Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды семинара




В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов:

- вопросно-ответный;

- развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана се­минарского занятия;

- устные доклады студентов с последующим обсуждением их;

- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельны­ми студентами и затем до семинара, прочитанного всей группой;

- теоретическая конференция в группе или на потоке;

- семинар-диспут;

- комментированное чтение первоисточников;

- решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

- работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;

- семинар по материалам конкретных социальных исследований, прове­денных студентами под руководством преподавателя;

- семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;

- контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с пос­ледующим обсуждением;

- семинар-коллоквиум;

- семинар-пресс-конференция.

Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий яв­ляется развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной ли­тературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом.

Вместе с тем освещение вопросов в ходе развернутой беседы не всегда бы­вает достаточно полным и глубоким, определенная часть студентов остается пассивной. В связи с этим возникают вопросы: каким должно быть исходное выступление студента по каждой теме; следует ли выступающему охватить вопрос в целом или же освещать его отдельные стороны; нужно ли руководите­лю семинара требовать, чтобы выступление носило самостоятельный, творчес­кий характер и содержало элементы самостоятельных поисков?

Развернутая беседа на основе подготовки всех студентов по каждому пунк­ту плана семинара не исключает возможности заслушивания сообщений от­дельных студентов, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным дополнительным вопросам. К ним относятся выступления, касающиеся связи данной темы либо с новейшими общественно-политически­ми событиями внутреннего или международного характера, различными явле­ниями из жизни данной республики, области, района, города, института, либо с профилирующими дисциплинами, либо с появившимися по этим вопросам интересными статьями, книгами.

Методика проведения семинара с обсуждением докладов студентов подра­зумевает большое разнообразие вариантов. Иногда преподаватель сам или по желанию студентов назначает докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Оп­поненты и содокладчики должны предварительно ознакомиться с содержани­ем докладов, иначе их выступления окажутся повторением сказанного или не будут связаны с ним. Слабость этого варианта в том, что значительная часть участников семинара, а точнее — почти все, кроме докладчиков и содокладчи­ков, будут в стороне от обсуждения.

Два методических вывода:

- используя преимущества каждой из форм, обращать особое внимание на преодоление присущих им слабых сторон;

- чередовать на занятиях ту и другую форму, не допуская увлечения ни одной из них.

Во избежание разночтения уместно определять освещение студентом ос­новного вопроса семинара в ходе развернутой беседы как «исходное выступ­ление», а при докладной системе — как «доклад».

Обсуждение рефератов студентов. Между понятиями реферата и доклада нет существенной разницы. Обычно под рефератом понимается письменная работа, посвященная анализу того или иного произведения или какой-то про­блеме на основе ряда книг, статей. Реферат может быть публично оглашен, а может остаться в рукописи. Что касается доклада, то это, напротив, прежде всего устное сообщение, которое не обязательно пишется автором целиком.

Подготовка реферата требует длительного срока (две-три недели). Содер­жание его должно быть связано с темой семинарских занятий. Обычно это бывает одна из теоретических проблем, которая освещается под специальным углом зрения, связанным со специализацией студента данной группы или с текущими социально-политическими событиями. Это может быть также сооб­щение о результатах научных, социологических исследований, проведенных студентом под руководством преподавателя. Реферативные доклады целесооб­разнее всего ставить на заключительном семинаре по наиболее значимой теме, когда ее основные вопросы уже рассмотрены на предыдущих семинарах.

Подготовка реферата требует значительных усилий со стороны студентов и преподавателей. В начале учебного года кафедра предлагает студентам пере­чень рекомендуемых тем реферата. Но студенты могут, по согласованию с ру­ководителем семинара, выдвинуть и свои темы. Работая над рефератом, сту­денты консультируются у преподавателя, дают ему на просмотр подготовленные тексты.

Поощряя самостоятельный поиск студента, преподаватель обязан помочь ему в подборе литературы, в составлении плана, дать ему правильное направление в составлении плана написания реферата, ознакомиться с рефератом накану­не выступления докладчика, желательно также заслушать устное изложение реферата или его отдельных частей, с тем, чтобы внести коррективы не только в содержание, но, если потребуется, и в способ изложения, дикцию и т. д.

