Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар как форма учебного процесса




СЕМИНАРОВ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

На лекции общение с аудиторией развивается по вертикали, когда лек­тор, идя, главным образом от теории к практике, доводит до сознания сту­дентов содержание научных идей, теорий, взглядов. Для семинара харак­терен непосредственный контакт преподавателя со студентами, и первая его задача в этом случае — установление доверительного общения, созда­ние атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Следовательно, в ходе семинара педагогическое взаимодействие осуществляется не только и не столько по линии «преподаватель - студент», но и по линии «преподава­тель - студент - студент».

Основной целью семинарского занятия является не столько проверка зна­ний, сколько углубление, закрепление и полное усвоение того материала, в котором лекция ориентировала студентов, на базе умения самостоятельной работы с литературой и другими источниками. Эффективность семи­нарских занятий определяется тем, что они проводятся как заранее подготов­ленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поис­ком ответов на них. Исходя из этого, опытные преподаватели стремятся сначала разбудить любоз­нательность студентов, вызвать со стороны аудитории вопросы: «Почему? За­чем? С какой целью?»

О познавательной функции семинара говорит сам термин (в переводе с латинского — рассадник знаний). Семинар — это творческая лаборатория, в которой знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоя­тельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают качественно иное, бо­лее осмысленное и прочное содержание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, новые истины, не попавшие ра­нее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль студен­тов одного уровня познания к другому, более высокому. Воспитательная функция семинара вытекает из познавательной, поскольку глубокое познание связано с осознанием теоретических положений и идей, с формированием научного мировоззрения, общей культуры и профессиональ­ного мастерства. Семинары способствуют превращению знаний в твердые лич­ные убеждения студентов, помогают преподавателю изучать мнения и интере­сы аудитории, устраняя при этом ошибочные взгляды, нездоровые настроения, совершенствуя и закрепляя правильные.

Наконец, семинару свойственна и функция контроля за содержанием, глу­биной и систематичностью самостоятельной работы студентов, что подчинено целям обучения и воспитания.

Педагоги выделяют три типа семинаров, принятых в университетах, педагогических, юридических и других вузах:

- семинар для углубленного изучения определенного систематического курса;

- семинар с целью углубленной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса (или отдельной темы);

- семинар (спецсеминар) исследовательского типа с независящей от лек­ционного курса тематикой по отдельным проблемам науки.

На семинарах первого типа, наиболее распространенного при изучении гу­манитарных, социальных и юридических наук, роль контроля будет более су­щественна, а на семинарах второго и особенно третьего типа наблюдается снижение значимости контрольной функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.