КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка к семинарскому занятию
Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий: -составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендованной литературы; - письменные и устные методические указания (рекомендации) студентам к каждому семинару; - анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выработка мер по их совершенствованию; - подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (рабочего плана) семинара; - проработку литературы и подбор наглядных пособий к очередному семинару; - предварительное ознакомление с группами студентов, с которыми предстоит работать; - систематическую помощь студентам в организации самостоятельной работы, в частности, проведение консультаций; - обсуждение на кафедре (методической секции) вопросов методики проведения семинаров вообще и по отдельным темам в частности; - организацию кафедрой выставок литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов и т. д. При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с жизнью, практикой, профилем вуза и факультетской специализацией и т. д. Применительно к развернутой беседе вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям: - не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы учебной дисциплины; - охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах; - учитывать научную и профессиональную направленность; - формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма); - вопросы плана должны охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой теоретической проблемы; - формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой. Методически серьезным является вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т. п., а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, все это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всего 3-4 часа. Методические указания студентам. Главное в методических советах студентам — показать, как они должны работать сами, а не что им нужно усвоить. Знание этих требований студентами, подкрепленное неукоснительным контролем за их исполнением со стороны преподавателя помогает им в самостоятельной работе над литературой при подготовке к выступлениям на семинаре. Приступая в начале семестра к семинарским занятиям, кафедра и каждый преподаватель проводят подготовительную работу. Во-первых, тщательно анализируют итоги прошедшего учебного года, определяя те трудные проблемы, которые встретились на семинарских занятиях, критически оценивают эффективность форм, методов и приемов, использовавшихся в прошлом по каждой теме семинаров, чтобы выявить их целесообразность. Во-вторых, лектор и руководители семинаров еще раз анализируют итоги последней экзаменационной сессии, уровень усвоения отдельных тем курса, обсуждают пути более органичной взаимосвязи лекционных и семинарских занятий. В-третьих, знакомятся с новой литературой и наглядными пособиями, техническими средствами по интересующей их тематике. Хорошо разработать план семинара, тщательно продумать его развернутый конспект, провести обстоятельные предсеминарские консультации — это необходимые, но еще недостаточные условия его успеха. Важно умело провести запланированную работу, чутко реагируя на возникающие в ходе занятия ситуации. Краткое вступительное слово преподавателя (2-3 минуты), хорошо продуманное, четко сформулированное, яркое по форме, играет исключительно важную роль, поскольку в нем определяются целенаправленность всего занятия, его актуальность, узловые проблемы. Вводное слово, на наш взгляд, должно отвечать определенным требованиям. По содержанию: - связь с предшествующей темой, целевая установка; - наличие практической значимости для данной аудитории выносимых на обсуждение вопросов. По форме: - предельный лаконизм и логическая стройность; - эмоционально-психологическая действенность. Порядок обсуждения вопросов плана может быть самый разнообразный: он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием. Значительная часть преподавателей использует следующий порядок: - выступления по основному вопросу; - вопросы выступающему; - анализ теоретических и методических достоинств и недостатков выступления, дополнения и замечания по нему; - заключительное слово основного выступающего в связи с замечаниями и дополнениями товарищей; - заключительное слово преподавателя. В создании творческой атмосферы на семинаре значительную роль играет содержание и форма выступлений. Дословное воспроизведение в докладе убивает интерес к обсуждению вопроса. Важно научить студента во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией. Единственно, что допустимо, это тактично, вполголоса сделанная поправка неправильно произнесенного слова, поставленного ударения. Вопросы к выступающему задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель, к чему их следует поощрять. Ответы докладчика в полной мере отражают, во-первых, насколько хорошо осмыслен дополнительный материал, свободно ли он владеет им, как глубоко осознано методологическое значение обсуждаемой проблемы в познании и практической деятельности. Во-вторых, в реакции студента на вопросы проявляются определенные психологические качества его личности: быстрота мыслительной ориентировки, самообладание, волевая собранность, выдержка, самостоятельность, решительность и т. д. Дискуссия на семинаре предполагает столкновение мнений в процессе исследования, обсуждения проблемы, и только в этом качестве она может быть приемлема на семинаре. Исключительно важную роль в организации дискуссии играют правильно и вовремя поставленные вопросы (заранее продуманные или сформулированные по ходу занятия), которые преподаватель в соответствующие моменты без нажима предлагает аудитории, чтобы вызвать столкновение мнений или, напротив несколько приглушить страсти в ходе развернувшейся дискуссии. В завершении занятия, подводя итоги, преподаватель оценивает уровень обсуждения вопросов в целом, лаконично подчеркивает существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и методологическое значение, углубляет то, что, по его мнению, освещено недостаточно глубоко, характеризует и оценивает сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль кого-либо из студентов, советует ознакомиться с дополнительной литературой.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |