КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проведения семинарского занятияПрименение наглядности и технических средств в учебном процессе Итак, использование наглядности, в том числе и технических средств, является составным элементом учебного процесса. Главными характеристиками выпускника вуза являются его мобильность и компетентность. Значит, акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности самого студента. Разработка и внедрение активных методов обучения представлены в различных областях научного знания и исследованы многими преподавателями и психологами, однако недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях гуманитарного вуза. Говоря об активном обучении, прежде всего, имеют в виду методы, формы и средства обучения позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов: проблемные лекции, семинары-дискуссии, анализ конкретных ситуаций, методы математического, звукового моделирования с помощью ЭВМ, деловые и имитационные игры и т. д. Проблемное обучение. Преподаватель как бы вводит обучаемых в эту тему посредством общей установочной проблемы, на разрешение которой направляется деятельность обучаемых в процессе лекции, самостоятельной подготовки и семинарских занятий. Если понятия «учебная проблема», «задача», «вопрос» можно выразить в знаковой и речевой форме и их существование возможно и независимо от обучаемого, проблемная ситуация, как считают некоторые авторы, не может быть создана без обучаемого. Сущность проблемной ситуации заключается в том, что в содержании проблемного задания или вопроса, помимо каких-то данных, посылок, условий есть нечто такое неизвестное («белое пятно»), которое обучающемуся необходимо отыскать, открыть. Создание проблемных ситуаций в учебном процессе и управление познавательной деятельностью — одна из главных задач организации проблемного обучения. Вначале своей подготовки преподаватель может встретить трудности в подборе таких заданий, которые бы выполняли свою главную цель — побуждать студентов к самостоятельному открытию и усвоению неизвестных знаний. В связи с этим преподаватель должен знать, при каких основных условиях может возникнуть проблемная ситуация. К таким условиям, например, при изучении гуманитарных наук, относятся: - противоречие между имеющимися знаниями обучаемых (полученными в средней школе, из жизненного опыта и т. д.) и новыми задачами, постоянно возникающими в учебном процессе, для решения которых необходимы новые знания; - необходимость ценностной ориентации обучаемых в системе определенных знаний, выбора в этой системе оптимального способа действия для решения новой задачи; - потребность применения имеющихся теоретических знаний в необычных (новых) обстоятельствах; - необходимость теоретического обоснования социального опыта. Особенности исследовательского метода изучения учебных дисциплин в вузе позволяют утверждать, что познавательная деятельность студентов при данном методе приближается к исследовательской деятельности ученого. Обучаемые разрабатывают план и логику исследования, собирают информацию по теме, формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, доказывают или опровергают их. Такие работы могут быть оформлены в виде курсовых, научных работ, рефератов и т. д. Исследования, в зависимости от целей и подготовки обучаемых, могут быть разными по сложности и объему. Это могут быть и небольшие исследовательские задания в процессе семинарских занятий и такие задания, на выполнение которых потребуется больше внеучебного времени, чем учебного. Отдельные большие исследовательские задания может выполнять группа студентов. Значение исследовательского подхода при обучении очевидно. Обучаемые углубляют свои знания путем самостоятельной работы, а это самый верный путь превращения знаний в убеждения. Этот метод приобщает к творческим поискам, развивает научное мышление, представляя собой путь от чисто познавательной деятельности в процессе обучения к методам научного поиска. Методы активизации практических занятий. На практических занятиях решается целая гамма дидактических задач как неспецифических (закрепить полученные знания, сформировать умение применять их на практике), так и специфических, с учетом особенностей обучаемого контингента, в числе которых — формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения и т. д. Для решения этих задач применяется обучение на конкретном материале, в основном имитационными методами — неигровыми и игровыми. К первой группе относятся: - анализ конкретных ситуаций; - решение практических задач, - разработка сценариев; - разбор инцидентов; - разбор папки с деловой документацией; - алгоритмизированный метод (отработка практических действий по схеме). Ко второй группе относятся ролеситуационные и деловые игры. Наряду с имитационными могут применяться и неимитационные методы активного обучения: - решение практических задачи непосредственно в условиях производства, творческих коллективов; - групповая игра на реальном объекте; - анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, деловых папок); - на рабочих местах. Неигровые имитационные методы: Анализ конкретных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие практической (управленческой) деятельности. Различают четыре вида ситуаций по их назначению в учебном процессе: ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы. Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных процессов, эффективность использования определенных методов, способов и приемов работы, значение или роль каких-либо факторов, условий и обстоятельств. Ситуация-оценка. Обучаемым предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, значение и следствие ситуации, принятых мер или действий должностного лица. Ситуация-упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от обучаемых обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, а также проведения, например, отдельных сценических действий. Ситуация-проблема. Студентам предлагается не только дать анализ сложившейся обстановки, но и принять обоснованное решение. Ситуации могут быть введены в практику проведения занятий как в письменной, так и устной форме, а также с применением слайдов, диа и видеофильмов и т. д. Механизм применения конкретной ситуации или ситуационной задачи в учебном процессе основан на методе «мозговой атаки» («психологического штурма»). Главная цель состоит в том, чтобы формировать у обучаемых умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной задаче (проблеме). Метод «мозговой атаки» отрабатывается поэтапно. Первый этап включает: - формулирование проблемы, которую необходимо решить; - обоснование задачи для поиска решения; - определение условий коллективной работы; - формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы (число экспертов должно соответствовать количеству рабочих групп), задача которой — разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей. Второй этап именуется как тренировочная разминка, упражнение в быстром поиске ответов на вопросы и задачи, включенные в тренировку. Цель этапа — помочь обучаемым максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров: неловкости, стеснительности, боязни ошибок и др. Третий этап — собственно «мозговая атака», штурм поставленной проблемы. Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех рабочих группах. Эксперты фиксируют выдвижение идей. Четвертый этап — оценка и отбор наилучших идей экспертами (в это время рабочие группы отдыхают). Пятый этап — сообщение результатов «мозговой атаки» обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита. Завершается данный этап принятием коллективного решения — рекомендовать лучшие идеи к внедрению.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |