия будет сни­жен. Задача лектора состоит в том, чтобыв начале занятия увлечь обучаемых и превратить непроизвольное внимание в произвольное. Это обычно достигается через пробуждение и поддержание у студентов инте­реса к лекции и предполагает:

- включение всех теоретических и абстрактных суждений в систему конк­ретных примеров и понятий, знакомых студентам, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой;

- обращение к параллельно читаемым дисциплинам, иллюстрируя значе­ние конкретной дисциплины в системе научного знания;

- апелляцию к непосредственным интересам аудитории: «Курсовые рабо­ты будут строиться на основных положениях сегодняшней лекции. Мате­риал по заданной тематике отсутствует в имеющихся учебниках, по кото­рым вы готовитесь к экзаменам..» и т. д.).

Следование принципу системности требует соблюдения ряда педагогичес­ких правил. К ним, в первую очередь, относятся:

- подчинение изложения основной идее;

- взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постоянное по­вышение сложности рассматриваемых вопросов;

- взаимосвязь частей изучаемого материала;

- обобщение изученного материала, переход от конкретного к абстрактно­му;

- стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

- единообразие структуры построения материала;

- регулярность контроля знаний.

Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что озна­комление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что чело­век через зрение получает 70-80% всей информации, а лишь 20-30% — с помо­щью остальных органов чувств.

Наглядные пособия могут быть разделены на следующие группы:

- натуральные, куда относятся демонстрируемые предметы или процессы (экспериментальная наглядность);

- изобразительные (фотографии, демонстрационные плакаты, картины, и т. д.);

- схематические (графики, схемы и т. д.);

- материалы, требующие использования специальных технических средств
обучения, среди которых лидируют видеотехника и компьютеры. /

Содержание демонстрируемого материала должно соответствовать целям данного учебного процесса. Преподавателю необходимо предусмотреть воз­можные последствия неадекватной реакции студентов на те или иные элемен­ты демонстрации, уметь переключить внимание аудитории на содержание лек­ции. И поныне важным и во многом универсальным средством наглядности оста­ется меловая доска, использование которой также имеет свои правила и пре­имущества. Представляемая на доске информация должна быть в виде упрощенных схем, уменьшающих шансы аудитории запутаться в них и неправильно скопировать в конспекты. Наиболее важные слова, формулы и тому подобное необходимо выделять рамкой, другим цветом и пр.

Вести записи молча нежелательно, так как при этом теряется контакт с ауди­торией и нерационально расходуется время. Целесообразно начать объясне­ние одновременно с вычерчиванием. Необходимо, чтобы обучаемые вначале уяснили суть изображенного, а лишь после этого начали записывать в конс­пект.

Таким образом, лекции являются одним из важнейших видов учебных заня­тий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систе­матизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состоя­ние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных узловых вопросах, стимулиро­вать их активную познавательную деятельность и формировать творческое мышление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.