Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Критерии оценивания лекции




Лекция с применением техники обратной связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на слова и действия преподавателя существовала всегда. Опытные преподаватели умело оценивают эту обратную связь и вносят соответствующие коррективы в методику занятий. Вопросы задаются и в начале, и в конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый — для того чтобы узнать, как аудитория осведомлена по данной проблеме. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподава­тель может организовать изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желае­мого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смысло­вого раздела задает новый вопрос, который предназначен уже для выявле­ния степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику по­дачи материала.

Важным является использование методического принципа обратной связи: вводный вопрос - изложение - конкретный вопрос и т. д. Таким образом, про­цесс усвоения лекционного материала становится управляемым, а главное, максимально приближенным к уровню подготовленности и восприятия дан­ной конкретной аудитории. Что, в свою очередь, обеспечивает и некоторую реализацию принципа индивидуализации учебного процесса в условиях груп­пового обучения.

Лекция-консультация. Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. (Возможно, поставить множество вопросов). После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия — свободный обмен мнениями, где преподаватель подводит итоги.

Если объем темы достаточно большой и лекцию нецелесообразно объеди­нять с консультацией, последней может быть посвящено специальное занятие.

Консультация по передовому опыту проводится в форме ответов на вопросы, которые возникают после прослушивания доклада, выступления специалиста или просмотра наглядных средств или ТСО. Для того чтобы обучаемые могли лучше подготовиться, до занятия им раздают материал доклада с таблицами и диаграммами. После ответов на вопросы преподаватель делает общее заключе­ние по данному материалу.

В условиях вуза критерии оценки разрабатываются с учетом профиля на каж­дой кафедре, но существуют и общие требования к оцениванию вузовской лек­ции. Особое внимание обращается на следующие вопросы:

1. Содержание:

- соответствие требованиям программы, в меру содержательно, научность и новизна, слишком сложно, слишком популярно, ненаучно, преобладает эмпирический материал, теоретический материал удачно сочетается с практикой будущей деятельности обучаемых;

- достижение цели лектором: преподаватель сосредоточен на том, чтобы

- дать существенное в предмете как основу для самостоятельной работы студентов; ставит такие проблемы, которые принимаются обучаемыми как достигаемыми целями; пытается синтезировать разные точки зрения на данный предмет; высказывает свою позицию в спорных (дискуссион­ных) вопросах или там, где проблема еще не решена; приводит примеры из собственного опыта.

2. Проблемные вопросы ставятся: слишком много, достаточно, мало, совсем не ставятся.

3. Доказательность лекции: лектор убедительно доказывает правильность (ошибочность) выдвинутых положений, бездоказательно декларирует истины.

4. Лекция имеет связь с профилем подготовки: достаточную, очень хорошую, неудовлетворительную.

5. План, структура лекции: четкая, расплывчатая, беспорядочная.

6. Манера чтения лекции: увлекательная, живая, монотонная, скучная.

7. Отношение лектора к студентам: внимательное, в меру требовательное, придирчивое, равнодушное, высокомерное, тактичное.

8. Контакт с аудиторией: хороший, недостаточный, отсутствует.

9. Запись лекции: записывает лекцию большинство, меньше половины — не записывают.

10. Поведение лектора: свободное, уверенное, скованное, манерное, наро­читое.

11. Стиль изложения лекции: свободно излагает материал, имея лишь крат­кие записи, близко придерживается конспекта, читает с листа, пересказывает учебник.

12. Организаторские умения, выражающиеся в систематической (логичес­кой) подаче материала, поддержании и активизации внимания аудитории, организации собственного поведения и поведения студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.