Простое распределение тем реферата среди студентов без последующей ра­боты с докладчиками, как это иногда случается, не приносит пользы, напротив, оно может дезориентировать студентов, потребовав значительно больше на­пряжения при меньшем результате. Нередко преподаватель требует доработки реферата, прежде чем он будет поставлен на обсуждение группы. Некоторые рефераты вообще на группе не обсуждаются. Качество реферата учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

Одно из достоинств реферативного метода — установление тесного контак­та между преподавателем и студентами, широкие возможности для изучения и оказания соответствующего влияния на склонности, интересы и мировоззре­ние студентов.

Тематика рефератов составляется либо отдельно каждым руководителем семинара, либо рекомендуется кафедрой для всех групп студентов данного курса (факультета). Распределение рефератов среди студентов обычно прово­дится по их собственному выбору, а иногда по рекомендации преподавателя. Распределение рефератов лучше всего проводить на одном из первых занятий (или консультаций), чтобы у студентов было достаточно времени на их подго­товку. Очень важно позаботиться о том, чтобы на кафедре по каждой теме рефе­рата была подобрана необходимая литература.

Теоретическая конференция является формой, весьма близкой к семинарам, на которых обсуждаются доклады и рефераты. Отличие ее заключается, с од­ной стороны, в более длительной и тщательной подготовке, а с другой стороны в том, что она проводится нередко не с одной группой, а с несколькими или с целым потоком, даже курсом. Теоретические конференции, групповые и курсовые, рекомендуется прово­дить один-два раза за время изучения учебной дисциплины, используя время, отведенное на семинарские занятия, а иногда проводя их и во внеучебное время.

Практика проведения семинаров и учет психологических особенностей сту­денческой аудитории позволяет сделать вывод, что продолжительность докла­дов на конференциях и других формах семинарских занятий не должна пре­вышать 15-20 минут. Во-первых, это позволяет заслушать больше докладчиков; во-вторых, первый порог утомления студентов, как известно, наступает на 15-20 минуте занятий. Стало быть, краткий доклад заслушивается до наступления первого порога утомления, после чего произойдет смена формы работы — нач­нется обсуждение доклада, что вызовет оживление аудитории.

Семинар - контрольная (письменная) работа студентов.

Раньше контрольные письменные работы давались только студентам-заоч­никам. Формы и объем этой работы различны. Иногда их проводят без предупреж­дения, по ранее пройденному материалу, чаще же — по запланированной на данный семинар теме или одному из ее вопросов. Бывает на письменную работу отводятся оба часа семинара, в основном же — один час или даже полчаса (а иногда всего 10-15 минут), а остальное время посвящается развернутой беседе по плану семинара. Многолетняя практика проведения письменных работ свидетельствует, что после них студенты начинают лучше готовиться к занятиям. В результате рабо­та семинаров активизируется, эффективность их резко повышается.

Семинар-коллоквиум. Коллоквиумы, то есть собеседование преподавателей со студентами, имеют своей целью, главным образом, выяснение и углубление их знаний. В некоторых случаях их проводят по дополнительным темам, кото­рые не предусмотрены программой, но вызывают интерес среди той или иной части студентов. В других случаях речь идет о дополнительных занятиях по каким-то сложным темам курса, оставшимся не вполне усвоенными студента­ми. Наконец, чаще всего коллоквиумы проводятся с целью выяснения знаний студентов, которые по тем или иным причинам не выступали на нескольких последних семинарах. В этом случае коллоквиум выглядит как своеобразный зачет по пройденным темам.

Суть семинара-пресс-конференции заключается в том, что преподаватель по­ручает нескольким студентам подготовку докладов по каждому пункту плана семинара по теме следующего семинара. На очередном занятии после краткого вступления руководитель семинара предоставляет по своему выбору слово для доклада одному из готовившихся студентов. Доклад длится 10-12 минут. За­тем каждый студент задает докладчику один вопрос. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Отсюда и его название: семинар-пресс-конференция. При этом подразумевается, что для формулировки вопроса студент должен иметь определенные знания по теме, предварительно изучить соответствующую литературу. Характер вопросов во многом определяется глубиной самостоятельной работы. Отвечает на вопросы сначала докладчик. Если руководитель семинара считает ответ недостаточным, он предоставляет воз­можность высказать свое мнение по вопросу другим студентам, а затем допол­няет сказанное и вносит нужные коррективы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 6632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.